ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2923/05 от 20.12.2005 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан № А37-2923/05-8

26.12.05 г

Резолютивная часть решения объявлена 20.12.05 г

Полный текст решения изготовлен 26.12.05 г 

Арбитражный суд Магаданской области в составе –

председательствующий – судья Кудым С.Е. , -

(при ведении протокола судебного заседания председательствующим)

рассмотрел в заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть»

к администрации Ольского района Магаданской области

о взыскании 12 270 рублей 17 копеек.

третье лицо: Арманская поселковая администрация Ольского района Магаданской области

с участием представителей:

от истца - ФИО1, юрисконсульт, доверенность от 05.01.04 г. № 0901

от ответчика – ФИО2, юрист, доверенность от 31.01.05 г. № 1-19/187

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Истец, Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Магадантеплосеть», обратился в суд с иском с последующими уточнениями о взыскании с ответчика, администрации Ольского района Магаданской области, суммы убытков в размере 12 270 рублей 17 копеек, понесенных в связи с предоставлением истцом в период с октября 2002 г по июнь 2003 г гражданам, имеющим на это право, субсидий по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения.

В материально-правовое обоснование заявленных требований истец сослался на ст.ст. 8,15, 58, 59 ГК РФ, указав при этом, что в соответствии с постановлением Главы Администрации Арманского округа города Магадана от 23.01.03 г. № 1а им была предоставлена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Арманского округа ( пос.Армань) и имеющим право на ее получение. Субсидии были предоставлены гражданам в соответствии с Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 г № 887 , в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.

По мнению истца, заявленная сумма иска должна быть возмещена за счет средств муниципального бюджета Администрации Ольского района, поскольку в связи с изменением административно - территориального устройства Магаданской области Администрация Ольского района является полным правопреемником Администрации Арманского округа города Магадана.

В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных исковых требованиях в полном объеме.

Ответчик с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему. Все доводы ответчика против заявленного иска сводятся к следующему. По мнению ответчика, Администрация Ольского района является правопреемником Администрации Арманского округа г. Магадана только в части того объема обязательств, которые переданы ей по передаточному акту. По утверждению ответчика Администрация Ольского района не несет ответственности по обязательствам Администрации Арманского округа г. Магадана, которые не включены в передаточный акт. Постановление от 23.01.03 г №1а было издано позднее подписания передаточного акта имущества ( 01.01.03 г) и в силу этого обязательство Администрации Арманского округа по данному постановлению не могло перейти к Администрации Ольского района. По коду 130330 «Прочие трансферты населению», по которым учитываются выплаты субсидий малоимущим слоям населения, никакой задолженности передано не было.

Кроме того, ответчиком указано на то, что постановление Главы Администрации Арманского округа города Магадана от 23.01.03 г. № 1а «О предоставлении гражданам (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг» было принято с превышением полномочий, поскольку на момент его издания уже действовали органы местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» и обязанность по предоставлению субсидий жителям пос. Армань, вошедшего в состав территории Ольского района, в соответствии с законодательством лежала на Администрации Ольского района в лице отдела социальной защиты населения.

Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания извещено в установленном порядке, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления № 64921.

Согласно ранее представленному отзыву от 29.09.05 г ( л.д. 65) третье лицо по существу искового заявления пояснило, что администрация Арманского округа в переходный период преобразования Ольского района с января 2003 г по март 2003 г до момента передачи дел по начислению субсидий в течение января месяца начисляла субсидии, а финансирование осуществлялось администрацией района.

Исследовав доказательства по делу, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 65 АПК РФ и разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в п.п. 29 и 30 постановления от 28.02.2001 г. № 5 каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание, своих требований и возражений.

Суд, руководствуясь ч.1 ст.71 АПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из материалов дела истец в силу Закона « Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации» при осуществлении расчетов за предоставленные услуги теплоэнергии и горячего водоснабжения предоставило субсидии гражданам, проживающим в <...>, в размере 12 270 рублей 17 копеек за период с октября 2002 г по июнь 2003 г.

Постановлением Главы Администрации Арманского округа города Магадана от 23.01.03 г. № 1а «О предоставлении гражданам (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг» гражданам, указанным в приложении к постановлению назначены субсидии.

В связи с невозмещением истцу муниципальным органом исполнительной власти - администрацией Ольского района, из муниципального бюджета заявленной суммы истец обратился в суд о ее взыскании.

Законом РФ от 24.12.1992 г № 4218-1 « Об основах федеральной жилищной политики» определено , что органы государственного управления предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и бюджета, в соответствии с положением о предоставлении субсидий, утверждаемых Правительством РФ.

Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 г № 887 ( действующим на спорный период) установлено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта РФ порядком предоставления субсидий гражданам. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно - коммунальные услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Согласно Порядку предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Магаданской области, утвержденному Постановлением губернатора области от 30.06.00 г № 97 (действовавшего в спорный период) субсидии предоставляются гражданам мэрией города, районными администрациями через отдел жилищных субсидий, созданный при администрации или другой орган (отдел) по поручению мэрии города, администрации района. Субсидия назначается отделами жилищных субсидий, созданными при мэрии г. Магадана, администрациях районов области, после предоставления гражданином необходимых документов.

Администрация Арманского округа города Магадана была образована постановлением мэра г. Магадана от 23.06.00 г №1463-а на основании закона Магаданской области от 05.07.1999 г № 80- ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области» и упразднена постановлением мэра города Магадана от 18.03. 03 г № 537 в связи с внесением изменений и дополнений в закон Магаданской области «Об изменении административно- территориального устройства Магаданской области» № 80-ОЗ от 05.07.1999 г на основании решения Магаданского областного суда от 29.08.02 г и дополнительного решения того же суда от 02.10.02 г.

Постановлением главы Ольского района №90 от 08.04.03 г «Об организации управления на территориях поселков и сел Ольского района» (л.д. 47-48) администрация Арманского округа города Магадана реорганизована в сельскую администрацию Ольского района, являющуюся структурным подразделением администрации Ольского округа.

Как следует из представленных документов Законом Магаданской области № 80-ФЗ от 05.07.1999 г «Об изменении административно - территориального устройства Магаданской области» Ольский район ( в состав которого входил п.Армань ) был упразднен как административно-территориальная единица и муниципальное образование Магаданской области.

В последующем Законом Магаданской области от 06.08.02 г №274 –ОЗ «О внесении изменений в Закон Магаданской области «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области» от 05.07.1999 г №80-ОЗ» и решением Магаданского областного суда от 29.08.02 г и дополнительного решения того же суда от 02.10.02 г. (л.д.36-40) статус Ольского района как административно -территориальной единицы и муниципального образования Магаданской области был восстановлен.

В связи с восстановлением статуса Ольского района как муниципального образования и административно-территориальной единицы (в состав которого входит и территория бывшего Арманского округа г. Магадана) 01.12.02 г были проведены выборы главы муниципального образования «Ольский район» который вступил в должность 15.12.02 г.

16.12.02 г постановлением главы Ольского района №1 администрация Ольского округа города Магадана реорганизована в администрацию Ольского района (л.д.32).

Пунктом 6 постановления №1 от 16.12.02г главы Ольского района до избрания и вступления в полномочия представительного органа муниципального образования « ОЛьский район» - Ольской районной Думы, принятия им Устава муниципального образования. Для решения организационных и социально-экономических вопросов на территории бывших административных Ольского и Арманского округов города Магадана установлен переходный период, в течение которого глава Ольского района руководствуется в своей деятельности законами Российской Федерации и законами субъекта РФ – Магаданской области, обеспечивающих правовое регулирование вопросов местного самоуправления. При этом в полном объеме сохраняются полномочия администрации обоих округов ( Ольского, Арманского).

При таких обстоятельствах, с учетом анализа вышеназванных документов и сложившейся ситуации суд пришел к выводу, что функция по предоставлению гражданам, проживающим в пос. Армань в спорный период принадлежала администрации Ольского района и в силу этого обязанность по возмещению неполученных предприятием жилищно- коммунального предприятия доходов ( выпадающих доходов) ,связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг жителями пос.Армань, лежит на администрации Ольского района .

Кроме того представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что рассмотрение вопросов о предоставлении субсидий гражданам, проживающим в п.Армань в спорный период входило в функции администрации Ольского района . Однако, согласно ее пояснениям, указанные в приложении к постановлению граждане в админитсрацию Ольского района по вопросу предоставления субсидии не обращались.

Вместе с тем на момент обращения граждан в администрацию Арманского округа по вопросу предоставления субсидии, отдел жилищных субсидий в структуре администрации Ольского района не был сформирован, поскольку Положение об отделе социальной защиты населения администрации Ольского района было утверждено постановлением главы Ольского района от 26.02.03 г №39 Данному отделу было поручено вести прием граждан Ольского района по вопросам предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, в сложившейся ситуации Администрация Арманского округа при принятии постановления №1а от 23.01.03 г по существу выполнила функцию отдела по предоставлению гражданам предусмотренной законодательством субсидии.

Что с учетом особенностей переходного периода, незавершенности процесса реорганизации органов управления муниципального образования «Ольский район», не является основанием для отказа администрацией Ольского района принятия к исполнению данного постановления и возмещения жилищно-коммунальному предприятию выпадающих доходов, которые следует расценивать как убытки предприятия.

При этом судом учтены устные пояснения представителя ответчика относительно того, что муниципальное образование в достаточном объеме обеспечивается финансовыми средствами для осуществления государственных полномочий по реализации Федерального закона. Доказательств, свидетельствующих о недостаточности финансирования на указаные цели ответчиком не представлено.

Кроме того, следует отметить, что постановление администрации Арманского округа №1а от 23.01.03 г «О предоставлении гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг» не оспорено и в установленном порядке не признано незаконным.

Довод ответчика относительно того, что Администрации Ольского района данная задолженность не была передана по передаточному акту не может быть принять во внимание, поскольку с учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что данная задолженность является задолженностью органа исполнительной власти муниципального образовании «Ольский район»- администрации Ольского района.

Факт предоставления субсидии подтверждается материалами дела в том. числе расчетами истца, выписками из лицевых счетов, квитанциями и др.

При таких обстоятельствах требования истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 26.12.05 г

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с ответчика, администрации Ольского района Магаданской области, в пользу истца, муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть», убытки в размере 12 270 рублей 17 копеек за счет казны муниципального образования.

2. Выдать истцу справку на возврат госпошлины из федерального бюджета РФ в размере 500 рублей 00 копеек.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в арбитражный суд Магаданской области в месячный срок.

Судья Кудым С.Е.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, <...>

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

г. Магадан № А37-2923/05-8

20.12.05 г

Арбитражный суд Магаданской области в составе –

председательствующий – судья Кудым С.Е. , -

(при ведении протокола судебного заседания председательствующим)

рассмотрел в заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть»

к администрации Ольского района Магаданской области

о взыскании 12 270 рублей 17 копеек.

третье лицо: Арманская поселковая администрация Ольского района Магаданской области

с участием представителей:

от истца - ФИО1, юрисконсульт, доверенность от 05.01.04 г. № 0901

от ответчика – ФИО2, юрист, доверенность от 31.01.05 г. № 1-19/187

от третьего лица – не явился, извещен

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с ответчика, администрации Ольского района Магаданской области, в пользу истца, муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть», убытки в размере 12 270 рублей 17 копеек за счет казны муниципального образования.

2. Выдать истцу справку на возврат госпошлины из федерального бюджета РФ в размере 500 рублей 00 копеек.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в арбитражный суд Магаданской области в месячный срок.

Судья Кудым С.Е.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, <...>

Телетайп 145249 «Закон», тел. <***>

ПРОТОКОЛ

СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

г. Магадан № А37-2923/05-8

20.12.05 г

Арбитражный суд Магаданской области в составе –

председательствующий – судья Кудым С.Е. , -

(при ведении протокола судебного заседания председательствующим)

рассмотрел в заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть»

к администрации Ольского района Магаданской области

о взыскании 12 270 рублей 17 копеек.

третье лицо: Арманская поселковая администрация Ольского района Магаданской области

с участием представителей:

от истца - ФИО1, юрисконсульт, доверенность от 05.01.04 г. № 0901

от ответчика – ФИО2, юрист, доверенность от 31.01.05 г. № 1-19/187

от третьего лица – не явился, извещен

Заседание открыто в 10 часов 00 минут

Председательствующий в соответствии со ст. 21-26 АПК РФ разъясняет лицам, участвующим в судебном заседании, право заявлять отводы суду и основания к этому.

Отводы не заявлены.

Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в судебном заседании, их процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 40-43, 49, 60-62 и 138 АПК РФ.

О заключении мирового соглашения и использования иных примирительных процедур стороны ходатайств не заявили.

Удовлетворены ходатайства лиц, участвующих в судебном заседании, о приобщении в дело дополнительных документов.

В объяснении представитель истца поддержал иск по тем же основаниям, которые были изложены в исковом заявлении.

В объяснении представитель ответчика не признал иск по тем же основаниям, которые были изложены в письменном отзыве на иск и дополнении к нему.

Суд исследует письменные доказательства, приобщенные в дело.

По окончании исследования всех представленных доказательств по материалам дела дополнений от лиц, участвующих в заседании, не поступило.

Объявлено исследование доказательств законченным.

С прениями и репликами лица, участвующие в заседании, не выступали.

Объявлено рассмотрение дела по существу законченными.

Объявлен перерыв для принятия судебного акта.

По окончании перерыва объявлена резолютивная часть решения.

Разъяснен порядок ознакомления с протоколом судебного заседания. Об изготовлении судебного акта в полном объеме в пятидневный срок, а также порядок обжалования судебного акта.

Судебное заседание закрыто - 11 часов 30 минут.

Протокол судебного заседания составлен –20.12.05 г

Судья С. Е. Кудым