Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело №А37-2928/2019
27 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «ТВ-Колыма-Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
заявитель, управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее – Управление, Роскомнадзор), обратился в суд с заявлением о привлечении ООО «ТВ-Колыма-Плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 07.10.2019 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства, сторонам предложено представить в арбитражный суд дополнительные пояснения и доказательства в сроки, указанные в определении.
О возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены, представили дополнительные пояснения.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статью 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статью 60 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункт «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, условия лицензии от 23.10.2014 ТВ № 25979, а также результаты плановой выездной проверки.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором он не согласен с отсутствием программ детской направленности. В обоснование представлены запись эфиров 02.09.2019 и 08.09.2019, в которых имеются программы «Ура, каникулы!» и «Учебник».
В части несоблюдения объёмов вещания ответчик просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, указывая на малозначительность данного нарушения.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
Согласно статье 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных в части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусматривает, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения, в данном случае – нарушение лицензионных условий (объема вещания и процентного соотношения).
Кроме того, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, административным органом была проведена плановая выездная проверка согласно приказам руководителя Управления от 21.08.2019 № 64-нд, от 27.08.2019 № 65-нд, в отношении ответчика.
В ходе проверки в период с 02 по 08 сентября 2019 года (включительно) была произведена семисуточная круглосуточная запись телеканала «ТВ-Колыма-Плюс». По результатам проведенной проверки видеозаписей установлено, что общий объем вещания продукции телеканала «ТВ-Колыма-Плюс» в неделю составил 30 часов 00 минут 46 секунд, что не соответствует заявленному в лицензии (39 часов 00 минут 00 секунд).
Также в ходе изучения видеозаписи установлено, что условия лицензии об основных направлениях вещания (программной концепции вещания) не соблюдается: телеканал «ТВ-Колыма-Плюс» в своих выходах не транслирует программы «Детской» направленности.
Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, перечень которых установлен соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в данном случае, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.02.2014 № 16 (л.д. 24).
По результатам проведения мероприятия государственного контроля по соблюдению лицензионных условий, обязательных требований в сфере телевизионного вещания и в связи с выявленными нарушениями в деятельности общества, Роскомнадзор составил протокол об административном правонарушении от 01.10.2019 № АП-49/04/378.
Суд установил, что протокол составлен уполномоченным лицом, с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении получено обществом 30.08.2019 (л.д. 11). При составлении протокола присутствовал представитель общества, полномочия которого были подтверждены в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Ответственность за выполнение лицензионных условий и требований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон «О СМИ»), и другими законодательными актами Российской Федерации, возлагается на вещателя - ООО «ТВ-Колыма-Плюс». Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание (пункт 14 статьи 2 Закона «О СМИ»).
В соответствии со статьей 31 Закона «О СМИ», телевизионное вещание, радиовещание (далее - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Законом.
В лицензии на телевизионное вещание указываются: - сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
- наименование (название) распространяемого телеканала; - программная направленность телеканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные); - территория распространения телеканала; - объем вещания (в часах); - дата начала вещания; - срок действия лицензии на телевизионное вещание, отметка о продлении ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 Закона «О СМИ»; - сведения о среде вещания телеканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания); - сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала в мультиплексе (за исключением наземного аналогового вещания), заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона).
Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о лицензировании телевизионного и радиовещания от 08.12.2011 № 1025, в соответствии с которым лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания является, в том числе, соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание. Вещание должно осуществляться с соблюдением законодательства Российской Федерации в соответствии с заявленной программной концепцией и условиями осуществления вещания.
Статьей 60 Закона «О СМИ» установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся в распространении продукции средств массовой информации с нарушением лицензионных условий, влечет за собой административную ответственность.
ООО «ТВ-Колыма-Плюс» имеет лицензию на вещание телеканала «ТВ-Колыма-Плюс» (лицензия серии ТВ № 25979 от 23.10.2014, л.д. 19-23), следовательно, ООО «ТВ-Колыма-Плюс» является вещателем телеканала «ТВ-Колыма-Плюс».
Согласно приложению № 1 к лицензии от 23.10.2014 ТВ № 25979 общий объем вещания в неделю составляет 168 часов, вещание продукции «ТВ-Колыма-Плюс» к общему объему вещания составляет 39 часов в неделю, соотношение вещания продукции телеканала «Домашний» к общему объему вещания составляет 129 часов в неделю.
Также в приложении № 1 к лицензии от 23.10.2014 ТВ № 25979 указаны основные направления вещания телеканала «ТВ-Колыма-Плюс»: общественно-политическое,культурно-просветительское, детское, музыкальное, познавательно-развлекательное.
В ходе проверки видеозаписей административным органом установлено, что общий объем вещания продукции телеканала «ТВ-Колыма-Плюс» в неделю составил 30 часов 00 минут 46 секунд, что не соответствует заявленному в лицензии (39 часов 00 минут 00 секунд). Уменьшение объема вещания составило 8 часов 59 минут 14 секунд, что является нарушением лицензионных требований по Лицензии № 25979.
Также административный орган указывает на нарушении программной концепции вещания (отсутствует «Детская» направленность).
При этом, административным органом не указано, какие именно программы следует относить к «детским».
Законом «О СМИ» критерии отнесения программ по тематическому направлению вещания не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В Приложении № 1 к лицензии № 25979 в части краткой характеристики направления вещания «Детское» отражено – программы для дошкольников и младших школьников.
Ответчиком в подтверждение наличия программ «детской направленности» представлены записи эфиров 02.09.2019 и 08.09.2019, в которых имеются программы «Ура, каникулы!» и «Учебник».
При исследовании указанных программ судом установлено, что программа «Учебник» (эфир 08.09.2019), несмотря на название, по своей тематике, содержанию и художественному оформлению не соответствует характеристикам программы для дошкольников и младших школьников.
В то же время программа «Ура, каникулы!» представляет собой репортаж о проведении школьниками летних каникул, в связи с чем, может быть отнесена к направлению вещания «Детское».
Поскольку количество и процентное соотношение детских программ к общему объёму вещания лицензионными требованиями не установлено, наличие программы «Ура, каникулы!» свидетельствует о соблюдении ООО «ТВ Колыма-Плюс» условий, предусмотренных лицензией в части программной направленности.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности административным органом состава правонарушения в части несоблюдения объёмов вещания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку административное производство возбуждено в отношении юридического лица, его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путём установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений данной нормы, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и с их стороны к этому были приняты все меры.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения условий лицензии в части объема вещания, не представлено.
Поскольку ответчиком не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ он признаётся виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, не истёк.
Наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В данном случае исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершённое ООО «ТВ Колыма-Плюс» правонарушение как малозначительное, судом также не установлено.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При этом в соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
При назначении наказания, судом рассмотрен вопрос о наличии в действиях общества обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность.
Основываясь на материалах дела, суд считает целесообразным при назначении административного наказания учесть привлечение общества к административной ответственности впервые и назначить наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
1. Требование управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ТВ-Колыма-Плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
3. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в 15-дневный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья В.В. Скороходова