ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-317/10 от 25.05.2010 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело №А37-317/2010

31 мая 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2010 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи В.Д. Поповой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В.Антоненко,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой»

к Министерству финансов Российской Федерации, Администрации Магаданской области

о взыскании 360 502 рублей 13 копеек

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

Управление Федерального казначейства по Магаданской области, Департамент финансов администрации Магаданской области

при участии представителей:

от истца: ФИО1, представитель, доверенность от 24.12.2009 №1;

от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации: ФИО2, специалист 1 разряда юридического отдела Управления Федерального казначейства по Магаданской области, доверенность от 19.01.2010 № 02-23/175;

от Администрации Магаданской области: ФИО3, консультант отдела договорной, претензионно-исковой работы правового управления, доверенность от 21.12.2009 № 6555;

от третьего лица - Управления Федерального казначейства по Магаданской области: ФИО2, специалист 1 разряда юридического отдела Управления Федерального казначейства по Магаданской области, доверенность от 11.01.2010 № 02-23/27;

от третьего лица - Департамента финансов администрации Магаданской области: О.В. Меличенко, начальник отдела кадрового, правового и информационного обеспечения, доверенность от 05.04.2010 № 06/55.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» (далее истец) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее Минфин) и Администрации Магаданской области (далее администрация) о взыскании убытков с учетом принятого уменьшения в размере 360 502 руб. 13 коп.

В обоснование заявленных исковых требований истец сослался на статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьи 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Закон Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377, Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584, а также указал, что истец оказывал в 2009 году коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям, в том числе населению Омсукчанского района Магаданской области.

Прокурором Омсукчанского района в интересах педагогических работников Омсукчанского района предъявлены к истцу иски о взыскании денежных средств, уплаченных педагогическими работниками поселков Омсукчан и Дукат за коммунальные услуги по отоплению в декабре 2008 года и в 2009 году. Иски судом удовлетворены, с истца взысканы суммы, уплаченные педагогическими работниками за коммунальные услуги по отоплению в декабре 2008 года и в 2009 году.

Службой судебных приставов в пользу педагогов по решениям мировых судей взыскано 360 502 руб. 13 коп. Данная сумма и составила убытки истца.

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в поселках городского типа. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

В соответствии со статьей 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится субъектом Российской Федерации организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере 100 % платы за жилое помещение, освещение и отопление (теплоснабжение). Возмещение указанных расходов производится ежемесячно.

По утверждению истца, субъектом РФ возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки за декабрь 2008 г. и за 2009 год истцу не производилось.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.

Представитель Администрации Магаданской области в судебном заседании и согласно отзыву на исковое заявление от 12.03.2010 № 1105 указал, что Администрация Магаданской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Поскольку в 2009 году средства из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности в бюджет Магаданской области не поступали, следовательно, у истца отсутствует право на возмещение указанных расходов за счет средств бюджета Магаданской области.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Магаданской области в судебном заседании и согласно отзывам на исковое заявление от 31.03.2010 № 02-08/1311, от 24.05.2010 № 02-08/2063 возражал против взыскания суммы исковых требований за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. В частности указал, что Российская Федерация выполнила свои обязательства по выделению денежных средств на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, субъекту Российской Федерации (Магаданской области).

Представитель третьего лица - Департамента финансов администрации Магаданской области в судебном заседании и согласно отзыву на исковое заявление от 12.03.2010 № 06/588 указал, что поскольку Российская Федерация не обеспечила субъект Федерации – Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами – субвенциями, а последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием соответствующий муниципальный бюджет, то третье лицо считает правомерным взыскание задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании представил письменное ходатайство, в котором указал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации. В связи с этим отказывается от исковых требований к Администрации Магаданской области.

Производство в части предъявленных исковых требований к Администрации Магаданской области прекращено, о чем вынесено определение.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей истца, ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что истец в период с декабря 2008 года по июнь, август 2009 года оказывал коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям Омсукчанского района Магаданской области, в том числе гражданам, которые относятся к категории педагогических работников.

За этот период педагогические работники оплатили полученные коммунальные услуги по отоплению.

Прокурором Омсукчанского района в интересах педагогических работников Омсукчанского района предъявлены к истцу иски о взыскании денежных средств, уплаченных педагогическими работниками поселков Омсукчан и Дукат за коммунальные услуги по отоплению в декабре 2008 года и в 2009 году. Иски судом удовлетворены, с истца взысканы суммы, уплаченные педагогическими работниками за коммунальные услуги по отоплению в декабре 2008 года и в 2009 году.

Службой судебных приставов в пользу педагогов по решениям мирового судьи взыскано 360 502 руб. 13 коп. Данная сумма и составила убытки истца.

В расчетах цены иска истцом указан список педагогических работников, пользующихся правом на бесплатные коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению (том 1, л.д. 10-11, том 3, л.д.53-55).

Затраты по предоставлению льгот педагогическим работникам в соответствии с действующим законодательством истцу не были возмещены, поэтому истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями и дополнениями) педагогические работники образовательных учреждений (в том числе пенсионеры) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Финансирование предусмотренных Федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30.06.2004 № 329).

В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (графы 44 204 551 1, 44 204 555 0), поселки Омсукчан и Дукат Магаданской области отнесены к поселкам городского типа.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» к образовательным учреждениям относятся, в том числе и дошкольные учреждения.

Согласно Закону Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», действующим в спорный период, правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением пользуются, в том числе вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей.

При этом возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере 100 % платы за отопление, в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации Магаданской области.

С учетом изменений, внесенных Законом Магаданской области от 29.12.2008 № 1104-ОЗ в статью 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ, финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

В пункте 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Исходя из положений статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 следует, что отдельные полномочия Российской Федерации, к каковым относятся предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности рабочих, поселках (поселках городского типа), могли быть переданы субъектам РФ при условии финансирования расходов на указанные цели за счет субвенций из федерального бюджета.

При рассмотрении спора суд установил, что Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 № 198-ФЗ предусмотрено распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам на 2008 год в размере 38 820 800 руб.

В Законе Магаданской области «Об областном бюджете на 2008 год» от 17.12.2007 № 935-ОЗ в приложении № 1 указаны поступления доходов в областной бюджет в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам в размере 38 820 800 руб.

Законом Магаданской области от 29.07.2009 № 1175-ОЗ «Об исполнении областного бюджет за 2008 год» подтверждается исполнение доходов областного бюджета в части получения субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в размере 38 820 800 руб.

Все денежные средства в сумме 38 820 800 руб., поступившие в Магаданскую область из федерального бюджета израсходованы по целевому назначению.

Вместе с тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципальных образований области на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот педагогам в сельской местности, в том числе за декабрь 2008 года.

Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) в 2008 году денежных средств в размере 38 820 800 руб. Минфином не предоставлено.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 № 204-ФЗ предусмотрено распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам на 2009 год в размере 91 045,1 тыс.руб. (том 3, л.д. 14).

В Законе Магаданской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 22.12.2008 № 1080-ОЗ в приложении № 1 указаны поступления доходов в областной бюджет в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045,1 тыс.руб. (том 3, л.д. 15).

Муниципальному образованию «Омсукчанский район» не было предусмотрено выделения субвенций по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам.

Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) денежных средств в размере 91 045,1 тыс.руб. Минфином не предоставлено.

Кроме того, судом установлено, что на 2009 год денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам из федерального бюджета в бюджет Магаданской области не передавались. Данные обстоятельства Минфином не опровергнуты.

Истец в подтверждение понесенных расходов и их размера в сумме 360 502 руб. 13 коп. за период с декабря 2008 года по июнь, август 2009 года представил 26 решений мирового судьи судебного участка № 8 Омсукчанского района, которыми удовлетворены иски Прокурора Омсукчанского района в интересах педагогических работников Омсукчанского района.

С истца взысканы суммы, уплаченные педагогическими работниками за коммунальные услуги по отоплению в декабре 2008 года и с января по июнь, август 2009 года.

Службой судебных приставов в пользу педагогов по решениям мирового судьи взыскано 360 502 руб. 13 коп. Данные обстоятельства подтверждаются постановлениями об окончании исполнительного производства.

Федеральное законодательство предоставляет для граждан, являющихся работниками образования, льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.

Следовательно, расходы по оказанию жилищно-коммунальных услуг работникам образования, освобожденным от оплаты таковых, подлежат возмещению за всю используемую ими жилую площадь без каких-либо ограничений.

Минфин не представил доказательств обеспечения субъекта Федерации – Магаданскую область финансовыми средствами для обеспечения льгот педагогическим работникам в 2008, 2009 годах в полном объеме.

Довод Минфина о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Ссылка Минфина на то, что суммы субвенций и порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки должен определяться на основании представленных Магаданской областью отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели, в связи с чем, их отсутствие является виной субъекта, а также на отсутствие в деле доказательств неправомерных действий федеральных органов власти, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.

В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов не было выделено, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации по направлению отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу.

Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством.

Размер причиненных убытков подтвержден представленными в дело доказательствами в полном объеме.

Истец представил документы, подтверждающие право граждан на получение и соответственно предоставление льготы, фактическое оказание услуг и их стоимость в заявленный период, 26 решений мирового судьи, постановления об окончании исполнительного производства, подтверждающие взыскание по решениям мирового судьи с истца в пользу педагогов денежных средств в сумме 360 502 руб. 13 коп.

Таким образом, материалами дела подтверждается как размер причиненных убытков, так и виновность ответчика - Минфина и причинно-следственная связь.

К расходным обязательствам субъекта Российской Федерации – Магаданской области не отнесено финансирование льгот, связанных с полным освобождением педагогических работников, в том числе пенсионеров от оплаты за теплоснабжение. Поскольку возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, то это должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующе расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23).

Установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», и причинение истцу убытков непосредственно связано с вышеназванным бездействием Российской Федерации, то с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», арбитражный суд на основании статей 16, 1069 ГК РФ пришел к выводу о том, что не возмещенные истцу расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате отопления педагогическим работникам, проживающим в поселке городского типа, в сумме 360 502 руб. 13 коп. без каких-либо ограничений, подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Минфина.

Поскольку требования истца обоснованные, то расходы по оплате госпошлины в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ следует отнести на ответчика.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Истец государственную пошлину не уплачивал, поскольку истцу при принятии искового заявления к производству была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения спора по существу. Таким образом, истец не понес расходы в виде уплаты государственной пошлины за подачу иска в арбитражный суд.

При таком положении, у арбитражного суда в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ нет оснований для взыскания государственной пошлины с Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 31.05.2010.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца, общества с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой», убытки в сумме 360 502 рублей 13 копеек. Истцу выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

2.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд либо в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья В.Д.Попова