Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. МагаданДело № А37-3213/2018
17 апреля 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2019 г.
Решение в полном объёме изготовлено 17 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кобеляцкой Л.В., рассмотрев в судебном заседании заявление публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН 1164910052350, ИНН 4909124709) о признании недействительным предписания от 09.10.2018 № 1 в част и установления сроков исполнения пунктов 2, 3, 4
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 20.12.2018 № 133
от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 21.01.2019 № Д-880/25-83; ФИО3, представитель, доверенность от 17.01.2019 № Д-880/25-77
в судебном заседании объявлялся перерыв с 25.03.2019 до 29.03.2019 15-00
УСТАНОВИЛ:
заявитель, ПАО ЭиЭ «Магаданэнерго», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением (с учётом принятого судом уточнения) о признании недействительным предписания управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области от 09.10.2018 № 1 в части установления сроков исполнения пунктов 2, 3, 4. В соответствии с оспариваемыми пунктами предписания заявителю указано в срок до 01.09.2019 устранить нарушения: оборудовать КПП для автомобильного транспорта техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ (п. 2); оборудовать Магаданскую ТЭЦ видеонаблюдением по сигналам срабатывания охранной сигнализации (п. 3); оборудовать Магаданскую ТЭЦ охранным освещением по периметру объекта (п. 4).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что Паспортом безопасности Магаданской ТЭЦ в установленные в нём сроки (2020 год) предусмотрена реализация мероприятий, необходимость которых была выявлена ответчиком в ходе проверки.
Ответчик требования заявителя не признаёт по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а также дополнениях к нему.
В частности, указывает, что в Паспорте безопасности отсутствуют конкретные сроки для исполнения определённых действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости объекта.
Также указывает, что Магаданская ТЭЦ внесена в реестр категорированных объектов ТЭК (средняя категория опасности) 28.03.2014, Паспорт безопасности утверждён только 24.06.2016.
По мнению ответчика, заявитель пытается отложить устранение недостатков на неопределённый срок.
Кроме того, обращает внимание на возможность продления срока исполнения предписания.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с 03.10.2018 по 09.10.2018 Управлением Росгвардии по Магаданской области в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – филиала ПАО «Магаданэнерго» - Магаданская ТЭЦ, по результатам которой составлен акт проверки от 09.10.2018.
В ходе проверки ответчиком выявлены нарушения Правил обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458дсп (далее – Правила № 458), в том числе:
- отсутствуют технические средства обнаружения взрывчатых веществ на контрольно-пропускных пунктах для проезда автомобильного транспорта;
- видеонаблюдение работает не по сигналам срабатывания охранной сигнализации;
- частично отсутствует охранное освещение по периметру объекта.
Предписание направлено на устранение выявленных нарушений.
Заявитель фактов выявленных нарушений, равно как и необходимость их устранения не отрицает, в то же время полагает, что срок устранения данных нарушений, определённый ответчиком (01.09.2019) не согласуется с Паспортом безопасности Магаданской ТЭЦ.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ, федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти).
Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 256-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 (далее – Правила № 1067).
Подпунктом «а» пункта 53 Правил № 1067 установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
При этом, нормы Федерального закона № 256-ФЗ и Правил № 458 не устанавливают сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости.
В то же время, в силу пункта 54 Правил № 1067, при принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Пункт 11 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ определяет паспорт безопасности объекта ТЭК как документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищённости объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта.
Из содержания статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ следует, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьёй 7 настоящего Федерального закона. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьёй 7 данного Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 данного Федерального закона. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Заявителем в установленном порядке в отношении объекта – Магаданская ТЭЦ разработан и утверждён паспорт безопасности, согласно которому в целях совершенствования системы физической защиты и антитеррористической защищённости объекта было указано в период с 2016-2020 г.г. реализовать дополнительные мероприятия, предусмотренные проектом «Комплекс инженерно-технических средств охраны ПАО «Магаданэнерго» филиал «Магаданская ТЭЦ» по модернизации инженерно-технических средств защиты, технических средств охраны, вспомогательных систем.
Проектной документацией «Комплекс инженерно-технических средств охраны ПАО «Магаданэнерго» филиал «Магаданская ТЭЦ» 246/15-2013-1-СД предусмотрены следующие мероприятия:
1. оборудование и материалы системы контроля и управления доступом – приобретение ручного детектора для обнаружения взрывчатых и наркотических веществ SABRE400 (локальный сметный расчёт 02-06).
Подпунктом «б» пункта 3 приложения 1 к Правилам 458 установлена необходимость наличия технических средств обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ.
Таким образом, проектной документацией, сроки реализации которой определены в Паспорте безопасности – 2020 год включительно (т.е. до 31.12.2020), предусмотрено выполнение пункта 2 Предписания.
2. разделом 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» подразделом 7 «Технологические решения» предусмотрена система охранного телевидения, которая обеспечивает тревожную видеозапись в реальном времени, активизированную принудительно или при срабатывании средств охранной сигнализации.
Пусконаладочные работы системы охранного телевидения определены в локальном сметном расчёте № 09-05.
Подпунктом «б» пункта 8 приложения 1 к Правилам 458 установлена необходимость оборудования системы охранного телевидения, в частности – видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации.
Таким образом, проектной документацией, сроки реализации которой определены в Паспорте безопасности – 2020 год включительно (т.е. до 31.12.2020), предусмотрено выполнение пункта 3 Предписания.
3. система охранного освещения определена локальным сметным расчётом № 02-07.
Пунктом 13 приложения 1 к Правилам № 458 установлена необходимость оборудование охранного освещения.
Таким образом, проектной документацией, сроки реализации которой определены в Паспорте безопасности – 2020 год включительно (т.е. до 31.12.2020), предусмотрено выполнение пункта 4 Предписания.
Таким образом, Паспортом безопасности Магаданской ТЭЦ установлены сроки приведения системы безопасности объекта топливно-энергетического комплекса в соответствие с положениями Правил № 458.
При этом, конкретные мероприятия отражены в Проектной документации «Комплекс инженерно-технических средств охраны ПАО «Магаданэнерго» филиал «Магаданская ТЭЦ» 246/15-2013-1-СД, ссылка на которую имеется в Паспорте безопасности, что не противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ.
Как следует из материалов дела, начиная с 2012 года, исходя из объёмов финансирования, заявителем реализуются мероприятия по обеспечению безопасности, о чём свидетельствует представленные в материалы дела Перечни инвестиционных программ с планами их финансирования, а также тот факт, что в ходе проверки не было обнаружено нарушений в части системы охранной сигнализации, системы сбора и обработки информации, системы контроля и управления доступом, системы оперативной связи, системы оповещения, системы электропитания, т.е. перечисленные системы соответствовали требованиям Правил № 458.
Названные обстоятельства свидетельствуют о поступательном характере реализации предусмотренных Правилами № 458 мероприятий, с учётом принципа непрерывности процесса обеспечения безопасности объектов ТЭК, установленного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 256-ФЗ.
В свою очередь ответчик не указал, какие именно обстоятельства учитывались им при установлении конкретных сроков выполнения пунктов 2, 3, 4 Предписания.
При этом, исполнимость предписания, в том числе в определённый в нём срок, является одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер.
По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен проверить оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также установить, нарушены ли права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не созданы ли ему в результате принятия указанных ненормативного акта, действия (бездействия) какие-либо иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку срок, установленный в предписании в отношении выполнения пунктов 2, 3, 4 (01.09.2019) противоречит сроку, установленному для реализации соответствующих мероприятий Паспортом безопасности Магаданской ТЭЦ (31.12.2020), т.е. не учитывает возможность исполнения предписания с учётом категории объекта, состояния системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержащихся в Паспорте безопасности выводов и рекомендаций, суд приходит к выводу, что предписание в данной части не соответствует требованиям статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ, пункту 54 Правил № 1067.
За нарушение срока исполнения предписания наступает административная ответственность.
Кроме того, исполнение предписания в установленные в нём сроки необоснованно возлагает на заявителя дополнительные обязанности по привлечению не запланированных финансовых средств.
Таким образом, судом установлено наличие в совокупности условий, установленных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для признания ненормативного правового акта в оспариваемой части недействительным.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по государственной пошлине за рассмотрение настоящего дела подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
1. Признать недействительным предписание от 09.10.2018 № 1, вынесенное управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», в части установленных сроков исполнения пунктов 2, 3, 4.
2. Взыскать с управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» расходы по госпошлине в сумме 3000 рублей.
3. Решение подлежит исполнению после его вступления в законную силу.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья В.В. Скороходова