Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-345/2014
22.09.2014
Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2014.
Решение в полном объёме изготовлено 22.09.2014.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, каб. 304, дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 126 381 рубля 25 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – специалист - эксперт ФИО1 (доверенность № 02-09/30 от 25.08.2014);
от ответчика – главный бухгалтер ФИО2 (доверенность № 49/4/14-1005 от 24.03.2014)
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с ответчика, Федерального казенного учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области», - штрафа в размере 126 381 рубля 25 копеек за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании – за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи 1, 5, 11, 15, 17 ФЗ РФ № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 13, 14 ФЗ РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», статьи 4, 10 ФЗ РФ № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статьи 4, 27, 29, 125, 126, 213, 214 АПК РФ и указал, что страхователю вследствие представления с ошибками сведений персонифицированного учета за период 2012 год направлен протокол с указанием ошибок и уведомление о сроке представления корректирующих сведений - не позднее 01.03.2013.
В установленный срок в орган контроля исправленные сведения от страхователя не поступили. Представленные страхователем 26.02.2013 и 25.03.2013 документы, содержащие сведения персонифицированного учета, проверены и в связи с выявлением ошибок не приняты, о чем страхователю направлены протоколы проверок.
При этом, заявитель указал, что характер допущенных страхователем ошибок в первоначальных сведениях от 13.02.2013 не позволяет пенсионному органу вносить какие-либо уточнения и изменения в лицевые счета застрахованных лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 27-ФЗ органы ПФР имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Порядок корректировки сведений персонифицированного учета утвержден Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п.
Согласно п. 2 указанного Порядка корректировка территориальными органами ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц проводятся в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом (страховом) стаже за период до 01.01.2002 в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, своевременного и обоснованного установления трудовых пенсий на основании законодательства РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 4 указанного Порядка корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях:
- обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 01.01.2002;
- непредставления страхователем уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже в 2-х недельный срок после уведомления его территориальным органом ПФР о необходимости устранения расхождений между представленными сведениями о трудовом (страховом) стаже за период до 01.01.2002 и сведениями, выявленными проверками;
- отказа страхователя от представления уточненных сведений в части трудового (страхового) стажа за период до 01.01.2002 после уведомления его территориальным органом ПФР о выявленных в результате проверок расхождениях и необходимости их устранения;
- представления государственным (муниципальным) органом и (или) страхователем в
территориальный орган ПФР дополнительных документов, подтверждающих трудовой
(страховой) стаж застрахованного лица за период до 01.01.2002.
Таким образом, пенсионный орган считает, что учитывая характер ошибок, выявленных в сведениях персонифицированного учета за период 2012 год, у органа контроля отсутствует возможность вносить корректировки в указанные документы: во-первых, в виду отсутствия законодательно закрепленной обязанности за органом пенсионного фонда совершать указанные действия; во вторых, ввиду невозможности определения органом контроля размера начисленных взносов на каждого застрахованного лица.
Кроме того, наличие или отсутствие у органа ПФР возможности внести изменения в сведения персонифицированного учета не влияет на факт совершенного правонарушения -представления недостоверных сведений персонифицированного учета.
При этом, заявитель указал, что в результате представления недостоверных сведений персонифицированного учета не были своевременного разнесены страховые суммы на лицевые счета всех работников организации, тем самым нарушены их права на своевременное и полное обязательное страховое обеспечение за счет средств ПФР.
Учитывая изложенное, по мнению заявителя, действия страхователя образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях, устно пояснил обоснованность заявленных требований.
Ответчик, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области», заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, из которых следует, что при обнаружении ошибки в предоставленных в ГУ УПФ РФ сведений учета работодатель вправе исправить их либо дополнить в течение двух недель со дня обнаружения неточностей (ст. 15 Закона № 27-ФЗ, п.п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987п). При этом не имеет значения, кто выявил ошибки.
Ответчик указал также, что в соответствии с п. 41 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н в случае, если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган пенсионного фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц не позднее 7 дней со дня принятия такого решения и сообщает об этом застрахованному лицу.
В соответствии с указанным Приказом, территориальный орган УПФР должен был принять отчет и в случае обнаружения ошибки направить уведомление с указанием срока исправления отчета и характера имеющихся в отчете ошибок.
Однако, ни решение о корректировке, ни уведомление о принятии отчета в адрес ответчика направлено не было.
При этом, ответчик считает, что если организация нарушила двухнедельный срок со дня получения уведомления о необходимости устранить расхождения, штрафные санкции Закона № ФЗ-27 не предусмотрены.
При этом, ответчик указал, что в представленные сведения ответчиком вносились корректирующие изменения 26.02.2013 и 25.03.2013, однако, в акте и приложениях № 2 и № 3 к акту от 27.03.2013 № 127 расчеты исправленной отчетности от 26.02.2013 и 25.03.2013 не учтены. В расчет штрафных санкций включены сведения только от 13.02.2013 и корректирующие сведения от 19.04.2013, что значительно завысило штрафные санкции.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в части выявленных расхождений по уплаченным суммам страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 285 из 320 застрахованных лиц, т.к. указанные сведения не являются недостоверными, устно обосновал возражения по заявленным требованиям в указанной части.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика признал обоснованными заявленные требования в части выявленных расхождений по начисленным суммам страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 6 из 320 застрахованных лиц – с соответствующим уменьшением суммы заявленной ко взысканию финансовой санкции до 2 850 рублей 84 копеек.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 10.06.2014 производство по настоящему делу приостановлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы заявителя, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, на решение Арбитражного суда по Магаданской области от 21.11.2013 по делу № А37-1350/2013 по заявлению Магаданского областного государственного казённого учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской о признании недействительным решения № 105 от 11.06.2013, так как результаты рассмотрения указанного дела имеют существенное преюдициальное значение для настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Магаданской области по делу № А37-1350/2013 от 21.11.2013 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным.
При этом, по материалам дела установлено, что основанием для привлечения заявителя к ответственности явилось представление, по мнению УПФР, неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год, т.к. сумма уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии застрахованных лиц превысила сумму начисленных страховых взносов по этим лицам за тот же период.
Между тем, судом установлено, что указанные расхождения не являются свидетельством недостоверности представленной страхователем информации, поскольку проверка представленных сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.07.2014 № Ф03-2691/2014 по делу № А37-1350/2013 решение от 21.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу № А37-1350/2013 Арбитражного суда Магаданской области оставлены без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, определением от 17.09.2014 производство по настоящему делу возобновлено.
Выслушав доводы представителей сторон, установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области», зарегистрировано в качестве юридического лица Мэрией Города Магадана 16.07.1999 и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 28.11.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>, является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, зарегистрирован 17.09.2003, регистрационный номер 059-001-005881.
Согласно статье 6 Закона № 167-ФЗ лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации относятся к страхователям по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьёй 15 Закона № 27-ФЗ, статьей 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда РФ документы и сведения о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения персонифицированного учета.
Отчетными периодами, в силу статьи 10 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009, признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Следовательно, за период - 2012 год - сведения персонифицированного учета должны быть представлены не позднее 15.02.2013.
В соответствии со статьёй 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
По материалам дела установлено, что 13.02.2013 Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования (ф. РСВ-1) за период - 2012 год, сведения персонифицированного учета по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-3, АДВ-6-2, АДВ-6-3 за 2012 год за период - 2012 год на 353 застрахованных лица.
В ходе проверки представленной отчетности было выявлено, что расчет по форме РСВ-1 и сведения персонифицированного учета содержат ошибки, о чем страхователю по телекоммуникационным каналам связи 15.02.2012 в соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2010), направлены протокол проверки и уведомление о сроке представления исправленной отчетности по страховым взносам в двухнедельный срок, т.е. до 01.03.2013.
Для устранения выявленных расхождений страхователь направлял корректирующие формы отчета 26.02.2013 и 25.03.2013, последние корректировочные сведения за данный период были представлены в УПФР 19.04.2013.
Представленные страхователем 26.02.2013 и 25.03.2013 документы, содержащие сведения персонифицированного учета, проверены, и в связи с выявлением ошибок не приняты, о чем страхователю направлены протоколы проверок.
Пакет документов с отчетностью по страховым взносам, содержащим корректирующий расчет по форме РСВ-1 ПФР, а так же сведения персонифицированного учета на 320 застрахованных лиц представлен страхователем по телекоммуникационным каналам связи 19.04.2013.
В ходе проверки установлено, что ошибки, выявленные в представленной отчетности по страховым взносам 13.02.2013, устранены, что подтверждается протоколом приема сведений 19.04.2013 № 17/64840.
Таким образом, исправленная отчетность представлена страхователем 19.04.2013 – по истечении установленного срока.
В ходе проверки достоверности представленных сведений персонифицированного учета и проведения сверки данных, содержащихся в сведениях персонифицированного учета, представленных 13.02.2013 и 19.04.2013, выявлены следующие нарушения :
- установлено, что страхователем ошибочно представлены сведения персонифицированного учета за 2012 год на 33 застрахованных лица;
- установлено расхождение в части начисленных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 6 из 320 застрахованных лиц;
- установлено расхождение в части уплаченных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 285 из 320 застрахованных лиц;
- отражена уплата, превышающая начисленные суммы страховых взносов с учетом нарастающего итога с 01.01.2010.
Таким образом, проверкой установлено, что страхователем представлены недостоверные сведения персонифицированного учета за 2012 год, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в соответствии со ст. 17 Закона № 27 - ФЗ.
Сумма начисленных страховых взносов по застрахованным лицам, сведения о которых признаны пенсионным органом недостоверными и неполными составила: на страховую часть трудовой пенсии - 1 018 972, 47 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 244 840, 05 руб., общая сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 1 263 812, 52 руб.
По факту представления недостоверных сведений, 27.05.2013 составлен Акт № 127 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Актом предложено привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в ПФ РФ, а также указаны дата, время и место рассмотрения материалов проверки.
Акт № 127 от 27.05.2013, с предложением представить возражения по нему, вручен представителю страхователя 30.05.2013, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
На Акт № 127 от 27.05.2013 страхователем представлены возражения от 19.06.2013 № 49/4-2253.
По результатам рассмотрения Акта № 127 от 27.05.2013 вынесено Решение № 127 от 02.07.2013 о привлечении лица к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение направлено по юридическому адресу ответчика заказным письмом, полученным 22.07.2013, что подтверждается отметкой о получении в почтовом уведомлении № 36823214.
В установленном порядке и сроки решение о привлечении к ответственности ответчиком не обжаловано.
Требование направлено по юридическому адресу ответчика заказным письмом, полученным 20.08.2013, что подтверждается отметкой о получении в почтовом уведомлении № 13883231.
Размер финансовых санкций определен заявителем на основании данных расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, поступившему от страхователя за 2012 год.
Требование № 127 от 07.08.2013 в добровольном порядке ответчиком не исполнено, сумма финансовых санкций, в указанный в требовании срок не уплачена, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Представленные заявителем доказательства свидетельствуют о выявленном пенсионном органом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ. Сумма финансовых санкций исчислена заявителем согласно санкции указанной статьи и составила 126 381 рубль 25 копеек.
Порядок и сроки привлечения к ответственности заявителем соблюдены.
Доказательства полной или частичной уплаты суммы финансовых санкций ответчиком не представлены.
Поскольку ответчик в установленный в требовании срок штрафные санкции не уплатил, заявитель, ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Магадане Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в сумме размере 126 381 руб. 25 коп., т.к. в соответствии со статьёй 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 взыскание финансовых санкций производится органами ПФР в судебном порядке.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в деле письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с п. 5 Федерального закона «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, Федеральный ФОМС» от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Согласно ст. 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
В силу статьи 5 Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда РФ документы и сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 8 Закона № 27-ФЗ данные сведения представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными страхователями.
Правила подготовки документов индивидуального персонифицированного учета в электронной форме закреплены в Приложении № 4 Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192-п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».
В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах № 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Кроме того, ст. 16 Закона № 27-ФЗ пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
По материалам дела установлено, что основанием для привлечения ответчика к ответственности явилось представление, по мнению УПФР, неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год, т.к. сумма уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 285 из 320 застрахованных лиц превысила сумму начисленных страховых взносов по этим лицам за тот же период.
Между тем, указанные расхождения не являются свидетельством недостоверности представленной страхователем информации, поскольку проверка представленных сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п. п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.
Кроме того, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, и постановлениях от 07.06.2000 №, от 27.04.2001 № 7-П, от 17.07.2002 № 13-П, определении от 09.04.2003 № 172-О, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Таким образом, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), должны устанавливаться пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых осуществляется выявление нарушений законодательства, сбор подтверждающих доказательств, устанавливается наличие вины.
По материалам дела установлено, что при определении состава правонарушения и виновности страхователя указанные обстоятельства не получили надлежащего изучения и оценки пенсионного органа, что безусловно влияет на оценку законности оспариваемого решения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку решение пенсионного органа не содержит данных, позволяющих однозначно определить, что представленные страхователем сведения с расхождениями в части уплаченных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 285 из 320 застрахованных лиц являются недостоверными.
Таким образом, при своевременном представлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, в действиях страхователя отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку за представление сведений, имеющих недочеты и ошибки, которые не являются недостоверными сведениями, ответственность Законом № 27-ФЗ не установлена.
Правомерность указанных выводов подтверждается сложившейся судебной практикой
- постановлениями : ФАС ДВО № Ф03-2691/2014 от 09.07.2014, ФАС СЗО № А56-10287/2012 от 12.11.2012, № А56-8764/2012 от 28.12.2012, ФАС ВСО № А19-11187/2012 от 29.01.2013, № А19-13252/2012 от 13.08.2012, № А19-6590/2012 от 17.05.2012, ФАС УО № Ф09-11807/2012 от 30.11.2012, а также определениями ВАС РФ : № ВАС-5291/13 от 15.05.2013, № ВАС-2766/13 от 18.03.2013, № ВАС-6983/13 от 11.06.2013, № ВАС-9929/13 от 05.08.2013, № ВАС-7518/13 от 27.06.2013, № ВАС- 1010/13 от 11.02.2013.
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости штрафной санкции, суд признает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению и признает обоснованным взыскание финансовой санкции в размере 2 850 руб. 84 коп. - в части выявленных расхождений по начисленным суммам страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 6 из 320 застрахованных лиц.
Сумма начисленных страховых взносов по застрахованным лицам, сведения которых являются недостоверными и неполными составила: на страховую часть трудовой пенсии -22 935, 90 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 5 572, 49 руб., общая сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 28 508, 39 руб.
Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и возражения, и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении данного дела.
При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулирован-ной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 4 791 рубль 44 копейки.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С чем, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджет государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, а именно - в размере 108 рублей 08 копеек.
Государственная пошлина в размере 4 683 рублей 36 копеек подлежит отнесению на заявителя, который в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
. Взыскать с ответчика, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области», расположенного по адресу: 685902, город Магадан, поселок Уптар, улица Центральная, дом 9, зарегистрированного в качестве юридического лица Мэрией Города Магадана 16.07.1999 и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 28.11.2002, ОГРН 1024900963713, ИНН 4909078139, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 108 рублей 08 копеек.
Судья Е.С. Степанова