АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, 62
Телетайп 145249 «Закон», тел. 5-50-79
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37- 3929/04-7/15/14н/р
20.09.2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2006г.
Полный текст решения изготовлен 20.09.2006г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Батуевой С.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Барий»
к Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области
о признании частично недействительным решения № 572 от 14.09.2004 г.
с участием в качестве третьего лица – Управления федерального агентства кадастра недвижимости по Магаданской области
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 (дов. б/н от 10.01.2006г.),
от ответчика - нач.юр.отдела УФНС ФИО2(дов. № ТК-03-37/6489 от 08.09.2006г.),
гл.госналогинспектор ФИО3 (дов. б/н от 31.12.2005г.),
зам.нач.отдела ФИО4 (дов. № ТК-03-22/8734 от 31.12.2005г.)
от третьего лица – не явились
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Барий», обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п.2.2, п.2.3, п.2.4 резолютивной части решения № 572 от 14.09.2004г. Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области, в соответствии с которым на основании п.1 ст. 109 НК РФ отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в результате занижения налоговой базы в связи с отсутствием события налогового правонарушения и которым доначислен к уплате земельный налог за 2004 год в сумме 52 352 руб.
В обоснование заявленных требований ООО «Барий» сослался на Земельный кодекс РФ от 25.10.200г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29.01.1997г. № 22-ФЗ, Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991г. № 1738-1, ст.ст.29, 198 АПК РФ.
Заявитель считает, что принятое по результатам проверки решение Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области № 572 от 14.09.2004г. в части доначисления земельного налога в сумме 52 352 руб. является незаконным и необоснованным на том основании, что налоговым органом необоснованно доначислен земельный налог по землям, не являющимся объектом налогообложения, т.к. все земельные участки, выделенные во временное использование под разработку месторождения россыпного золота, являются землями лесного фонда (лесными и нелесными), не признаваемыми объектами обложения земельным налогом.
По мнению заявителя, ст.80 Лесного кодекса РФ установлен закрытый перечень видов лесопользования в лесном фонде. Такой вид лесопользования, как добыча полезных ископаемых, в нем отсутствует. Проведение в лесном фонде работ по добыче полезных ископаемых т.е. работ не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, согласно ст. 66 Лесного кодекса РФ, осуществляется на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством выписывает лесорубочный билет.
Поэтому, заявитель считает, что проведение ООО «Барий» как недропользователем в лесном фонде работ по добыче полезных ископаемых не образует объекта лесопользования, а следовательно, заявитель не является плательщиком лесных податей, кроме случая, когда выполнение этих работ связано с рубками и Оротуканским лесхозом заявителю выписан лесорубочный билет.
По мнению заявителя, в соответствии со ст. 66 Лесного кодекса проведение в лесном фонде работ по добыче полезных ископаемых не является пользованием землей, не возникают права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования землей, следовательно, для земель лесного фонда, предоставленных недропользователям, земельный налог не установлен.
Налоговый орган, включивший в налоговую декларацию указанные земельные участки и доначисливший земельный налог в сумме 52 352 руб., фактически, по мнению заявителя, заменил арендную плату и лесные подати по предоставленным в пользование участкам, земельным налогом.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и указал на несоответствие действительности доводов заявителя о том, что для земель лесного фонда, предоставленных недропользователю, налог на землю не установлен.
В обоснование своих доводов, налоговый орган указал, что в случае выделения земель налогоплательщику не на праве аренды формой платежа за пользование землей является земельный налог. В соответствии со ст.7 ЗК РФ земли, используемые при добыче полезных ископаемых, являются землями промышленности, что подтверждается анализом ст.ст.87, 88 Земельного Кодекса РФ. Таким образом, земельные участки, выделенные организации – недропользователю, в соответствии с порядком, определенным ст.66 ЛК РФ для целей, не предназначенных для ведения лесного хозяйства, а для осуществления основной деятельности (добычи полезных ископаемых), подлежат обложению земельным налогом по ставкам земель промышленности.
Привлечённое в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости представило письменный отзыв по существу рассматриваемого вопроса, с пояснением порядка перевода лесных земель в нелесные, и указал, что спорные земельные участки предоставлены ООО «Барий» под добычу полезных ископаемых без изъятия из земель лесного фонда.
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, установил, что заявленные ООО «Барий» требования удовлетворению не подлежат. Суд посчитал правомерными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области по доначислению земельного налога за 2004 год в сумме 52 352 руб.
Решением арбитражного суда Магаданской области от 29.11.2005г., в удовлетворении заявленных требований ООО «Барий» отказано на том основании, что земли для целей недропользования, в соответствии с земельным законодательством, не выделяются в самостоятельную категорию, однако, в случаях, предусмотренных законодательством, могут для этих целей быть предоставлены из земель любых категорий, в том числе, из земель лесного фонда, без перевода земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения, в связи с чем признаны правомерными доводы налогового органа о том, что ООО «Барий» является плательщиком земельного налога на основании фактического использования земли по выделенным ему в пользование земельным участкам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество осуществляло добычу полезных ископаемых на землях лесного фонда, в связи с чем, являясь пользователем недр и не осуществляя лесопользование, налогоплательщик обязан уплачивать земельный налог исходя из фактического использования земли в целях недропользования по ставкам за использование земель промышленности и иного специального назначения. Признавая правомерность решения налогового органа в части доначисления к уплате земельного налога в заявленной сумме, суд первой инстанции мотивировал решение тем, что уплата налога произведена не в полном объеме, в связи с чем налоговый орган правомерно доначислил к уплате земельный налог, поскольку, осуществляя деятельность по добыче полезных ископаемых на землях лесного фонда, не связанную с лесопользованием, общество должно платить земельный налог.
Не согласившись с решением суда, заявитель, ООО «Барий», обратился кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, основанием для отмены решения суда является то, что у общества отсутствовала обязанность по уплате земельного налога по земельному участку площадью 4,0 га, полученному от собственника в пользование по договору аренды, и его ненадлежащее оформление не влечет необходимость уплачивать земельный налог.
Относительно земельных участков лесного фонда площадью 15,8, 5,8 и 1,0 га, заявитель жалобы полагает, что за проведение работ в лесном фонде по добыче полезных ископаемых должна уплачиваться плата за пользование лесами из расчета платы за древесину, отпускаемую на корню, поскольку для недропользователя при добыче полезных ископаемых не установлена обязанность по уплате налога на землю. Данному обстоятельству судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем сделан ошибочный вывод о том, что у общества образовалась задолженность по уплате земельного налога.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-А37/05-2/1153 от 24.05.2006г. решение от 29.11.2005г. Арбитражного суда Магаданской области по делу № А37-3929/05-7/15н/р отменено в связи с недостаточно полным исследованием и отсутствием надлежащей правовой оценки фактических обстоятельств дела, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Магаданской области. Судом кассационной инстанции указано, в частности, на недостаточное исследование наличия договорных отношений по аренде земельных участков с принятием арендатором на себя обязанностей по уплате арендной платы, пользования заявителем земельными участками лесного фонда и внесения в 2003 году за спорные участки арендной платы, а также отсутствия доказательств расторжения договорных отношений либо отказа обществом уплачивать арендные платежи.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что налоговым органом не представлены доказательства того, что земли лесного фонда, переданные в пользование обществу, включены в состав земель промышленности, отвечают характеру и требованиям, предъявляемым к такого рода землям, и к ним могут применяться ставки налога по статье 9 Закона РФ "О плате за землю" за использование земель промышленности. В этой связи судом первой инстанции сделан недостаточно обоснованный вывод о том, что земельные участки, не выведенные уполномоченным органом из состава земель лесного фонда, на которых ООО "Барий" осуществляло золотодобывающие и геолого-разведочные работы, должны облагаться земельным налогом по ставкам земель промышленности.
Отменяя обжалуемое решение, суд кассационной инстанции указал, суд первой инстанции, не давая оценки характеру правоотношений, возникших между заявителем и органом исполнительной власти по каждому в отдельности земельному участку, обобщил категорию спорных земельных участков, на которых предприятием велись изыскательские разработки и добыча золота, как земли промышленности и не исследовал вопрос о том, в составе каких обязательных платежей либо самостоятельно налогоплательщик должен уплачивать спорный налог, учитывая осуществляемую им деятельность и его статус пользователя.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции заявитель предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в пояснении по делу и дополнении к нему. В судебном заседании представитель заявителя указал, что разногласия между сторонами возникли по налогообложению четырех земельных участков: площадью 4,0 га, 15,8 га; 5,8 га и 1,0 га, по которым налоговым органом доначислен земельный налог исходя из факта использования земель в целях недропользования по ставкам земель промышленности. При этом, доказательств того, что земли лесного фонда, переданные в пользование заявителю, включены в состав земель промышленности, отвечают характеру и требованиям, предъявляемым к такого рода землям, налоговым органом не предоставлено.
Кроме того, как указал заявитель, налоговым органом не принят во внимание факт уплаты заявителем в 2003 году арендной платы по участку общей площадью 4,0 га, предоставленному ОО «Барий» постановлением главы Ягоднинского района в аренду. При отсутствии оформленного договора аренды, ООО «Барий» за 2003 год в бюджет была уплачена арендная плата в сумме 13 500 руб. (15.09.2003г. - в сумме 7 000 руб., 15.11.2003г. - в сумме 6 500 руб.). Однако, налоговый орган, считая, что неоформление между заявителем и соответствующим органом исполнительной власти договора аренды влечет необходимость уплачивать вместо арендной платы земельный налог, доначислил по указанному участку земельный налог в сумме 13 686 руб. (4,0 га х 3 421,44руб.).
В обоснование заявленных требований ООО «Барий» указал, что решение налогового органа не соответствует закону, поскольку используемые ООО «Барий» в целях недропользования четыре земельных участка площадью 4,0 га, 5,8 га, 1.0 га, 15,8 га в землях лесного фонда не могут быть признаны объектами налогообложения, т. к. заявитель в данном случае не является ни лесопользователем, ни землепользователем.
По мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим взиманию земельного налога с указанных участков, является также то, что все они относятся к землям лесного фонда.
Законом РФ от 11.10.91г. № 1738-1 «О плате за землю» установлены конкретные виды земельных участков и цель их использования, в случаях владения и пользования которыми у лиц возникает обязанность по уплате земельного налога. Недропользователи в число таких лиц не входят.
Вместе с тем, в данном законе установлены случаи, когда с пользователей земельных участков, расположенных в лесном фонде, может взиматься плата за их использование.
Так, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О плате за землю», налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Поскольку используемые заявителем участки выделялись непосредственно под организацию производственных баз, для ведения геологоразведочных и золотодобывающих работ, без вывода их из состава земель лесного фонда, заявитель считает, что они не подпадают ни под одно из условий для признания их объектом налогообложения.
В связи с указанными обстоятельствами, заявитель считает действия налогового органа, выразившиеся в доначислении земельного налога по четырём спорным земельным участкам, незаконными, и просит признать решение Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области № 572 от 14.09.2004г. недействительным в части доначисления земельного налога за 2004 год в сумме 52 532 руб.
Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Магаданской области при новом рассмотрении дела судом первой инстанции с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, из которых следует, что, по материалам дела установлено, что договоры аренды по оспариваемым земельным участкам не заключены, т.к. характер правоотношений не позволяет установить исполнение обязательств по договору.
Ссылаясь на ст.26 Земельного кодекса РФ, предусматривающую, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.1 ст.4 которого установлена обязательная государственной регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132 и 164 ГКРФ, налоговый орган считает, что надлежащим документом, удостоверяющим право на земельный участок, является только документ, отвечающий требованиям указанного Закона. При этом, отсутствие документа о праве пользования землей, не является обстоятельством, исключающим обязанность по уплате земельного налога, поскольку получение такого документа зависит исключительно от волеизъявления пользователя.
В силу ст. 15 указанного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
По мнению налогового органа,договор аренды участка площадью 4,0 гапредоставленному в пользование под производственную базу из земель лесного фонда Оротуканского лесхоза сроком на 10 лет, является незаключенным в силу ст.131. п.3 ст.433 ГК РФ, ст.32 Лесного кодекса РФ, т.к. в соответствии со ст. 166 ГК РФ договор, заключенный в нарушение требований, установленных Законом для подобного рода сделок, является ничтожной сделкой и не требует обращения в суд для признания ее недействительной. Таким образом, налоговый орган считает, что по участку 4,0 га фактически договор аренды не заключен.
В отношении земельных участков площадью 15,8 га, 5,8 га, 1,0 га, выделенных заявителю из состава земель, расположенных в пределах границ лесного фонда, и предоставленных для осуществления работ, не связанных с лесопользованием на основании разрешений Оротуканского лесхоза, по мнению налогового органа при решении вопроса о плате за землю необходимо учитывать не только категорию земель, но и их фактическое использование, по основаниям, установленным ст.ст. 88 и 102 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, налоговый орган считает, что в целях исчисления земельного налога участок земли, используемый для разработки полезных ископаемых, признается землей промышленности.
Кроме того, по мнению ответчика, выделенные участки не могли быть переданы в аренду, т.к. в соответствии со ст.ст.31, 80 Лесного кодекса РФ, Положением об аренде участков лесного фонда, утверждённым постановлением Правительства РФ от 24.03.1998г. № 345, предоставление в аренду земельных участков в данном случае не предусмотрено. В связи с этим, для оформления земельных правоотношений необходимо было осуществить перевод земель лесного фонда, в другую категорию исходя из целей использования.
Таким образом, ответчик считает, что в силу ст. 66 Лесного кодекса РФ, земельные участки, выделенные организации – недропользователю для целей, не предназначенных для ведения лесного хозяйства, а для осуществления основной деятельности (добыча полезных ископаемых), подлежат обложению земельным налогом по ставкам земель промышленности, исходя из осуществляемой деятельности ООО «Барий» и фактического целевого использования предоставленных в пользование земельных участков.
В связи с этим, налоговый орган считает своё решение о доначислении земельного налога законным и обоснованным. Просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Установив фактические обстоятельства спора, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права и указаний кассационной инстанции, арбитражный суд при новом рассмотрении дела пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ООО «Барий» на основании Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 является недропользователем, которому согласно п.3 ст.6
предоставлены в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых недра, согласно лицензиям серии МАГ № 02190 «БР» на право проведения геологического изучения недр и добычи золота из россыпи и серии МАГ № 02247 «БЭ» на право добычи золота из россыпи.
Основанием рассматриваемого спора явилась налоговая декларация по земельному налогу за налоговый период 2004 год, представленная ООО «Барий» налоговый орган 30.06.2004 г.
В ходе камеральной налоговой проверки Общества с ограниченной ответственностью «Барий» по вопросу правильности исчисления земельного налога за 2004 год, Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Магаданской области установлено неполное исчисление земельного налога в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога в сумме 52 352 руб. по сроку уплаты 15.09.2004 и 15.11.2004 г. равными долями.
Не согласившись, с указанным решением в части доначисления земельного налога, ООО «Барий» письмом № 54 от 12.10.2004г. обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление МНС России по Магаданской области, с заявлением об отмене ненормативного акта налоговой инспекции. Получив отказ в удовлетворении указанного заявления, налогоплательщик оспорил решение налогового органа в части пунктов 2.2, 2.3 и 2.4 в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд.
Как следует из заявления, в 2004 году в пользовании у ООО «Барий» находилось шесть земельных участков : площадью 4,2 га (предоставленный в 2002 г. в аренду сроком на 10 лет); площадью 10,0 га (предоставленный в 2002 г. в пользование сроком на 3 года); площадью 5,8 га (предоставленный в 2004 году во временное пользование сроком на шесть месяцев); площадью 1,0 га (предоставленный в 2004 году во временное пользование сроком на четыре года); площадью 15,8 га (предоставленный в 2004 году во временное пользование сроком на шесть месяцев); площадью 9,6 га (предоставленный в 2004 г. во временное пользование сроком на шесть месяцев).
При этом, земельные участки площадью 10,0 га и 9,6 га ООО «Барий» указал в декларации за 2004 год при расчёте земельного налога, и по указанным участкам площадью 10,0 га и 9,6 га самостоятельно исчислил земельный налог, правомерно, по мнению налогового органа, применив ставки налога, предусмотренные для налогообложения земель промышленности. Однако, как следует из объяснений представителя заявителя в судебном заседании, включение указанных участков в декларацию за 2004 год и начисление земельного налога по ним произведено ошибочно.
Кроме того, по земельному участку площадью 10,0 га, предоставленному на срок 3 года, заключен договор аренды, а по земельному участку площадью 4,0 га, предоставленному в аренду сроком на 10 лет, договор не заключен, участок площадью 9,6 га предоставлен с условием перевода лесных земель в нелесные земли и оплатой соответствующих платежей.
Учитывая, что истец согласен с доначислением земельного налога в размере 4 руб. по земельному участку площадью 10 га, связанному с занижением ООО «Барий» применяемой ставки земельного налога, а также принимая во вниманиевключение в налоговую декларацию по земельному налогу на 2004 год земельных участков площадью 10,0 га и 9,6 га, разногласия между сторонами возникли по налогообложению четырёх земельных участков площадью 4,0 га, 5,8 га, 1,0 га и 15,8 га., выделенных ООО «Барий» Постановлениями Главы администрации Ягоднинского района на основании разрешений Оротуканского лесхоза в 2002 – 2004 годах.
Все земельные участки, расположены в пределах границ лесного фонда и предоставлены заявителю для осуществления работ, не связанных с лесопользованием, а именно, для добычи полезных ископаемых.
1. Земельный участок общей площадью 4,2 га - предоставлен ООО «Барий» постановлением Главы Ягоднинского района от 14.03.2002 № 121 под производственную базу в оселке ФИО5 из земель лесного фонда в лесах I группы Оротуканского лесхоза, в аренду сроком на 10 лет. Постановлением указано ООО «Барий» заключить договор аренды земель с администрацией Ягоднинского района, с осуществлением государственной регистрации договора. Данное постановление признано утратившим силу постановлением главы Ягодпинского района 18.04.2002 г. № 194, которым предусмотрено изъятие земельного участка общей площадью 4,2 га из земель лесного фонда Оротуканского лесхоза, расположенных в лесах I группы и перевод их в земли промышленности. Постановлением главы Ягоднинского района от 23.11.2004 г. № 676 вновь признано утратившим силу постановление от 14.03.2002 № 121. Данное постановление предусматривает предоставление в пользование Обществу земельный участок общей площадью 4,0 га сроком на 10 лет. Земельный участок общей площадью 0,2 га является дорогой общего пользования. Фактически договор аренды между ООО «Барий» и Администрацией Ягоднинского района не был заключен.
Земельный участок площадью 4,0 га не заявлен ООО «Барий» в налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год. Камеральной налоговой проверкой к налогообложению принята площадь земельного участка в размере 4,0 га и с этой площади доначислен земельный налог.
2. Земельный участок общей площадью 10,0 га - предоставлен ООО «Барий» поставлением Главы Ягоднинского района от 12.07.2002 № 469 под разработку полезных ископаемых по р. Холодный, Кварцевый из земель лесного фонда 1 группы Оротуканского лесхоза в пользование сроком на 3 года. Постановлением указано ООО «Барий» заключить договор землепользования с администрацией Ягоднинского района. 12.07.2002г. между ООО «Барий» и Администрацией Ягоднинского района заключен договор временного пользования (аренды) земель на срок от 12.07.2002г. до 11.07.2005г. Договором установлена арендная плата на период действия договора в сумме 51 840 руб. Утверждены сроки платежей: 25.07.2002г. - в сумме 4 320 руб., 25.11.2002г. - в сумме 4 320 руб., 25.07.2003г. - в сумме 8 640 руб., 25.11.2003г. - в сумме 8 640 руб., 25.07.2004г. - в сумме 8 640 руб., 25.11.2004г. - в сумме 8 640 руб., 11.07.2005г. - в сумме 8 640 руб.
Указанный договор 01.08.2002г. зарегистрирован в Поземельной книге Межрайонного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ягоднинского района Магаданской области, нос. Ягодное, ул. Спортивная, 6 номер государственной регистрации 82.
Использование данного участка в лесных целях не предусматривалось, цель использования 10,0 га : под разведочно-эксплуатационные работы 8,1 га, водоемы -1,5 га, под временные дороги - 0,4 га.
Площадь данного участка ООО «Барий» самостоятельно включена для налогообложения в налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, по которой исчислен земельный налог по ставкам земель промышленности.
3. Земельный участок общей площадью 5,8 га - предоставлен ООО «Барий» постановлением Главы Ягоднинского района от 28.09.2004г. № 501 в пользование под добычу полезных ископаемых из земель лесного фонда в лесах III группы Оротуканского лесхоза в кв.14 Оротуканского лесничества по руч. Феникс с момента выдачи разрешения Оротуканско-го лесхоза до момента сдачи земель - на основании Разрешения от 10.06.2004г. № 27 Государственной лесной службы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области сроком на 6 месяцев (с 10.06.2004г. по 10.12.2004г.) на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, без перевода лесных земель в нелесные земли и (или) земли иных категорий и без права рубки - для добычи золота из россыпи в урочище руч. Феникс.
Лесохозяйственные работы на указанном участке не планировались, цель использования 5.8 га - под добычу золота. Лесорубочный билет не выдавался.
4. Земельный участок общей площадью 1,0 га - предоставлен ООО «Барий» постановлением Главы Ягоднинского района 28.09.2004г. № 560 в пользование под добычу полезных ископаемых из земель лесного фонда в лесах III группы Оротуканского лесхоза в кв. 14 Оротуканского лесничества по руч. Феникс с момента выдачи разрешения Оротуканского лесхоза до момента сдачи земель - на основании Разрешения от 10.06.2004г. № 28 Государственной лесной службы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области сроком на 4 года (с 10.06.2004г. по 10.12.2008г.) напроведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, без перевода лесных земель в нелесные земли и (или) земли иных категорий и без права рубки - под полевой стан в урочище руч. Феникс.
Лесохозяйственные работы на указанном участке не планировались, цель использования 1,0 га - под стан. Лесорубочный билет не выдавался.
5. Земельный участок общей площадью 15,8 га – предоставлен ООО «Барий» постановлением Главы Ягоднинского района от 12.11.2004г. № 647 в пользование расположенный вне населенного пункта по руч. Кварцевый и Холодный с момента выдачи Разрешения Оротуканского лесхоза на срок проведения указанных работ - на основании Разрешения от 10.06.2004г. № 26 Государственной лесной службы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области сроком на 6 месяцев (с 10.06.2004г. по 10.12.2004г.) на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, без перевода лесных земель в нелесные земли и (или) земли иных категорий и без права рубки - добычи золота из россыпи в урочище руч. Гренада, Севилья, Холодный , Кварцевый.
Лесохозяйственные работы на указанном участке не планировались, цель использования 15,8 га - под добычу золота. Лесорубочный билет не выдавался.
6. Земельный участок общей площадью 9.6 га - предоставлен ООО «Барий» постановлением Главы Ягоднинского района от 10.06.2002г. № 314 из земель лесного фонда III группы в кв.14 Оротуканского лесничества Оротуканского лесхоза в пользование сроком на 6 месяцев для добычи полезных ископаемых по руч. Феникс, а также разрешен сроком на шесть месяцев перевод лесных земель в нелесные без исключения из состава лесного фонда общей площадью 9.6 га, для добычи полезных ископаемых.
Использование указанного участка в лесных целях не предусматривалось, цель использования 9,6 га - под добычу золота. Оротуканским лесхозом ООО «Барий» выдано уведомление от 16.06.2004 № 6/170 на оплату за лесопользование земель лесного фонда. Для получения права пользования лесным фондом РФ на территории Оротуканского лесхоза ОО «Барий» оплачены платежи в сумме 17 967 руб. 10 коп., из которых :
- лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в сумме 3 477 руб. 60 коп.,
- плата за перевод лесных земель в нелесные и (или) изъятие земель лесного фонда в сумме 13 794 руб.,
- лесные подати, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню в сумме 695 руб. 50 коп.
Площадь данного участка ООО «Барий» самостоятельно включена для налогообложения в налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, по которой исчислен земельный налог по ставкам земель промышленности.
Исходя из вышеперечисленного видно, что все земельные участки, выделенные ООО «Барий» под разработку месторождения россыпного золота, во временное использование, являются землями лесного фонда (лесными и нелесными), и предоставлены заявителю для осуществления работ, не связанных с лесопользованием, а именно, для добычи полезных ископаемых.
Ст. 65 Земельного кодекса РФ, а также ст.1 Закона РФ «О плате за землю» устанавливают, что использование земли в РФ является платным, формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
При этом порядок исчисления и уплаты земельного налога определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.
Земельным кодексом РФ от 21.10.2001 г. (ст.5) и Законом РФ № 1738-1 от 11.10.1991 г. «О плате за землю» (ст.1), определены участники земельных отношений (плательщики), которыми являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и обладатели сервитутов.
В соответствии со статьями 15, 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться коммерческим организациям в собственность или в аренду
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование на территории России, таким образом, земельным налогом облагаются как собственники земли, так землепользователи и землевладельцы, кроме арендаторов..
За земли, переданные в аренду, согласно ст.65 Земельного кодекса РФ, взымается арендная плата.
В силу ст. 15 указанного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
В соответствии со ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки
удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.1 ст.4 которого
установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие
вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131,
132 и 164 ГК РФ.
В данном случае, такими правоустанавливающими документами являются постановления главы администрации Ягоднинского района и разрешения Оротуканского лесхоза, в соответствии с которыми земельные участки передавались заявителю в пользование на определённый срок.
Из материалов дела следует, что деятельность по добыче россыпного золота и геологическому изучению недр осуществлялась обществом на земельных участках лесного фонда на основании правоустанавливающих документов и разрешений, выданных соответствующими органами.
По мнению налогового органа, материалам дела подтверждается, что договоры аренды по оспариваемым земельным участкам не заключены, т.к. характер существующих правоотношений не позволяет установить исполнение обязательств по договору аренды. Таким образом, налоговый орган считает, что фактически договор аренды не заключен в том числе и по участку площадью 4,0 га.
Однако, указанный довод налогового органа в отношении земельного участка площадью 4,0 га нельзя признать обоснованным.
Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, есть юридический акт признания и подтверждения государством правовых отношений сторон на недвижимое имущество, однако, несоблюдение порядка государственной регистрации договора аренды, не влияет на действительность правоотношений между арендатором и арендодателем и не освобождает арендатора от уплаты арендных платежей. В силу ст. 1 Закона РФ «О плате за землю», нахождение земли в аренде исключает возможность её учёта в качестве объекта налогообложения при определении земельного налога.
В данном случае, участок площадью 4,0 га действительно не оформлен в соответствии с требованиями гражданского законодательства, как находящийся в аренде. Однако, из фактически сложившихся между ООО «Барий» и администрацией Ягоднинского района отношений усматривается как явно выраженное намерение заключить такой договор, так и дальнейшее его фактическое исполнение.
Так, постановлениями Главы Ягоднинского района № 121 от 14.03.02г., № 194 от 18.04.2002г. и № 676 от 23.11.2004г. администрация района подтвердила выделение указанного земельного участка площадью 4,0 га из земель лесного фонда в аренду ООО «Барий» сроком на 10 лет. Кроме того, следует признать обоснованным довод заявителя о неправомерном непринятии налоговым органом во внимание факта уплаты заявителем в 2003 году арендной платы по участку площадью 4,0 га, предоставленному ОО «Барий» в аренду. При отсутствии оформленного договора аренды, ООО «Барий» за 2003 год в бюджет была уплачена арендная плата в сумме 13 500 руб. (15.09.2003г. - в сумме 7 000 руб., 15.11.2003г. - в сумме 6 500 руб.), в подтверждение чего заявителем представлены платёжные поручения № 401 от 11.09.2003г. и № 505 от 20.11.2003 г.
В 2004 году арендные платежи не уплачены ООО «Барий» в связи с возникновением между сторонами спора.
Однако, налоговый орган, необоснованно считает, что неоформление между заявителем и соответствующим органом исполнительной власти в установленном порядке договора аренды участка площадью 4,0 га, является свидетельством незаключения указанного договора в силу ст.131. п.3 ст.433 ГК РФ, ст.32 Лесного кодекса РФ, что, по мнению налогового органа, влечет необходимость уплачивать вместо арендной платы земельный налог, доначисленный по указанному участку в сумме 13 686 руб.
Данный вывод подтверждается указанием суда кассационной инстанции в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-А37/05-2/1153 от 24.05.2006г., согласно которому «из материалов дела усматривается, что государственным органом из земель лесного фонда выделен и предоставлен обществу в аренду земельный участок сроком на 10 лет площадью 4,0 га, на котором обществом размещена производственная база. За данный участок ООО «Барий» уплачивал собственнику арендные платежи. При этом договор аренды не оформлялся надлежащим образом и не был зарегистрирован в уполномоченном органе.
П. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно приказам МНС РФ от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом несоблюдение порядка государственной регистрации договора аренды не влияет на действительность правоотношений, возникших между арендодателем и арендатором относительно арендуемого имущества, и не освобождает последнего от уплаты арендных платежей».
Таким образом, обоснованным является довод заявителя о том, что неправомерно доначисление налоговым органом земельного налога в сумме 13 686 руб. (4,0 га х 3 421,44 руб.) по участку площадью 4,0 га, предоставленному ООО «Барий» постановлением Главы Ягоднинского района в аренду на 10 лет, в связи с ненадлежащим оформлением договора аренды и отсутствием его государственной регистрации.
Кроме того, договор временного пользования (аренды) земель на срок от 12.07.2002г. до 11.07.2005г. был заключен между ООО «Барий» и Администрацией Ягоднинского района 12.07.2002г. по земельному участку площадью 10, 0 га. Договором установлена арендная плата на период действия договора в сумме 51 840 руб. Утверждены сроки и суммы платежей. Указанный договор 01.08.2002г. зарегистрирован в Поземельной книге Межрайонного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ягоднинского района Магаданской области, номер государственной регистрации 82. Площадь данного участка ООО «Барий» самостоятельно включена в налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, по которой исчислен земельный налог по ставкам земель промышленности.
Земельные участки площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га также были переданы ООО «Барий» уполномоченным органом в пользование с различным сроком временного использования с надлежащим оформлением необходимой разрешительной документации. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия договорных отношений по аренде указанных земельных участков с принятием арендатором на себя обязанностей по уплате арендной платы, что не оспаривается заявителем.
Земельные участки площадью 15,8 га, 5,8 га, 1,0 га, выделены ООО «Барий» из состава земель, расположенных в пределах границ лесного фонда, и предоставлены для осуществления работ, не связанных с лесопользованием на основании разрешений Оротуканского лесхоза.
Из разрешений Оротуканского лесхоза усматривается, что правоустанавливающие документы выданы на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, что участки лесного фонда предоставлены с целью осуществления деятельности по добыче россыпного золота и геологическому изучению недр, без права рубки.
На основании Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» ООО «Барий» является недропользователем, которому на основании соответствующей лицензии представлены в пользование недра в целях разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно п. 4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1, предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользования соответствующими земельными участками.
Кроме того, согласно ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Таким образом, нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что получение земельных участков для целей недропользования из земель лесного фонда не порождает обязанности уплачивать земельный налог, в связи с тем, что заявитель в данном случае не является ни лесопользователем, ни землепользователем. Статья 66 Лесного кодекса РФ предусматривает возможность осуществления деятельности на землях лесного фонда, несвязанной с лесопользованием, в том числе по добыче полезных ископаемых.
Доводы заявителя, что осуществление недропользования на землях лесного фонда осуществлялось без землепользования являются необоснованными, так как осуществление недропользования невозможно без непосредственного использования соответствующих земельных участков. Так, само понятие «недра», сформулированное в преамбуле Закона РФ «О недрах» означает часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков. В связи с этим, одним из необходимых прав недропользователя является его право на соответствующий земельный участок, расположенный над выделенным ему горным или геологическим отводом.
В силу требований ст. 39 Закона РФ «О недрах» пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю. Плата за землю устанавливается в соответствии с Законом РФ «О плате за землю». Законом № 1738-1 «О плате за землю» установлены конкретные виды земельных участков и цель их использования, в случаях обладания которыми у землепользователей возникает обязанность по уплате земельного налога.
При указанных обстоятельствах, при решении вопроса о плате за землю необходимо учитывать не только категорию земель, но и их фактическое использование, по основаниям, установленным ст.ст. 88 и 102 Земельного кодекса РФ, т.к. в соответствии с ч. 6 ст. 101 Земельного Кодекса, правовой режим земель лесного фонда регулируется не только лесным, но также и земельным законодательством.
Согласно ст. ст. 6 и 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земельного участка, как объекта земельных отношений, определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. П.1 ст.7 Земельного кодекса РФ определены категории земель по целевому назначению. П.2 указанной статьи указывает, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Состав земель подразделяется, в том числе, и на земли лесного фонда и земли промышленности.
Землями промышленности, согласно ст. 88 Земельного кодекса РФ, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, в том числе используемые для разработки полезных ископаемых и организациями горнодобывающей промышленности (после оформления горного отвода), и права, на которые возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
К землям лесного фонда, согласно ст.101 Земельного кодекса РФ, относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства, нелесные земли.
В соответствии со ст.ст. 79, 80, 103, 104 Лесного кодекса РФ лесопользование в Российской Федерации является платным, и платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. При этом лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, исходя из ставок, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 127 от 19.02.2001г. утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в пункте 2 которых определено, что минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда.
Ст. 66 Лесного кодекса РФ определяет, что добыча полезных ископаемых в лесном фонде и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, осуществляются на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством выписывает лесорубочный билет.
Ст.11 Закона РФ № 1738-1 «О плате за землю», предусматривает специальный порядок взимания налога за земли лесного фонда - в составе платы за пользование лесами.Согласно указанной статьи налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Из содержания приведенных норм следует, что налог за земли лесного фонда является составной частью платежей за пользование лесным фондом. Обязанность по самостоятельному исчислению данного налога и уплате его отдельно от платы за пользование лесами непосредственно в бюджет действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, не предусмотрена уплата земельного налога за земли лесного фонда в случае внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, поскольку налог уже входит в состав данных платежей, т.е. налогоплательщик освобождается от повторного внесения платы за землю, поскольку платежи за пользование лесным фондом уже включают в себя и плату за землю.
То есть, если работы по добыче полезных ископаемых производятся на землях лесного фонда и, если выполнение этих работ связано с рубками, орган управления лесным хозяйством выписывает лесорубочный билет. При этом, обязанность исчислить плату, возложена на орган управления лесным хозяйством, а для недропользователя существует обязанность оплатить начисленные суммы.
Согласно ст. 79 Лесного кодекса РФ платность является одним из основных требований лесопользования в РФ.
При пользовании лесными ресурсами предусмотрено внесение нескольких видов платежей, порядок исчисления и уплаты которых контролируется как налоговыми, так и другими государственными органами. К этим платежам относятся: лесные подати, арендная плата, плата за перевод лесных земель в нелесные. Взимание платежей за пользование лесным фондом в виде лесных податей предусмотрено ст. 103 Лесного кодекса. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда.
В соответствии с нормами земельного законодательства, земли для целей недропользования не выделяются в самостоятельную категорию, и в предусмотренных законом случаях, могут быть предоставлены из земель лесного фонда без перевода земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения. В данном случае, согласно представленным в материалах дела документам, разрешен перевод лесных земель в нелесные без исключения из состава лесного фонда сроком на шесть месяцев земельного участка общей площадью 9,6 га, с оплатой за перевод лесных земель в нелесные в сумме 13 794 руб. Площадь данного участка ООО «Барий» самостоятельно включена для налогообложения в налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, по которой исчислен земельный налог по ставкам земель промышленности.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО «Барий» работы, связанные с рубками леса не выполнял, лесорубочные билеты не выдавались. Из пояснений в судебном заседании представителя заявителя следует, что органом управления лесным хозяйством соответствующая плата не начислялась, и соответственно, ООО «Барий» ее не уплачивал.
Так как ставка земельного налога, применяемая при использовании земель лесного фонда рассчитывается от объёма древесины, срубленной на корню, то в данном случае такой расчёт с использованием данной ставки не мог быть применён, поскольку заявитель не осуществлял на предоставленных ему земельных участках лесопользование.
Как следует из материалов дела, договоры аренды по оспариваемым земельным участкам площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га, - не заключены. Поэтому, обоснованным является довод налогового органа о том, что характер сложившихся правоотношений не позволяет установить исполнение ООО «Барий» обязательств по договору аренды спорных участков.
Из материалов дела следует, что земельные участки площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га, переданные ООО «Барий» уполномоченным органом в пользование с различным сроком временного использования с надлежащим оформлением необходимой разрешительной документации, не были оформлены надлежащим образом в части урегулирования договорных отношений по аренде указанных земельных участков с принятием арендатором на себя обязанностей по уплате арендной платы, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Таким образом, из представленных в материалах дела документов следует, что по спорным земельным участкам площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га заявителем, ООО «Барий», в 2004 году не уплачивался ни один из предусмотренных при пользовании лесными ресурсами видов платежей -лесные подати, арендная плата, плата за перевод лесных земель в нелесные.
В соответствии с одним из основных принципов земельного законодательства, установленным в п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, любое использование земли является платным, за исключением случаев, установленных в федеральном и региональном законодательстве.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-А37/05-2/1153 от 24.05.2006г. не опровергает соблюдения принципа платности использования земли.
Кроме того, отсутствие всех необходимых документов о праве пользования землёй, получение которых зависит, в том числе, от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения ООО «Барий» от уплаты земельного налога по указанным земельным участкам площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га. Иное толкование статьи 15 закона РФ «О плате за землю» позволило бы землепользователю уклоняться от оформления всех правоустанавливающих документов на пользование землёй и, следовательно, осуществлять землепользование бесплатно.
Расчёт платежей по спорным земельным участкам проводился налоговым органом на основании Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» (с последующими изменениями и дополнениями), зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ от 06.04.2000 г. № 2183.
Применение налоговым органом по аналогии ставок налога за фактическое использование ООО «Барий» земли в целях недропользования по ставкам за использование земель промышленности и иного специального назначения следует признать правомерным, т.к. в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.
Кроме того, именно налоговые органы отнесены в соответствии с постановлением Правительства РФ № 506 от 30.09.2004 г. к органам федеральной исполнительной власти, в полномочия которых, в частности, входит осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов. Таким образом, налоговым органам принадлежат полномочия по применению налогового законодательства, в данном случае выразившееся в определении ставок и доначислении земельного налога.
На основании изложенного, доводы налогового органа о том, что ООО «Барий» является плательщиком земельного налога на основании фактического использования земли по выделенным ему в пользование спорным земельным участкам площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га, - обоснованны, соответственно, решение налогового органа, касающееся доначисления налогоплательщику земельного налога по указанным земельным участкам, правомерно.
В соответствии с п. 2 ст. 29, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ст.137 НК РФ также предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ оспариваемый акт может быть признан недействительным, когда он одновременно не соответствует закону, иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, в то же время, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Арбитражный суд с учетом ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает требования заявителя о признании недействительными п.2.2, п.2.3, п.2.4 резолютивной части решения № 572 от 14.09.2004г. Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области правомерными и подлежащими удовлетворению в части доначисления заявителю, ООО «Барий», земельного налога за 2004 год в сумме 13 686 руб. по земельному участку площадью 4,0 га, а в части доначисления заявителю, ООО «Барий», земельного налога за 2004 год в сумме 38 666 руб. по земельным участкам площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га – суд считает требования заявителя неправомерными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.102, 110 АПК РФ, пп.4 п.1 ст. 333.21 НК РФ расходы по госпошлине в сумме 1 000 руб. относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Госпошлина в сумме 500 руб., взысканная с заявителя по решению от 29.11.2005г., подлежит возврату из Федерального бюджета на основании п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Магаданской области,
РЕШИЛ:
1. Требования заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Барий», о признании недействительными п.2.2, п.2.3, п.2.4 резолютивной части решения № 572 от 14.09.2004г. Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области удовлетворить частично.
2. Признать решение № 572 от 14.09.2004г. Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области недействительным в части доначисления заявителю, ООО «Барий», земельного налога за 2004 год в сумме 13 686 руб. по земельному участку площадью 4,0 га
3. В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании решения № 572 от 14.09.2004г. Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области недействительным в части доначисления заявителю, ООО «Барий», земельного налога за 2004 год в сумме 38 666 руб. по земельным участкам площадью 15,8 га, 5,8 га и 1,0 га - отказать.
4. Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. Выдать заявителю справку на возврат госпошлины по истечении срока на обжалование.
5. Решение подлежит немедленному исполнению.
6. На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд Магаданской области апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия настоящего решения, либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО через арбитражный суд Магаданской области в двухмесячный срок после вступления настоящего решения в законную силу, в порядке, установленном АПК РФ.
Судья Степанова Е.С.