АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А37-406/2016
г. Магадан
20 мая 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2016.
Полный текст решения изготовлен 20.05.2016.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Адаркиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бажутиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, дело по исковому заявлению
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 685000, <...>)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, юрисконсульт, доверенность от 31.01.2014 № 04-08/603;
от ответчика – ФИО2, начальник отдела, доверенность от 15.01.2016 № 02-08;
в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.05.2016 до 17.05.2016.
УСТАНОВИЛ:
Истец, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области (далее – Управление ПФР), 04.03.2016 обратился в арбитражный суд с исковым заявлением № 04-08/1170 от 24.02.2016 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком (сервитут), принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Магаданскому областному государственному казённому учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ягоднинский социальный центр» (далее - ГКУ «Ягоднинский социальный центр»), общей площадью 3 638 кв. м., расположенным по адресу <...>. Кадастровый (или условный) номер земельного участка: 49:08:070105:41.
В судебном заседании представителем истца уточнены заявленные требования, а именно, истец просит признать недействительным решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком (сервитутом), оформленное письмом от 26.01.2016 № 49/001/002/2016-110, и обязать Управление зарегистрировать право ограниченного пользования земельным участком (сервитут), принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Магаданскому областному государственному казённому учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ягоднинский социальный центр», общей площадью 3 638 кв.м, расположенным по адресу: <...>. Кадастровый (или условный) номер земельного участка: 49:08:070105:41.
Суд на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принял заявленное истцом ходатайство об уточнении исковых требований.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в письменных дополнениях.
В частности указал на положения 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предусматривающих, что в случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.
Доводы ответчика о том, что ГКУ «Ягоднинский социальный центр» не является собственником земельного участка, в связи с чем, не может заключать соглашение о сервитуте, по мнению истца, является ошибочным, поскольку исходя из положений частей 1, 3 статьи 274 ГК РФ, пункта 11 статьи 39.20 ЗК РФ и пункта 1 статьи 39.24 ЗК РФ следует, что соглашение о сервитуте может быть заключено не только собственником, но и землепользователем (владеющим и пользующимся земельным участком в данном случае на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Тот факт, что в преамбуле Соглашения об установлении сервитута на земельный участок ГКУ «Ягоднинский социальный центр» поименовано как собственник, по мнению истца, не имеет правового значения, поскольку указанный термин введён как сокращение наименования стороны в тексте соглашения.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования Учреждения не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В частности указала на то, что согласно пункту 2 статьи 39.24 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, в ведении которых находится предприятие, учреждение.
Также обратила внимание на то, что в Соглашении об установлении сервитута на земельный участок ГКУ «Ягоднинский социальный центр» поименовано как собственник, что противоречит обстоятельствам дела, поскольку указанное учреждение владеет и пользуется спорным земельным участком в соответствии с постановлением главы Ягоднинского района от 04.11.2003 № 704 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Управление ПФР 25.12.2015 через Территориально обособленное структурное подразделение п. Ягодное Управления Россреестра направило заявление о регистрации права ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка.
Управлением Росреестра 26.01.2016 № 49/001/002/2016-110 отказано в государственной регистрации сервитута в отношении земельного участка на основании абзаца 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В обоснование отказа Управление Росреестра ссылается на положения частей 3,4 статьи 39.20 ЗК РФ предусматривающих, что если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В связи с чем, по мнению Управления Росреестра, спорный земельный участок может быть предоставлен только в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании указывалось на то, что сервитут на спорный земельный участок не может быть зарегистрирован, поскольку ГКУ «Ягоднинский социальный центр» не является собственником земельного участка, а в соглашении, именуется собственником.
Вышеуказанные доводы Управления Росреестра не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, земельным законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно положениям частей 3 и 4 статьи 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 указанной статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 11 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.
Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется.
В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка.
Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.
Положения частей 3 и 4 статьи 39.20 ЗК РФ, на которые ссылается ответчик в отпариваемом отказе в регистрации, предусматривают, что если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
На земельном участке, в отношении которого устанавливается сервитут, расположено двухэтажное здание. На первом этаже этого здания располагаются помещения ГКУ «Ягоднинский социальный центр», которые принадлежат ему на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права 49АА 100863) и занимают большую площадь здания.
Земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ «Ягоднинский социальный центр», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 49АА № 100863 от 01.08.2012.
Помещения Управления ПФР располагаются на втором этаже здания и принадлежат ему на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права 49АА 068375).
На основании изложенного, отказ Управления Росреестра со ссылкой на положения части 3, 4 статьи 39.20 ЗК РФ, является неправомерным, поскольку в спорной ситуации подлежат применению положения части 11 статьи 39.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.
Как следует из положений пункта 1 статьи 39.24. ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо: в аренду; или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.
Следовательно, вывод ответчика о том, что с заявлением о государственной регистрации сервитута, вправе обратиться только собственник земельного участка, признаётся судом ошибочным.
Поскольку ГКУ «Ягоднинский социальный центр» является землепользователем, что не отрицается ответчиком, то, соответственно, на основании вышеуказанных норм является надлежащим субъектом соглашения об установлении сервитута.
Факт именования в преамбуле Соглашения об установлении сервитута на земельный участок ГКУ «Ягоднинский социальный центр» как «собственник» не имеет правового значения, поскольку указанный термин введён сторонами соглашения как сокращённое наименование одной из сторон и не может повлечь за собой какие-либо правовые последствия, а соответственно, не может являться основанием к отказу в регистрации указанного Соглашения.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом положений части 2 статьи 39.24 ЗК РФ судом также признаются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно положениям части 2 статьи 39.24 ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
Исходя из буквального прочтения указанной нормы, согласие на установление сервитута требуется не от собственника земельного участка, а от учредителя предприятия, учреждения в лице соответствующего органа.
Следовательно, довод ответчика о том, что поскольку земельный участок является собственностью Магаданской области, то необходимо согласие органа исполнительной власти Магаданской области, является ошибочным.
Во исполнение положений части 2 статьи 39.24 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута на земельный участок от 11.12.2015 № 1 согласовано с Министерством труда и социальной политики Магаданской области.
На основании вышеизложенного и поскольку судом по настоящему делу было установлено, что оспариваемый истцом отказ в государственной регистрации Управления Росреестра от 26.01.2016 № 49/001/002/2016-110 не соответствует требованиям пункта 1 стать 127 Закона № 122-ФЗ, части 11 статьи 39.20 ЗК РФ, части 4 статьи 274 ГК РФ, нарушает права и законные интересы Управления ПФР, требования истца о признании вышеуказанного решения Управления Росреестра недействительным подлежат удовлетворению.
Признавая недействительным оспариваемый отказ в государственной регистрации, суд в порядке статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав истца возлагает на Управление Росреестра обязанность зарегистрировать право ограниченного пользования земельным участком (сервитут), принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Магаданскому областному государственному казённому учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ягоднинский социальный центр», общей площадью 3 638 кв.м, расположенным по адресу: <...>. Кадастровый (или условный) номер земельного участка: 49:08:070105:41.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.
В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина, подлежащая уплате, составляет для организаций -3 000 рублей.
При подаче искового заявления истец по платёжному поручению № 603976 от 29.02.2016 уплатил госпошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.
В связи с удовлетворением исковых требований, госпошлина по делу в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относится на ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дата изготовления решения в полном объёме считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 182, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Магаданской области
РЕШИЛ:
1. Уточнение заявленных требований принять.
2. Требования заявителя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области , удовлетворить.
3. Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу об отказе в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком (сервитутом), оформленное письмом от 26.01.2016 № 49/001/002/2016-110 признать недействительным.
4. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу зарегистрировать право ограниченного пользования земельным участком (сервитут), принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Магаданскому областному государственному казённому учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ягоднинский социальный центр», общей площадью 3 638 кв.м, расположенным по адресу: <...>. Кадастровый (или условный) номер земельного участка: 49:08:070105:41.
5. Взыскать с ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, в пользу заявителя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области , расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
6. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд. В кассационном порядке может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения при условии его обжалования в апелляционном порядке. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья Е.А. Адаркина