АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-419/2013
10.06.2013
Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2013
Решение в полном объёме изготовлено 10.06.2013
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, каб. 304, дело по заявлению Открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным требования № 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013 и взыскании судебных расходов в размере 200 рублей
при участии в судебном заседании:
от заявителя – юрисконсульт ФИО1 (доверенность № 10-ЮР от 22.02.2013);
от ответчика – старший специалист (юрисконсульт) юридической группы ФИО2 (доверенность № 02-09/19 от 18.02.2013).
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании недействительным Требования о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам № 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013.
В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст.ст. 7, 8, 10, 15, 34, 58.2 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ст.ст. 198 - 201 АПК РФ и указал, что оспариваемым требованием ГУ – УПФ РФ в городе Магадане Магаданской области ставит в известность плательщика страховых взносов - ОАО «Аэропорт Магадан» - о том, что в ходе камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2012 год, представленного плательщиком, выявлены ошибки в расчете и в соответствии со ст. 34 Закона № 212-ФЗ. ОАО «Аэропорт Магадан» в течение пяти дней со дня вручения оспариваемого требования необходимо представить необходимые пояснения к данному расчету, либо внести соответствующие исправления в расчет.
При этом, ОАО «Аэропорт Магадан» произвело расчет страховых взносов за декабрь 2012 года с применением пониженных ставок по тарифам, установленным п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в связи с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат, которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода. В связи с тем, что трудовые договоры с работниками не расторгались, индивидуальные лицевые счета на работников не изменились, ОАО «Аэропорт Магадан» исчислял расчетный период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Расчет, представленный ОАО «Аэропорт Магадан» ответчиком принят не был, поскольку пенсионный орган считает, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования, вновь созданная организация - ОАО «Аэропорт Магадан» - при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения в пользу работников преобразованной организации - ФГУП «Аэропорт Магадан», т.к. Законом № 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.
Сумма начислений за декабрь 2012 года по данным ОАО «Аэропорт Магадан» (с применением регрессивной шкалы) составляет: 5 050 790, 99 руб., сумма начислений за декабрь по данным Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области (без применения регрессивной шкалы) составляет: 7 463 341, 34 руб., сумма спора составляет 2 412 550,35 руб.
Оплата страховых взносов по представленному истцом расчету произведена своевременно в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ.
Заявитель считает, что в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются в соответствии с п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в 2012 - 2015 годах: Пенсионный Фонд РФ - 10% от суммы выплат и иных вознаграждений, Фонд социального страхования РФ - 0%, Фонд обязательного медицинского страхования РФ - 0%.
Как следует из п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ст. 75 Трудового Кодекса РФ установлено: изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Следовательно, по мнению заявителя, действия ОАО «Аэропорт Магадан» при применении регрессивной шкалы при расчете страховых взносов, в соответствии с п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ являются правомерными, поскольку, во-первых, ОАО «Аэропорт Магадан» является правопреемником ФГУП «Аэропорт Магадан», во-вторых, трудовые отношения с сотрудниками не прерывались, в-третьих, индивидуальные лицевые счета на работников не изменялись.
В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме преобразования происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят не только обязанности, но и права, связанные с уплатой страховых взносов.
Закон № 212-ФЗ определяет лишь обязанности для правопреемника реорганизованного предприятия - согласно п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов уплата страховых взносов, а также предоставление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
На основании изложенного, заявитель считает, что оспариваемое требование является незаконным, нарушающим права и интересы ОАО «Аэропорт Магадан» в сфере предпринимательской деятельности.
Также заявитель считает, что оспариваемое требование незаконно возлагает на ОАО «Аэропорт Магадан» обязанность внести исправления в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, лишая его законного права применения пониженных ставок по тарифам, установленным п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в связи с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода. Возникновение данного права предусмотрено п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, ст. 58 ГК РФ.
В случае исполнения оспариваемого требования - внесения исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам заявитель будет обязан перечислить страховые взносы в размере 2 412 550, 35 руб.
В связи с тем, что ответчик отрицает наличие у заявителя права на применение регрессивной шкалы и не принимает расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 и ИС за 2012 год, у ОАО «Аэропорт Магадан» отсутствует возможность сдать расчет по РСВ-1 и ИС за 1 квартал 2013, поскольку не выявлен остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода.
В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и в представленных дополнениях к заявлению от 06.05.2013 № 28-юр и письменных пояснениях на отзыв от 06.05.2013 № 27-юр, устно пояснил доводы по существу заявленных требований и представил в материалы дела дополнительные документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований.
Ответчик, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 05.04.2013 № 02-09/9498, из которого следует, что представленном ОАО «Аэропорт Магадан» расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год страхователь неверно определил базу для начисления страховых взносов в отношении физических лиц, отразив ее с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом, ответчик указал, что ОАО «Аэропорт Магадан» создано 03.12.2012 путем преобразования ФГУП «Аэропорт Магадан». В расчете же за период 2012 год страхователь отразил сумму страховых взносов с начала календарного года, когда страховые взносы начислялись реорганизованным ФГУП «Аэропорт Магадан».
Между тем, п. 4 ст. 57 ГК РФ установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Следовательно, при реорганизации ФГУП «Аэропорт Магадан» путем преобразования создана новая организация - ОАО «Аэропорт Магадан».
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При этом, ответчик указал, что согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. «А» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).
В силу ч. 1 и 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года (ч. 3 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации - уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (ч. 16 ст. Закона № 212-ФЗ).
Кроме того, ответчик указал, что в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 НК РФ).
Следовательно, организация, прекратившая свою деятельность в результате реорганизации, - ФГУП «Аэропорт Магадан», и организация-правопреемник - ОАО «Аэропорт Магадан», поставленная на учет в налоговом органе» - два различных налогоплательщика с собственными ИНН.
Вновь возникшая организация ОАО «Аэропорт Магадан», образованная путем реорганизации в форме преобразования, признается правопреемником преобразованного юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Магадан», но, вместе с тем, правопреемственность в части базы для начисления страховые вносов в случае реорганизации плательщика Законом № 212-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 № 1375-19).
Таким образом, ответчик считает, что расчетным периодом для ОАО «Аэропорт Магадан» является период с 03.12.2012 по 31.12.2012, следовательно, право на применение регрессивной шкалы с учетом выплат, произведенных ФГУП «Аэропорт Магадан», отсутствует, т.к. у вновь созданной организации - ОАО «Аэропорт Магадан» - в базу для начисления страховых взносов должны включаться выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть с 03.12.2012.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 05.04.2013 № 02-09/9498 и письменных пояснениях от 03.06.2013 № 02-09/13807, устно пояснил доводы государственного органа, и указал, что в силу положений ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ представление плательщиком страховых взносов органам Пенсионного фонда РФ пояснений по начислению и уплате страховых взносов является правом организации, а не ее обязанностью.
Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Из представленных в материалах дела доказательств следует, что Открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ 03.12.2012, свидетельство серии 49 № 000314025, ОГРН <***>, ИНН <***>.
ОАО «Аэропорт Магадан создано 03.12.2012 путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Магадан» и является его правопреемником.
Учредителем ОАО «Аэропорт Магадан» является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
13.02.2013 в УПФР в городе Магадане Магаданской области представлен расчет ОАО «Аэропорт Магадан» по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации» страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2012 год.
При этом, ОАО «Аэропорт Магадан» произвело расчет страховых взносов за декабрь 2012 года с применением пониженных ставок по тарифам, установленным п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в связи с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат, которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода. В связи с тем, что трудовые договоры с работниками не расторгались, индивидуальные лицевые счета на работников не изменились, ОАО «Аэропорт Магадан» исчислял расчетный период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Расчет, представленный ОАО «Аэропорт Магадан», пенсионным органом не принят, в связи с чем 05.03.2013 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области направило в адрес ОАО «Аэропорт Магадан» Требование о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
В соответствии с указанным требованием пенсионный орган ставит в известность плательщика страховых взносов - ОАО «Аэропорт Магадан»- о том, что в ходе камеральной проверки на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2012 год, представленного указанным плательщиком выявлены ошибки в расчете. На основании указанного Требования ОАО «Аэропорт Магадан» обязан в течение пяти дней с даты его получения представить необходимые пояснения к расчету, либо внести соответствующие исправления в расчет.
Не согласившись с Требованием Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам № 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013, заявитель, ОАО «Аэропорт Магадан», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании его недействительным.
Установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив представленные в материалах дела письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
П. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В п.п. 1, 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
П. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются в 2012 - 2015 годах в соответствии с п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно - правой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
П. 1 ст. 59 ГК РФ определено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
П. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии со ст. 16 Закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно ч. 16 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, в силу положений ст. 58 ГК РФ и п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Ст. 75 Трудового кодекса РФ установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Согласно ст. 75 ТК РФ при реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работника продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
На основании изложенного, выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
При этом, Федеральным законом № 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Таким образом, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
По материалам дела установлено, что после реорганизации ФГУП «Аэропорт Магадан» в ОАО «Аэропорт Магадан» трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником были продолжены, поэтому плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица.
Правомерность указанного выводов подтверждается сложившейся судебной практикой
- постановлениями ФАС ДВО от 23.05.2012 № Ф03-1596/2012, № Ф03-560/2012 от 01.03.2012, ФАС СЗО № А42-6683/2011 от 31.05.2012, ФАС ПО № А65-19100/2011 от 29.05.2012.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы могут быть признаны судом недействительными. При этом оспариваемый акт может быть признан недействительным в том случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.
Из содержания указанных норм следует, что признание недействительным ненорматив-ного акта возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
По результатам исследования оспариваемого требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области установлено, что указанный ненормативный акт административного органа обладает признаками, являющимися основанием для признания его недействительным, - несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание оспариваемого требования не соответствует положениям Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Гражданского Кодекса РФ, Трудового кодекса РФ.
Также установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение обязанности по внесению исправлений в расчет за 2012 год и уплате доначисленных страховых взносов, и соответственно, создание препятствий для осуществления экономической деятельности.
П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.
Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с требованиями ст. 162 АПК РФ представленные заявителем и ответчиком доказательства подлежат исследованию в судебном заседании и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, предусматривающей, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность оспариваемого акта, при этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований.
Указанные доказательства признаются достаточными для удовлетворения заявленных требований ОАО «Аэропорт Магадан», поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие признаков, позволяющих признать оспариваемое требование недействительным - одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области № 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013, т.к. судом установлена его недействительность.
При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулирован-ной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуаль-ных функций сторон.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по данному делу должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение по существу.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 7959/08, в случае признания обоснованными полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Из материалов дела следует, что при обращении в арбитражный суд заявителем платежным поручением № 544 от 26.02.2013 перечислена государственная пошлина в размере 2 000 руб., которая в соответствии со ст. 110 АПК РФ в связи удовлетворением заявленных требований подлежит взысканию в пользу заявителя с ответчика.
Судебные издержки в размере 200 руб., уплаченные по платежному поручению № 546 от 27.02.2013, также подлежат взысканию с ответчика.
В силу ч. 2 ст. 176 АПК РФ, датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 10.06.2013.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 159, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
1. Требования заявителя, Открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан», удовлетворить.
2. Требование Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области № 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013 признать недействительным.
3. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, Открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан».
4. Взыскать с ответчика, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, в пользу заявителя, Открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан», госпошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 544 от 26.02.2013 и судебные расходы в размере 200 руб., уплаченные по платежному поручению № 546 от 27.02.2013. Выдать заявителю исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
5. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Магаданской области, в установленном АПК РФ порядке.
Судья Степанова Е.С.