АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, 62
Телетайп 145249 «Закон», тел. 5-50-79
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Магадан № А37-444/06-9
07.04.2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06.04.2006 г.,
Полный текст решения изготовлен 07.04.2006 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Минеевой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Минеевой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Компания Алексинна»
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя- ФИО1, вед.специалист, доверенность от 16.01.2006 г. № СБ-10-29-155; ФИО2, гл.гос.налогинспектор, доверенность от 06.03.2006 г. № СБ-10-29-1557; ФИО3, ст. гос.налогинспектор, доверенность 06.03.2006 г. № СБ-10-29-1558;
от ООО «Компания Алексина» - ФИО4, представитель, доверенность от 28.03. 2006 г. № 2; ФИО5, представитель, доверенность от 28.03.2006 г. № 2.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее– административный орган), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Компания Алексинна» (далее – ООО «Компания Алексинна») за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. В обоснование своих требований заявитель сослался на представленные для рассмотрения материалы административного дела, возбужденного 10.02.2006 г. в отношении ООО «Компания Алексинна» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении реализации алкогольной продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов в нарушение пп.1 пункта 3 ст. 102 и п.1 ст. 26 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (с учетом изменений и дополнений); Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащею продукцию», Постановления Правительства от 31.12.2005; п. 6 «Правил продажи алкогольной продукции алкогольной продукции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 г. № 987 (с учетом изменений и дополнений). По мнению представителя, вина юридического лица прослеживается через виновные бездействие (не оформление документов надлежащим образом) зам.ген.директора ООО « Компания Алексинна», выражается в форме неосторожности. Полагает, что устранение нарушений в ходе проверки не влияет на привлечение к административной ответственности. ФЗ-134 не распространяется на возникшие правоотношения. В ходе проверки были предоставлены справки к ТТН, оформленные по ранее действующему Постановлению Правительства РФ № 1019 от 15.08.1997 г., затем в день составления протокола № 15 от 10.02.2006 г. были предоставлены надлежащим образом оформленные справки к ТТН по новой форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 864 от 31.12.2005 г.
Представитель ООО «Компания Алексинна» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя и пояснила, что оснований для составления протокола у заявителя не имелось, так как до его составления 10.02.2006 г. генеральным директором ООО «Компания Алексина» были предоставлены в УФНС России по Магаданской области надлежащим образом оформленные документы, в том числе справки формы «Б» с оригиналом оттиска печати и подписью, по новой форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 864 от 31.12.2005 г., вступившим в законную силу 27.01.2006г. Указанные документы подтверждают, по мнении заявителя, легальность реализации приобретенной у местного производителя алкогольной продукции и отсутствие нарушений со стороны ООО «Компания Алексина». После предоставления указанных документов законный представитель ООО « Компания Алексинна» была ознакомлена с протоколом № 15 от 10.02.2006г.
Кроме того, представитель обратила внимание суда, что в акте проверки от 09.02.2006 г. указывается на отсутствие раздела «Б» к товарно-транспортным накладным (далее – ТТН) № 60 от 11.01.2006 г., № 41 от 19.01.2006 г. Однако в протоколе № 15 от 10.02.2006 г. указывают, что существо правонарушения заключается в осуществлении реализации алкогольной продукции с ненадлежащим образом оформленными товарно-транспортными документами, а именно, отсутствуют оттиски печати последнего собственника товара в разделе «Б» справки к ТТН, подтверждающую ее легальность, № 60 от 11 .01.2006 г., № 41 от 19.01.2006 г., а также № 101 от 25.01.2006 г., на которую не имеется ссылки в акте от 09.02.2006 г. Алкогольная продукция по указанным ТТН приобреталась в период действия Постановления Правительства РФ № 1019 от 15.08.1997 г. (утратил силу с 01.01.2006 г.), в связи с чем в ходе проверки первоначально были предоставлены документы, в том числе справка «Б» к ТТН, полученные от местных товаропроизводителей в период действия данного Постановления Правительства РФ. Вины ООО «Компания Алексинна» в ненадлежащем оформлении части «Б» по новой форме, утвержденной ПП РФ № 864 от 31.12. 2005г., по мнению ответчика, не усматривается.
Кроме того, ответчик считает, что в ходе проверки была нарушена процедура проведения проверки, а именно, в книгу учета проверок проверяющим инспектором не внесена запись о проведении проверки и сути правонарушения. В случае отказа в предоставлении книги учета налоговый орган фиксирует указанный факт в акте. Полагает, что нарушены положения ФЗ № 134.
Далее, в судебном заседании представитель ответчика дополнительно пояснила, что при принятии судебного акта просит суд принять во внимание малозначительность административного правонарушения. Факт предоставления в налоговый орган генеральным директором ООО «Компания Алексинна» справок формы «Б» с оригиналом оттиска печати по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 864, а также то, обстоятельство, что ООО «Алексина» ранее не привлекалось к административной ответственности, считать смягчающими ответственность и освободить ООО «Компания Алексинна» от ответственности, а производство по делу прекратить.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, выслушав представителей заявителя и ООО «Компания Алексина», с учетом норм процессуального и материального права, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно положениям ч.2 ст. 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
По материалам дела, ООО «Компания Алексинна» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.2005 -ИНН <***> (свидетельство Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области -серия 49 № 000072776), поставлено на учет в налоговом органе 27.05.2003 (свидетельство Инспекции- серия 49 № 000132962), осуществляет предпринимательскую деятельность, в т.ч. в сфере розничной продажи алкогольной продукции на основании лицензии от 21.06.2003 г. рег. № 60 МА № 491356, выданной мэрией г. Магадана на торговый объект «магазин «Наш Магазин»» по адресу: <...> (договор аренды от 17.02.2005).
Из доказательств, представленных в материалы настоящего дела, следует, что старшим госналогинспектором Управления на основании поручения зам. руководителя Управления № 6 от 09.02.2006 и программы 09.02.2006 г. проведена проверка деятельности ООО «Компания Алексинна» на торговом объекте в магазине «Наш магазин» по вопросам соблюдения Обществом требований Федерального закона 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» иных нормативных-правовых актов, изданных во исполнение данного закона, посредством проверки, в т.ч., документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, правильности ее оформления: товарно-транспортных накладных, справок к ТТН (разделов А и Б).
В ходе проверки установлено, что в магазине осуществлялась реализация алкогольной продукции: водка особая «Морская Магаданская» люкс, 0,75 л.; водка «Особая Бродяга» ёмкостью 0,5л.; настойка горькая «Бродяга с перцем», без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, а именно: отсутствовали разделы «Б» к ТТН № 60 от 11.01.2006 г., № 41 от 19.01.2006 г.
По результатам проверки составлен акт б/н от 09.02.2006 г. о выявленных нарушениях и прекращена продажа указанной алкогольной продукции, акт от 09.02.2006 г. (алкогольная продукция – водка особая «Морская Магаданская» люкс в количестве 4 бут., водка «Бродяга» - 5 бут., настойка горькая «Бродяга с перцем»- 4 бут. оставлены на ответхранение до полного выяснения обстоятельств отсутствия полного пакета документов»).
Рассмотрев материалы проверки ООО «Компания Алексинна», ст.госналогинспектор УФНС России по Магаданской области 10.02.2006 г. с соблюдением срока, предусмотренного ч.2 ст. 28.5, положений ст. 28.2 КоАП РФ составил протокол № 15, который получен руководителем ООО «Компания Алексинна» согласно его росписи 10.02.2006 г.
Из содержания протокола следует, что 09.02.2006 г. в 10 часов 30 мин. в магазине «Наш Магазин», расположенном по адресу: <...> Магаданки, 43/2, принадлежащем ООО «Компания Алексинна» в ходе проведения проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства, осуществлялась реализация алкогольной продукции: водка «Особая Бродяга» ёмкостью 0,5л.; настойка горькая «Бродяга с перцем», без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, а именно: отсутствовали оттиски печати последнего собственника товара в разделе «Б» к ТТН на указанную алкогольную продукцию (ттн № 41 от 19.01.2006 г., ттн № 101 от 25.01.2006 г.)
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ организация обязана подтвердить по первому требованию покупателя или контролирующего органа легальность производства и оборота алкогольной продукции, предоставить справки к товарно-транспортным накладным.
Согласно пунктам 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.96 г. № 987, не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к ТТН или заверенной в установленном порядке копии).
В перечень сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ, входит справка, прилагаемая к ТТН, форма и порядок заполнения которой устанавливаются Правительством РФ (пп. 3, п. 1, п. 3 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ).
Постановлением Правительства от 31.12.2005 г. № 864 утверждена форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также правила по ее заполнению. До принятия указанного Постановления действовала форма справки к ТТН, утвержденная Постановлением Правительства от 15.08.1997 г. № 1019 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации».
В соответствии с Правилами заполнения справки к ТТН, утвержденными Постановлением Правительства № 864 от 31.12.2005 г., справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации товара последним собственником (отравителем) на каждую партию отгружаемой продукции.
Организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Аналогичное требование содержалось в ранее действовавшем Постановлении Правительства РФ № 1019 от 15.08.1997 г.
При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
Отсутствие оттисков печатей в разделах «Б» справок к товарно-транспортным накладным от 19.01.2006 № 41, от 25.01.2006 № 101 является ненадлежащим оформлением справок, т.е. отсутствием надлежащим образом оформленного документа при реализации алкогольной продукции, подтверждающего ее легальность, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к товарно-транспортной
накладной - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400-500 МРОТ с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, в действиях (бездействии) ООО «Компания Алексинна» подтверждается доказательствами по настоящему делу.
Между тем, как следует из материалов дела и пояснений представителя ООО «Компания Алексинна в судебном заседании, перечисленные в части 2 ст. 14.16 КоАП РФ документы, в том числе справки к ТТН №№ 41, 101, 60 (оформленные по форме, установленной ранее действующим Постановлением Правительства РФ № 1019, так как алкогольная продукция приобреталась у ее производителей в момент его действия) при проведении проверки в магазине имелись и были представлены сотрудникам административного органа по первому требованию. Однако, как пояснила суду представитель административного органа, ввиду их ненадлежащего оформления (отсутствие оттисков печати в разделе «Б» справки к ТТН) в акте проверки б/н от 09.02.2006 г. была произведена запись об отсутствии раздела «Б» справки к указанным ТТН.
Из пояснений представителей административного органа и ООО «Компания Алексинна» справки к названным ТТН, оформленные надлежащим образом по новой форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 864 от 31.12.2005 г. были предоставлены сотрудникам административного органа в день составления протокола № 15 от 10.02.2005г.
Из содержания раздела «Б» ранее представленных в ходе проверки справок к вышеназванным ТТН видно, что все обязательные реквизиты были заполнены полностью. При таких обстоятельствах, отсутствие оттисков печати в разделе «Б» справок к ТТН № 41, 101 суд находит малозначительным правонарушением.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Компания Алексинна», судом не установлено.
В судебном заседании представитель ООО «Компания Алексинна» обратилась к суду с просьбой при вынесении судебного акта по настоящему делу принять во внимание малозначительность административного правонарушения. Факт предоставления в налоговый орган генеральным директором ООО «Компания Алексинна» справок формы «Б» с оригиналом оттиска печати по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. № 864, а также то, обстоятельство, что ООО «Компания Алексинна» ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, считать смягчающими ответственность и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить ООО «Компания Алексинна» и его должностных лиц от административной ответственности и прекратить производство по административному делу.
Доказательств, опровергающих указанные доводы представителя ООО «Компания Алексинна», представители административного органа суду не предоставили.
Суд находит вышеназванные обстоятельства установленными и смягчающими административную ответственность ООО «Компания Алексинна».
Суд, оценив в совокупности все обстоятельства совершения ООО «Компания Алексинна» административного правонарушения, учитывая степень его тяжести, характер правонарушения, не наступление вредных последствий, признание факта совершения вменяемого правонарушения отзыв от 06.04.2006 г.), устранение нарушения, не совершение ранее аналогичных правонарушений и иные установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о малозначительности допущенного ООО «Алексинна» правонарушения и возможности освобождения его от административной ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья …может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, судом установлены обстоятельства, при которых ООО «Компания Алексинна» подлежит освобождению от административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ. Суд считает целесообразным объявить устное замечание ООО «Компания Алексинна», которое не влечет юридических последствий для правонарушителя и не является наказанием. В связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Доводы представителя ООО «Компания Алексинна», изложенные в судебном заседании( до предоставления отзыва от 06.04.2006 г.) в обоснование не правомерности составления сотрудником административного органа протокола № 15 от 10.02.2006 г. суд находит не состоятельными.
Ссылку представителя ООО «Компания Алексинна» в судебном заседании на нарушение административным органом при проведении проверки положений Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» суд не принимает во внимание, поскольку в силу статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 202 – 206, 150 АПК РФ, ст. 2.9, ч.3 ст. 23.1, п.2 ч.1, пп.2 п.2 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Отказать заявителю, Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области, в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Компания Алексинна».Прекратить производство по делу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Компания Алексинна» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в арбитражный суд Магаданской области в 10-дневный срок с даты его принятия.
Судья А.А.Минеева