АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-448/2008-5
16 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2008.
Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2008.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Адаркиной Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бажутиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия №248 (ФГУДЭП №248)
к Межрайонной ИФНС России №2 по Магаданской области
о признании частично недействительным решения от 31.03.2008 №ЛЖ-06-28/11
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, директор, приказ №657/к от 30.11.2006;
от ответчика – ФИО2, спец-т 1 р., дов-ть от 09.01.2008 №10-13; ФИО3, гл.госналогинспектор, дов-ть от 09.06.2008 №10-13;
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, ФГУДЭП №248, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России №2 по Магаданской области от 31.03.2008 №ЛЖ-06-28/11, а именно, с учетом уточнений заявленных требований: пп.9 п.1, пп.10 п.2, пп.16-19 п.3 резолютивной части, касающиеся доначисления налога на имущество в размере 147 544 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 21 278 руб. 97 коп., налоговой санкции по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 29 508 руб. 80 коп.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решение налогового органа в обжалуемой его части противоречит п.11 ст. 381 НК РФ, которое предусматривает освобождение от налогообложения налогом на имущества организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Согласно Перечню имущества, освобожденного от налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №504 (далее Перечень имущества), по коду ОКОФ 0001190 включены прочие здания производственного назначения, не включенные в другие группировки, в частности, здания и сооружения линейной дорожной службы. Пунктом 10.2 СНиП 2.02.05-85, утвержденный постановлением Госстроя СССР от 17.12.85 №233, действие которого распространяется на строящиеся и реконструируемые дороги, к категории которых относится «Федеральная автомобильная дорога «Колыма», строящаяся от Якутска до Магадана, установлен конкретный перечень зданий дорожной службы, к которому отнесены: административно-бытовой корпус, производственный корпус по ремонту и техническому обслуживанию машин и автомобилей, стоянки холодные и теплые) на списочный состав парка машин, цех по ремонту технических средств организации дорожного движения, базы по приготовлению и хранению противогололедных химических материалов, склады. В примечании к постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 №504 список линейных зданий и сооружений, освобождаемых от налогообложения расширен, а именно, дополнительно включены: размещенные в линейных зданиях и сооружениях диспетчерские пункты, центы управления производством, пункты автоматизированного учета дорожного движения, пункты весового контроля.
Представитель налогового органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а именно, указал на то, что льготируемые, по мнению заявителя, объекты не могут быть отнесены к зданиям производственного назначения, так как они не включены в состав имущества, поименованного в графе «Примечание» в перечне имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №504, состав объектов которого расширенному толкованию не подлежит.
Установив фактические обстоятельства, выслушав представителей сторон, оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По материалам дела, Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие №248» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №2 по Магаданской области в Едином государственном реестре юридических лиц 05.04.2006 за основным государственным регистрационным номером 1024901150328. Основной вид деятельности – строительство, ремонт, реконструкция и содержание автомобильных дорог.
МИФНС России №2 по Магаданской области проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и полноты перечисления налогов, в том числе налога на имущество предприятий за период 2005-2006 гг. В результате проверки налоговым органом установлено, что в налоговой декларации по налогу на имущество предприятий за 2005 г. налогоплательщик указал в качестве льготируемого по п.11 ст.381 НК РФ имущества десять объектов имущества: контора, пожарный водоем, гараж спецмашин, гараж дорожных машин, здание механических мастерских, гараж на 16 автомашин, теплый склад, цементный склад, гараж 272 км федеральной дороги, гараж 256 км федеральной дороги, среднегодовой стоимостью (строка 150 декларации) 6 706 545 руб.
Поскольку вышеуказанные объекты не включены в Перечень имущества, освобожденного от налогообложения, налоговым органом сделан вывод о необоснованном уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на имущество за 2005 г., доначислен налог на имущество в размере 147 544 руб., начислена пеня в сумме 21 278 руб. 97 коп. и применена налоговая ответственность по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 29 508 руб. 80 коп.
В соответствии с положением п.11 ст. 381 НК РФ от налогообложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении находящихся на балансе федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Постановлением Правительства РФ.
Согласно п.11 ст. 381 НК РФ Постановлением от 30.09.2004 №540 Правительство РФ утвердило Перечень имущества, в отношении которого организации освобождаются от обложения налогом на имущества организаций, и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2004г.
Структура перечня состоит из указания кода общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) наименования имущества, в данном случае, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, и примечания, которое более конкретизирует наименование имущества.
В перечне имущества, в редакции, действующей в проверяемый период -2005 г., указан код ОКОФ 11 0001190 с наименованием группировки, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359, «прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки». В примечании Перечня имущества указано «здания линейной службы с размещением диспетчерских пунктов, центров управления производством, пунктов автоматизированного учета дорожного движения, пунктов весового контроля».
Довод заявителя о том, что список линейных зданий и сооружения, установленный Перечнем имущества фактически расширяется пунктом 10.2 СНиП 2.02.05-85, утвержденный постановлением Госстроя СССР от 17.12.85 №233, судом признается ошибочным, поскольку строительные нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в РФ и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, не могут быть отнесены к законодательству о налогах и сборах, соответственно не могут расширять перечень имущества, подлежащее освобождению от налогообложения.
Кроме того, исходя из структуры перечня имущества, подлежит льготированию только имущество, относящееся к определенному коду общероссийского классификатора основных фондов.
Такое имущество, как например: склады (11 0001140), гаражи (11 0001130), котельные (11 0527391), пожарные водоемы (12 0001090) отнесены согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 к иным кодам.
Законодатель расширил перечень льготируемого имущества только в 2007 г. (постановление Правительства от 26.07.2006), включив в перечень льготируемого имущества ОКОФ 11 0001110 -здания производственные бытовые (душевые, санузлы, туалеты, бани линейной дорожной службы); 11 0001150 – склады производственные, 11 4526213 – склад грузовой ангарного типа; 11 0527391 – котельная отопительная и отопительно-производственная, 12 0001090 - противопожарные водоемы.
В тоже время, коды ОКОФ 11 0001130 гаражи - наземные и подземные, 11 4526294, 11 4525862 – мастерские ремонтно-механические в Перечень льготируемого имущества не вошел.
Самостоятельное отнесения налогоплательщиком того или иного имущества к определенному коду ОКОФ в разрез с установленными Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 кодами, в данном случае отнесение к коду ОКОФ 11 0001190 является неправомерным.
Применение Перечня имущества в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2007 г. к правоотношениям, возникшим в 2005 г. с учетом положений п.4 ст. 5 НК РФ будет неправомерным, поскольку акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Постановление Правительства от 26.07.2006 №461 «О внесении изменений в Перечень имущества, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, вступает в силу с 01.01.2007 г., и не содержит положения о том, что Перечень имущества в новой его редакции имеет обратную силу.
Здание конторы заявитель правомерно отнес к коду ОКОФ 11 0001190, что подтверждается в судебном заседании и представителями налогового органа, но с учетом того, что остаточная стоимость данного имущества составляет 0 руб., отказа в предоставлении льготы по налогу на имущество указанного объекта не повлек за собой доначисление налога, пени и применение штрафной санкции, а соответственно, не нарушает законных прав и интересов заявителя как хозяйствующего субъекта в экономической или иной хозяйственной его деятельности.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 180-181, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд Магаданской области
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленных требований Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия №248 отказать.
2. Обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления решения в законную силу.
Решение подлежит исполнению после его вступления в законную силу.4. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО через Арбитражный суд Магаданской области в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Судья Е.А. Адаркина