АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан № А37-4587/05-14
от 22.03.2006г.
Резолютивная часть решения объявлена 15.03.2006г.
В соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ датой принятия решения является дата его
изготовления в полном объеме. Полный текст решения изготовлен 22.03.2006 г.
Арбитражный суд в составе судьи Степановой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Агат»
к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ю/к ФИО1 (доверенность б/н от 01.01.2006г.),
гл.бухгалтер ФИО2 (доверенность б/н от 01.01.2006г.)
ответчика – ФИО3 (доверенность № ТП-10-13 от 10.01.2006г.)
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Агат», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области № 12111 об уплате налога по состоянию на 26.08.2005г.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст.ст.21, 32, 70, 88, 176 НК РФ, ст.ст. 29, 197 – 200 АПК РФ, и указал, что являясь в 2003 году участником Особой экономической зоны в Магаданской области имел право на льготы в части освобождения от уплаты налогов в доле федерального бюджета. Воспользовавшись правом, предоставленным налогоплательщику п.2 ст. 56 НК РФ, заявитель в октябре 2003г. отказался от льгот, предусмотренных действующим законодательством в отношении участников особой экономической зоны, и заявил о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость согласно декларации по НДС за октябрь 2003г. в сумме 2 333 631 руб. 00 коп.
В результате камеральной налоговой проверки заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2003г. была подтверждена, и в соответствии с решением Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области № 4 от 17.03.2004г. заявителю возмещен налог на добавленную стоимость в размере 2 333 631 руб. 00 коп. Однако, в ноябре 2005 года, заявителю стало известно о доначислении на его лицевой счет налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. 21 декабря 2005г. ответчик выставил заявителю требование № 12111 от 26.08.2005г. об уплате НДС в сумме 2 333 631 руб. 00 коп.
Кроме того, заявитель обратился с ходатайством о восстановлении в порядке ст. 117 АПК РФ срока, установленного п.4 ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд, пропущенного по уважительным причинам. В частности, обосновывая уважительность причин пропуска срока подачи искового заявления, заявитель указал, что после получения возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. по решению № 4 от 17.03.2004г., в адрес ООО «Агат» по факту уплаты НДС за октябрь 2003 года от налогового органа никаких иных документов не поступало. Когда в ноябре 2005 года заявителю стало известно о доначислении на его лицевой счет налога на добавленную стоимость в размере 2 333 631 руб., он направил 23 ноября 2005 года соответствующий запрос в налоговый орган, и 21 декабря 2005 года ответчик выставил заявителю требование от 26.08.2005г. № 12111 об уплате НДС в сумме 2 333 631 рубль.
Таким образом, вышеуказанной перепиской подтверждается, что ООО «Агат» стало известно о нарушении его прав только 21 декабря 2005 года, когда им было получено требование № 12111 от 26.08.2005г. Указанный факт не отрицается ответчиком.
Рассмотрев заявленное ООО «Агат» ходатайство о восстановлении предусмотренного п.4 ст.198 АПК РФ срока, суд признаёт причины пропуска уважительными. При этом суд учитывает, что представленными в материалах дела доказательствами и устными пояснениями представителя налогового органа подтверждается тот факт, что требование № 12111 от 26.08.2005г. фактически было получено ООО «Агат» только 21.12.2005г.
Впоследствии, в ходе судебного разбирательства, заявитель, ООО «Агат», представил в материалы дела заявление об уточнении исковых требований, из которого следует, что ответчик письмом № МП-07-12/2-668 от 01.02.2006г. отозвал оспариваемое требование № 12111 об уплате налога по состоянию на 26.08.2005г., в связи с чем ООО «Агат» просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области по начислению в лицевой счет налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб.
В обоснование уточнения заявленных требований заявитель, ООО «Агат», указал, что Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Магаданской области незаконно начислен и отражен в лицевом счете ООО «Агат» налог на добавленную стоимость за октябрь 2003 г. в сумме 2 333 631 руб. 00 коп., т.к. заявитель, отказавшись от льготы, предоставленной ему действующим законодательством как участнику Особой экономической зоны в Магаданской области, правомерно использовал предусмотренное ст.176 НК РФ право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, что подтверждается решением самого налогового органа № 4 от 17.03.2004г. о возмещении ООО «Агат» налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за октябрь 2003г. в сумме 2 333 631 руб. 00 коп.
В судебном заседании представители ООО «Агат» дополнительно уточнили заявленные требования в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области и указали, что так как карточки лицевых счетов налогоплательщиков, в которых отражаются подлежащие уплате суммы налогов и сборов, являются формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговыми органами, следовательно, внесение суммы в лицевой счет само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку до момента выставления требования не возлагает на него каких-либо дополнительных обязанностей. В то же время, наличие в лицевом счете недоимки в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. фактически означает отказ заявителю, ООО «Агат», в возмещении НДС за октябрь 2003 года в указанной сумме, произведенном по решению № 4 от 17.03.2004г., т.к. указанная сумма может быть в любой момент списана со счета налогоплательщика.
В связи с указанными обстоятельствами, ООО «Агат» просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области по начислению в лицевой счет налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб. и отказу в возмещении НДС за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб.
В судебном заседании представители ООО «Агат» заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к нему и заявлении об уточнении исковых требований, и представили дополнительные доказательства их обоснованности, а также дополнительно указали, что в соответствии с пп.3 п.1 ст.21 НК РФ использование налоговых льгот - это право налогоплательщика, а не его обязанность. Поэтому по общему правилу, а также в соответствии с п.2 ст.56 НК РФ налогоплательщик может отказаться от применения льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Ответчик, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. В частности, в обоснование своей позиции, налоговый орган указал, что письмом № МП-07-12/20668 от 01.02.2006г. Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области отозвала оспариваемое требование № 12111 от 26.08.2005г. как ошибочно направленное. Таким образом, отсутствует предмет спора, что является основанием для прекращения производства по данному делу.
В части признания незаконными действий налогового органа по внесению в лицевой счет начислений по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. по налоговой декларации за октябрь 2003г., ответчик пояснил, что 27.05.2005г. в карточку лицевого счета ООО «Агат» была начислена к уплате ранее возмещенная налогоплательщику из федерального бюджета в порядке ст. 176 НК РФ по налоговой декларации за октябрь 2003 года. Основанием для внесения в лицевой счет данной суммы явилось установление налоговым органом факта ошибочно проведенного возмещения из бюджета суммы НДС за октябрь 2003 года, а именно возмещения НДС при отсутствии права налогоплательщика на такое возмещение.
При этом, в обоснование позиции об отсутствии у налогоплательщика права на возмещение НДС налоговый орган указал, что предоставленное п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщику право отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, возможно в том случае, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2001 года главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ возможность отказаться от использования налоговых льгот может быть реализована налогоплательщиком только в соответствии с нормами данной главы, а именно, только в том случае, когда основанием для ее предоставления является п. 5 ст. 149 НК РФ в отношении операций, предусмотренных п.3 указанной статьи НК.
Таким образом, по мнению налогового органа, Федеральным Законом № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» не предусмотрен порядок приостановления освобождения участников ОЭЗ от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет, как в целом по всем налогам, так и отдельно по конкретному налогу, а установлен лишь порядок освобождения от их уплаты, т.е. порядок приостановления освобождения от уплаты налогов и сборов, в части поступающей в федеральный бюджет, в том числе и по уплате налога на добавленную стоимость, налогоплательщикам - участникам ОЭЗ законодательством не предусмотрен.
В связи с указанными обстоятельствами Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области считает, что ООО «Агат», получив статус участника ОЭЗ в Магаданской области и подпадая под действие льготы, предусмотренной ст.5 Федерального Закона от 31.05.1999г. № 104-ФЗ в части освобождения от уплаты налогов в доле федерального бюджета при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, отказаться от применения указанной льготы либо приостановить ее действие не может.
Таким образом, считая, что ООО «Агат» незаконно получил возмещение НДС из федерального бюджета за октябрь 2003г., налоговый орган произвел начисление в карточку лицевого счета к уплате суммы НДС в размере 2 333 361 руб. 00 коп., ранее возмещенной налогоплательщику.
На основании изложенного, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области, считает действия по внесению в карточку лицевого счета суммы НДС, подлежащей уплате в размере 2 333 361 руб. 00 коп. законными, поскольку незаконно возмещенная налогоплательщику сумма налога подлежат возврату (уплате) в соответствующий бюджет.
Кроме того, по мнению налогового органа, внесение указанной суммы в лицевой счет само по себе не нарушает прав и законных интересов ООО «Агат», поскольку не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом, кроме обязанности, предусмотренной ст.57 Конституции РФ, а именно обязанности по уплате законно установленных налогов.
В судебном заседании представитель Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области подтвердил позицию ответчика по поводу заявленных требований и представленного заявления об уточнении исковых требований, и представил устные пояснения и дополнительные письменные документы, подтверждающие обоснованность возражений налогового органа на заявление ООО «Агат».
Установив фактические обстоятельства спора, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения.
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. П. 1 ст. 45 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. П.2 ст.56 НК РФ предусматривает право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2002г. заявитель, ООО «Агат», заключил с поставщиком, ЗАО «Атлас Копко», договор № 12064, согласно которому поставщик обязался поставить 3 дизель-генератора AtlasCopkoQAC1000R на сумму 588 000 долларов США (в том числе НДС на сумму 98 000 долларов США).
Согласно акта приемки в эксплуатацию от 10 октября 2003 года принята в эксплуатацию дизель-генераторная станция состоящая из трех дизель-генераторов AtlasCopkoQAC1000R, что явилось основанием для отражения в налоговой декларации за октябрь 2003 года суммы НДС по указанному договору в размере 2 883 404 руб. 00 коп.
Являясь в 2003 году участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что подтверждается свидетельством участника особой экономической зоны серии ОЭЗ № 001768 от 01.08.2003г. (регистрационный номер 000463), заявитель имел право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», Законом Магаданской области от 29.06.1999 г. № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», т.е. был освобожден от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации).
Налог на добавленную стоимость на основании п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» относится к федеральным налогам и согласно приложения № 2 к Федеральному закону от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» сумма налога в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет.
Письмом от 18.12.2003г. заявитель, ООО «Агат», сообщил налоговому органу, что в октябре 2003г. в соответствии с п.2 ст. 56 НК РФ отказывается от льгот, предусмотренных действующим законодательством в отношении участников Особой экономической зоны, и заявил о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. согласно декларации по НДС за октябрь 2003 года.
В результате камеральной налоговой проверки, проведенной Межрайонная инспекцией ФНС России № 2 по Магаданской области в соответствии со ст. 88 НК РФ, заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость 2 333 631 руб. 00 коп. по декларации за октябрь 2003 года была подтверждена, и руководствуясь п. 4 ст.176 НК РФ налоговый орган вынес решение № 4 от 17.03.2004г. о возмещении ООО «Агат» налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. При этом, после вынесения вышеуказанного решения в адрес заявителя по факту уплаты НДС за октябрь 2003г. никаких иных документов не поступало.
Впоследствии, в ноябре 2005 года заявителю, ООО «Агат», стало известно о доначислении на его лицевой счет налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп., при этом никаких документов от налогового органа в адрес заявителя по данному факту не поступило, что послужило основанием для направления 23 ноября 2005 года соответствующего запроса в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Магаданской области о предоставлении пояснений по поводу наличия записи в лицевом счете ООО «Агат» о начислении налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп.
Письмом от 05.12.2005г. № ГО 04-10-9417 ответчик пояснил, что на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 13.10.2004 г. № САЭ-5-15/435 и в соответствии с утвержденной 14.10.2004г. программой, Управлением ФНС России по Магаданской области была проведена комплексная проверка организации работы Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области за период 2002-2003г.г. и 9 месяцев 2004г. по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость. Проведенной проверкой было выявлено нарушение по налогоплательщику участнику ОЭЗ - ООО «Агат» - в части использования льготы по уплате НДС за октябрь 2003 года, что было отражено в справке от 05.11.2004г. По результатам проверки Управлением ФНС России по Магаданской области было указано на неправомерность возмещения налога на добавленную стоимость ООО «Агат» в связи с отказом налогоплательщика от использования льготы по уплате НДС, предусмотренной ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» согласно представленной уточненной налоговой декларации за октябрь 2003 года.
Кроме того, Управлением ФНС России по Магаданской области были разработаны мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных комплексной проверкой. Согласно этих мероприятий ООО «Агат» был включен в план выездных налоговых проверок, и в декабре 2004 года была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой принято решение № 06-29/1-159 от 28.01.2005г. В соответствии с указанным решением заявителю предложено уплатить налог на добавленную стоимость за период 2001г. по 2003г. в сумме 2 711 485 руб. 00 коп., а также пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 350 212 руб. 07 коп. Кроме того, указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в результате неправомерного бездействия в виде штрафа в размере 315 347 руб. 96 коп. Указанное решение Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области было оспорено заявителем и решением Арбитражного суда Магаданской области от 28.03.2005г. по делу № А37-533/05-5 было признано недействительным, не соответствующим ст.76 Конституции РФ, ст.ст.1, 21 НК РФ, ст.5 Федерального Закона от 31.05.99г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
Как следует из представленной налоговым органом в материалы дела служебной записки от 27.05.2005г., указанное решение Арбитражного суда подтверждает, что ООО «Агат» в проверяемом периоде – с 2001г. по 2003г. – являлся участником ОЭЗ, в связи с чем, неправомерно использовал льготу по уплате НДС за октябрь 2003 года с целью получения незаконного возмещения НДС в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. В связи с этим, Управление ФНС России по Магаданской области указало на необходимость Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области внести в лицевой счет ООО «Агат» сумму 2 333 631 руб. 00 коп. и выставить соответствующее требование об уплате налога на добавленную стоимость.
По результатам проверки работы Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области, в целях устранения допущенных нарушений и недостатков, в лицевой счет ООО «Агат» по сроку на 20.11.2003г. была доначислена сумма НДС в размере 2 333 631 руб.
21 декабря 2005г. Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области выставила заявителю требование № 12111 об уплате НДС в сумме 2 333 631 руб. 00 коп. по состоянию на 26.08.2005г., которое впоследствии письмом № МП-07-12/2-668 от 01.02.2006г. было отозвано налоговым органом, как ошибочно направленное.
Однако, как следует из представленной налоговым органом в материалы дела выписки из лицевого счета заявителя от 19.01.2006г. указанная сумма НДС остается до настоящего времени внесенной в лицевой счет ООО «Агат».
Таким образом, из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Магаданской области по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС за октябрь 2003 года и представленных документов по приобретению основных средств, предъявленных поставщиками к оплате (счетов-фактур, платежных документов по их оплате, книг покупок и продаж, журнала проводок, акта приемки в эксплуатацию основных средств, инвентарных карточек учета, договоров за проверяемый период, первичных бухгалтерских документов банка) решением № 4 от 17.03.2004г. подтверждено право ООО «Агат» на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп.
При этом, в самом решении налоговым органом указано, что при проверке обоснованности применения налоговых ставок и налоговых вычетов в исчислении суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, нарушений не установлено. Кроме того, указанное решение до настоящего времени в установленном порядке не отменено.
Таким образом, налоговый орган своим решением № 4 от 17.03.2004г. подтвердил правомерность отказа ООО «Агат» в соответствии с п.2 ст. 56 НК РФ от использования предусмотренной действующим законодательством в отношении участников Особой экономической зоны льготы по уплате НДС за октябрь 2003 года, и правомерность использования ООО «Агат» предусмотренного ст.176 НК РФ права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 2 333 631 руб. 00 коп.
В связи с указанными обстоятельствами нельзя признать обоснованным утверждение налогового органа, что ООО «Агат» незаконно получил возмещение НДС из федерального бюджета за октябрь 2003г.
Кроме того, следует признать обоснованным довод заявителя, ООО «Агат», о том, что результаты проверки организации работы Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость не могут служить основанием для доначисления на лицевой счет заявителя суммы налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года.
Согласно ст.3 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом РФ и другими Федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Налоговые органы, а также их должностные лица обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.
Основной функцией налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками требований законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления и своевременностью уплаты законно установленных налогов и сборов. Одним из способов реализации полномочий налоговых органов являются мероприятия налогового контроля, которые осуществляются в виде проведения выездных и камеральных налоговых проверок, порядок проведения которых регламентируется нормами Налогового кодекса РФ.
Кроме права на проведение налоговых проверок ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике. При этом, суммы налогов и сборов, подлежащие уплате налогоплательщиками, отражаются в карточках лицевых счетов налогоплательщиков, являющихся формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговыми органами.
Кроме того, налоговые орган несут определенные обязанности при осуществлении своих полномочий. В частности, в соответствии с положениями ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, в порядке, предусмотренном НК РФ. При этом, гл.8 Налогового Кодекса РФ, регламентирующая исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов, не предусматривает такого основания для возложения на налогоплательщика обязанности по уплате налога, как результаты проверки организации работы налогового органа или служебная записка вышестоящего налогового органа по результатам проведения налоговой проверки. Как следует из материалов дела, какие-либо другие основания для доначисления суммы НДС за октябрь 2003 года в лицевой счет заявителя налоговым органом не представлены.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в п.п.29, 30 постановления от 28.02.2001 г. № 5 и в соответствии с п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Кроме того, п.5 ст.200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
В данном случае, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Магаданской области не представила необходимое и достаточное документальное подтверждение обоснованности действий по доначислению суммы НДС за октябрь 2003 года в лицевой счет ООО «Агат».
Более того, признавая незаконным получение ООО «Агат» возмещения НДС из федерального бюджета за октябрь 2003г., налоговый орган в то же время отозвал как ошибочно направленное требование № 12111 по состоянию на 26.08.2005г., что косвенно подтверждает неправомерность начисления в карточку лицевого счета ООО «Агат» к уплате суммы НДС в размере 2 333 361 руб. 00 коп., ранее возмещенной налогоплательщику.
На основании изложенного, следует признать обоснованными доводы заявителя о неправомерности доначисления в лицевой счет ООО «Агат» налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб. и отказа в возмещении НДС за октябрь 2003 года указанной сумме.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ст.137 НК РФ также предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Согласно ч.2, п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должны содержаться указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Арбитражный суд в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом, суд учитывает положения п.7 ст.3 НК РФ, предусматривающей, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, на основании изложенного, установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает действия Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области по доначислению в лицевой счет ООО «Агат» налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб. и отказа в возмещении НДС за октябрь 2003 года указанной сумме незаконными, а требования заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.102, 110 АПК РФ, пп.4 п.1 ст. 333.21 НК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, который в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден.
Госпошлина в сумме 2 000 руб., уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату из Федерального бюджета на основании п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 , 201 АПК РФ арбитражный суд,
РЕШИЛ:
1. Восстановить заявителю, ООО «Агат», срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области.
2. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Магаданской области по начислению в лицевой счет ООО «Агат» налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб. и отказу в возмещении НДС за октябрь 2003 года в размере 2 333 631 руб.
4. Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 774 от 22.12.2005г. Выдать заявителю справку на возврат госпошлины по истечении срока на обжалование.
5. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области.
Судья Е.С.Степанова