ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-540/09 от 03.04.2009 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан № А37-540/2009

08 апреля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03.04.2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 08.04.2009 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куделиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62 дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго»

к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области

о признании незаконным и отмене постановления № 152 от 12.03.2009 г.,

с участием представителей:

от заявителя – Новиков Р.О., заместитель начальника, доверенность от 22.12.2008 г. № 20/40-3801, Кузнецов Р.А., начальник юридического отдела, доверенность от 22.12.2008 г. № 20/40-3802

от ответчика – Ополинская А.В., главный специалист-эксперт, доверенность от 10.11.2008 г. № 3698/ФС/06, Высоких И.В., специалист-эксперт, доверенность от 16.06.2008 г. № 1944/ФС/10, Колтыгина Л.В., начальник отдела, доверенность от 07.07.2008 г. № 22/4-ФС/10

УСТАНОВИЛ:

заявитель, ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» (далее – общество), обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ответчика, управления Роспотребнадзора по Магаданской области (далее - административный орган), от 12.03.2009 г. № 152, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 7 178 руб.40 коп.

Представители заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, пояснили, что общество не превысило установленный тариф, так как тариф на тепловую энергию департаментом цен и тарифов был установлен без налога на добавленную стоимость (НДС), а при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

ОАО «Магаданэнерго» в платежном документе на оплату за тепловую энергию указывает тариф с включенной суммой НДС. В 2008 году этот размер составлял 2352,91 руб./Гкал., в 2009 г. - 2788,45 руб./Гкал. соответственно.

ОАО «Магаданэнерго», реализуя тепловую энергию гражданину, проживающему по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 50/2, кв. 44 по тарифу, установленному приказами Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области с включенной суммой НДС, действует в рамках требований действующего законодательства РФ.

Кроме того, с целью устранения причин возникновения различного толкования норм действующего законодательства, 10.03.2009 г. приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 6-1/э были внесены дополнения в приказ от 21.08.2008 г. № 11-3/э «Об утверждении отпускных тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями ОАО «Магаданэнерго» в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии». В Приложении 1 «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Магаданэнерго» потребителям Магаданской области, вводимые с 01.01.2009 г.», включена дополнительная строка 4.1, где установлен тариф для населения с НДС в размере 2788,45 руб./Гкал. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, подтверждают правомерность действий общества.

Кроме того, общество указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности в виде нарушения сроков составления протокола об административном правонарушении и на неправильный расчет штрафа.

Ответчик предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в судебном заседании представители административного органа пояснили, что из системного толковая ст. 154, пунктов 2, 5, 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пунктов 3, 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, п. 17 ст. 2 ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ в жилищном секторе потребителями товаров и услуг ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» являются управляющие организации, ТСЖ и собственники, избравшие непосредственное управление. Следовательно, граждане-собственники, кроме выбравших непосредственный способ управления, не являются покупателями в понимании ст. 168 НК РФ.

Общество не является регулирующим органом и, следовательно, не имеет законных оснований для изменения тарифа, определенного в установленном порядке приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.

Статьей 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из материалов дела следует, что 26.01.2009 г. в административный орган обратился гражданин Клименко В.П. с жалобой на то, что ОАО «Магаданэнерго» в квитанциях на оплату услуг отопления с 01.01.2009 г. неправомерно увеличило тариф.

Административным органом на основании ст. 41 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 в адрес общества было направлено требование должностного лица, уполномоченного осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, от 12.02.2009 г. № 408-ФС/10.

Во исполнение указанного требования, 18.03.2009 г. общество представило в административный орган соответствующее пояснение и документы.

По результатам проверки представленных документов, административный орган направил обществу уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 25.02.2009 г. № 511/10, которое было получено обществом 25.02.2009 г. Составление протокола об административном правонарушении было назначено на 05.03.2009 г.

В судебном заседании представители административного органа затруднились указать точную дату, когда в действиях общества было выявлено событие административного правонарушения, сослались на то, что моментом обнаружения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, следует считать дату составления протокола об административном правонарушении, поскольку до этого момента административным органом в установленном порядке проводилась проверка жалобы потребителя.

Статья 23.49 КоАП РФ к подведомственности органов, осуществляющих государственный контроль в области защиты прав потребителей, относит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.6 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен 05.03.2009 г. с участием представителя юридического лица Шерабуркина А.М., действовавшего на основании общей доверенности от 05.12.2008 г. № 20/40-3570.

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 12.03.2009 г. № 152 присутствовали представители общества Огинский И.А., Кузнецов Р.А. и Шерабуркин А.М. Указанные лица имели доверенности, в которых отсутствовали полномочия на участие в деле об административном правонарушении (доверенности: от 05.12.2008 г. № 20/40-3576, от 22.12.2008 г. № 20/40-3802 и от 05.12.2008 г. № 20/40-3570 соответственно).

Представители административного органа в судебном заседании пояснили, что указанные представители юридического лица не являются его законными представителями, но были допущены на составление протокола и вынесение оспариваемого постановления в качестве защитников   общества, т.е. в рамках ст. 25.5 КоАП РФ.

Указанным представителям общества при проведении административным органом соответствующих процессуальных действий (составление протокола и вынесение постановления) были разъяснены их процессуальные права, указанные лица давали пояснения по делу.

Более того, из протокола об административном правонарушении от 05.03.2009 г. следует, что Шерабуркин А.М. признан административным органом надлежащим представителем юридического лица, так как сведения о нем внесены в соответствующую графу протокола «сведения о представителе (защитнике) юридического лица».

Однако из анализа доверенностей указанных представителей общества и положений ст. 25.5 КоАП РФ суд пришел к выводу, что указанные представители общества не могут являться надлежащими представителями юридического лица, следовательно, административный орган не должен был допускать их к участию в деле об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения, в данном случае – факта завышения обществом регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).

В соответствии с п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ (далее – ФЗ № 41-ФЗ) государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию. Статьей 2 указанного закона определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.

Предельные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и основы ценообразования в Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (ст. 5 ФЗ № 41-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают в числе прочих тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, так и за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Понятие тарифа на электрическую и тепловую энергию закреплено ФЗ № 41-ФЗ и представляет собой систему ценовых ставок, установленных органами государственной власти, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

Более полно данное понятие определено в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109.

В Магаданской области уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию является Департамент цен и тарифов Магаданской области (далее – Департамент).

Приказами Департамента от 20.07.2007 г. № 12-2/э и от 21.08.2008 г. № 11-3/э, тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Магаданэнерго» населению Магаданской области, установлен в размере 1 993,99 руб./Гкал. и 2352,91 руб./Гкал. на 2008 и 2009 годы соответственно.

Тарифы, установленные уполномоченными органами в области государственного регулирования тарифов, обязательны для применения всеми энергоснабжающими организациями.

Данное положение общество не подвергает сомнению, при этом факт выставления квитанций на оплату услуг по теплоснабжению сверх указанных в приказах Департамента тарифов - не оспаривает и считает правомерным.

В ходе судебного разбирательства установлено, что общество в квитанциях на оплату тепловой энергии указывало тариф в размере 2 352,91 руб./Гкал. и 2 788,45 руб./Гкал. (на 2008 и 2009 гг. соответственно). Указанная стоимость одной Гкал включает в себя установленный тариф плюс 18% НДС.

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 41-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (в данном случае – Департамент) осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов)   и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).

В ответе на запрос административного органа (письмо от 11.12.2008 г. № 1125) Департамент разъяснил, что тариф на тепловую энергию установлен в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26.02.2004 г. № 109.

Также Департамент пояснил в письме, что в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 г. № 20-Э/2 (далее - Указания), отпускные тарифы устанавливаются без учета НДС, о чем в приказах Департамента сделана отметка.

Департамент указал, что действия общества по включению в тариф на тепловую энергию НДС сверх величины, указанной в его приказах, считает правомерными. Аналогичные разъяснения даны административному органу Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в письме от 22.12.2008 г. № 07-14/41456.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (следовательно, общество является плательщиком НДС).

На основании п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В п. 1 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Статьей 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), дополнительно к цене (тарифу)   реализуемых товаров (работ, услуг), продавец обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

Из изложенного следует, что общество правомерно в платежном документе на оплату тепловой энергии указывает тариф с включенной суммой НДС (в 2008 году этот размер составлял 2352,91 руб./Гкал., в 2009 г. - 2788,45 руб./Гкал.).

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.

Лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.01.2001 г. № 1-П, «наличие вины - общий и общепризнанный принцип ответственности во всех отраслях права» (п. 2).

В ходе судебного разбирательства исследована субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, при этом установлено отсутствие в действиях заявителя умысла, о чем свидетельствуют его пояснения и фактические обстоятельства дела: стоимость одной Гкал определена из расчета – установленный тариф плюс НДС (размер НДС рассчитан верно).

Из протокола об административном правонарушении следует, что вина общества в совершении административного правонарушения административным органом фактически не устанавливалась, а презюмировалась из факта формального увеличения установленного тарифа.

В п. 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-П указано, что когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 (ч.1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, в том числе управления Роспотребнадзора по Магаданской области.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1ст. 14.6 КоАП РФ, что влечет отмену оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным и отменить постановление управления роспотребнадзора по Магаданской области от 12.03.2009 г. № 152 по делу об административном правонарушении.

2. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Нестерова Н.Ю.