ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-547/06 от 25.12.2006 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон». Тел./факс (41322) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-547/06-5/9 н.р.

26.12.2006 г  .

Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2006 г.

Полный текст решения изготовлен 26.12.2006 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Минеевой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Минеевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

о признании недействительным решения Магаданской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и взыскании 370 445 руб. 08 коп.

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 20.11.2006 г. № 49 АА 180389;

от таможенного органа – ФИО3, гл. гос. тамож. инспектор (по правовой работе), дов-ть от 10.07.2006 г. № 07-33/15Д; ФИО4, гл. гос. тамож. инспектор отд. тамож. платежей, дов-ть от 28.12.2005 г. № 07-55/31Д,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- предприниматель ФИО1), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Магаданской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей изложенном в письме от 23.12.2005г. № 17-65/4247 и о взыскании с Магаданской таможни сумм излишне уплаченных таможенных платежей в размере 362 577 руб. 88 коп. и процентов в размере 7 867 руб. 20 коп. за период с 24.12.2005г. по 27.02.2006г., всего в размере 370 445 руб. 08 коп.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении (т.1 л.д. 3-4).

Поскольку впоследствии по поданной предпринимателем ФИО1 ГТД выпуск товара для внутреннего потребления был таможенным органом запрещен, то, по мнению заявителя, у него образовалась переплата в размере 362 577 руб. 88 коп., которая в силу ст. 355 ТК РФ подлежала возврату.

Письмом № 17-65/4247 от 23.12.2005г. Магаданская таможня, по мнению представителя заявителя, отказала в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных платежей, в связи с чем, на основании ч.4 ст. 355 ТК РФ заявитель просит взыскать с Магаданской таможни суммы излишне уплаченных платежей и проценты за нарушение срока возврата.

Представители таможенного органа с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В частности указали на то, что ст. 355 ТК РФ не содержит такого основания к возврату - как запрет выпуска товаров, также указали на представление заявителем неполного пакета документов, приложенных к заявлению о возврате заявителем, в нарушение приказа ГТК России от 25.05.2004г. № 607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления».

Также представители таможенного органа указали на то, что фактически процедура таможенного оформления и таможенного контроля, заявленных в вышеуказанных ГТД товаров осуществлена в полном объеме: товары выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом, Магаданской таможней произведены все предусмотренные действующим таможенным законодательством действия, связанные с таким оформлением и контролем.

Поскольку в силу положений пп.1 п.1 ст. 357.7 ТК РФ, согласно которому таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, а в данной ситуации декларирование было произведено, по мнению таможенного органа, возврат таможенных платежей осуществлен быть не может.

Решением суда первой инстанции от 17.05.2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме по мотиву того, что нормами таможенного законодательства не предусмотрено такое основание для возврата таможенных платежей, как запрет выпуска товаров под заявленный режим после их таможенного оформления.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2006г. № Ф03-А37/06-2/3052 решение суда первой инстанции от 17.05.2006 г. по делу N А37-547/06-5 арбитражного суда Магаданской области отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В соответствии с указанным постановлением кассационной инстанции при новом рассмотрении дела, суду первой инстанции предложено проверить правильность расчета заявленных к возврату таможенных платежей, обоснованность требования возврата процентов за период с 23.12.2005 г. по 27.02.2006 г., а также разрешить вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

При этом судом кассационной инстанции указано на толкование и применение в данном случае подпункта 6 пункта 1 статьи 356 Таможенного кодекса РФ, исходя из установленных обстоятельств по делу, отметив, что требование предпринимателя о возврате уплаченных таможенных платежей по ГТД № 10706020/311005/0002704 основано на нормах таможенного законодательства, регулирующих спорные отношения.

В силу пункта 15 части 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции обязательны для суда первой инстанции, вновь рассматривающего дело.

Представитель заявителя при новом рассмотрении дела в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным ранее в заявлении (т.1 л.д.3-4). При этом представил в судебном заседании письменное заявление об увеличении исковых требований (т.2 л.д. 29), которое уточнил письменным заявлением от 14.12.2006 г. об изменении суммы иска, уточнении расчета иска, просил признать решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей недействительным и взыскать с ответчика 400747,89 руб.( в том числе сумму излишне уплаченных таможенных платежей- 362577,88 руб., проценты на основании п.4 ст. 355 ТК РФ за период с 24.01.2005 г. по 20.12.2006 г. – 38170,01 руб.), а также расходы по оплате госпошлины (платежное поручение об уплате государственной пошлины в размере 531 руб. 68 коп.).

Суд, исследовав данное заявление (с учетом уточнения от 14.12.2006 г.) и представленные в его обоснование доказательства, с учетом мнения сторон, пришел к выводу об его удовлетворении в части увеличения суммы иска до 400747,89 руб.

Представитель таможенного органа при новом рассмотрении настоящего дела возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным ранее в отзыве на заявление (т.1 л.д. 96-97) и дополнении к нему (т.1 л.д. 104-106), а также письменных пояснениях от 15.11.2006 г. № 07-24/3870 (т.2 л.д. 9-12), просил отказать заявителю в удовлетворении требований.

Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность вынесенного ненормативного акта (ст. 71 АПК РФ).

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в п.п. 29 и 30 постановления от 28.02.2001 г. № 5 и п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

При новом рассмотрении дела арбитражный суд Магаданской области первой инстанции исходит из положений ч.2 п.15 ст.289 АПК РФ об обязательности для выполнения лицами, участвующими в деле, и судом, указаний арбитражного суда кассационной инстанции, содержащихся в мотивировочной части постановления, в том числе на толкование закона.

По материалам дела установлено, что 19.10.2005г. предпринимателем ФИО1 была подана в Магаданскую таможню ГТД №10706020/191005/0002602 на товар - окорочка куриные в количестве 14 964 коробок в режиме ИМ-71 (участник ОЭЗ).

Исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и в соответствии с п. 2.2 Временного порядка ввоза товаров и транспортных средств на территорию Магаданской области и их вывоза с этой территории, утвержденного распоряжением ГТК России от 30.07.1999 № 01-14/928 «О применении таможенных режимов в Магаданской области» (далее - Временный порядок), товары, ввозимые участниками ОЭЗ на территорию ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налогов, а таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с данными нормами, а также подпунктом 1 п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ, Кодекс), согласно которому таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством РФ в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от их уплаты, при таможенном оформлении и выпуске вышеуказанного товара в таможенном режиме «Свободная таможенная зона» заявитель, являясь зарегистрированным участником ОЭЗ, освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, что подтверждается сведениями, указанными в графе 47 ГТД «Исчисление таможенных пошлин и сборов» (кодами «20» и «32» в столбце «Вид» графы 47 декларации обозначены соответственно ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость, а кодом «УР» в столбце «СП» этой же графы обозначено их условное начисление). Уплата начисленных таможенных сборов за таможенное оформление осуществлена предпринимателем в полном объеме в соответствии с положениями главы 33-1 Кодекса.

По указанной декларации заявителем был уплачен платежным поручением от 12 января 2006 г. № 20 регистрационный сбор в сумме 326 684,93 руб., который не относится к таможенным платежам и не обуславливает выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом «Свободная таможенная зона», поскольку установлен и взимается не в соответствии с ТК РФ, содержащим исчерпывающий и не подлежащий расширению перечень видов таких платежей (п. 1 ст. 318), а в соответствии с Законом Магаданской области от 29.06.1999 № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», исходя из содержания ст. 5, регистрационный сбор уплачивается при регистрации внешнеторговых операций с товарами, оформляемыми в таможенном режиме свободной таможенной зоны и, соответственно, является условием предоставления лицу и использования им статуса участника ОЭЗ.

Часть указанного товара предприниматель решил задекларировать в режиме ИМ-40 (выпуск для внутреннего потребления), в связи с чем, 31.10.2005г. подал в Магаданскую таможню ГТД № 10706020/311005/0002704 и заплатил таможенные платежи в размере 363 071 руб. 38 коп. платежным поручением № 1420 от 28.10.2005г.

01.11.2005 г. указанный товар был выпущен таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом.

11.11.2005 г. на ввезенный товар был наложен арест, составлен протокол об административном правонарушении от 14.11.2005 г.

21.11.2005 г. принято постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ. Основанием для наложения административного наказания послужило отсутствие у предпринимателя лицензии Минэкономразвития России, являющейся документом, необходимым для таможенного оформления мяса домашней птицы в режиме «выпуск для внутреннего потребления» ИМ-40.

29.11.2005 г. выпуск товара для внутреннего потребления по ГТД № 10706020/311005/0002704 был таможенным органом запрещен, о чем свидетельствует соответствующая отметка в указанной ГТД.

В связи с чем, по мнению заявителя, у него образовалась переплата в размере 362 577 руб. 88 коп., которая в силу ст. 355 ТК РФ подлежала возврату.

Письмом № 17-65/4247 от 23.12.2005г. Магаданская таможня, по мнению представителя заявителя, отказала в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных платежей, в связи с чем, учитывая положения ч.4 ст. 355 ТК РФ, не согласившись с данным решением, заявитель обратился в суд с требованием признать решение таможни, изложенное в указанном письме, недействительным и взыскать с Магаданской таможни суммы излишне уплаченных платежей и проценты за нарушение срока их возврата.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу – при ввозе товаров обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.

Статьей 156 ТК РФ предусмотрено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 329 ТК РФ при изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов на основании ст. 355 ТК РФ является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.

Пунктом 9 статьи 355 ТК РФ установлен перечень оснований, при наличии которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В данном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 356 ТК РФ предусмотрен возврат таможенных платежей в случае изменения ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме.

Исходя из установленных по настоящему делу обстоятельств и учитывая толкование указанной нормы ТК РФ судом кассационной инстанции, предприниматель ФИО1 не может применять режим «выпуск для внутреннего потребления» для заявленного товара, за что привлечен к административной ответственности, и в связи с намерением применить который им были уплачены таможенные платежи в сумме 363071,38 руб. по платежному поручению № 1420 от 28.10.2005 г.

Согласно названной ГТД в счет уплаты таможенных платежей зачтена сумма 362 577,88 руб.

На основании изложенного, требование предпринимателя ФИО1 о возврате уплаченных таможенных платежей по ГТД № 10706020/311005/0002704 основано на нормах таможенного законодательства, регулирующих спорные отношения.

Между тем, согласно пункта 2 статьи 356 ТК РФ, возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 ТК РФ настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом пункт 7 статьи 355 настоящего Кодекса не применяются, то есть не подлежат возврату суммы пеней и процентов, уплаченных или взысканных с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов.

Из доказательств, представленных в материалы дела видно, что фактически процедура таможенного оформления и таможенного контроля, заявленных в вышеназванных ГТД, товаров осуществлена в полном объеме: товары выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом, Магаданской таможней произведены все предусмотренные действующим таможенным законодательством действия, связанные с таким оформлением и контролем.

Поскольку в силу положений пп.1 п.1 ст. 357.7 ТК РФ, согласно которому таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, а в данной ситуации декларирование было произведено, суд находит правомерными доводы представителей таможенного органа о том, что возврат таможенных сборов осуществлен быть не может.

Кроме того следует отметить, что по содержанию оспариваемого заявителем письма от 23.12.2005г. № 17-65/4247 «Об отказе в рассмотрении заявления»   судом не усматривается наличие в нем решения таможни об отказе в возврате таможенных платежей. Напротив, таможенным органом разъясняется, что в ст. 356 ТК РФ, указанной предпринимателем ФИО1 в своем заявлении (т.1 л.д. 21), не установлено заявленных им оснований к возврату таможенных платежей. При этом указано на непредставление в Магаданскую таможню документов, необходимых для принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, перечень которых утвержден Приказом ГТК России от 25.05.2004г. № 607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления».

В частности отсутствовали документы, подтверждающие право на возврат в соответствии со ст. 355, п.1 ст. 356 ТК РФ; заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств.

Указанные обстоятельства явились основанием для оставления заявления предпринимателя ФИО1 таможней без рассмотрения.

На основании вышеизложенного, судом установлены основания для удовлетворения требований заявителя в части возврата уплаченных предпринимателем ФИО1 по ГТД № 10706020/311005/0002704 таможенных платежей в сумме 360 577,88 руб.

В остальной части требования заявителя, а именно, в части признания решения таможенного органа, изложенного в письме от 23.12.2005г. № 17-65/4247, недействительным, возврата суммы таможенных сборов за таможенное оформление по указанной ГТД в размере 2000 руб., взыскания процентов за нарушение срока возврата таможенных платежей, удовлетворению не подлежат.

Госпошлина по настоящему делу составляет 11514,96 руб. (9514,96 руб. + 2000 руб.) и в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям: на заявителя – 2953,76 руб. (2000 руб. + 953,76 руб.); на таможенный орган в сумме 8561,20 руб., который освобожден от уплаты госпошлины.

Заявителем уплачена госпошлина в сумме 10908,92 руб. по пл. поручению № 235 от 14.03.2006 г. и 531,68 руб. по пл. поручению № 1664 от 16.11.2006 г., всего – 11440,60 руб.

Госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб. относится на таможенный орган, который освобожден от уплаты госпошлины.

Госпошлина в сумме 1000 руб., уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы по пл.поручению № 687 от 22.06.2006 г., подлежит возврату заявителю.

Таким образом, заявителю подлежит возврату госпошлина на общую сумму 9 486,84 руб. (11440,60 руб. – 2953,76 руб. + 1000 руб.).

Руководствуясь ст.ст. 49, 102, 110, 167-171, 180-181, 198-201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области

РЕШИЛ:

1.   Принять увеличение суммы заявленных требований о возврате таможенных платежей и взыскании процентов до 400747, 89 руб., в том числе сумма таможенных платежей – 362 577,88 руб., сумма процентов за период с 24.01.2005г. по 20.12.2006 г. - 38 170,01 руб.

2.   Требования заявителя удовлетворить частично.

3.   Обязать Магаданскую таможню возвратить из бюджета заявителю, индивидуальному предпринимателю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основной государственный регистрационный номер 304491022900060, свидетельство серии 49 № 000041589, уплаченные по ГТД № 10706020/311005/0002704 таможенные платежи в сумме 360 577,88 руб.

4.   В остальной части в удовлетворении требований заявителю отказать.

5.   Возвратить заявителю, индивидуальному предпринимателю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основной государственный регистрационный номер 304491022900060, свидетельство серии 49 № 000041589, из федерального бюджета госпошлину в сумме 9486,84 руб.

6.   Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Магаданской области в месячный срок с даты его принятия либо кассационную инстанцию ФАС ДВО через Арбитражный суд Магаданской области в двух месячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья А.А.Минеева