ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-559/09 от 18.05.2009 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-559/2009

25 мая 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2009.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Адаркиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Малец О.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» о признании предписания от 26.02.2009 г. № 550-ФС/10 «о прекращении нарушений прав потребителей», вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей недействительным.

при участии представителей:

от заявителя:   ФИО1, начальник юридического отдела, доверенность от 22.12.2008 г. № 20/40-3802;

от ответчика  : ФИО2., начальник отдела кадрового и юридического обеспечения, доверенность от 16.06.2008 г. № 1944-ФС/10; ФИО3, специалист - эксперт отдела защиты прав потребителей, доверенность от 07.07.2008 г. № 2214/ФС/10.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее Общество), обратился в Арбитражный суд Магаданской области о признании недействительным предписания от 26.02.2009 г. № 550-ФС/10 о прекращении нарушений прав потребителей, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (далее Управление).

В судебном заседании представитель Общества заявил отказ от части заявленных требований, а именно, в части обжалования п.1 резолютивной части обжалуемого предписания, касающегося предоставления достоверной информации о тарифе, установленном регулирующим органом-Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области.

Просит признать недействительным предписание о нарушении прав потребителей от 26.02.2009 №550-ФС/10, вынесенное Управлением в части предоставления платежных документов гражданам-собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, где выбран способ непосредственного управления и потребителям товаров и услуг организации коммунального комплекса в сфере теплоснабжения в порядке, установленном жилищным законодательством РФ.

Рассмотрев отказ Общества от части заявленных требований, судом установлено что он не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, а следовательно, подлежит принятию. В соответствии п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ, производство по делу в части обжалования п.1 резолютивной части оспариваемого предписания от 26.02.2009 г. № 550-ФС/10, подлежит прекращению.

С учетом изложенного, судом рассматриваются требования Общества в части обжалования п.2 резолютивной части предписания от 26.02.2009 г. № 550-ФС/10 Управления.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что предписание в обжалуемой части не соответствует ст.539-538 ГК РФ, поскольку Общество в настоящий момент находится в договорных отношениях с жителями г. Магадана, а не с управляющими организациями, следовательно, выставление платежных документов за тепловую энергию населению г.Магадана является правомерным.

Кроме того, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими предприятиями в силу подпункта «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, возложена на управляющие организации.

Выставление платежных документов в адрес управляющих компаний, как требует Управление, при отсутствии заключенных надлежащим образом договоров, повлечет неуплату абонентами принятой ими тепловой энергии, что приведет к явному нарушению законных прав и интересов Общества в сфере экономической деятельности.

Представители ответчика, в судебном заседании, заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. В частности указали на то, что ссылки заявителя на нормы ст.539-548 ГК РФ являются ошибочными, поскольку с момента вступления с 01.03.2005 Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ), нормы жилищного законодательства имеют приоритет перед нормами ГК РФ, а норма ст.539 ГК РФ не может применяться к отношениям по предоставлению коммунальных услуг, так как не распространяется на договор энергоснабжения, предметом которого является ресурс (товар), а не услуга.

В силу пункта 7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. В силу пунктов 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемым исполнителем и в платежном документе указывается наименование исполнителя коммунальных услуг.

Заявитель исполнителем коммунальных услуг не является, а следовательно, указывая в платежном документе наименование своей организации и свои банковские реквизиты, Общество предоставляет гражданам недостоверную информацию об исполнителе услуги.

Управляющие организации ООО «Жилсервис-Центр» и ООО «Жилсервис-Север» обращались к заявителю с письмами о заключении договоров энергоснабжения. Однако, Общество отказалось от заключения публичного договора, обязав управляющие организации предоставить документы, которые не требуются действующим законодательством при заключении договоров энергоснабжения (ст.426 ГК РФ).

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей сторон, оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По материалам дела, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОАО «Магаданэнерго) зарегистрировано в качестве юридического лица Мэрией г.Магадана 13.04.1993 №3262. Межрайонной ИФНС России №1 по Магаданской области внесена запись в Едином государственном реестре юридических лиц 11.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1024900954385.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в частности, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей.

Из материалов дела следует, что Управлением по результатам рассмотрения двух жалоб граждан на нарушение Обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей, вынесло в адрес ОАО «Магаданэнерго» предписание о прекращении нарушений прав потребителей от 26.02.2009 №550-ФС/10.

Заявителем обжалуется предписание в части требования - предоставлять платежные документы гражданам-собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, где выбран способ непосредственного управления и потребителям товаров и услуг организации коммунального комплекса в сфере теплоснабжения в порядке, установленном жилищным законодательством РФ.

Срок на выполнение предписания установлен Управлением до 01.04.2009.

В соответствии со статьями 539, 540, 546 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность, используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Тот факт, что в соответствии со статьями 153-155, 157 ЖК РФ и пунктов 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что наниматели и собственники жилых помещений, расположенных в домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, плату за жилое помещение и коммунальные услуги должны вносить этим управляющим организациям, являющимися в силу действующего законодательства исполнителями коммунальных услуг, заявителем не отрицается. Кроме того, данный факт установлен вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда от 29.10.2008 по делу №2-2084/08.

В тоже время в силу подпункта «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, лежит на исполнителях коммунальных услуг – управляющих организациях.

В материалы дела ответчиком представлена переписка заявителя с двумя управляющими организациями ООО «Жилсервис-Центр» и ООО «Жилсервис-Север» (от 14.11.2008 №20/3-2106 и №20/3-2108), из которой не следует, что заявитель отказал управляющим организациям в заключении договоров энергоснабжения.

Для рассмотрения вопроса о возможности заключения договоров по ряду многоквартирных домов г. Магадана общество запросило у управляющих организаций дополнительные документы, в частности: правоустанавливающие документы, документы, подтверждающие полномочия руководителей управляющих организаций, документы, подтверждающие полномочия на осуществление деятельности по управлению в отношении каждого из домов.

Также ответчиком приобщены в материалы дела письма ООО «Городская управляющая компания РЭУ-7» от 08.05.2009 №203, ООО «Вертикаль» от 11.05.2009 №31, ООО «Городская управляющая компания «РЭУ-3» от 12.05.2009 №111, в которых сообщается о направлении адрес заявителя проекта договоров энергоснабжения, в настоящее время договоры с ОАО «Магаданэнерго» еще не подписаны.

Исходя из изложенного, судом установлено, что Управление при вынесении оспариваемого предписания не исследовало вопрос о заключении договоров энергоснабжения ОАО «Магаданэнерго» с иными, имеющимися в г. Магадане управляющими организациями и товариществами собственников жилья. Предписание фактически вынесено на основании обращения двух граждан по двум управляющим компаниям ООО «Жилсервис-Центр» и ООО «Жилсервис-Север».

Представленные письма ООО «Городская управляющая компания РЭУ-7» от 08.05.2009 №203, ООО «Вертикаль» от 11.05.2009 №31, ООО «Городская управляющая компания «РЭУ-3» от 12.05.2009 №111 не могут быть приняты судом в качестве доказательства исследования Управлением указанного вопроса, поскольку информация запрошена и представлена в Управление после вынесения оспариваемого предписания.

В тоже время в предписании указано на нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей помимо граждан, обратившихся в Управление, и иных граждан-собственников жилых помещений многоквартирных домов, где выбраны способы управления, в связи с чем, выдвинуто требование заявителю - предоставлять платежные документы только гражданам-собственникам жилых помещений, где выбран способ непосредственного управления.

Вопросы, касающиеся порядка заключения договоров энергоснабжения, правомерности действий (бездействия) ресурсоснабжающей организации по заключению договора, в рамках настоящего дела рассмотрены быть не могут, поскольку в настоящем деле рассматриваются иные требования в порядке главы 24 АПК РФ. Требований о понуждении заключить публичный договор энергоснабжения, не заявлялось. Более того, подобные требования могут быть заявлены конкретными управляющими организациями, которые должны выступать в качестве стороны по делу, поскольку при решении вопроса о заключении договоров затрагиваются их права и интересы, как стороны по договору. Доказательств обращения управляющих организаций в суд, в установленном порядке, с такими требованиями, ответчиком в материалы дела не представлено.

Исходя из изложенного, требование Управления о предоставлении платежные документов ОАО «Магаданэнерго» при отсутствии заключенных надлежащим образом договоров энергоснабжения с управляющими организациями только с гражданами - собственниками жилых помещений, где выбран способ непосредственного управления, противоречит положениям ст.539, 540, 544 ГК РФ и пп. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, заявленные требования ОАО «Магаданэнерго» признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.п.4 ч.1 ст.150, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд Магаданской области

Р Е Ш И Л:

1. Принять отказ открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» от части заявленных требований.

2. Производство по настоящему делу в части обжалования п.1 резолютивной части предписания от 26.02.2009 г. № 550-ФС/10 о прекращении нарушений прав потребителей, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, прекратить.

3. Признать недействительным пункт 2 резолютивной части предписания от 26.02.2009 г. № 550-ФС/10 о прекращении нарушений прав потребителей, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей.

4. Возвратить заявителю, открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго», из федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб., о чем выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.

5. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию Федерального суда Дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Адаркина Е.А.