ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-565/20 от 29.04.2020 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-565/2020

29 апреля 2020 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению «Азиатско-тихоокеанский банк» публичного акционерного общества (ОГРН 1022800000079, ИНН 2801023444) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (ОГРН 1054900008811, ИНН 4909025803) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.02.2020 № 44,

без вызова представителей сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, «Азиатско-тихоокеанский банк» (ПАО), обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области от 13.02.2020 № 44.

В соответствии с оспариваемым постановлением заявитель привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 25000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в Банке в доступной форме и своевременно доводится до сведения потребителей информация в том обязательном объёме, в котором она предусмотрена пунктом 2.1 главы 2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16.09.2010 № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц». По мнению заявителя, обязанность размещения информации об условиях осуществления операций с наличной иностранной валютой у него отсутствует.

Кроме того, заявитель полагает, что им было сделано всё, от него зависящее по оказанию клиенту услуги по обмену валюты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов: в зале операционного офиса на электронном табло до потребителей доводится информация о курсах валют, доведена информация, установленная пунктом 2.1 главы 2 Инструкции от 16.09.2010 № 136-И, которая размещена на веерном стенде в фойе Банка. Отказ потребителю в оказании финансовой услуги по обмену валюты до 40000 руб. в связи с отсутствием паспорта произошёл по вине кассира группы кассовых операций операционного офиса.

Определением от 10.03.2020 заявление принято с рассмотрением дела в порядке упрощённого производства.

В срок, установленный определением суда от 10.03.2020 административным органом представлены письменный отзыв в отношении доводов, изложенных в заявлении, а также материалы дела об административном правонарушении.

Как следует из отзыва, административный орган требования заявителя не признаёт.

В частности, указывает, что согласно пункту 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), информация об услугах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах услуги. Потребитель покинул кредитную организацию, не обменяв национальную денежную валюту на иностранную, т.е. потребность потребителя не была удовлетворена, в виду отсутствия своевременно предоставляемой необходимой и достоверной информации о возможности обмена иностранной валюты и ограничениях при оказании услуги.

Также обращает внимание, что поскольку клиент покинул кредитную организацию не удовлетворив потребности, то финансовая услуга обмена иностранной валюты оказана некачественно.

По мнению административного органа, вина заявителя состоит в отсутствии должного контроля за сотрудниками, представляющими кредитную организацию в процессе оказания услуги; недостаточном обучении работников, которые неправильно интерпретируют позицию банка, оказывающего финансовую услугу обмена валюты.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 14.09.2019 потребитель Селезень П.В. обратился в отделение Банка по адресу г.Магадан, ул.Пролетарская, 17 для обмена валюты в размере 100 евро, но ему было отказано в совершении данной операции без предъявления паспорта. В помещении банка, в том числе, в кабинке кассы отсутствовала информация о необходимости предъявления паспорта для операции по обмену валют.

Потребитель 05.11.2019 обратился с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области.

С целью проверки обращения потребителя административным органом на основании распоряжения ВРИО руководителя Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 03.12.2019 № 297 проведена внеплановая выездная проверка в отношении заявителя.

По результатам проверки составлен акт от 27.12.2019 № 293.

В ходе проверки должностные лица административного органа зафиксировали нарушение банком права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о финансовой услуге, а также отказ потребителю в оказании финансовой услуги.

Извещением от 27.12.2019 № 49-00-10/02-4582-2019 административный орган пригласил заявителя 31.01.2020 на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.4 и частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

31.01.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в присутствии представителя заявителя (Киреенко Е.П. по доверенности от 18.07.2019 № 86) составлены протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Определениями от 31.01.2020 рассмотрение дел об административных правонарушениях назначено на 13.02.2020.

13.02.2020 руководителем Управления Роспотребнадзора по Магаданской области вынесено оспариваемое постановление.

Судом установлено, что протоколы об административном правонарушении содержат все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.

Нарушения порядка проведения внеплановой проверки, составления протоколов и процедуры привлечения к административной ответственности по материалам дела судом не установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечёт предупреждение или наложение административного штрафа.

Объективную сторону рассматриваемого деяния составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей, настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортёрами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребитель, согласно данному Закону, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В статье 8 Закона о защите прав потребителей предусмотрено право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Порядок осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц определён Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 16.09.2010 № 136-И (далее – Инструкция № 136-И).

В пункте 2.1 Инструкции № 136-И приведён перечень документов и информации, которые должны размещаться в помещениях уполномоченного банка (филиала), включая помещения внутренних структурных подразделений уполномоченного банка (филиала), в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками.

В указанном перечне отсутствует информация о случаях идентификации физического лица при осуществлении операций с иностранной валютой.

При этом, подпунктом 2.1.9 Инструкции установлено, что содержание главы 1, пунктов 2.2, 2.4, 4.1, 4.3, 4.4, 4.8, 4.9, 4.12 - 4.15, 4.17, 4.18 настоящей Инструкции, а также иная информация, способствующая более полному осведомлению физических лиц об условиях осуществления операций с наличной иностранной валютой и чеками размещается по усмотрению уполномоченного банка (филиала).

В связи с чем, по мнению заявителя, отсутствие информации о необходимости идентификации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Суд находит данный довод ошибочным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 4.1 Инструкции при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками идентификация физического лица проводится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

Пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, необходимость идентификации физического лица при совершении операции по обмену валюты, равно как и исключения из данного правила (пункт 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ) характеризует одно из основных потребительских свойств финансовой услуги по обмену валюты.

При этом, исключение из данного правила, установленное пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ позволяет физическому лицу приобрести наличную иностранную валюту на определённую сумму без представления сотруднику банка какого-либо документа, необходимого для идентификации личности этого лица.

В то же время, в определённых случаях (при возникновении у сотрудников банка подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) идентификация физического лица также может быть проведена.

Следовательно, информация о необходимости идентификации физического лица, а также об отсутствии такой необходимости, при оказании финансовой услуги по обмену валюты охватывается предметом регулирования статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей, её отсутствие образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

В данном случае административным органом установлено и не опровергнуто заявителем, что в помещении кредитной организации, где осуществляются финансовые услуги, в доступной форме не доводится информация о необходимости предъявления паспорта при проведении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты; о продаже (покупке) иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей без предъявления паспорта; о возможности в исключительном случае предъявление требования о представлении паспорта для идентификации клиента.

Таким образом, суд признаёт правомерным вывод административного органа о наличии в данном случае состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

В части 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.4.2 настоящего Кодекса.

Порядок осуществления банками отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), Федеральным законом № 115-ФЗ, Инструкцией № 136-И.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приёмом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции № 136-И при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками идентификация физического лица проводится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно пункту 4.8 инструкции № 136-И окончанием осуществления операции с наличной иностранной валютой и чеками считается передача кассовым работником физическому лицу наличной иностранной валюты, наличной валюты Российской Федерации, чеков, а также представленных для её осуществления и подлежащих возврату физическому лицу платёжных карт, иных документов, в том числе документов, на основании которых проведена идентификация физического лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и документов, указанных в пунктах 4.9 и 4.15 настоящей Инструкции.

Как следует из материалов дела, 14.09.2019 клиент посетил отделение банка по адресу г.Магадан, ул.Пролетарская, 17 с целью приобретения иностранной валюты в размере 100 евро.

Публичная оферта банка на покупку евро составляла 71,98 руб. за 1 евро, что отображалось на информационном табло.

Потребитель взял талон электронной очереди и прошёл в кассовый узел для проведения операции по приобретению наличной валюты в размере 100 евро. Кассир предложила потребителю предъявить паспорт. Поскольку паспорт у потребителя отсутствовал, в оказании услуги ему было отказано.

В данном случае сумма иностранной валюты, которую намеревался приобрести потребитель, составляла 100 евро, т.е. не превышала сумму, эквивалентную 40 000 рублям.

Как следует из объяснений сотрудников банка, подозрения, что данная операция осуществляется клиентом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём или финансирования терроризма, не возникало.

Таким образом, по причине нарушения банком требований перечисленных выше нормативных актов, потребитель не смог приобрести наличную валюту в размере 100 евро, т.е. не получил соответствующую финансовую услугу надлежащего качества, что образует событие административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение соответствующих норм и правил и недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат, равно как и не содержат доказательств невозможности исполнения заявителем требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

При этом, нарушение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работников не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности, поскольку в данном случае оказание финансовой услуги осуществляется от имени банка как юридического лица, которое обязано надлежащим образом исполнять организационно-распорядительные и административные функции, обеспечивая контроль за соблюдением требований законодательства своими сотрудниками.

Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, установлен и доказан, условия для признания правонарушения согласно статье 2.9 КоАП РФ малозначительным отсутствуют.

При назначении административного наказания административным органом правомерно применены положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, а также учтено наличие отягчающего ответственность обстоятельства, в связи с чем, заявитель обоснованно подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25000 руб.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья В.В. Скороходова