Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-604/2021
23.06.2021
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2021
Решение в полном объеме изготовлено 23.06.2021
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Макаревич Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)
об установлении факта, имеющего юридическое значение,
с участием заинтересованного лица – Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119049, <...>),
при участии в заседании:
от УМВД: ФИО1 – старший юрисконсульт, доверенность от 21.12.2020 № 1/2-1/41, диплом;
от МВД: ФИО1 – старший юрисконсульт правового отдела УМВД России по Магаданской области, доверенности от 05.12.2020 № Д-1/462, от 29.01.2021 № 1/22, диплом,
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области (далее – заявитель, УМВД России по Магаданской области, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, – признании произведенных капитальных вложений в основные средства, затраченные на объект жилищного назначения: «15-ть 5-ти комн. жилых домов в с-зе «Рассвет» с. Клетское Волгоградская обл.», площадью 1 209 кв.м и балансовой стоимостью 1 222 562,05 рублей, безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи 218, 219, 222 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также на представленные доказательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 18.03.2021 привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, МВД России).
Определением суда от 20.04.2021 завершена подготовка по делу; дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 16.06.2021.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по настоящему делу размещена на сайте Арбитражного суда Магаданской области в сети Интернет.
До начала заседания в дело поступили отзыв МВД России от 22.04.2021 № 1/2-258 по существу заявления УМВД России по Магаданской области об установлении факта, имеющего юридическое значение; письменное обоснование УМВД России по Магаданской области от 22.04.2021 № 1/2-259 по заявленному требованию.
Представитель УМВД России по Магаданской области в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, в дополнительном письменном обосновании от 22.04.2021 № 1/2-259.
Представитель МВД России требования заявителя поддержал полностью по основаниям, указанным в отзыве от 22.04.2021 № 1/2-258.
Выслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на балансе УМВД России по Магаданской области числятся капитальные вложения в основные средства, затраченные на незавершенный строительством объект жилищного назначения: «15-ть 5-ти комн. жилых домов в с-зе «Рассвет» с. Клетское Волгоградская обл.» площадью 1209 кв.м и балансовой стоимостью 1 222 562,05 рублей (далее – объект, л.д.81).
Строительство Объекта начато на основании титульного списка строек от 01.04.1994, утвержденного управлением строительства МВД России (л.д.30 оборотная сторона).
Отвод земельного участка площадью 7,96 га для строительства жилых домов оформлен на подрядную организацию ТОО «Содружество» (далее – подрядчик) на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Данный Государственный акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 1554 (л.д.20-24). Разрешение на строительство Объекта от 11.01.1995 № 95-01 также выдано подрядчику.
Всего было начато строительство 11 жилых домов. Согласно акту приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством здания жилищно-гражданского назначения от 26.09.1996, утвержденного постановлением администрации Клетского сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области от 17.10.1996 № 94, приняты в эксплуатацию 4 двухэтажных одноквартирных жилых дома № 4, 5, 7, 20, общей площадью 558,9 кв.м. (л.д.2-26, 27-29).
С 1997 года финансирование строительства Объекта прекращено, 7 оставшихся незаконченных жилых домов имеют разную степень готовности (л.д.30-76).
Как указывает заявитель, в июле 2009 года пакет документов о внесении Объекта в реестр федерального имущества был направлен в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области (далее – ТУ Росимущества по Магаданской области).
ТУ Росимущества по Магаданской области письмом от 28.09.2009 № МН-3/5302 отказало заявителю во внесении Объекта в реестр федерального имущества. Причинами отказа послужили отсутствие правоустанавливающих документов на строительство Объекта (разрешение на строительство и техническая документация), а также многочисленные противоречия в названии Объекта учета и его адресе (л.д.77 оборотная сторона).
По утверждению заявителя, в 2009 году на обращение УМВД России по Магаданской области в МВД России (от 02.12.2009 № 40/600) о списании Объекта получен отказ, так как он не включен в реестр федерального имущества и предложено провести работу по включению Объекта в реестр федерального имущества (исх. от 10.02.2010 № 31/8-558).
Из представленных в дело документов следует, что заявитель 09.09.2010 письменно обращался (исх. № 40/473) в администрацию Среднеахтубинского муниципального района с просьбой о передаче ей незавершенного строительством объекта в х. Клетский Среднеахтубинского района Волгоградской области, в ответ на которое администрация письмом от 10.11.2010 № 4801 сообщила следующее. В связи с отсутствием денежных средств принятие незавершенного строительством объекта, расположенного в х. Клетский Среднеахтубинского р-на Волгоградской области, не представляется возможным (л.д.78).
Помимо этого, УМВД России по Магаданской области было направлено предложение ГУВД по Волгоградской области о внутриведомственной передаче объекта незавершенного строительства «15-ть трехкомнатных жилых домов в совхозе «Рассвет», расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, село Клетксое, с баланса УМВД России по Магаданской области на баланс ГУВД по Волгоградской области. ГУВД по Волгоградской области письмом от 15.10.2010 № 4/1229 сообщило УМВД России по Магаданской области о том, что данное предложение не может быть принято в связи с отсутствием финансирования строительства из средств федерального бюджета, а также невозможностью изыскания ГУВД по Волгоградской области собственных средств для продолжения строительства и ввода объекта в эксплуатацию (л.д.79).
В октябре 2010 года УМВД России по Магаданской области оформлены технические и кадастровые паспорта на 6 жилых домов Объекта для возможности дальнейшего его списания, 1 жилой дом находился в стадии нулевого цикла, на него оформление технического и кадастрового паспорта не представлялось возможным (л.д.47-76).
В марте и июне 2011 года в Управление организации капитального строительства Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России направлялся запрос и дополнения к запросу о внесении изменений в титульный список Объекта для последующего включения в реестр федерального имущества. Однако ответ на данный запрос заявитель не получил.
С 2012 года подрядчик неоднократно обращался в МВД России о согласовании передачи затрат, произведенных в результате осуществления строительства Объекта подрядчику, с целью погашения образовавшейся задолженности за содержание Объекта.
В связи с отсутствием у УМВД России по Магаданской области зарегистрированного права собственности на Объект, решить данный вопрос положительно, не представилось возможным.
Право собственности на землю под Объектом не было своевременно оформлено из-за несоответствия проектно-сметной документации и условий договора на строительство, противоречий в названии и в адресе Объекта. По указанным причинам, Объект не был включен в реестр федерального имущества.
Приведенные выше обстоятельства в настоящее время, по объективным причинам, являются неустранимыми.
Согласно сведениям финансового подразделения УМВД России по Магаданской области (л.д.80) по состоянию на 29.10.2020 стоимость капитальных вложений в объект незавершенного строительства «15-ть 5-ти комн. жилых домов в с-зе «Рассвет» с. Клетское Волгоградская обл.» составляет 1 222 562,05 рублей. В бухгалтерском учете УМВД России по Магаданской области сумма капитальных вложений в объект недвижимого имущества (незавершенное строительство) по Объекту числится на балансовом счете 1 106 11 310 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество». Сумма капитальных вложений по Объекту была передана на баланс УМВД России по Магаданской области в 2010 году от ликвидируемого Отдела организации капитального строительства УВД по Магаданской области.
У заявителя не сохранились информация об источниках финансирования и формах оплаты контрагентам, осуществлявшим проектно-изыскательские, проектно-сметные и строительно-монтажные работы, а также документы, подтверждающие принятие к учету и оплату каких-либо работ (услуг) в отношении Объекта, в связи с уничтожением бюджетной (бухгалтерской) документации по истечении установленных сроков хранения.
В сентябре 2020 года, после очередной ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Магаданской области из Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России поступила «дорожная карта» по объектам незавершенного строительства, в том числе и по Объекту, с указанием о направлении в Департамент пакета документов для списания вышеуказанных объектов. При этом УМВД России по Магаданской области предписано в судебном порядке признать Объект утраченным, для его дальнейшего списания (л.д.82-84).
Порядок согласования МВД России решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за его территориальными органами, а также Перечень документов, формируемых постоянно действующими комиссиями территориальных органов МВД России, для списания федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, утверждены приказом МВД России от 18.10.2012 № 954 «О списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за органами внутренних дел Российской Федерации» (л.д.88-90).
Согласно данным документам обязательным условием для списания федерального недвижимого имущества является предоставление в том числе:
- выписки из реестра федерального имущества, содержащей номер и дату
присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества и подтверждающей, что объект основных средств (объект недвижимого имущества), предлагаемый к списанию, внесен в реестр федерального имущества;
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной не ранее одного месяца до дня представления в МВД России, содержащей сведения о зарегистрированном праве собственности РФ и праве оперативного управления (или праве хозяйственного ведения) органа внутренних дел, учреждения, организации на предлагаемое к списанию федеральное недвижимое имущество;
- кадастрового паспорта объекта федерального недвижимого имущества, предлагаемого к списанию, с указанием в графе 1.7 кадастрового номера земельного участка (участков), в пределах которого (которых) расположен объект федерального недвижимого имущества (в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства);
- заверенной копии технического паспорта на предлагаемый к списанию объект федерального недвижимого имущества, действительной на дату представления в МВД России, выданного организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, либо копия справки о техническом состоянии объекта, выданной такой организацией (в случае значительного износа или повреждения объекта);
-выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной не ранее одного месяца до представления в МВД России, содержащей сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на земельный участок, в пределах которого располагается объект федерального недвижимого имущества, предлагаемый к списанию;
-заверенных копий правоустанавливающих документов на земельный участок, в пределах которого располагается объект федерального недвижимого имущества, предлагаемый к списанию, с приложением кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке.
Проведенной в 2015 году служебной проверкой по факту вложений в объекты незавершенного строительства основных средств, подлежащих списанию, установлена вина должностных лиц Управления в неисполнении: постановления Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»; распоряжения Минимущества России от 18.01.2001 № 91-р «О проведении инвентаризации объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности»; указаний МВД России от 03.02.2004 № 1/760 «Об использовании государственного имущества» и от 20.03.2006 № 1/1971 «О проведении инвентаризации федерального недвижимого имущества». Это повлекло невнесение Объекта в реестр федерального имущества и как следствие, вложения в объекты основных средств за счет расходов на строительно-монтажные работы и иных расходов, которые не привели к завершению строительства Объекта.
Таким образом, учитывая, что право собственности на Объект, а также на земельный участок не было зарегистрировано за Управлением в установленном порядке, а также истечение сроков исковой давности для признания такого права в судебном порядке, у заявителя отсутствует возможность списания Объекта, в том числе в судебном порядке.
Приказом МВД России от 01.10.2014 № 841 «Об организации деятельности по списанию произведенных капитальных вложений в объекты основных средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» (л.д.85-87) предусмотрена возможность осуществления списания произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы в том числе в сумме расходов по строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства). При этом необходимым условием является предоставление в МВД России документов, в соответствии с Перечнем, утвержденным настоящим приказом, в том числе;
- заверенной копии технического паспорта на предлагаемый к списанию объект, действительного на дату представления в МВД России, выданной организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности либо копии справки о техническом состоянии объекта, выданной такой организацией;
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижим имущество и сделок с ним, полученной не ранее чем за один месяц до представления в МВД России, содержащей сведения о зарегистрированном праве собственности РФ на земельный участок, в пределах которого располагается объект, предлагаемый к списанию;
- заверенных копий правоустанавливающих документов на земельный участок, в пределах которого располагается объект, предлагаемый к списанию с приложением кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке.
Учитывая отсутствие у заявителя зарегистрированного права на земельный участок, в пределах которого располагается Объект, актуальных технического и кадастрового паспортов на Объект, кадастрового паспорта Объекта, списание произведенных капитальных вложений в основные средства при строительстве Объекта, в соответствии с установленным МВД России порядком, также невозможно. Регистрация права УМВД на земельный участок и объект, необходимая для его последующего списания, невозможна в связи с изложенными выше обстоятельствами.
По результатам проведенной комиссией Управления в 2010 году ревизии Объекта установлено, что все входящие в его состав жилые дома, находящиеся на разной стадии завершения, находятся в недопустимом техническом состоянии, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования и требуется проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций.
Как указывает заявитель, достраивание Объекта является бесперспективным, учитывая отсутствие у Управления спора о праве на Объект, прекращение финансирования строительства с 1997 года, отсутствие оформленного права собственности как на Объект (незавершенный строительством), так и на выделенный под строительство земельный участок, а также неудовлетворительное техническое состояние Объекта.
Из-за отсутствия возможности восстановить утраченные (отсутствующие) документы, а также закрепить (зарегистрировать) Объект в первоначальном виде на праве оперативного управления, дальнейшее списание произведенных капитальных вложений в основные средства в установленном порядке невозможно.
Указывая, что строительство объектов жилищного назначения для обеспечения сотрудников УМВД России по Магаданской области, выезжавших на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера можно отнести к экономической деятельности заявителя, и ссылаясь на невозможность списания произведенных капитальных вложений в основные средства, затраченных при строительстве Объекта, в сумме 1 222 562,05 рублей, Управление обратилось в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
В соответствии с частью 2 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об установлении:
1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 ГК РФ. При этом перечень способов защиты гражданских прав, указанных в данной статье, не является исчерпывающим.
Обстоятельства, приведенные УМВД России по Магаданской области в заявлении, и установленные судом при рассмотрении настоящего дела свидетельствуют о том, что фактически заявлено требование об установлении факта, имеющего юридическое значение, что соответствует нормам статьи 217 АПК РФ и не противоречит статье 12 ГК РФ.
Установление факта, имеющего юридическое значение, заявителю необходимо для возможности списания произведенных капитальных вложений в основные средства, затраченных при строительстве объекта жилищного назначения: «15-ть 5-ти комн. жилых домов в с-зе «Рассвет» с. Клетское Волгоградская обл.» площадью 1209 кв., в размере 1 222 562,05 рублей.
Из приведенных заявителем доводов и представленных в дело доказательств судом установлено, что заявитель в настоящее время фактически лишен возможности списать средства, затраченные на строительство объекта жилищного назначения: «15-ть 5-ти комн. жилых домов в с-зе «Рассвет» с. Клетское Волгоградская обл.» площадью 1209 кв., учитывая, что:
- перспектива завершить строительство данного объекта отсутствует;
- включение данного объекта в реестр федерального имущества невозможно;
- регистрация права УМВД России по Магаданской области на земельный участок и объект, необходимая для его последующего списания, невозможна;
- право собственности на Объект, а также на земельный участок не было зарегистрировано за Управлением в установленном порядке, а также учитывая истечение сроков исковой давности для признания такого права в судебном порядке, у заявителя отсутствует возможность списания Объекта;
- с учетом отсутствия у заявителя зарегистрированного права на земельный участок, в пределах которого располагается Объект, актуальных технического и кадастрового паспортов на Объект, списание произведенных капитальных вложений в основные средства при строительстве Объекта, в соответствии с установленным МВД России порядком, невозможно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
При подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, уплачивается госпошлина в размере 3 000 рублей, однако заявитель освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (часть 1 статьи 177 АПК РФ). По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 218-221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Установить факт, имеющий юридическое значение – признать произведенные капитальные вложения в основные средства, затраченные на объект жилищного назначения: «15-ть 5-ти комн. жилых домов в с-зе «Рассвет» с. Клетское Волгоградская обл.», площадью 1209 кв.м и балансовой стоимостью 1 222 562 рубля 05 копеек, безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.
2.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.
3.Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области при условии, что оно было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Макаревич Е.М.