АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. МагаданДело № А37-615/2017
27 апреля 2017 г.
Резолютивная часть объявлена 26 апреля 2017 г.
Решение в полном объёме изготовлено 27 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ж.Л. Спириной,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании решения № 059S19170000360 от 22.02.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования недействительным в части размера штрафа,
при участии:
от заявителя – ФИО1, начальник отдела государственной службы и кадров, доверенность № 02-3 от 09.01.2017, служебное удостоверение;
от ответчика – ФИО2, старший специалист (юрисконсульт) юридического отдела, доверенность № 02-09/Д-44 от 28.03.2017, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее также – Управление Росреестра), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 04-001161 от 30.03.2017 о признании решения № 059S19170000360 от 22.02.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенного государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее также – ответчик, УПФР в г. Магадане, пенсионный орган), недействительным в части размера штрафа и его снижении до 980 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с несвоевременным представлением сведений о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая лиц, которые заключили - договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М (срок сдачи отчёта был пропущен на четыре дня) Управление Росреестра было привлечено к ответственности в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (всего 98 человек) в сумме 49 000 рублей. Управление Росреестра не отрицает факт несвоевременного предоставления данных сведений в УПФР в г. Магадане, однако считает, что сумма штрафа - 49 000 рублей при большой численности застрахованных лиц является чрезмерно высокой. При этом Управление Росреестра является получателем денежных средств из федерального бюджета. Полагает, что размер санкций не соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения, в связи с чем просит учесть ряд смягчающих вину обстоятельств и, ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001, снизить размер штрафа до 980 рублей.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дала устные пояснения.
Представитель ответчика в предварительном судебном заседании выразила своё несогласие с заявленными требованиями в полном объёме, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве № 02-0901/5431 от 19.04.2017.
Так пенсионный орган указал, что в нарушение Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) и Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) ответчик представил форму СЗВ-М (исходная) за август 2016 года в отношении 98 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи 16.09.2016, то есть с нарушением установленного законом срока (форма СЗВ-М на август 2016 года с учётом того, что 10.09.2016 пришлось на выходной день, должна была быть представлена не позднее 12.09.2016).
По результатам изучения материалов проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ в виде штрафа в размере 49 000 рублей (98 х 500 рублей).
УПФР в г. Магадане критически относится к доводу Управления Росреестра о том, что отчёт СЗВ-М предоставляетется к 10 числу месяца, следующего за отчётным (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), тогда как основная часть статистических отчётов приходится на 20 число месяца. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, не является смягчающим вину.
Также пенсионный орган обращает внимание суда на то, что страхователем срок сдачи отчёта по форме СЗВ-М нарушен неоднократно. Управление Росреестра несвоевременно сдавало отчёты по форме СЗВ-М за отчётные периоды: август, октябрь и ноябрь 2016 года.
Ответчик также полагает, что в заявлении не указанно, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует вынесенное пенсионным органом решение, какие именно права и законные интересы заявителя нарушены данным решением, какие созданы препятствия для осуществления экономической деятельности.
Также пенсионный орган обращает внимание суда на то, что статья 17 Закона № 27-ФЗ, которая определяет порядок привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе
обязательного пенсионного страхования, не предусматривает полномочия
контролирующего органа по снижению размера начисленного штрафа с учётом
смягчающих или отягчающих вину обстоятельств. Таким образом, УПФР в г. Магадане лишено возможности учесть смягчающие обстоятельства и самостоятельно снизить размер штрафа. Такими полномочиями обладает только суд.
По результатам исследования материалов дела суд в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ с учётом мнения лиц, участвующих в деле, признал дело подготовленным к судебному заседанию и, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
Установив фактические обстоятельства дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к следующему.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.03.2017, УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2001, ОГРН <***>, ИНН <***>, является плательщиком страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации - регистрационный номер 059-001-035967 (л.д. 19-23).
В соответствии со статьёй 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона № 167-ФЗ лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, относятся к страхователям по обязательному пенсионному страхованию. В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ к страхователям среди прочих относятся юридические лица и их обособленные подразделения.
В соответствии со статьёй 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы и сведения о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление Росреестра является страхователем и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ обязано представлять сведения о застрахованных лицах. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
УПФР в г. Магадане проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении Управления Росреестра.
В ходе проведения проверки установлено, что страхователем форма СЗВ-М (исходная) за август 2016 года в отношении 98 застрахованных лиц представлена по телекоммуникационным каналам связи 16.09.2016, то есть с нарушением установленного законом срока (форма СЗВ-М на август 2016 с учётом того, что 10.09.2016 пришлось на выходной день, должна была быть представлена не позднее 12.09.2016).
В связи с выявлением нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в адрес страхователя направлено уведомление № 8-2016-птв-95 от 22.12.2016 о вызове плательщика страховых взносов на подписание и получение акта проверки. Уведомление было направлено по почте.
16.01.2017 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18170000154. Указанным актом страхователю предлагалось в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, представить в течение 15 дней письменные возражения и документы, их подтверждающие. Акт получен лично представителем Управления Росреестра по доверенности 16.01.2017. Письменные возражения на акт страхователем представлены не были.
Рассмотрение материалов проверки состоялось 22.02.2017 в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка, извещённого надлежащим образом. При рассмотрении материалов проверки установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2016 года в отношении 98 застрахованных лиц представлены страхователем 16.09.2016 по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) форма СЗВ-М за август 2016 года должна быть представлена страхователем не позднее 12.09.2016 г. Пропуск срока представления сведений составил 4 дня.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Порядок взыскания финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте предусмотрен частью 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
По результатам изучения материалов проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ в виде штрафа в размере 49 000 рублей (98 х 500 рублей).
Решение № 059S19170000360 от 22.02.2017 получено лично представителем страхователя по доверенности 28.02.2017.
В установленном порядке и сроки решение ответчиком обжаловано не было.
В соответствии со статьёй 17 Закона № 27-ФЗ и статьёй 22 Закона № 212-ФЗ в адрес ответчика было направлено требование № 059S01170252474 от 07.04.2017, в котором ответчику было предложено в срок до 10.05.2017 произвести уплату финансовых санкций в сумме 49 000 рублей. Требование было получено представителем ответчика по доверенности 12.04.2017.
Не согласившись с решением № 059S19170000360 от 22.02.2017, Управление Росреестра обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения управления в части размера штрафа.
Суд пришёл к выводу, что представленные сторонами в материалы дела доказательства подтверждают факт совершения ответчиком правонарушения и его состав, ответственность за которое предусмотрена статьёй 17 Закона № 27-ФЗ. Факт совершения правонарушения заявителем также не оспаривается.
Порядок и сроки привлечения к ответственности заявителем соблюдены.
Однако, суд пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в силу возможности применения при взыскании финансовой санкции смягчающих ответственность обстоятельств.
Так, согласно части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ (действовавшей на момент совершения правонарушения) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности. Частью 1 указанной статьи предусмотрен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим.
Суд, принимая во внимание обстоятельства, указанные в заявлении, в частности, нарушение сроков предоставление отчётов в УПФР в г. Магадане заявителем допущено впервые; незначительный срок просрочки (4 дня); отсутствие ущерба бюджету пенсионного фонда; отсутствие задолженности по страховым взносам у заявителя; отсутствие в сданном отчёте ошибок (статус протокола: положительный); формальный характер состава правонарушения, а также явную несоразмерность штрафа совершённому правонарушению, пришёл к выводу о признании вышеуказанных обстоятельств смягчающими ответственность обстоятельствами.
Таким образом, суд с учётом установленных смягчающих обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости, предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999), считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию финансовой санкции до 1 000 рублей.
На основании изложенного заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170; 176; 180-182; 200; 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
1. Частично удовлетворить требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
2. Снизить размер штрафа, назначенного решением № 059S19170000360 от 22.02.2017 государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области до 1 000 рублей.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья А.В. Кушниренко