Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. МагаданДело № А37-749/2015
31 июля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2015 г.
Решение в полном объёме изготовлено 31 июля 2015 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи В.А. Лушникова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Шматовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 685000, <...>)
к муниципальному унитарному предприятию г. Магадана «Магадантеплосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 685000, <...>)
о взыскании 1 332 840 рублей 00 копеек,
при участии в заседании представителей до и после перерыва:
от истца – ФИО1, начальник организационно-правового отдела, доверенность от 28.10.2014 № 03/5149, удостоверение;
от ответчика – ФИО2, заместитель директора по правовым вопросам, доверенность от 04.07.2014 без номера,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана, 05.05.2015 (далее также – КУМИ) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением от 02.04.2015 № 03/1284 к ответчику, муниципальному унитарному предприятию г. Магадана «Магадантеплосеть» (далее также – МУП «Магадантеплосеть»), о взыскании задолженности по уплате части прибыли за 2012, 2013 годы в общей сумме 1 332 840 руб. 00 коп. (л. д. 3 – 5, 10 – 12, т. 1)
В обоснование заявленных требований истец сослался на статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», решение Магаданской городской Думы от 17.11.2006 № 94-Д «О Положении «О порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет муниципального образования «Город Магадан» части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей», пункт 7.12 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 20.05.2002 № 25-Д.
Ответчик в отзыве от 02.06.2015 б/н с иском не согласился, сообщил, что по итогам 2013 года у предприятия не осталось нераспределенной прибыли, что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль. По итогам 2012 года часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет, составила 689 324 руб. 19 коп. (л. д. 1 – 2, т. 2). В дополнении к отзыву от 30.06.2015 б/н (л. д. 61 – 63, т. 2) отметил, что расхождение данных бухгалтерского и налогового учёта вызвано разницей в начислении амортизации на объекты основных средств для бухгалтерского и налогового учёта. Эти расхождения учёта, по мнению ответчика, не свидетельствуют о том, что применённый им порядок учёта является неправомерным либо не соответствует действительности.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении от 02.04.2015 № 03/1284 и дополнениях от 21.07.2015 № 03/3433 (л. д. 3 – 5, т. 1).
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против перечисления в бюджет части прибыли по итогам 2012 года, но не согласился с размером предъявленных требований. Считает, что размер прибыли необходимо исчислять по данным налогового учёта, в этом случае часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет за спорные периоды, составит 689 324 руб. 19 коп.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 00 минут 28.07.2015, после чего заседание было продолжено при тех же участниках арбитражного процесса.
Выслушав представителей сторон, установив фактические обстоятельства, исследовав и оценив письменные доказательства с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Как следует из материалов дела, устав муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть» утвержден приказом руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (далее – Департамент) от 10.02.2012 № 36 по согласованию 17.02.2012 с руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана. Согласно пункту 1.6 устава учредителем предприятия является Департамент, полномочия собственника имущества предприятия осуществляет КУМИ (л. д. 41 – 51, т. 1).
Договором от 27.07.1998, заключенным между КУМИ и МУП «Магадантеплосеть», за МУП «Магадантеплосеть» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество (л. д. 37 – 60, т. 2).
Перечень муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Магадантеплосеть», приведен также в Реестре муниципального имущества г. Магадана (л. д. 130 – 135, т. 1).
Уставом МУП «Магадантеплосеть» предусмотрено, что собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 5.7); в случае если собственник имущества заявит свое право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, предприятие после согласования годовой отчетности перечисляет в городской бюджет часть прибыли, полученной от его использования, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, определяемом органами местного самоуправления; оставшаяся часть прибыли используется предприятием на создание резервного фонда и собственные нужды (пункт 5.8).
МУП «Магадантеплосеть» не перечислило в городской бюджет часть прибыли по итогам 2012 и 2013 годов, в связи с чем КУМИ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматриваемые правоотношения регулируются ГК РФ, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Город Магадан».
Согласно статье 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (пункт 5 статьи 41 БК РФ).
Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, относится к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 42 БК РФ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия (пункт 1); государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2).
Согласно приложению 2 к решению Магаданской городской Думы от 23.12.2014 № 94-Д «О бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2015 год» КУМИ является главным администратором доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами (л. д. 123, т. 1).
Пунктом 3.34 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Магадана (утверждено постановлением мэрии города Магадана от 18.10.2011 № 3924) на КУМИ возложено осуществление учета и контроля за правильностью исчисления своевременной уплаты части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий в бюджет города Магадана (л. д. 72 – 77, т. 1).
Пункт 7.12 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Магадан» (утверждено решением Магаданской городской Думы от 20.05.2002 № 25-Д) устанавливает, что сумма части прибыли, подлежащая перечислению в бюджет муниципального образования «Город Магадан», исчисляется на основании годовой бухгалтерской отчетности и подлежит обязательному перечислению в бюджет муниципального образования «Город Магадан» (л. д. 52 – 68, т. 1).
Данная норма конкретизирована в Положении «О порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет муниципального образования «Город Магадан» части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей» (утверждено решением Магаданской городской Думы от 17.11.2006 № 94-Д), согласно пункту 2.1 которого перечисление в бюджет муниципального образования «Город Магадан» части прибыли от использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении МУП г. Магадана после уплаты налогов и иных обязательных платежей (л. д. 69 – 71, т. 1).
В силу пункта 2.2 указанного Положения КУМИ является уполномоченным органом по определению размера части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования «Город Магадан». Для предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях «жилищно-коммунальное хозяйство», размер части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, установлен в размере 3 % от суммы полученной прибыли.
Пункт 2.3 указанного Положения определяет, что сумма части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования «Город Магадан», исчисляется МУП г. Магадана самостоятельно на основании годовой бухгалтерской отчетности и перечисляется в бюджет муниципального образования «Город Магадан». МУП г. Магадана за счет остающейся в их распоряжении чистой прибыли создают резервный и иные фонды в порядке и в размерах, предусмотренных их уставами.
Названное Положение также устанавливает, что расчет по исчислению суммы платежа ежегодно представляется МУП г. Магадана в КУМИ по установленной форме в сроки, установленные для сдачи годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган (пункт 2.4); перечисление части прибыли в бюджет муниципального образования «Город Магадан» осуществляется не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.
Исходя из этого, суд приходит к выводу, что подлежащую перечислению в бюджет муниципального образования «Город Магадан» часть прибыли МУП «Магадантеплосеть» следует исчислять по данным бухгалтерской отчетности.
При этом довод ответчика о том, что часть подлежащей перечислению в бюджет прибыли необходимо исчислять по данным налогового учета, имеющимся в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций (л. д. 1 – 11, 15 – 23, 26, т. 2), суд находит противоречащим прямым предписаниям приведенных нормативных правовых актов.
Различия в данных бухгалтерского и налогового учета имеют место и обусловлены различными целями этих видов учета: если бухгалтерский учет ведется в целях правильного отражение фактов хозяйственной жизни, то налоговый учет осуществляется в целях налогообложения налогом на прибыль организаций. Различия выражены в порядке признания некоторых поступлений в доходах и затрат в расходах, однако они не приводят к тому, чтобы для целей реализации права собственника муниципального имущества на получение части прибыли от его использования вместо данных бухгалтерского учета, как это установлено действующим порядком, применялись данные налогового учета.
Аналогичный порядок действует и в отношении исчисления части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (пункт 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228). В этом смысле муниципальные унитарные предприятия г. Магадана не являются исключением.
Что касается судебных актов по делам с участием ответчика, на которые представитель ответчика также ссылался в обоснование своих доводов и копии которых приобщены судом к материалам дела в судебном заседании 28.07.2015, то они принимались судом по другим периодам с учетом конкретных обстоятельств и, как следует из их содержания, учитывали отсутствие прибыли одновременно и по данным бухгалтерского, и по данным налогового учета за соответствующий год.
Как видно из бухгалтерской отчетности МУП «Магадантеплосеть» за 2012 и за 2013 годы, чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль после уплаты налога на прибыль, составила в 2012 году – 33 655 тыс. руб., в 2013 году – 10 773 тыс. руб. (л. д. 17 – 40, т. 1).
Сумма части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет по нормативу 3 %, составит за 2012 год 1 099 650 руб., за 2013 год – 323 190 руб., всего – 1 332 840 руб. (л. д. 10 – 12, т. 1).
Таким образом, требования истца о взыскании 1 332 840 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с суммы иска 1 332 840 руб. подлежала уплате государственная пошлина в размере 26 328 руб. Истец при подаче искового заявления государственную пошлину не уплачивал, был от нее освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 102, 110 (части 1 и 3) АПК РФ, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 26 328 руб. взыскивается с ответчика в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объёме считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьей 102, частями 1 и 3 статьи 110, частью 1 статьи 112, статьями 167 – 170, частью 1 статьи 171, статьей 176, частью 1 статьи 180, статьей 181, частью 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Иск удовлетворить полностью. Взыскать с ответчика, муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), в пользу истца, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (ОГРН <***>, ИНН <***>), задолженность в размере 1 332 840 рублей 00 копеек. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.
2. Взыскать с ответчика, муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 26 328 рублей 00 копеек. Исполнительный лист выдать налоговому органу по истечении десяти дней после вступления решения в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно.
3. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Магаданской области.
5. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.А. Лушников