АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-869/2017
04 августа 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01.08.2017
Решение в полном объёме изготовлено 04.08.2017
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кобеляцкой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Семь кругов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № ПО-49/3/39 по делу об административном правонарушении от 26.04.2017,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 19.07.2017 б/н; ФИО2, и.о. директора, приказ № 3к от 08.06.2017;
от ответчика – ФИО3, начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий, доверенность от 27.12.2016 № 03-13/06927
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12-00 час. 1 августа 2017 г.
УСТАНОВИЛ:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Семь кругов» (далее – общество), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением б/н от 10.05.2017 о признании незаконным и отмене постановления № ПО-49/3/39 по делу об административном правонарушении от 26.04.2017, вынесенного управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее – Роскомнадзор по Магаданской области и ЧАО, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определением от 12.05.2017 заявление было принято к производству суда в порядке упрощённого производства.
Определением суда в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ сторонам был установлен срок для представления доказательств. От сторон поступили дополнительные документы.
В связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств определением от 05.07.2017 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что постановлением Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО от 26.04.2017 № ПО-49/3/39 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб. Редакцией телеканалов «ТВ-Карибу» и «ТВ-Карибу-Арт» является общество с ограниченной ответственностью «Карибу-Арт». Так как редакцией телеканалов «ТВ-Карибу» и «ТВ-Карибу-Арт» является ООО «Карибу-Арт», то вся ответственность за выпущенную в эфир информацию ложиться на редакцию (главного редактора), а ООО «Семь Кругов» должно осуществлять контроль как вещатель.
Представитель заявителя признал вину общества в недостаточном контроле за информацией, выпущенной в эфир, указал на трудности с подбором квалифицированных сотрудников, на тяжёлое материально-финансовое положение, просил смягчить наказание, указав на отсутствие существенной угрозы здоровью населения и общественным отношениям.
Представитель ответчика в судебном заседании предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, из которых следует, что на телеканале «ТВ-Карибу-Арт» 12.04.2017 в 10 час. 20 мин. во вновь созданной телепрограмме «Народный патруль» вышёл сюжет о курении на крыльце рынка «ФРЭШ» под запрещающим знаком, содержащий процесс потребления табака (курения).
«ТВ-Карибу-Арт» зарегистрировано как средство массовой информации Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО 09.11.2016, свидетельство о регистрации ЭЛ № ТУ 49-00073, форма распространения – телеканал, учредитель - ООО «Семь кругов». Согласно уставу СМИ редакцией телеканала «ТВ-Карибу-Арт» является ООО «Карибу-Арт». Однако распространяет продукцию редакции СМИ «ТВ-Карибу-Арт» вещатель ООО «Семь кругов».
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон «О средствах массовой информации») под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вешание, радиовещание.
ООО «Семь кругов» распространяет средства массовой информации «ТВ-Карибу-Арт» и «Первый развлекательный СТС» (приложение № 1 к лицензии) на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания от 30.12.2016 серия ТВ № 28451, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
ООО «Семь кругов» заключило с ООО «Карибу-АРТ» - редакцией телеканала «ТВ-Карибу-Арт» - договор о передаче неисключительных прав на использование программного продукта и проката коммерческой, социальной и политической рекламы от 09.01.2017 №01.
На основании пункта 2.2.1 договора ООО «Семь кругов» гарантировал использование и распространение на телевизионном канале ТВ-Карибу-Арт программных продуктов созданных реакцией СМИ (ООО «Карибу-Арт») любыми не противоречащими законодательству Российской Федерации способами.
Следовательно, ООО «Семь кругов» осуществляет формирование телеканала «ТВ-Карибу-Арт» из отдельных программных продуктов, созданных редакцией СМИ - ООО «Карибу-Арт», распространяет его на основании лицензии № 28451 и является вещателем в том понимании, как оно даётся в Законе «О средствах массовой информации».
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к выводу об обоснованности требований заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, что закреплено пунктом 4 статьи 210 АПК РФ.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Из материалов дела следует, что в ходе анализа записи эфира телеканала «ТВ-Карибу-Арт» Роскомнадзором по Магаданской области и ЧАО установлено, что 12.04.2017 в 10 час. 20 мин. во вновь созданной телепрограмме «Народный патруль» вышёл сюжет о курении на крыльце рынка «ФРЭШ» под запрещающим знаком, в котором демонстрируется процесс потребления табака.
Нарушение зафиксировано в ходе проведения мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом, а именно: наблюдением за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации (мониторинг).
ООО «Семь кругов» имеет лицензию от 30.12.2016 серия ТВ № 28451, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.ООО «Семь кругов» распространяет средства массовой информации «ТВ-Карибу-Арт» и «Первый развлекательный СТС» на основании выданной лицензии.
«ТВ-Карибу-Арт» зарегистрировано как СМИ Роскомнадзором по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 09.11.2016, свидетельство о регистрации Эл № ТУ 49-00073. Форма распространения - телеканал. Учредитель - ООО «Семь кругов».
ООО «Семь кругов» 09.01.2017 заключило с ООО «Карибу-АРТ» - редакцией телеканала «ТВ-Карибу-Арт» - договор № 01 о передаче неисключительных прав на использование программного продукта и проката коммерческой, социальной и политической рекламы.
На основании п.2.2.1 указанного договора ООО «Семь кругов» гарантировал использование и распространение на телевизионном канале ТВ-Карибу-Арт программных продуктов созданных реакцией СМИ (ООО «Карибу-Арт») любыми не противоречащими законодательству РФ способами.
В силу положений статей 8, 11 и 18 Закона «О средствах массовой информации» учредитель принимает решение о создании средства массовой информации, а также участвует в организации деятельности редакции (в частности, путём утверждения устава редакции и (или) заключения договора с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Согласно пункту 2.1 Устава редакции телеканала «ТВ-Карибу-Арт» учредитель СМИ (ООО «Семь кругов») имеет право осуществлять контроль за соответствием деятельности редакции положениям законодательства о средствах массовой информации, Устава редакции, за соответствием тематики и специализации СМИ.
В соответствии со статьёй 18 Закона «О средствах массовой информации» учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно уставу средства массовой информации редакцией телеканала «ТВ-Карибу-Арт» является ООО «Карибу-Арт».
При этом, распространяет продукцию редакции СМИ «ТВ-Карибу-Арт» - ООО «Семь кругов».
Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответствующего телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения (статья 2 Закона «О средствах массовой информации»).
Телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (статья 31 Закона «О средствах массовой информации»).
В статье 2 Закона «О средствах массовой информации» под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вешание, радиовещание.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла. Телепрограмма «Народный патруль» не является художественным фильмом.
ООО «Семь кругов» является вещателем телеканала «ТВ-Карибу-Арт». Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание (пункт 14 статья 2 Закона «О средствах массовой информации»).
Таким образом, в деятельности ООО «Семь кругов» Роскомнадзором по Магаданской области и ЧАО установлен факт нарушения требований части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействияокружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в части демонстрации процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, что является административным правонарушением, состав которого предусмотрен частью 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Уведомлением от 13.04.2017 № 1423-03/49 общество было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чём имеется соответствующая отметка на уведомлении.
18.04.2017 должностным лицом административного органа был составлен протокол № АП-49/4/103 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии директора общества, который ознакомлен с протоколом 18.04.2017 и получил копию протокола 18.04.2017, о чём свидетельствуют его личная подпись в протоколе.
Определением от 19.04.2017 № ОН-49/3/1518 общество было уведомлено о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чём имеется отметка в указанном определении.
По результатам рассмотрения административного дела, административным органом с участием законного представителя общества было вынесено постановление от 26.04.2017 № ПО-49/3/39 о назначении административного наказания по 14.3.1КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа снижен в два раза.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 10) в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела документами в полном объёме подтверждено, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него и достаточные меры по их соблюдению, например, не внесены в установленном порядке соответствующие изменения в подпункт «в» пункта 4.1.1 лицензии на основании протокола № 134.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие в действиях общества вины в совершении выявленного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства в действиях общества установлен состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, не истёк.
Административное наказание в виде административного штрафа наложено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ, с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причинённого нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Вместе с тем, суд считает, что в данной конкретной ситуации, возможна квалификация совершенного обществом правонарушения как малозначительного.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10), определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учётом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Оценив совершенное правонарушение, суд установил, что действия (бездействие) общества, хотя формально и содержат признаки состава вменённого ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Существенная угроза правоохраняемым общественным интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.
В рассматриваемом случае, общество нельзя считать пренебрёгшим формальными требованиями публичного права и безразлично относящимся к выполнению требований действующего законодательства, так как совершенное обществом противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд пришёл к выводу, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания, негативных последствий не наступило.
Кроме того, согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Исключительность в характере рассматриваемого административного правонарушения суд находит те обстоятельств, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям и вредные последствия отсутствуют.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума ВАС РФ № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьёй 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, суд пришёл к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации возможно применить понятие малозначительности, отменив при этом оспариваемое постановление и объявив обществу устное замечание.
Заявление, рассматриваемые в рамках главы 25 АПК РФ, госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить постановление управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 26.04.2017 № ПО-49/3/39 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Семь кругов» к административной ответственности по части 2 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Объявить обществу с ограниченной ответственностью «Семь кругом» устное замечание.
3. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья Н.Ю. Нестерова