АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-89/2017
24.04.2017
Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2017
Решение в полном объёме изготовлено 24.04.2017
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.,при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарём судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, каб. 310, дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Прокуратуре Ольского района Магаданской области
о признании недействительным представления № 1-901в-2016 от 30.12.2016
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования «Ольской городской округ»
при участии в заседании:
от заявителя – не явился;
от ответчика – помощник прокурора Я.Ф. Довгань (доверенность от 18.04.2017, удостоверение)
от третьего лица – главный специалист – юрисконсульт отдела по правовому обеспечению и законотворческой деятельности ФИО1 (доверенность от 10.03.2017 № 01-26/316, паспорт)
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Ольского района Магаданской области № 1-901в-2016 от 30.12.2016 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст. 16 ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003, ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998, ст.ст. 197-199 АПК РФ и указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ к компетенции собственника земельного участка отнесено право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО.
В соответствии с письмом № 05-12-44/20156 от 05.09.2014 Минприроды России помимо требований к объектам размещения отходов, установленных ст. 12 Закона № 89-ФЗ, необходимо учитывать требования, предъявляемые к таким объектам, как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса РФ и Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также требования природоохранного законодательства.
Полигон ТБО является объектом капитального строительства, поэтому заявитель не вправе осуществлять действия, направленные на капитальное строительство на земельном участке, переданному ему в пользование по договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд.
Кроме того, исходя из буквального смысла пп. 4.1.2, 4.1.4, 4.2.11 Договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 933-п от 05.10.2015 ООО «Спецтранс-Ола» (арендатор) не вправе возводить на арендуемом земельном участке здания, строения, сооружения капитального характера (осуществлять неотделимые улучшения) без согласия арендодателя.
При этом, заявитель считает, что поскольку в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, постольку распоряжение земельным участком путем внесения его в Государственный реестр объектов размещения отходов в данном случае относится к исключительной компетенции КУМИ администрации МО «Ольский городской округ».
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства
и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в
области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов
В соответствии с п. 24 ст. 16 ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 11 ст. 16 ФЗ № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Исходя из указанных норм решение вопроса о проектировании и строительстве на территории городского округа объекта размещения отходов и внесение ОРО в Государственный реестр объектов размещения отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании изложенного заявитель считает, что указанные в оспариваемом представлении нарушения вменяются ООО «Спецтранс-Ола» неправомерно.
Кроме того, заявитель считает, что на выполнение требований, содержащихся в представлении Прокуратуры Ольского района Магаданской области при наличии достаточных денежных средств и с учетом работ по капитальному строительству на территории полигона ТБО, необходим длительный период, поэтому Представление № 1-901в-2016 от 30.12.2016 Прокуратуры Ольского района Магаданской области заведомо неисполнимо в установленные сроки - в течение месяца со дня внесения представления.
Кроме того, заявитель считает, что подтверждением нарушения прав и законных интересы заявителя является возложение на ООО «Спецтранс-Ола» оспариваемым представлением № 1-901в-2016 от 30.12.2016 дополнительных обязательств, не предусмотренных ни законом, ни договором и, как следствие, причинение значительного материального ущерба заявителю.
В судебном заседании представитель заявителя участия не принимал, представил дополнительные документы, затребованные определениями суда, а также заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах спор подлежит рассмотрению по существу в соответствии с требованиями ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя на основании представленных в материалах дела доказательств.
Ответчик, Прокуратура Ольского района Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве № 08-03-2017 от 07.02.2017, из которого следует, что доводы заявителя об отсутствии обязанности по внесению сведений в отношении используемого полигона твердых бытовых отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов не основаны на нормах закона, т.к.
согласно положениям ст.ст. 11 и 12 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 16 Порядка ведения Государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792, Государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
П. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.
Таким образом, ответчик считает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта размещения отходов должен быть разработан проект, прошедший процедуру государственной экологической экспертизы.
При этом, обязанность по внесению сведений о полигоне твердых бытовых отходов в ГРОРО возложена на юридических лиц - арендаторов, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
Однако, по результатам проведенной Прокуратурой Ольского района проверкой установлено, что указанные требования законодательства ООО «Спецтранс-Ола» не соблюдаются.
В настоящее время в связи с неисполнением возложенной обязанности полигон твердых бытовых отходов в поселке Ола имеет несанкционированный характер свалки и подлежит ликвидации.
При этом, ответчик считает, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и ст. 8 Закона № 89-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, администрацией муниципального образования «Ольский городской округ» исполнена обязанность по участию в организации указанной деятельности путем предоставления ООО «Спецтранс-Ола» земельного участка по договору аренды под полигон твердых бытовых отходов.
Месячный срок, установленный редставлением прокуратуры Ольского района для принятия конкретных мер, способствующих устранению выявленных нарушений, предусмотрен федеральным законодательством.
Кроме того, ответчик считает неправомерными доводы заявителя о совершении в отношении используемого полигона твердых бытовых отходов действий, направленных на капитальное строительство, поскольку Представлением прокуратуры указанная обязанность на заявителя не возлагается.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Ольского района Магаданской области в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве № 08-03-2017 от 07.02.2017, устно пояснил доводы, изложенные в отзыве, и представил в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда, и подтверждающие обоснованность возражений на заявление.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования «Ольской городской округ», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление № 01-26/255 от 21.02.2017, заявленные ООО «Спецтранс-Ола» требования признал необоснованными и указал, что в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа, относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, согласно положений ст. 6 Закона № 89-ФЗ, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, в данном случае Магаданской области.
Кроме того, согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанный с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; производить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Таким образом, обязанность соблюдения указанных норм федерального законодательства возложена на юридических лиц и индивидуальных лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты, связанные с обращением отходов.
При этом, КУМИ Администрации МО «Ольский городской округ», не является организацией, эксплуатирующей полигон ТБО на 6 км автодороги Ола - Магадан.
Таким образом, согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по проведению экологической экспертизы проектной документации для полигона ТБО, расположенного на 6 км автодороги Ола – Магадан, и включения его в государственный реестр объектов размещения отходов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов не относится.
Кроме того, по мнению КУМИ Администрации МО «Ольский городской округ», данный факт подтверждается Постановлением Правительства Магаданской области от 05.02.2015 № 50-пп, которым утверждена Региональная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Магаданской области» на 2015-2020 годы», отдельными мероприятиями которой планируется разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту «Межпоселенческий полигон ТКО в поселке Ола» и строительство объекта «Межпоселенческий полигон ТКО в поселке Ола».
Довод заявителя о неисполнимости представления Прокуратуры Ольского района в установленные сроки – в течение месяца со дня внесения представления – по мнению третьего лица является обоснованным, т.к. на выполнение требований, содержащихся в
представлении, требуются большие денежные затраты, а также длительное время для проведения данных мероприятий. Кроме того, осуществление мероприятий по
разработке проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту полигона не относится к полномочиям заявителя, что подтверждается вышеуказанной региональной программой.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования «Ольской городской округ», устно пояснил доводы, изложенные в представленном отзыве на заявление № 01-26/255 от 21.02.2017.
Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей ответчика и третьего лица, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Общество с Ограниченной Ответственностью «Спецтранс-Ола» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 23.03.2010, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Согласно кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 49:01:020134:1, разрешенное использование земельного участка - под полигон твердых бытовых отходов.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Ольский район» № 367 от 05.10.2015 земельный участок расположенный по адресу: <...> км автодороги Ола - Магадан с кадастровым номером 49:01:020134:1 предоставлен в аренду ООО «Спецтранс - Ола» с учетом вида разрешенного использования для использования под полигон твердых бытовых отходов в границах участка.
На основании указанного распоряжения между КУМИ и ООО «Спецтранс-Ола» заключен Договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 933-п от 05.10.2015.
По материалам дела установлено, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ Отделом по надзору за соблюдением федерального законодательства в июле 2016 года организована и проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с привлечением контролирующих органов за период 2015 год - 1 полугодие 2016 года.
По результатам проверки выявлены нарушения требований, предъявляемых к сбору, накоплению, транспортированию, размещению отходов производства и потребления.
При этом, на территории Магаданской области действует Государственная программа Магаданской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Магаданской области» на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Магаданской области от 05.02.2015 № 50-пп.
Однако, положения государственной программы фактически не реализовывались в связи с отсутствием региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, положения которого вступили в силу с 01.01.2016.
Так, обязанности по установлению нормативов накопления отходов и утверждению порядка сбора твердых коммунальных отходов, возложенные постановлением Правительства Магаданской области от 17.03.2016 № 158-пп на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области на момент проверки не исполнены.
В связи с этим, 29.07.2016 Прокуратурой Магаданской области в адрес министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области направлено информационное письмо о необходимости активизации работы по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и утверждению порядка их сбора.
По результатам рассмотрения информационного письма постановлением Правительства Магаданской области от 27.10.2016 № 852-пп утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Магаданской области, 13.10.2016 принято постановление Правительства Магаданской области № 809-пп «О заключении долгосрочного контракта на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Постановлением Правительства Магаданской области от 27.09.2016 № 766-пп утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, которой определены количество образующихся отходов, их объем, прогноз образования отходов, целевые показатели по обезвреживанию отходов, технология обезвреживания, объекты размещения.
В ходе проведения проверки установлено, что из 54 объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Магаданской области, указанных в территориальной схеме, 17 являются несанкционированными, что требует незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования, направленных на их ликвидацию.
Во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ Прокуратурой Магаданской области направлено Поручение № 7-20-2016/8373 от 19.12.2016 с указанием на необходимость незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования с целью исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В рамках проведения проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, письмом № 1-901в-2016 от 21.12.2016 Прокуратурой Ольского района в адрес ООО «Спецтранс-Ола» направлен запрос о предоставлении информации и подтверждающих документов.
По результатам рассмотрения представленных документов, выявлены нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В частности, проведенной прокуратурой проверкой установлено, на 6 км автодороги Ола - Магадан расположен земельный участок общей площадью 40 000 кв.м, используемый под полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый для нужд муниципального образования «Ольский городской округ» ООО «Спецтранс-Ола» путем загрузки бытовых отходов спецавтотранспортом из мусорных контейнеров придомовых территорий и транспортирования на полигон ТБО, на котором осуществляется захоронение отходов путем сдвигания, уплотнения и изоляции грунтом или строительными отходами.
Данный земельный участок предоставлен ООО «Спецтранс-Ола» в аренду на основании Распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом от 05.10.2015 № 367 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «Спецтранс-Ола» и договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 05.10.2015 № 933-п.
ООО «Спецтранс-Ола» осуществляет сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I - IV классов опасности на основании лицензии Серии 049 № 00012, выданной 02.11.2011 Управлением Росприроднадзора по Магаданской области.
Согласно информации, предоставленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» 23.12.2016, и информации, предоставленной ООО «Спецтранс-Ола» 23.12.2016, сведения об указанном объекте, используемом для размещения твердых бытовых отходов в качестве полигона ТБО в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесены, так как отсутствует проектная документация на полигон ТБО (объект введен в эксплуатацию в 1982 году).
Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Спецтранс-Ола» не соблюдается требование ч. 7 ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещающей размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Эксплуатация земельного участка, расположенного на 6 км автодороги Ола-Магадан, используемого в качестве полигона ТБО ООО «Спецтранс-Ола», оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей и нарушает их права на благоприятную окружающую среду.
По материалам проверки установлено, что какие-либо действенные меры по разработке проектной документации, проведению государственной экологической экспертизы, включению полигона ТБО, расположенного на 6 км автодороги Ола-Магадан, в государственный реестр объектов размещения отходов с даты предоставления участка в аренду - 05.10.2015 - ООО «Спецтранс-Ола» не предприняты.
В связи с указанными обстоятельствами, руководствуясь ч. 2 и ч. 3 ст. 22, ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Прокуратурой Ольского района в адрес ООО «Спецтранс-Ола» направлено Представление № 1-901в-2016 от 30.12.2016 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления, согласно которому предписано :
- Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района.
- В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.
- Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства к дисциплинарной ответственности.
- О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру Ольского района в письменной форме.
- О дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру Ольского района.
Не согласившись с Представлением № 1-901в-2016 от 30.12.2016, ООО «Спецтранс-Ола» обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании его недействительным.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей сторон, оценив совокупность представленных в материалы дела письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Закона № 89-ФЗ, а также положений ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 5.2.29 и 5.2.31 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами, порядок учета в области обращения с отходами, порядок ведения государственного кадастра отходов, порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов принимает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» Государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ.
В силу п. 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиями, установленным законодательством РФ.
Согласно п. 1 и 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, указанные Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектов хранения отходов и объектах захоронения отходов и предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
В соответствии с п. 5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
П. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.
В силу п. 7 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, в том числе для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 7 Закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта размещения отходов должен быть разработан проект, прошедший процедуру государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе :
- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
- участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; установление порядка ведения регионального кадастра отходов;
- определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
- утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
- организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
- утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
- регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
- разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 11 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного значения городского округа на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов закреплены в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которой установлено, что
- к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений;
- к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов;
- к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Таким образом, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов согласно ст. 6 Закона № 89-ФЗ отнесена к полномочиям субъектов РФ, в данном случае Магаданской области.
При этом, по материалам дела установлено, что Постановлением Правительства Магаданской области от 05.02.2015 50-пп, утверждена Региональная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Магаданской области» на 2015-2020 годы».
Отдельными мероприятиями указанной программы, планируется, в том числе, разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту «Межпоселенческий полигон ТКО в поселке Ола» и строительство объекта «Межпоселенческий полигон ТКО в поселке Ола».
При этом, общая сумма расходов на осуществление мероприятий, предусмотренных Представлением прокуратуры Ольского района составляет 5 266 000 рублей, что подтверждается программой Магаданской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Магаданской области» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Магаданской области от 05.02.2015 50-пп.
Таким образом, органы местного самоуправления МО «Ольский городской округ» осуществляют полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, например участие в софинансировании вышеуказанной областной программе.
При этом, осуществление мероприятий по разработке проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту полигона не относится к полномочиям заявителя, ООО «Спецтранс-Ола», что подтверждается Региональной программой «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Магаданской области» на 2015-2020 годы».
Таким образом, из содержания оспариваемого Представления следует, что по результатам проведенной проверки Прокуратурой Ольского района заявителю вменяются нарушения, устранение которых не относится к обязанностям ООО «Спецтранс-Ола».
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в материалах дела перепиской Прокуратуры Ольского района с Главой Муниципального образования «Ольский городской округ» по результатам рассмотрения аналогичного Представления № 1-901в-2016 от 30.12.2016 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Таким образом, по смыслу ст. 24 Закона № 2202-1 представление должно характеризоваться адресностью, то есть подлежит внесению в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Следовательно, обязательным условием внесения представления также является установленный в ходе проверки факт нарушения требований законодательства именно проверяемым лицом. При оценке вопроса о законности представления в числе прочего выяснению подлежит также наличие у данного лица обязанности по соблюдению указанных в нем положений и проведению требуемых мероприятий, т.е. на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, недопущение которых обязательно для него в силу закона, а требования должны быть реально исполнимы.
Поскольку представление исходит от государственного органа (должностного лица), обладающего властными полномочиями, его содержание с точки зрения изложения должно отвечать требованиям точности, ясности и определенности.
Кроме того, по результатам судебного разбирательства признается обоснованным довод заявителя о неисполнимости Представления в установленный срок.
При этом, суд учитывает, что представление об устранении выявленных нарушений - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Соответственно, вынесение представления порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
Особенностью представлений является то, что этот вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого оно выносится, определенных действий.
Представление должно содержать законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Кроме того, представление должно быть четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Исполнимость представления является одним из элементов законности предписания, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Исполнимость представления следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
С учетом того, что обязанность лица, которому адресовано представление, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в представлении формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано представление, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.
При этом, орган государственной власти должен исходить из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, поскольку представление носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Вместе с тем, при вынесении представления контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него.
Представление не должно быть направлено на дальнейший контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта.
Таким образом, представление как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение представления.
Между тем, из текста оспариваемого Представления Прокуратуры Ольского района об устранении нарушений законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления следует, что ООО «Спецтранс-Ола» предписывается :
- Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района.
- В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.
- Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства к дисциплинарной ответственности.
- О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру Ольского района в письменной форме.
- О дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру Ольского района.
Таким образом, из текста Представления не следует, что его требование направлено на устранение нарушений, выявленных в результате проверки.
Представление не содержит указания на конкретные нарушения, выявленные в ходе проверки, которые должен устранить заявитель, отсутствует указание на конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, т.е. конкретные действия, которые должны быть совершены ООО «Спецтранс-Ола» с целью устранения выявленных нарушений, а также причин и условий, им способствующих.
При указанных обстоятельствах Представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления носит общий характер, что свидетельствует об отсутствии определенности в предписанных требованиях.
Перечисленные в Представлении действия не являются конкретными действиями, направленными на устранение конкретного нарушения, выявленного в ходе проведения проверки.
Таким образом, формулировка Представления об устранении выявленных нарушений не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, в связи с чем данный ненормативный акт не соответствует критериям законности.
Кроме того, приведенные в представлении формулировки по существу направлены не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем (в любое время) любых нарушений общих требований законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления при осуществлении соответствующей деятельности.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, признание недействительным ненормативного акта возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
По результатам исследования оспариваемого представления установлено, что указанный ненормативный акт обладает признаками, являющимися основанием для признания его недействительным.
П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанный акт.
Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложен-ных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае Прокуратурой Ольского района не представлены достаточные доказательства правомерности выдачи оспариваемого представления.
В то же время, с учетом представленных по делу доказательств, суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований. Указанные доказательства признаются достаточными для удовлетворения заявленных требований.
При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании предписания, поскольку судом установлена его недействительность.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение по существу.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из материалов дела следует, что при обращении в арбитражный суд заявителем платежным поручением № 15 от 18.01.2016 перечислена государственная пошлина в размере 3 000 руб., которая в соответствии со ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований подлежит взысканию в пользу заявителя с ответчика за счет средств Казны РФ.
На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола», удовлетворить.
2. Представление Прокуратуры Ольского района Магаданской области № 1-901в-2016 от 30.12.2016 признать недействительным.
3. Взыскать с ответчика, Прокуратуры Ольского района Магаданской области, за счет казны Российской Федерации, в пользу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола», государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 15 от 18.01.2016. Выдать заявителю исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
4. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в месячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Магаданской области, в порядке, установленном АПК РФ.
Судья Степанова Е.С.