ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-911/2018 от 01.06.2018 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                                 Дело № А37-911/2018

08 июня 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2018 г.

Решение в полном объёме изготовлено 08 июня 2018 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.А. Шумской,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...> дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области – филиала ФГУП «Почта России»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02 от 04.04.2018  и представления от 04.04.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

при участии:

от заявителя – ФИО1, главный юрисконсульт, доверенность № 11.8.12-50 от            26.03.2018;

от ответчика – ФИО2, главный специалист-эксперт правового отдела, доверенность № 07.1-13 от 09.01.2018; ФИО3, главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок, доверенность № 07.1-13 от 18.05.2018,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице  Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее также – ФГУП «Почта России»), обратился с заявлением № 11.8.12-159 от 17.04.2018 о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области (далее также – ответчик, административный орган, налоговый орган) о назначении административного наказания по делу об административном  правонарушении № 02 от 04.04.2018 и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также представления от 04.04.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

Оспариваемым постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  – КоАП РФ) и  ему назначено наказание в виде предупреждения.

В обоснование заявленного требования заявитель, в частности, указал следующее.

Вменяемое ФГУП «Почта России» административное правонарушение заключается в нарушении пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее также - Закон № 115-ФЗ) и выразилось в реализации работником органа почтовой связи двух блоков лотерейных билетов стоимостью 100 рублей каждый, без проведения идентификации клиента.

ФГУП «Почта России» считает, что законных оснований для привлечения к административной ответственности не имелось в связи с отсутствием события правонарушения. При рассмотрении материалов проверки административным органом дана неверная оценка обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права.

На основании части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать клиента и (или) выгодоприобретатели, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 указанной статьи.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация клиента не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операции по приёму от клиентов -физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма).

Заявитель полагает, что из вышеуказанных норм закона следует, что обязанность идентификации возникает только в отношении лиц, от которых осуществляется приём денежных средств на сумму свыше 15 000 рублей.

Кроме того, 07.03.2018 Федеральным законом № 52-ФЗ были внесены изменения в статьи 6.1 и 20 Федерального закона № 138-ФЗ от «О лотереях» (далее также – Закон о лотереях), согласно которым при заключении договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчёта, составляющей менее 15 000 рублей, идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ не проводится.

Заявитель считает, что внесённые в Закон о лотереях изменения дополнительно конкретизируют правило о том, что идентификация клиента в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ не производится при заключении договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейных билетов, лотерейных квитанций, а также выплата выигрышей по таким договорам при сумме расчёта менее 15 000 рублей.

Таким образом, заявитель на основании части 2 статьи 1.1, пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ считает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Почта России», которое было возбуждено по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ подлежит прекращению.

В судебном заседании представитель ФГУП «Почта России» просила удовлетворить заявленные требования.

Ответчик, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве и последующих дополнениях к нему. Административный орган, в частности, указал следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7 данного, установив в отношении физических лиц следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

В соответствии со статьёй 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся как организации федеральной почтовой связи, так и организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

К операциям с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со статьёй 3 Закона № 115-ФЗ относятся действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Пунктами 8-10 статьи 2 Закона о лотереях даны следующие определения:

проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учёт) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учёт лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе приём и учёт лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приём лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Из изложенного следует, что в деятельности по проведению лотерей участвуют операторы и распространители лотерей. Таким образом, ФГУП «Почта России», являющееся организацией, проводящей лотереи (распространитель лотерей), являясь самостоятельным субъектом Закона № 115-ФЗ, обязано исполнять требования указанного закона в полном объёме.

Пренебрежительное отношение Предприятия к соблюдению правил и норм, установленных Законом № 115-ФЗ, регулирующих защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, создаёт угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Налоговый орган считает ошибочным довод заявителя о том, что на основании пункта 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация не проводится в случае, если сумма, на которую совершается операция по приёму от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случаев, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, ввиду следующего.

Федеральный закон № 52-ФЗ от 07.03.2018 «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» на момент вынесения оспариваемого постановления № 02 от 04.04.2018 не вступил в законную силу.

Момент совершения административного правонарушения был установлен актом проверки № 02 от 07.02.2018, а в последствии зафиксирован протоколом № 02 от 15.03.2018.

Государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма осуществляется Росфинмониторингом и его территориальными органами в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга осуществляется в соответствии с финансовыми мерами борьбы с отмыванием денег - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Подход предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства, в том числе Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с письмом Росфинмониторинга № 04-03-04/26291 от 26.12.2017, Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части возможности непроведения организациями, организующими и проводящими лотереи, в том числе распространителями лотерей идентификации своих клиентов. В данном письме Росфинмониторинг отметил, что изъятия, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, не распространяются на операции, связанные с получением денежных средств за участие в лотерее, или выплатой денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотерее, поскольку они не являются платежами за предоставляемые услуги (товары).

В определении № 305-АД18-1189 от 23.03.2018 Верховный суд Российской Федерации указал, что получение денежных средств в виде платы за участие в азартной игре, в том числе в электронной форме, в перечень исключений, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, не входит, при этом положения данного закона не содержат изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, проводящих азартные игры, в том числе в электронной форме, в зависимости от суммы денежных средств, внесённых за участие в азартных играх.

Исходя из изложенного, налоговый орган считает, что материалами дела полностью подтверждена вина ФГ'УП «Почта России» в допущенном нарушении требований Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации и осуществления внутреннего контроля, выразившейся в не проведении организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, до приёма на обслуживание идентификации клиента.

В судебном заседании представители ответчика правовую позицию налогового органа по настоящему делу поддержали в полном объёме.

Установив фактические обстоятельства дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права суд пришёл к следующему.

Материалами дела подтверждается что 07.02.2018 на основании поручения № 02 от 07.02.2018 начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области ФИО4 проведена проверка соблюдения Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации и осуществления внутреннего контроля в отделении почтовой связи Усть-Омчуг (ОПС Усть-Омчуг) 686050 Управления федеральной почтовой связи (далее - УФПС) Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России» ИНН <***>/КПП 490632001, расположенном по адресу: Магаданская область, Тенькинский городской округ, <...>.

07.02.2018 в 12 часов 35 минут в ОПС Усть-Омчуг 686050 были проданы покупателю (клиенту) ФИО5 (письменное пояснение покупателя (клиента) от 07.02.2018 с указанием фамилии, имени и отчества, а также паспортных данных) два блока лотерейных билетов «Русское лото»:

1) Блок из двух лотерейных билетов тираж № 1220 № билета 122087376660 № билета 122087376661 по цене 100 рублей;

2) Блок из двух лотерейных билетов тираж № 1220 № билета 122087376652 № билета 122087376653 по цене 100 рублей за блок, на общую сумму 200 рублей.

Продажу вышеуказанных лотерейных билетов и денежный расчёт с покупателем (клиентом) осуществила начальник ОПС Усть-Омчуг 686050 УФПС Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России» (трудовой договор № 14 от 01.04.2004). При продаже лотерейных билетов покупателем (клиентом) были переданы продавцу две денежные купюры достоинством 100 рублей (письменное пояснение покупателя (клиента) ФИО5 от 07.02.2018).

При продаже (до осуществления денежного расчёта, а также в момент расчёта и далее) вышеуказанных блоков лотерейных билетов со стороны работника ОПС Усть-Омчуг 686050 ФГУП «Почта России» не проводилась обязательная идентификация покупателя (клиента), документ, удостоверяющий личность покупателя (клиента), не был потребован, сведения (информация) о покупателе (клиенте) на бумажных или иных носителях информации не фиксировались (в целях реализации положений, установленных Законом № 115-ФЗ).

Иными работниками ОПС Усть-Омчуг 686050 ФГУП «Почта России» до продажи вышеуказанных лотерейных билетов, а также во время осуществления денежного расчёта и после него, идентификация покупателя (клиента) не проводилась и сведения (информация) о нем на бумажных или иных носителях информации не фиксировалась.

Документ, удостоверяющий личность покупателя (клиента) не требовали, со стороны покупателя (клиента) документы не предъявлялись (акт проверки № 02 от 07.02.2018 соблюдения Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации и осуществления внутреннего контроля).

15.03.2018 Межрайонной ИФНС России № 2 но Магаданской области был составлен протокол об административном правонарушении № 02 по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

04.04.2018 налоговым органом было принято оспариваемое постановление № 02 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым ФГУП «Почтя России» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

04.04.2018 на основании вынесенного постановления налоговым органом в соответствии частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ также было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Проанализировав процессуальные документы, составленные административным органом с момента возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «Почта России» до вынесения оспариваемого постановления по вопросам порядка и способов уведомления заявителя о совершении отдельных процессуальных действий, а также направления копий соответствующих документов, суд не установил нарушений соответствующих процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.

Вместе с тем, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление и представление подлежат отмене по процессуальным основаниям в силу следующего.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлёкшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлёкшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако 07.03.2018 Федеральным законом № 52-ФЗ были внесены изменения в статью 20 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях», которая была дополнена пунктом 6.1, в котором установлены следующие положения. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчёта, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ не проводится.

При том в статье 3 Закона № 52-ФЗ установлено, что он вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования. Данный закон был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018.

Следовательно, он вступил в силу 07.04.2018, т.е. после вынесения оспариваемых по настоящему делу постановления и представления от 04.04.2018.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно пункту 5 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.

Следовательно, положения Закона № 52-ФЗ, существовавшие на дату вынесения оспариваемых постановления и представления и отменившие с 07.04.2018 обязанность идентификации участника лотереи в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ при сумме расчёта, составляющей менее 15 000 рублей в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ улучшают положение заявителя по настоящему делу, следовательно, подлежит применению положение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ

Иные доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в том числе, по существу вменяемого административного правонарушения, судом рассмотрены и оценены, однако признаны не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего дела.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление налогового органа № 02 от 04.04.2018 подлежит отмене. Как следствие, также подлежит отмене оспариваемое представление от 04.04.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. 

На основании пункта 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-170; 176; 180 - 182; 210; 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1.7 и пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Удовлетворить требование заявителя, Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области – филиала ФГУП «Почта России».

2.         Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02 от 04.04.2018. Признать недействительным представление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области  об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 04.04.2018.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его изготовления в полном объёме. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья                                                                           А.В. Кушниренко