ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-985/2022 от 30.06.2022 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-985/2022

06 июля 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2022.

Решение в полном объёме изготовлено 06.07.2022.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Божениковой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Тенькинского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить нормативный правовой акт

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, помощник прокурора, доверенность от 08.11.2021 без номера, служебное удостоверение;

от ответчика – не явился.

УСТАНОВИЛ:

заявитель, первый заместитель прокурора Магаданской области (далее – прокуратура), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Тенькинского городского округа Магаданской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ; понуждении администрации Тенькинского городского округа Магаданской области разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ, в течение 3 месяцев со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

В обоснование требований заявитель сослался на статьи 14, 15, 16, 17.1, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 2, пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьи 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), пункт 4 статьи 2, части 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», часть 3 статьи 3, пункты 1, 3 части 1 статьи 38, часть 1 статьи 44 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ», принятого решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 16.11.2015 № 34, пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Ответчик не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, извещён (определение суда о времени и месте рассмотрения дела, направленное по адресу ответчика, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, получено им 04.05.2022), требования определения суда не выполнил, заявленные требования не оспорил, письменный отзыв по существу заявленных требований не представил, ходатайств не заявлял.

Рассмотрение дела осуществляется на основании положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении от 11.04.2022 № 8-163-2022/20440001/Исорг403-22 и письменном мнении по существу заявления от 11.04.2022, пояснил, что на дату настоящего судебного заседания соответствующий нормативный правовой акт ответчиком не разработан.

Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах влечёт неопределённость требований к организациям, предпринимателям, гражданам, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности. С учётом изложенного заявитель просит суд удовлетворить требования в полном объёме.

В письме от 31.03.2022 № 1198 (ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства) ответчик указал, что считает нецелесообразным принимать меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в связи с тем, что данная услуга является невостребованной.

Таким образом, из указанного письма следует, что ответчик считает необоснованными требования прокуратуры о необходимости принятия мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения мониторинга муниципальной нормативной базы, анализа состояния законности в сфере исполнения требований налогового законодательства, прокуратурой Тенькинского района установлено, что администрации Тенькинского городского округа Магаданской области не принят нормативно правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный статьями 21, 34.2 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полагая, что бездействие администрации Тенькинского городского округа Магаданской области является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённых из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пунктам 2, 8 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ, под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования определён статьями 14, 15, 16 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Следовательно, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

В силу статьи 17.1 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 ФЗ № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведётся в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Как установлено пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

В свою очередь, налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 ФЗ № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведёнными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом ФЗ № 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 ФЗ № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 3, части 1 статьи 44 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ», принятого решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 16.11.2015 № 34, администрация Тенькинского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Тенькинский городской округ», наделённый полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия, переданные органам местного самоуправления Тенькинского городского округа федеральными законами и законами Магаданской области.

Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 38 названного Устава глава Тенькинского городского округа в пределах своих полномочий, установленных Уставом муниципального образования и решениями Собрания представителей, издаёт муниципальные правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не приняты, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в информационно-коммуникационной сети Интернет отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями 03.03.2022 прокурором в адрес главы Тенькинского городского округа внесено представление № Прдр-20440006-44-22/-20440006 «Об устранении нарушений требований федерального законодательства», которое 31.03.2022 рассмотрено и отклонено администрацией Тенькинского городского округа, поскольку она полагает нецелесообразным принимать меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в связи с невостребованностью данной услуги (л.д. 10).

Однако в силу закона обязанность по разработке и утверждению соответствующего нормативного правового акта возникла у органа местного самоуправления после вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно с 02.08.2010, что свидетельствует о длительном бездействии ответчика.

Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Из материалов дела следует, что бездействие администрации Тенькинского городского округа Магаданской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, влечёт неопределённость требований к организациям, предпринимателям, гражданам по исчислению и уплате местных налогов и сборов, возможность/вероятность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Довод ответчика о нецелесообразности принятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в связи с тем, что данная услуга является невостребованной, судом признан несостоятельным, проявлением правового нигилизма.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что бездействие ответчика является незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В качестве мер, направленных на устранение нарушений прав неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги.

Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

1. Требования первого заместителя прокурора Магаданской области удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие администрации Тенькинского городского округа Магаданской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

3. Обязать администрацию Тенькинского городского округа Магаданской области разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

4. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Н.Ю. Нестерова