ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-997/08 от 26.01.2009 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан№ А37-997/2008

26.01.2009 г.

(резолютивная часть решения объявлена – 26.01.2009г.)

(полный текст решения изготовлен- 26.01.2009г.)

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Поповой В.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гитченко Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального образования «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район»

к муниципальному образованию «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола»

о взыскании 1 007 891 руб. 67 коп.

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – муниципальное учреждение культуры «Ольский районный центр культуры»

и по встречному исковому заявлению Муниципального образования «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола»

к Муниципальному образованию «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район»

о взыскании 2 914 270 руб. 35 коп., расторжении соглашения от 20.12.2007 г.

при участии в судебном заседании представителей:

от муниципального образования «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район»: ФИО1, начальник правового отдела, доверенность от 16.01.2009 г. № 01-16/144;

ФИО2, руководитель комитета финансов, доверенность от 16.01.2009 г. № 01-16/145;

ФИО3, главный специалист сектора по работе с молодежью, доверенность от 16.01.2009 г. № 01-16/147;

ФИО4, заместитель главы, доверенность от 16.01.2009 г. № 01-16/148;

от муниципального образования «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола»: ФИО5, и.о. главы, Распоряжение от 28.08.2008 г. № 76к, Постановление от 21.08.2008 г. № 146;

ФИО6, начальник отдела, доверенность от 26.12.2008 г. № 01-14/2204; ФИО7, специалист 2 категории – юрист, доверенность от 02.06.2008г. №01-11/930

установил:

Истец, муниципальное образование «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район» (далее - МО Ольский район), обратился в суд с иском к ответчику, муниципальному образованию «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола» (далее - МО поселок Ола), о взыскании суммы субвенций на реализацию полномочий муниципального образования «поселок Ола» по созданию условий для организации досуга обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, не перечисленной в срок, в размере (с учетом последующих уточнений) 1 007 891 руб. 67 коп. (сумма субвенций – 996 734 руб. 34 коп., пени – 11 157 руб. 33 коп.)

В обоснование своих требований сослался на ст.ст. 309, 310, 314, 330 ГК РФ, ч.4 ст. 15 Федерального Закона РФ от 06.10.2003г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соглашение о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008 год от 20.12.2007 г. и указал, что исполнение полномочий согласно пункту 1.3. соглашения предусматривает организацию оказания культурных услуг населению поселка Ола. Реализация данных полномочий возложена на МУК «Ольский районный центр культуры».

В соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения, Поселение перечисляет в бюджет Муниципального района финансовые средства в виде субвенций предназначенные для исполнения переданных полномочий в размере и порядке, предусмотренном разделом 3 Соглашения.

Разделом 3 предусмотрено, что размер субвенций на 2008 год, передаваемых из бюджета муниципального образования «Поселок Ола» в бюджет муниципального образования «Ольский район», составляет 6 095 000 рублей. Поселение ежемесячно, в срок до 10 числа текущего месяца перечисляет в бюджет муниципального образования «Ольский район» 1/12 от годовой суммы субвенций, т.е., 507916,67 рублей.

Согласно пункту 6.6. Соглашения, в случае неперечисления (или несвоевременного перечисления) Поселением субвенции на осуществление переданных полномочий, Поселение уплачивает Муниципальному району пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки от суммы, которая не была перечислена, или предоставление которой было просрочено.

В силу пункта 6.7. Соглашения, при исчислении пени принимается ставки рефинансирования Банка России, действующая на момент просрочки. В случае изменения ставки Банка России в период просрочки, для расчет пени принимается измененная ставка со дня введения ее в действие.

МО Ольский район заявлено письменное ходатайство от 11.01.2009г. № 01-16/12 об увеличении размера исковых требований, согласно которым просит взыскать с ответчика сумму субвенции на реализацию полномочий, не перечисленную в срок, в размере 2 979 988 руб. и пеню, начисленную за просрочку субвенции, в сумме 181 472 руб. 52 коп.

МО поселок Ола в отзыве от 22.01.2009г. № 01-14/143 указало, что с заявлением об увеличении размера исковых требований не согласен.

Арбитражный суд, в порядке ст.ст. 49, 159 АПК РФ принимает заявленные МО Ольский район уточнения исковых требований. Считать исковыми требованиями сумму – 3 161 460 руб. 52 коп.

При сумме исковых требований 3 161 460 руб. 52 коп. размер госпошлины составляет 27 307 руб. 30 коп.

В качества доказательства оплаты госпошлины истец приложил платежное поручение № 1 от 21.01.2009 г. на сумму 13 082 руб. 66 коп. и справку Арбитражного суда Магаданской области на возврат госпошлины от 22.12.2008 г. по делу № А37-1221/2008-1 на сумму 14 224 руб. 64 коп., всего на сумму 27 307 руб. 30 коп.

Истец просит зачесть в счет уплаты госпошлины по настоящему исковому заявлению госпошлину в сумме 14 224 руб.64 коп, подлежащую возврату из бюджета, согласно справки Арбитражного суда Магаданской области на возврат госпошлины от 22.12.2008 г. № А37-1221/2008-1.

Рассмотрев ходатайство истца о зачете государственной пошлины в размере 14 224 руб.64 коп. по справке Арбитражного суда Магаданской области на возврат госпошлины от 22.12.2008г. № А37-1221/2008-1 в счет суммы государственной пошлины по настоящему делу, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку заявление о зачете суммы излишне уплаченной госпошлины подано в арбитражный суд в пределах трех лет со дня принятия решения о возврате госпошлины из бюджета.

Муниципальное образование «поселок Ола» в лице администрации муниципального образования «поселок Ола» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с встречным исковым заявлением к ответчику, Муниципальному образованию «Ольский район» в лице администрации муниципального образования «Ольский район», о взыскании в счет возмещения ущерба, причиненного нецелевым использованием субвенций при реализации полномочий по созданию условий организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008 г., денежных средств в сумме 2 914 270 руб. 35 коп., расторжении соглашения от 20.12.2007 г. о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008 г. в связи с нецелевым использованием денежных средств.

В обоснование заявленных исковых требований Муниципальное образование «поселок Ола» в лице администрации муниципального образования «поселок Ола» сослался на ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 210, 309, 450 Гражданского кодекса РФ, соглашение о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008 год от 20.12.2007 г.

В дополнении к встречному исковому заявлению МО поселок Ола указало, что соглашением о передаче полномочий использование средств субвенций на содержание здания ОРЦК не предусмотрено.

Кроме этого, МО поселок Ола считает, что в связи с окончанием 2008 года и окончанием срока действия соглашения о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008 год от 20.12.2007г., целесообразным из встречного искового заявления от 10.11.2008г. исключить требование о расторжении соглашения о передаче полномочий от 20.12.2007г.

В судебном заседании представители пояснили, что данную формулировку следует рассматривать как отказ от исковых требований в этой части.

Рассмотрев отказ МО поселок Ола от требований в части расторжения соглашения о передаче полномочий от 20.12.2007г., суд принимает его по следующим основаниям:

В соответствии с частью 2 ст.49 АПК РФ истец вправе до принятия решения арбитражным судом отказаться от иска полностью либо в его части.

Согласно п.4 ч. 1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Арбитражный суд, проверил, что отказ МО «поселок Ола» от своих требований не нарушает прав и законных интересов каких-либо третьих лиц и не противоречит действующему законодательству, поскольку в силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица самостоятельно и по собственному усмотрению осуществляют свои гражданские права.

При таких обстоятельствах, отказ МО поселок Ола от требования о расторжении соглашения о передаче полномочий от 20.12.2007г. принимается арбитражным судом.

МО поселок Ола в дополнении к встречному исковому заявлению уменьшил сумму исковых требований и просит взыскать сумму 2 344 339 руб. 39 коп.

Арбитражный суд, в порядке ст.ст. 49, 159 АПК РФ принимает заявленные МО поселок Ола уточнения встречных исковых требований. Считать встречными исковыми требованиями сумму – 2 344 339 руб. 39 коп.

Муниципальное образование «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район» в заседании и согласно дополнениям к исковому заявлению от 24.12.2008 г. № 01-16/3053 и отзывам на встречное исковое заявление возражало против удовлетворения заявленных встречных исковых требований. В частности указал, что целевое использование субвенций подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Утверждения о причинении ущерба бюджету поселка являются ложными, так как средства на содержание МУК «Ольский районный центр культуры» были изначально предусмотрены в расчетной оценке Департамента финансов Администрации Магаданской области по бюджету поселка, а не района. Представители МО «п. Ола» присутствовали при рассмотрении вопросов о финансировании МУК «Ольский районный центр культуры», имели в своем распоряжении документы, обосновывающие размер необходимых затрат (сметы, планы мероприятий, штатное расписание и замещение). Именно на основании этих сведений и документов в соглашении была установлена сумма субвенций 6095, 0 тыс. руб., что было на 2000,0 тыс. руб. ниже действительной потребности в указанных средствах и оценки департамента. Администрация МО «поселок Ола» добровольно приняла на себя обязательства по Соглашению, самостоятельно разработала и подписала его вместе с Администрацией МО «Ольский район», самостоятельно установив сумму, которую была готова выделить на финансирование переданных полномочий. Передавая средства субвенций, она действовала в рамках данного Соглашения, равно как и Администрация МО «Ольский район», которая финансировала за счет указанных средств МУК «Ольский районный центр культуры».

По мнению муниципального образования «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район» нецелевого использования денежных средств допущено не было. В п.3.3. Соглашения четко указано, что средства субвенций используются на нужды организаций культуры. При этом, в соглашении совершенно не конкретизировано на какие конкретно виды расходов учреждения должны быть направлены средства субвенций.

Так как здание находится на балансе МУК ОРЦК, то его содержание, несомненно, является необходимостью для данного учреждения, тем более, что без данного здания, а также несения расходов по его содержанию, реализация переданных полномочий объективно невозможна.

Муниципальное образование «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола» возражало против удовлетворения заявленных муниципальным образованием «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район» исковых требований и настаивали на удовлетворении встречных исковых требований.

Муниципальное учреждение культуры «Ольский районный центр культуры» согласно отзывам поддерживает первоначальный иск и возражает против удовлетворения встречного искового заявления.

Установив круг фактов, имеющих значение для дела, выслушав объяснения представителей, исследовав доказательства по делу, суд считает, что требования по первоначальному и встречному иску не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьями 8, 9 АПК РФ закреплены принципы состязательности и равноправия сторон.

Согласно п.1 ст. 65 АПК РФ и разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в п.п. 29 и 30 постановления от 28.02.2001 г. № 5 каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание, своих требований и возражений.

Суд, руководствуясь ч.1 ст.71 АПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В ст. 215 ГК РФ закреплено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

Согласно статье 110 Устава Муниципального образования «Ольский район» (том 1, л.д. 116) муниципальные учреждения финансируются (полностью или частично) за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии со сметой. Муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципальных учреждений в лице органа местного самоуправления, которым учреждено муниципальное учреждение, если иное не предусмотрено законом.

В пункте 20 статьи 12 Устава Муниципального образования «Ольский район» предусмотрено создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального образования, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры (том 1, л.д. 112).

Устав муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры» утвержден постановлением Главы муниципального образования «Ольский район» от 20.12.2006г. № 336 (том 1, л.д. 131-137).

Согласно пункту 1.1 Устава муниципальное учреждение культуры «Ольский районный центр культуры» является организацией культуры, учреждаемой для обеспечения исполнения полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Ольский район».

По обстоятельствам дела усматривается, что имущество муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры» является муниципальной собственностью Муниципального образования «Ольский район» и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В соответствии с п.12 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 20.12.2007г. к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Согласно п.4 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 20.12.2007г. органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района также вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Собрание представителей муниципального образования «поселок Ола» 14 ноября 2007г. приняло Решение № 182 о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (том 1, л.д. 15).

Из материалов дела видно, что собранием представителей муниципального образования «Ольский район» неоднократно принимались решения о принятии отдельных полномочий от сельских поселений, в том числе от муниципального образования «поселок Ола» ( том 1, л.д. 8-12).

Решением собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 29.01.2008г. внесены изменения в Решение собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 30.08.2006г. № 331 «О принятии муниципальным образованием «Ольский район» отдельных полномочий от городского и сельских поселений», согласно которым приняты к осуществлению органами местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» часть полномочий муниципального образования «Поселок Ола», в том числе: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры – 2007г.-2008г. (том 1, л.д. 10-11).

Между Администрацией муниципального образования «поселок Ола» и Администрацией муниципального образования «Ольский район» было заключено 20.12.2007г. соглашение о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008г. (том 1, л.д. 16-23) в редакции протокола согласования разногласий от 19.02.2008г. (том 1, л.д. 35-46).

Вышеназванное соглашение было утверждено Решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Ола» от 28.12.2007г. № 198 (том 1, л.д. 24).

Протокол согласования разногласий от 19.02.2008г. также был утвержден Решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Ола» от 29.02.2008г. № 219 (том 1, л.д. 47).

Заключение 20.12.2007г. между двумя муниципальными образованиями соглашения о передаче муниципальным образованием «поселок Ола» муниципальному образованию «Ольский район» полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2008г. не противоречит Федеральному закону Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно пункту 1.1 соглашения МО поселок Ола передает, а МО Ольский район принимает на себя обязательства по осуществлению полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей МО поселок Ола услугами организаций культуры за счет субвенций, предоставляемых из бюджета МО поселок Ола в бюджет МО Ольский район.

При этом в соглашение предусмотрено, что МО Ольский район вправе осуществлять переданные полномочия самостоятельно или поручать их осуществление другому лицу, в том числе муниципальному учреждению.

В пункте 1.3 соглашения определено, что МО Ольский район обеспечивает население следующими услугами организаций культуры:

- концерты творческих коллективов;

- конкурсные, развлекательные программы для детей и взрослых;

- вечера отдыха;

- праздничные утренники для детей;

- театральные постановки;

- массовые мероприятия, посвященные праздникам, памятным датам;

- кинопоказы;

- молодежные дискотечные вечера;

- работа клубных формирований.

В отношении организации досуга жителей поселок Ола соглашение не содержит конкретных рекомендаций и мероприятий.

Пунктом 3.1 соглашения определен размер субвенций на 2008год, передаваемых из бюджета муниципального образования «поселок Ола» в бюджет муниципального образования «Ольский район», который составляет 6 095 000 руб.

Таким образом, у муниципальных образований между собой возникли правоотношения, регулируемые Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и условиями соглашения 20.12.2007г.

Согласно пункту 2.1.1 соглашения в редакции протокола согласования разногласий МО поселок Ола согласовывает план мероприятий муниципального учреждения культуры, которому поручено осуществление переданных полномочий, по согласованию с МО Ольский район, вносит в него свои коррективы.

В соответствии с п.2.2.1 соглашения в редакции протокола согласования разногласий МО Ольский район в течение 10 рабочих дней с момента подписания настоящего соглашения представляет МО поселок Ола для согласования план мероприятий организаций культуры на 208 год, утверждает план мероприятий с учетом замечаний и предложений МО поселок Ола.

Из материалов дела видно, что план мероприятий организаций культуры на 2008год в рамках заключенного соглашения муниципальными образованиями не согласовывался и не утверждался по мотиву его отсутствия.

Между МО Ольский район и муниципальным учреждением культуры «Ольский районный центр культуры» заключено соглашение № 62/22 от 01.12.2006г. о реализации полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования «поселок Ола» услугами организаций культуры переданных муниципальному образованию «Ольский район» в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2008г. (том 1, л.д. 48-52).

При этом согласно пункту 1.3 вышеназванного соглашения МО Ольский район осуществляет финансирование учреждения культуры на осуществление деятельности из районного бюджета и за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального образования «поселок Ола».

В обеспечение соглашения от 20.12.2007г. МО поселок Ола перечислило МО Ольский район 3 115 012 руб., что подтверждается платежными поручениями:

- № 159 от 07.03.2008г. на сумму 150 000 руб. (том 1, л.д. 53),

- № 162 от 11.03.2008г. на сумму 357 916 руб. 67 коп. (том 1, л.д. 54),

- № 189 от 21.03.2008г. на сумму 300 000 руб. (том 1, л.д. 55),

- № 203 от 25.03.2008г. на сумму 100 000 руб. (том 1, л.д. 56),

- № 223 от 10.04.2008г. на сумму 20 000 (том 1, л.д. 57),

- № 231 от 15.04.2008г. на сумму 595 833 руб. 34 коп. (том 1, л.д. 57),

- № 272 от 25.04.2008г. на сумму 70 000 руб. (том 1, л.д. 59),

- № 275 от 05.05.2008г. на сумму 400 000 руб. (том 1, л.д. 60),

- № 384 от 06.06.2008г. на сумму 37 916 руб. 67 коп. (том 1, л.д. 61),

- № 460 от 30.06.2008г. на сумму 200 000 руб. ( том 1, л.д. 62),

- № 475 от 07.07.2008г. на сумму 307 916 руб. 67 коп. (том 1, л.д. 63),

- № 560 от 31.07.2008г. на сумму 19 099 руб. (том 2, л.д. 96 оборотная сторона),

- № 605 от 19.08.2008г. на сумму 400 000 руб. (том 2, л.д. 97),

- № 746 от 07.10.2008г. на сумму 16 588 руб. (том 2, л.д. 97 оборотная сторона),

- № 828 от 12.11.2008г. на сумму 72 229 руб. 67 коп. (том 2, л.д. 66),

№ 829 от 12.11.2008г. на сумму 67 511 руб. 98 коп. ( том 2, л.д. 65),

и не оспаривается муниципальными образованиями.

Однако, в нарушение условий соглашения от 20.12.2007г. в редакции протокола согласования разногласий (пунктов 2.1.3, 2.1.4, 2.2.3, 2.2.4) информация муниципального образования Ольский район о ходе выполнения плана мероприятий организаций культуры не заслушивалась, ежемесячные отчеты не предоставлялись.

По обстоятельствам дела усматривается, что МО поселок Ола со своей стороны производило перечисление денежных сумм (субвенций) во исполнение соглашения от 20.12.2007г.

Из предоставленных в материалы дела отчетов об использовании денежных средств передаваемых по полномочиям (том 2, л.д. 83-88) видно, что в них отражены только расходы на содержание учреждения культуры, как организации, но не мероприятий, проведенных этим учреждением культуры.

На мероприятия, проводимые в рамках пункта 1.3 соглашения от 20.12.2007г., не предоставлены соответствующие сметы для определения израсходования средств субвенций.

Согласно пункту 6.4 соглашения в редакции протокола согласования разногласий (том 1, л.д. 41) МО поселок Ола вправе приостановить перечисление субвенций в случае нарушения Муниципальным образованием положений пунктов 2.2.1 (в части нарушения сроков предоставления Поселению плана мероприятий), 2.2.2, 2.2.3, 2.2.7 до устранения муниципальным районом нарушений вышеуказанных пунктов соглашения. В этом случае перечисление субвенции за соответствующий месяц производится в течение 7 рабочих дней с момента устранения муниципальным районом соответствующих нарушений.

Таким образом, у МО поселок Ола в соответствии с п. 6.4 соглашения имелись основания для приостановления перечисления субвенций, поскольку МО Ольский район уклонился от выполнения условий соглашения от 20.12.2007г.

МО Ольский район не предоставило в суд доказательств исполнения положений пунктов 2.2.1 соглашения, в том числе по исполнению своей обязанности в части предоставления МО поселку Ола плана мероприятий. Эти нарушения не устранены и в ходе рассмотрения настоящего дела.

В материалы дела предоставлен План работы муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры на 2008 год (том 3, л.д 33-37). Данный план мероприятий также не согласован с МО поселок Ола.

Из этого плана не усматривается какие мероприятия проводились во исполнение заключенного соглашения от 20.12.2007г., а какие в рамках района.

Вышеназванный план мероприятий разработан учреждением культуры не во исполнение соглашения от 20.12.2007г., а разработан в соответствии с видами и деятельностью учреждения.

Кроме того, он содержит перечень мероприятий, проводимых за пределами поселка Ола, в других поселениях.

Предоставленная в материалы дела информация о ходе выполнения плана мероприятий муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры» за 1 – 3 кварталы 2008г. (том 3, л.д. 103-108) также содержит перечень мероприятий, проводимых в других населенных пунктах.

Доводы представителей МО Ольский район и учреждения культуры, что проводимые культурные мероприятия за пределами поселка Ола являются по существу организацией досуга жителей поселка Ола, не нашли подтверждения в материалах дела.

Кроме того, в Уставе МО Ольский район предусмотрено создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального образования, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. Следовательно, МО Ольский район должен также нести расходы по финансированию таких мероприятий.

Утверждения МО Ольский район о том, что МО поселок Ола должен нести все расходы по содержанию муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры», поскольку это учреждение находится в поселке Ола и население посещает это учреждение, не могут быть признаны обоснованными, поскольку предметом деятельности этого учреждения является, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального образования «Ольский район», услугами досуга и услугами организации культуры.

Доводы МО Ольский район об отсутствии в смете района расходов на содержание муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры» не подлежат оценке, поскольку не являются предметом спора. Кроме того, вопросы по бюджетным отношениям не подведомственны арбитражному суду.

Согласно отчету об использовании денежных средств, передаваемых по полномочиям за 2008 год по МУК «Ольский районный центр культуры» и реестра платежных документов видно, что учреждение культуры понесло расходы в общей сумме на 6 669 137 руб. 96 коп., в том числе: 5 338 851 руб. 43 коп. поступили на счет учреждения и 1 330 286 руб. 53 коп. – кредиторская задолженность.

При этом, в эту сумму по реестру платежных документов включены расходы на содержание методиста – 91 024 руб. 28 коп., музея – 132 833 руб. 37 коп., районная целевая программа 36 140 руб.

Однако, МО Ольский район не предоставил доказательств на какую сумму оказаны услуги для организации досуга и обеспечения жителей МО поселок Ола услугами организациями культуры.

Определение в соглашении от 20.12.2007г. суммы субвенции на 2008год в размере 6 095 000 руб. не является бесспорным основанием для ее взыскания в пользу МО Ольский район без предоставления соответствующих доказательств о направлении данной суммы на те мероприятия, которые предусмотрены в соглашении от 20.12.2007г.

Соглашением от 20.12.2007г. не предусмотрена передача муниципальному образованию поселок Ола на полное содержание муниципального учреждения культуры «Ольский районный центр культуры».

При этом не имеет значения тот факт, что данное учреждение культуры находится на территории поселка Ола. Данное учреждение создано районом и предназначено для организации и проведения культурных мероприятий населению всего Ольского района.

При таком положении, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований МО Ольский район.

Требования МО поселок Ола по встречному исковому заявлению также не подлежат удовлетворению, поскольку предоставленные расчеты затрат на проведение мероприятий досуга для населения поселка Ола не могут быть признаны достоверными. К данным расчетам не предоставлена методика расчетов, калькуляция включенных в расчет позиций. Не предоставлено правовое обоснование произведенных расчетов, а также перечень используемой при расчетах нормативной литературы, ГОСТов и др.

Суду не предоставляется возможным проверить правильность произведенных расчетов. Кроме того, муниципальным образованием поселок Ола не оспариваются факты проведения культурных мероприятий для населения поселка Ола. Однако, отсутствие утвержденного плана мероприятий исключает возможность определить достоверность расчета суммы предъявленной ко взысканию суммы с учетом конкретных мероприятий.

В связи с отказом в удовлетворении первоначального и встречного исков расходы по оплате госпошлины относятся на стороны пропорционально заявленным требованиям.

Муниципальным образованием «поселок Ола» в лице администрации муниципального образования «поселок Ола» предоставлены доказательства оплаты госпошлины в сумме 28 071 руб. 35 коп. по платежному поручению № 871 от 01.12.2008г. (том 2, л.д. 129).

При первоначальной сумме встречных исковых требований в размере 2 914 270 руб. 35 коп., госпошлина составляет 26 071 руб. 35 коп.

По требованию о расторжении соглашения, госпошлина составляет 2 000 руб. Производство в отношении данного требования было прекращено, в связи с отказом от него. В связи с чем, госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату.

Арбитражным судом удовлетворено ходатайство об уменьшении суммы встречных требований до 2 344 339 руб. 39 коп., госпошлина пропорционально этой суммы составляет 20 972 руб. 70 коп., которая подлежит отнесению на МО поселок Ола в связи отказом в удовлетворении исковых требований.

МО поселок Ола подлежит возврату из бюджета излишне уплаченная госпошлина в сумме 7 098 руб. 65 коп.

В соответствии со ст.176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 26.01.2009г.

Руководствуясь ст. ст. 49, 104, 110, 150, 151, 159, 167-170, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить ходатайство муниципального образования «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район» об увеличении размера исковых требований. Считать по первоначальному иску заявленные требования в размере 3 161 460 руб. 52 коп.

2. Произвести зачет госпошлины в размере 14 224 руб.64 коп., согласно справке Арбитражного суда Магаданской области на возврат госпошлины от 22.12.2008 г. № А37-1221/2008-1.

3. Удовлетворить ходатайство муниципального образования «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола» об уменьшении суммы по встречному исковому заявлению до 2 344 339 руб. 39 коп. и об исключении из иска требования о расторжении соглашения о передаче полномочий от 20.12.2007г.

Считать по встречному иску заявленные требования в размере 2 344 339 руб. 39 коп.

Прекратить производство по встречному иску в части требования о расторжении соглашения о передаче полномочий от 20.12.2007г.

4. Отказать муниципальному образованию «Ольский район» в лице Администрации муниципального образования «Ольский район» в удовлетворении исковых требований.

5. Отказать муниципальному образованию «поселок Ола» в лице Администрации муниципального образования «поселок Ола» в удовлетворении встречных исковых требований.

6. Возвратить Муниципальному образованию «поселок Ола» в лице Администрации Муниципального образования «поселок Ола» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 7 098 руб. 65 коп., о чем выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.

7. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд либо в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья В.Д.Попова