ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1098/2021 от 30.03.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«5» апреля 2022 года             Дело № А38-1098/2021                    г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 5 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лабжания Л.Д.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Падусевой О.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ММ-Авто» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл

о признании незаконными действий налогового органа

с участием представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности

от ответчика: ФИО2 по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «ММ-Авто», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, выразившихся в отказе в предоставлении отсрочки, по налогам за 2019 год, 1 и 2 кварталы 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития», в освобождении от уплаты налогов и в установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года, предусмотренных Федеральным законом от 08.06.2020 № 172 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» и обязании ИФНС России по г. Йошкар-Оле устранить допущенные нарушения путем предоставления указанных мер поддержки (т. 1, л.д. 3-10, 67, т. 2, л.д. 80-81, 83-85, 119-120, т. 3, л.д. 15-17).

Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.06.2021, в связи с реорганизацией ответчика, ИФНС России по г. Йошкар-Оле, в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, произведена замена первоначального ответчика его правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, с исключением последнего из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 2, л.д. 165).

Мотивируя заявленное требование, заявитель указал, что общество осуществляет основную деятельность в отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции. В силу Постановления №409 и Федерального закона №172, налогоплательщик имеет право на получение следующих мер поддержки: отсрочка по налогам за 2019 год, 1 и 2 кварталы 2020 года, освобождение от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, установление тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года. Отказ налогового органа в предоставлении указанных мер поддержки противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы общества, что является основанием для признания его незаконным.

В судебном заседании представители ООО «ММ-Авто» полностью поддержали заявленные требования.

Ответчик, УФНС России по Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требования заявителя не признал, указал на законность действий налогового органа, выразившихся в отказе в предоставлении ООО «ММ-Авто» мер поддержки, установленных  Постановлением № 409 и Федеральным законом № 172-ФЗ. Налоговый орган пояснил, что общество не отвечает условиям предоставления указанных мер поддержки. Основной вид деятельности налогоплательщика, внесенный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не включен в перечень отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции. Фактическое осуществление ООО «ММ-Авто» деятельности, предполагающей возможность получения налоговых льгот, не является основанием для получения такой субсидии в силу формальности установленных указанными нормативными актами правовых правил (т. 2, л.д. 62-67, 89-92, 98-102).

В судебном заседании ответчик просил отказать в удовлетворении требований ООО «ММ-Авто».

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «ММ-Авто» включено в Единый государственный реестр юридических лиц 20.03.2019, основной государственный регистрационный № <***> (т. 1, л.д. 18-23).

15.09.2020 ООО «ММ-Авто» направило по телекоммуникационным каналам связи в ИФНС России по г. Йошкар-Оле обращение с просьбой на основании Постановления № 409 предоставить отсрочку по налогам за 2019 год, за 1 и 2 кварталы 2020 года, а также на основании Федерального закона № 172-ФЗ освободить от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, установить тариф страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года (т. 1, л.д. 24).

Инспекцией 13.10.2020 по телекоммуникационным каналам связи направлен ответ на обращение № 05-13/031281, в котором содержалась информация об отсутствии оснований для применения вышеуказанных налоговых льгот в отношении заявителя, так как по состоянию на 01.03.2020 отрасль, в которой велась деятельность общества (по коду ОКВЭД-2 45.11), не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление № 434, Перечень) (т. 1, л.д. 28-30).

Не согласившись с ответом, ООО «ММ-Авто» направило в УФНС России по Республике Марий Эл жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, выразившихся в непредставлении указанных мер поддержки (т. 1, л.д. 33-37).

УФНС России по Республике Марий Эл было принято решение от 07.12.2020 № 125 об оставлении жалобы без удовлетворения (т. 1, л.д. 42-46).

Полагая действия ИФНС России по г. Йошкар-Оле и УФНС России по Республике Марий Эл незаконными, ООО «ММ-Авто» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, 1 и 2 кварталы 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития», в освобождении от уплаты налогов и в установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года, предусмотренных Федеральным законом от 08.06.2020 №172 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем предоставления указанных мер поддержки.

Заявитель указал, что основной вид деятельности ООО «ММ-Авто», зарегистрированный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 по коду ОКВЭД-2 45.11, в соответствии с иерархическим методом классификации включает в себя нижестоящие подгруппы и виды, а именно 45.11.2, 45.11.3, указанные в Перечне наиболее пострадавших отраслей. По мнению налогоплательщика, если в перечне приведен полностью класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень отраслей, имеющих право на получение мер государственной поддержки. Заявитель в обоснование доводов ссылается на Письмо Министерства экономического развития РФ от 15.04.2020 № Д13и-11577, информационное письмо Банка России от 08.06.2020 № ИН-06-59/98.

Заявляя о незаконности  действий ответчика, налогоплательщик также указал на то, что фактически общество осуществляло розничную торговлю легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код деятельности по ОКВЭД-2 45.11.2), входящую в Перечень наиболее пострадавших отраслей. Выручка за 2019 год от данного вида деятельности составила 95595621руб., то есть 94,8% от всей выручки организации. Указанное обстоятельство, по мнению  ООО «ММ-Авто», свидетельствует о том, что деятельность по коду ОКВЭД-2 45.11.2 является для ООО «ММ-Авто» основной и предполагает возможность получения мер государственной поддержки.

Законность и обоснованность оспариваемых действий налогового органа проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по основаниям предоставления мер государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам, сборам. Согласно статье 3 Федерального закона № 172-ФЗ для указанных организаций - плательщиков страховых взносов применяются пониженные тарифы страховых взносов (0 процентов).

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 172 закрепляет условия освобождения от уплаты налогов, страховых взносов и содержит ссылку на подпункт 2 и 3 пункта 3 статьи 4 НК РФ, согласно которым Правительство РФ вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года продление установленных НК РФ сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов; продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 4 НК РФ в случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с Постановлением № 409, организациям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, предоставляются такие меры поддержки, как продление сроков уплаты налогов. Согласно пункту 2 Постановления № 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Таким образом, главным критерием применения к организации мер государственной поддержки, предусмотренных Постановлением № 409 и Федеральным законом № 172-ФЗ, является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя данных мер поддержки, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, при этом код данной отрасли должен быть внесен в ЕГРЮЛ как основной вид деятельности по состоянию на 01.03.2020.

Постановлением №434 утвержден Перечень, в котором законодателем указаны отрасли, признанные наиболее пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. При этом Перечень пострадавших отраслей не предусматривает возможности расширительного толкования либо включения в него не поименованных видов деятельности. 

Судом установлено, и материалами дела подтверждено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности ООО «ММ-Авто» являлась торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (код ОКВЭД-2 45.11).

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 №14-ст группа 45.11 «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности» включает в себя оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами. К подгруппе 45.11.1 относится «Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами». К подгруппе 45.11.2 относится «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах». К подгруппе 45.11.3 относится «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая».

Между тем, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень относит сферу деятельности «Розничная торговля непродовольственными товарами» которая включает в себя вид деятельности «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» ОКВЭД 45.11.2, вид деятельности «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая» ОКВЭД 45.11.3.

Таким образом, в Перечне приведена не вся группа 45.11 «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности», а лишь отдельные ее подгруппы, в частности, 45.11.2, 45.11.3, что свидетельствует о поддержке конкретных отраслей, связанных именно с розничной торговлей легковыми автомобилями.

При этом, при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые органы руководствуются Федеральным законом № 129-ФЗ. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 129-ФЗ и пункта 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 № ММВ-7-6/25@, учредитель юридического лица самостоятельно определяет виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься, и представляет сведения о соответствующих кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности для включения в ЕГРЮЛ. В компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Ссылку общества на то, что 19.06.2020 код ОКВЭД-2 45.11.2 «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» был включен в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности ООО «ММ-Авто», суд признает не относящейся к рассматриваемому спору. Для определения права на получение мер поддержки, в силу прямого указания Правил, учитывался вид деятельности общества отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.  Последующее его ретроспективное изменение не может служить основанием для получения права на налоговые льготы в соответствии с указанными выше нормативными актами.

Из системного толкования норм, установленных Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом №172, Постановлением №409, Постановлением №434 усматривается строгое и формально определенное основание для получения мер государственной поддержки. Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, является исчерпывающим и, как было указано выше, не предполагает возможности правоприменительного усмотрения с учетом иерархического метода классификации.

В указанных нормативных актах отсутствуют нормы, позволяющие определить право на получение субсидии в зависимости от фактически осуществляемой деятельности, если эта деятельность не указана в ЕГРЮЛ  в качестве основной по состоянию на 01.03.2020. 

Следовательно, не может служить подтверждением права ООО «ММ-Авто» на получение мер государственной поддержки фактическое осуществления деятельности по коду 45.11.2, включенной в Перечень, а также то обстоятельство, что данный вид деятельности в качестве подгруппы входит в группу 45.11, заявленный обществом в ЕГРЮЛ как основной вид деятельности.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к итоговому выводу о правомерности и обоснованности действий налогового органа, выразившихся в отказе в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренных Постановлением № 409 и Федеральным законом № 172-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому требование ООО «ММ-Авто» о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, выразившихся в отказе в предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, 1 и 2 кварталы 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития», в освобождении от уплаты налогов и в установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года, предусмотренных Федеральным законом от 08.06.2020 №172 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем предоставления указанных мер поддержки,  удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении требований заявителя расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя и компенсации в его пользу не подлежат.

Резолютивная часть решения объявлена 30.03.2022. Полный текст решения изготовлен 05.04.2022, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ММ-Авто» о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле, выразившихся в отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409, в освобождении от уплаты налогов и в установлении пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 08.06.2020 № 172, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения,отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Л.Д. Лабжания