ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1119/08 от 26.08.2008 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«02» сентября 2008 г. Дело №А-38-1119/2008-4-104г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   26 августа 2008 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен   02 сентября 2008 г.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Толмачева А.А.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрел заявление и приложенные к нему документы

ООО «Ритус»

к ответчику   ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле

при участи третьего лица -   Отделение ПФ РФ по РМЭ

о признании   незаконным письма от 18.06.2007 г. № 7428

с участием представителей:

от заявителя –   ФИО1, представитель по доверенности,

от ответчика –   не явились, надлежаще извещены,

от третьего лица   – ФИО2, представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Ритус» (далее – заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным письма Управления ПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 18.06.2007 г. № 7428, которым заявителю отказано в предоставлении архивных справок, подтверждающих участие граждан в боевых действиях и полученных ранениях в ходе Великой отечественной войны (далее – ответчик, Управление).

Заявитель обосновал свои требования тем, что истребуемые справки необходимы Обществу для возмещения расходов на погребение, а также на изготовление и установку надгробных памятников на могилах участников ВОВ. Считает, что отказ органа пенсионного фонда не соответствует положениям ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» а также Инструкции о порядке погребения погибших умерших военнослужащих граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной установившие нормы расходов на погребение, а также на изготовление и установку надгробных памятников».

По мнению заявителя, отказ Управления пенсионного фонда нарушает право Общества на возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников (л.д. 7-10).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в отзыве требования заявителя не признал, считает, что истребуемые Обществом сведения в соответствии с Федеральным законом № 152 -ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» носят конфиденциальный характер и орган пенсионного фонда должен обеспечивать их конфиденциальность.

Представитель ответчика, надлежащим образом, извещенного о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явился, в соответствии с правилами статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Третье лицо, Отделение ПФ РФ в Республике Марий Эл, в отзыве требование заявителя считает необоснованным, поскольку Общество не наделено правом истребовать в органах Пенсионного фонда информацию о подтверждении инвалидности участников войны. Также в отзыве указано, что согласно распоряжению Правления ПФР от 14 мая 2008 г. № 85р, органы пенсионного фонда как операторы, осуществляющие обработку персональных данных, содержащихся в информационной системе ПФР обязаны обеспечить их безопасность, конфиденциальность и соблюдение порядка обработки в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель третьего лица поддержал заявленную в отзыве позицию.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 28 мая и 1 июня 2007 г. ООО «Ритус» обратилось в ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Йошкар-Оле с запросом о выдаче архивных справок на умерших участников Великой Отечественной войны, подтверждающих их участие в боевых действиях или получение ранения (увечья) в ходе Великой Отечественной войны (л.д. 64).

Письмом от 18 июня 2007 года № 7428 Управление пенсионного фонда отказало Обществу в предоставлении запрошенных сведений, сославшись на то, что данные сведения являются персональными данными (л.д. 65).

Отказ Управления пенсионного фонда Общество обжаловало в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РМЭ (л.д. 16-19).

Отделение пенсионного фонда отклонило доводы Общества, изложенные в жалобе, пояснив, что запрашиваемые сведения являются персональными и в соответствии с ФЗ «О персональных данных» могут быть выданы по обращению родственников погибших (л.д. 20).

Считая отказ органа пенсионного фонда в предоставлении архивных справок незаконным Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным письма от 18.06.2007 г. № 7428.

Законность и обоснованность   оспариваемого ненормативного акта проверена арбитражным судом первой инстанции   в соответствии с положениями статей 197-201 АПК РФ.

Арбитражный суд установили, что между ООО «Ритус» и гражданами, взявшими на себя обязанность по увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, были заключены договоры на изготовление и установку надгробных памятников, в соответствии с которыми заявитель обязался изготовить из собственных материалов, доставить и установить, а заказчики принять надгробные памятники погибшим (умершим) военнослужащим и ветеранам войны (27-29).

Пунктом 2.2.3 договоров установлено, что заказчики, имеющие право на льготы, доверяют исполнителю Оформление необходимых документов и право получения (истребования) от их имени возмещения от Министерства обороны Российской Федерации фактических затрат, связанных с изготовлением, доставкой и установкой памятников на месте погребения погибшего (умершего).

Перечень документов, необходимых для производства оплаты заявителем расходов на погребение установлен пунктом 41 «Инструкции о порядке погребения погибших умерших военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной установившие нормы расходов на погребение, а также на изготовление и установку надгробных памятников» (утв. Приказом МО РФ № 500 от 05.11.2000 г.) (далее Инструкция). Помимо прочих документов инструкцией предусмотрено представление удостоверения участника войны, либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы, удостоверение ветерана военной службы и т.п. погибшего (умершего).

Из системного анализа положений Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51), Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 N 500 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", следует, что оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер и правом на получение указанной льготы обладают родственники погибших (умерших  ) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечению памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками   на изготовление и установку надгробных памятников и оплатившие стоимость их изготовления. Заявитель (общество с ограниченной ответственностью "Ритус") заказчиком на изготовление и установку памятников не является, к лицам, имеющим право на указанную компенсацию, не относится.   Данная правовая позиция отражена в Определении ВАС РФ от 18 января 2007 г. № 16296/06. Таким образом, отказ органа пенсионного фонда в предоставлении Обществу архивных справок не нарушает права и законные интересы последнего, поскольку справки были истребованы для реализации отсутствующего у заявителя права.

Арбитражный суд признает обоснованным довод Управления пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации вправе разрешать или ограничивать доступ к информации определять порядок и условия такого доступа. Пенсионным фондом РФ такое право было реализовано постановлением Правления РФ № 82 от 30.06.1999 г. «Об утверждении нормативных актов ПФР по отнесению сведений к информации конфиденциального характера». В Перечне сведений конфиденциального характера в системе пенсионного фонда РФ в разделе 4 указано, что сведения о пенсионерах носят конфиденциальный характер постоянно. Кроме того, в части 1 статьи 7 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» указано, что операторами, получившими доступ к персональным данным (Ф.И.О., адрес проживания, год рождения и статус гражданина), должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных. Пенсионный фонд РФ, как оператор и создатель базы данных по застрахованным лицам и пенсионерам, обязан обеспечивать их конфиденциальность.

Как следует из материалов дела поводом для отказа Обществу в предоставлении архивных справок послужил письменный запрос ООО «Ритус» о предоставлении сведений в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5 о том, что названные лица являлись инвалидами Великой Отечественной войны (л.д. 64). Между тем, запрос не содержит ссылки на уполномочивание Общества от родственников указанных лиц на получение информации, не назван документ (доверенность, договор) на основании которого право на истребование сведений было передано Обществу. При указанных обстоятельствах, отказ органа пенсионного фонда в предоставлении ООО «Ритус» сведений в отношении перечисленных лиц является законным и обоснованным.

Таким образом, арбитражным судом установлено, что отказ Управления ПФ России в г. Йошкар-Оле в предоставлении ООО «Ритус» архивных справок, подтверждающих участие граждан в боевых действиях и полученных ранениях в ходе Великой отечественной войны не нарушает права и законные интересы Общества и соответствует действующему законодательству.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд Республики Марий Эл, всесторонне, объективно и полно исследовав представленные в материалы дела доказательства пришел к итоговому правовому выводу о законности и обоснованности оспариваемого Обществом письма Управления ПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 18.06.2007 г. № 7428.

Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2008 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 02.09.2008 г., что в соответствии со статьей 176 АПК РФ является днем принятия решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ритус» о признании незаконным письма Управления ПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 18.06.2007 г. № 7428

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья /А.А. Толмачев/