ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1268/2022 от 25.07.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«29» июля 2022 года Дело № А38-1268/2022 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лежнина В.В.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Васильевой О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлениюОршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл

к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл

об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия

третье лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10

с участием представителей:

от заявителя – ФИО11 по доверенности,

от ответчика – ФИО12 по доверенности,

от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл в лице администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл (далее – Управление Росреестра по Республике Марий Эл, орган регистрации прав), изложенного в уведомлении № КУВД–001/2022-7173617/1 от 3 марта 2022 года, об отказе во внесении в ЕГРН сведений о признании бесхозяйной вещью подземного газопровода низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Керды, и обязании ответчика осуществить внесение в ЕГРН указанных сведений.

Требование мотивировано тем, что деятельность юридического лица, в собственности которого находился газопровод, прекращена, поэтому в связи с утратой в силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ таким юридическим лицом правоспособности оно не может считаться собственником имущества (т.1, л.д. 3-5).

Ответчик в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требование заявителя не признал и указал на законность и обоснованность оспариваемого решения. По мнению органа регистрации прав, не может быть признано бесхозяйным имущество, в отношении которого имеется зарегистрированное в ЕГРН право собственности, даже если деятельность собственника - организации в качестве юридического лица прекращена (т.1, л.д. 83-85).

Третьи лица в арбитражный суд не явились, однако о времени и месте судебного заседания они надлежащим образом извещены. Поэтому на основании части 2 статьи 200 и части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования по следующим правовым основаниям.

24 февраля 2022 года администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл обратилась в Управление Росреестра по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости подземного газопровода низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Керды (т.1, л.д. 121).

По результатам рассмотрения заявления 3 марта 2022 года Управление Росреестра по Республике Марий Эл приняло решение № КУВД–001/2022-7173617/1 об отказе во внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о принятии газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества в связи с тем, что в реестре имеются сведения о праве собственности на объект недвижимости, зарегистрированном за потребительским кооперативом имени Шкетана по газификации и обслуживанию газового оборудования жилых домов (т.1, л.д. 122).

Полагая, что газопровод является бесхозяйным имуществом ввиду прекращения деятельности потребительского кооператива, а следовательно, и прекращения у него возможности иметь гражданские права, в том числе право собственности на газопровод, и нести обязанность собственника по содержанию имущества, муниципальное образование обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения органа регистрации прав об отказе в постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным, препятствующим реализации муниципалитетом в лице уполномоченного органа местного самоуправления предусмотренной пунктом 3 статьи 225 ГК РФ обязанности по постановке на учет находящихся на его территории бесхозяйных объектов.

Предмет судебной проверки, как следует из положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, составляют соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также факты нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Условиями признания оспариваемого решения незаконным являются одновременно его несоответствие нормативным правовым актам и нарушение им прав заявителя на день разрешения судебного спора.

Между тем такие процессуальные условия отсутствуют.

Так, согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственную регистрацию прав осуществляют уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункты 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1.06.2009 № 457). При этом Управление Росреестра по Республике Марий Эл является территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на территории Республики Марий Эл.

Пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден соответствующий порядок, который определяет основания для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, для снятия с такого учета, а также для возвращения заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного.

Таким образом, оспариваемое решение по вопросу о постановке на учет газопровода в качестве бесхозяйного объекта недвижимости принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

В пункте 1 статьи 225 ГК РФ дано определение бесхозяйной вещи как вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Только такая вещь может быть поставлена на учет как бесхозяйная.

Если же из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, в том числе отсутствует заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав (пункты 3 и 12 порядка, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931).

Согласно представленным по запросу арбитражного суда выписке из ЕГРН, и материалам дела правоустанавливающих документов подземный газопровод низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Керды, построен потребительским кооперативом имени Шкетана по газификации и обслуживанию газового оборудования жилых домов (ОГРН <***>, ИНН <***>), которому 31.07.2012 администрацией Оршанского муниципального района выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а 24.08.2016 за ним зарегистрировано право собственности на построенный объект, не прекращенное на момент рассмотрения спора (т.1, л.д. 75-77, 92-96).

Следовательно, учитывая, что в силу статьи 131 ГК РФ и статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество и единственным доказательством существования зарегистрированного права, газопровод не может быть признан бесхозяйным имуществом и поставлен в качестве такового на учет органом регистрации прав.

При этом само по себе прекращение деятельности юридического лица - собственника имущества в связи с исключением его как недействующего из единого государственного реестра юридических лиц 22.10.2019 (т.1, л.д. 67-70) не влечет исключение из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах данной организации на имущество. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные применительно к ликвидированным юридическим лицам, в том числе возможность распределения в судебном порядке обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица среди лиц, имеющих на это право, к числу которых относятся учредители (участники), имеющие вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица (статья 63, пункт 5.2 статьи 64, статья 64.2 ГК РФ).

Таким образом, в связи с наличием в ЕГРН непогашенной записи о праве собственности на газопровод с кадастровым номером 12:06:3601001:132 у органа регистрации прав отсутствовали правовые основания для постановки этого объекта на учет как бесхозяйного.

Поэтому арбитражный суд признает законным и обоснованным оспариваемое решение об отказе во внесении в ЕГРН записи о принятии газопровода на учет как бесхозяйного объекта недвижимости.

Государственная пошлина по спору взысканию не подлежит, поскольку решение принято в пользу ответчика, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Оршанскому муниципальному району Республики Марий Эл в лице администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, изложенного в уведомлении от 3.03.2022 № КУВД–001/2022-7173617/1, об отказе во внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о признании бесхозяйной вещью подземного газопровода низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Керды, и об обязании ответчика внести в единый государственный реестр недвижимости указанные сведения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья В.В. Лежнин