АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«25» августа 2023 г. Дело № А38-1678/2023 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 18августа 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2023 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Администрации городского округа «Город Волжск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл
о признании частично недействительным представления органа казначейства
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.03.2023
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Администрация городского округа «Город Волжск» (далее – Администрация, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – Управление, орган казначейства) о признании недействительным представления от 27.03.2023 № 08-18-13/742 в части требования по возврату денежных средств, потраченных на приобретение оборудования (снегоуборочной машины) для оснащения Дворца Спорта, в сумме 136 192 руб. 74 коп. (т.1, л.д. 34,35).
В заявлении, дополнении к нему изложены доводы о соблюдении Администрацией принципа адресности и целевого характера расходования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию Дворца спорта в г. Волжск. Разработчиком проектной документации ИП ФИО3 согласованы изменения в перечень закупаемого оборудования по указанному объекту в части включения в него снегоуборочной машины. Данная машина предназначена для обслуживания территории Дворца спорта, в том числе, находящихся на этой территории спортивных объектов, в связи с чем, затраты на приобретение снегоуборочной машины обоснованно включены в состав расходов по реконструкции (т.1, л.д. 8,9, 34,35).
В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик, УФК по РМЭ в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность представления от 27.03.2023 № 08-18-13/742. Пояснил, что за счет выделенной из федерального бюджета субсидии на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры – мероприятия «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл» Администрацией приобретена снегоуборочная машина HUSQVARNAST124 на сумму 139 000 руб. Указанная машина не является спортивным оборудованием, инвентарем или технологическим оборудованием, необходимым для непосредственного оснащения здания или помещений реконструируемого Дворца Спорта, в связи с чем, затраты на ее приобретение не увеличивают стоимость указанного объекта недвижимости. Представление органа казначейства соответствует положениям статей 269.2, 270.2 БК РФ и содержит правомерные требования об устранении допущенных нарушений, принятии мер по устранению их причин и условий (т.1, л.д. 50-55).
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 11.08.2023 по 18.08.2023.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 12 Плана контрольных мероприятий УФК России по Республике Марий Эл на 2023 год, приказа Управления от 11.01.2023 № 6 специалистами органа федерального казначейства проведена плановая выездная проверка Администрации за период 2020 – 2022 г.г. по теме: «Проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (т.1, л.д. 60).
Проверкой установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ Администрацией в 2022 году не обеспечена результативность использования субсидии из средств федерального бюджета на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом; не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ, при их расходовании по КБК 777 1102 131Р551390 522 в сумме 136 192 руб. 74 коп., а именно, осуществлена оплата в пользу ООО «Тандем Трейд» по контракту от 24.06.2022 № 80 за приобретение снегоуборочной машины, включенной в Перечень оборудования в проектно-сметной документации, которая не является оборудованием, предназначенным для оснащения помещений Дворца Спорта в г. Волжске.
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 14.02.2023 (т.1, л.д. 61-88).
По результатам проверки УФК России по Республике Марий Эл в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее – Федеральный стандарт № 1095), вынесено представление от 27.03.2023 № 08-18-13/742, в котором Администрации предложено устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий, выразившихся в расходовании средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом на приобретение оборудования, не предусмотренного для оснащения Дворца Спорта в г. Волжске, в сумме 136 192 руб. 74 коп.; обеспечить возврат указанных средств в доход федерального бюджета. О результатах исполнения представления предложено проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок не позднее 24.04.2023 (т.1, л.д. 89-91).
Кроме того, Управлением в адрес Администрации вынесено предписание от 25.04.2023 № 12 (08-18-13/1005), в котором на заявителя возложена обязанность принять меры к возврату в доход федерального бюджета суммы, израсходованной на приобретение оборудования, не предусмотренного для оснащения Дворца Спорта в г. Волжске, в размере 136 192 руб. 74 коп. (т.1, л.д. 92).
Не согласившись с представлением органа казначейства, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его частично недействительным.
Правомерность заявленных Администрацией требований и законность оспариваемого ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении заявителем нарушения бюджетного законодательства, связанного с расходованием бюджетных средств, выделенных на реконструкцию Дворца Спорта в г. Волжске, на приобретение снегоуборочной машины.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Для реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлениями Правительства РФ от 15.04.2014 № 302, от 30.09.2021 № 1661, в 2020-2022 осуществлялось выделение из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении создания и модернизации объектов спортивной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также приобретения (выкупа) в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) объектов недвижимого имущества для занятий физической культурой и спортом.
На основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20.12.2019 № 777-09-2020-128 (с учетом дополнительных соглашений от 21.12.2020 № 777-09-2020-128/1, от 02.11.2021 № 777-09-2020-128/2, от 24.12.2021 № 777-09-2020-128/3, от 30.03.2022 № 777-09-2020-128/4, от 28.07.2022 № 777-09-2020-128/5, от 24.12.2022 №м 777-09-2020-128/6, от 28.12.2022 № 777-09-2020-128/7, от 26.01.2023 № 777-09-2020-128/8), заключенного между Министерством спорта РФ и Правительством Республики Марий Эл, бюджету республики из федерального бюджета предоставлены субсидии на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом.
В приложении № 1 к дополнительному соглашению от 24.12.2021 № 777-09-2020-128/3 «Информация об объемах финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества), софинансируемых из федерального бюджета» предусмотрен объект капитального строительства (недвижимого имущества) «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл с уникальным кодом 388705000001210003, расположенный по адресу: <...>, площадью 2 047 кв.м., с объемом финансового обеспечения расходных обязательств Республики Марий Эл, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, на 2022 год, всего в общей сумме 38 141 700 руб.
По дополнительному соглашению от 26.01.2023 № 777-09-2020-128/8 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Марий Эл на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет: в 2022 году – 278 905 813 руб. 81 коп., в 2023 году – не более 24 602 653 руб.07 коп., в том числе, по объекту «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл» в 2022 году в сумме 38 141 700 руб., в том числе:
- средства федерального бюджета в сумме 37 378 860 руб. (уровень софинансирования - 98 %);
- средства республиканского бюджета Республики Марий Эл в сумме 762 840 руб.
В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 21.02.2022 № 88705000-1-2020-012 (с учетом дополнительных соглашений от 02.03.2022 № 88705000-1-2020-012/1, от 25.05.2022 № 88705000-1-2020-012/2, от 13.01.2023 № 88705000-1-2020-012/3), заключенным между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и Администрацией ГО «Город Волжск», местному бюджету в 2022 году доведены субсидии на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом в сумме 38 149 328 руб. 40 коп.
Согласно таблицы 2 к муниципальной программе «Развитие культуры, физической культуры и спорта в городском округе «Город Волжск» на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением Администрации ГО «Город Волжск» от 11.11.2013 № 1875 (в редакции постановлений от 29.11.2016 № 1309, от 20.01.2022 № 16), одним из основных мероприятий подпрограммы № 2 «Развитие физической культуры и спорта в городском округе «Город Волжск» на 2015-2025 годы» муниципальной программы является «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл». Ожидаемым непосредственным результатом мероприятия является ввод в эксплуатацию объекта физической культуры и спорта с улучшенной материально-технической базой после реконструкции. Наименование показателя, связанного с основным мероприятием, – количество объектов физической культуры и спорта, на которых произведены реконструкция, капитальный ремонт и улучшена материально-техническая база; значение показателя в 2022 составляет 1 единица.
В таблице 4 к муниципальной программе указано ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы, в том числе, по основному мероприятию «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл» на 2022 год – в сумме 7,6284 тыс. руб.
Постановлением Администрации ГО «Город Волжск» от 14.01.2022 № 5 муниципальная программа дополнена таблицей 8, в которой предусмотрен объект капитального строительства «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл» площадью 1 036 кв.м., с объемом финансирования в 2022 году – 38 149,3284 тыс. руб., из них, за счет федерального бюджета – в сумме 37 378,86 тыс. руб., за счет республиканского бюджета Республики Марий Эл – в сумме 762,84 тыс. руб., за счет муниципального бюджета – в сумме 7,6284 тыс. руб., что соответствует Перечню объектов капитального строительства, проектов государственно-частного партнерства с участием Республики Марий Эл, реализуемых в рамках государственной программы РМЭ, предусмотренному приложением № 7 государственной программы РМЭ «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 № 449.
01.04.2022 между заказчиком Администрацией ГО «Город Волжск», действующей от имени муниципального образования, и подрядчиком ООО «Берег» заключен муниципальный контракт № 0108300011422000016-16 (действующий с учетом дополнительных соглашений от 28.04.2022, от 05.05.2022, от 30.11.2022, от 05.12.2022) на выполнение работ по реконструкции объекта «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл». Виды и объемы работ по реконструкции определены техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту). Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при которых цена контракта составляет 36 663 000 руб. (пункты 1.1, 1.2, 2.4 муниципального контракта).
Оплата выполненных работ производится заказчиком за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов в пределах цены контракта в соответствии со сметой и графиком финансирования (пункт 2.2 муниципального контракта).
23.04.2018 между заказчиком МУ «Волжский городской спорткомплекс» и исполнителем ИП ФИО3 заключен договор № Д-2087/18 на выполнение проектных работ по объекту «Реконструкция Дворца спорта в г. Волжск Республики Марий Эл».
Проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл», разработанная ИП ФИО3 и утвержденная постановлением Администрации ГО «Город Волжск» от 29.07.2019 № 841, предусматривает, в том числе, приобретение оборудования для оснащения реконструированного Дворца спорта.
Письмом от 01.04.2022 № 1552, адресованным ИП ФИО3, Администрация просила согласовать изменения в проектно-сметной документации в части перечня закупаемого оборудования по объекту: «Реконструкция Дворца спорта в г. Волжск Республики Марий Эл» (т.1, л.д. 20).
Письмом от 05.04.2022 № 66 ИП ФИО3 сообщил о согласовании изменений в перечне закупаемого оборудования по объекту: «Реконструкция Дворца спорта в г. Волжск Республики Марий Эл» в части включения в категорию спортинвентарь снегоуборочной машины (поз. 36 приложения «Оборудование, необходимое включить в проектно-сметную документацию») без внесения изменений в проектно-сметную документацию (т.1, л.д. 21,22).
Выполнение работ по реконструкции Дворца спорта в г. Волжск подтверждено актами ООО «Берег» по форме № КС-2 от 30.06.2022 № 1, 2, 3, от 29.08.2022 № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, от 28.09.2022 № 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, от 02.12.2022 № 4, 34, 35, 36, 37, 37.1, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, от 13.12.2022 № 53.
По акту № 1 от 23.12.2022 приняты законченные работы по реконструкции Дворца Спорта в г. Волжск Республики Марий Эл; стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации (стоимость принимаемых основных фондов) – 36 660 тыс. руб., в том числе, стоимость строительно-монтажных работ – 32 870,843 тыс. руб., стоимость оборудования, инструмента и инвентаря – 3 424,729 тыс. руб., стоимость прочих работ и затрат – 364,418 тыс. руб.
23.12.2022 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 12-16-22-2022.
Согласно постановлению Администрации ГО «Город Волжск» от 30.12.2022 № 1729 МУ «Волжский городской комитет по управлению имуществом» предписано принять безвозмездно в муниципальную собственность ГО «Город Волжск» от Администрации имущество: Реконструкция Дворца спорта в г. Волжск Республики Марий Эл на сумму 36 663 000 руб. Указанное имущество закреплено в оперативное управление за МУ «Волжский городской комитет по управлению имуществом».
На основании договора № 1193 от 13.01.2023, заключенного между ссудодателем МУ «Волжский городской комитет по управлению имуществом», действующим от имени ГО «Город Волжск», и ссудополучателем МУ «Волжский городской спорткомплекс», ссудополучателю в безвозмездное пользование переданы нежилые помещения – здание Дворца спорта по адресу: <...>, общей площадью 1 939,3 кв.м. с правом их использования для деятельности спортивных объектов в соответствии с конструктивным и эксплуатационным назначением здания. Собственником помещений является городской округ «Город Волжск».
Администрацией ГО «Город Волжск» заключены муниципальные контракты с ООО «Гермес Трейд» от 24.06.2022 № 81, 82, 83 на поставку устройства проигрывающего, изделий упаковочных пластмассовых, товаров, указанных в техническом задании; с ООО «СМАРТО» от 24.06.2022 № 84, 85, 86, 87, 88 на поставку зеркал туалетных, товаров, указанных в техническом задании, ширмы медицинской; с ООО «Тандем Трейд» от 24.06.2022 № 78, 79, от 28.07.2022 № 94 на поставку цифрового управляющего процессора и многофункционального устройства, товаров, указанных в техническом задании; с ООО «Альянс Торг Плюс» от 05.08.2022 № 0108300011422000108-49 на поставку мебели; с ИП ФИО4 от 09.08.2022 № 0108300011422000111-50 на поставку спортивного оборудования.
Кроме того, между заказчиком Администрацией, действующей от имени муниципального образования, и поставщиком ООО «Тандем Трейд» заключен муниципальный контракт № 80 от 24.06.2022, по условиям которого поставщик обязался поставить заказчику снегоуборочную машину HUSQVARNAST124, мощность двигателя 6,11 л.с., стартер ручной электрический, тип двигателя бензиновый 4-х тактный, ширина захвата 61 см., самоходный да скорости 4 вперед/1 назад, вес 78,5 кг., объем двигателя 212 см. 3, объем топливного бака 2,2 л. по цене 139 000 руб.
Поставка, включающая в себя доставку и разгрузку товара, осуществляется поставщиком по адресу: <...>. Оплата товара осуществляется заказчиком за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Марий Эл, средств бюджета ГО «Город Волжск» (пункты 1.4, 2.4 муниципального контракта).
По акту приема-передачи товара от 29.06.2022, товарной накладной № 80 от 29.06.2022 снегоуборочная машина передана поставщиком Администрации.
По платежному поручению № 7463 от 30.06.2022 Администрация произвела оплату в пользу ООО «Тандем Трейд» в сумме 139 000 руб. за снегоуборочную машину.
В результате проверки органом казначейства установлено, что по КБК 777 1102 131Р551390 522 (вид расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности») органом местного самоуправления на сумму 136 192 руб. 74 коп. произведена часть оплаты снегоуборочной машины за счет бюджетных средств, выделенных на реконструкцию Дворца спорта в г. Волжске.
На основании постановления Администрации ГО «Город Волжск» от 29.11.2022 № 1513 принятое в муниципальную собственность городского округа движимое имущество, в том числе, снегоуборочная машина (HUSQVARNAST124) на сумму 139 000 руб., закреплено в оперативном управлении за МУ «Волжский городской комитет по управлению имуществом».
По акту приема-передача от 29.11.2022 МУ «Волжский городской комитет по управлению имуществом» из муниципальной казны городского округа передало в оперативное управление МУ «Волжский городской спорткомплекс» движимое имущество по установленному перечню, в том числе, снегоуборочную машину (HUSQVARNAST124) на сумму 139 000 руб.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 101.00 за 2022 затраты по реконструкции Дворца спорта в г. Волжске на сумму 36 663 000 руб. отражены Администрацией по счету 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения»; снегоуборочная машина на сумму 139 000 руб. отражена по счету 101.35 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».
При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, установил, что за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета на финансирование капитальных вложений на реконструкцию объекта недвижимости – Дворца спорта, относящегося к группе основных средств «нежилые помещения (здания и сооружения)», Администрацией осуществлена оплата снегоуборочной машины, относящейся к группе «транспортные средства – иное движимое имущество». Приобретенная снегоуборочная машина отражена Администрацией в учете как отдельный инвентарный объект, имеющий самостоятельное хозяйственное назначение. Она принята в муниципальную собственность и передана в оперативное управление сначала МУ «Волжский городской комитет по управлению имуществом», затем МУ «Волжский городской спорткомплекс», отдельно от реконструированного здания Дворца спорта, как иной объект основных средств, имеющий собственную первоначальную стоимость. При этом, нежилые помещения Дворца спорта, в отличие от снегоуборочной машины, переданы МУ «Волжский городской спорткомплекс» не в оперативное управление, а в безвозмездное пользование. Согласно паспорту снегоуборочной машины, указанное изделие представляет собой снегосбрасыватель, предназначенный для уборки снега с земли. Данное изделие может использоваться для уборки снега с полей, дорог, тротуаров и подъездов. В связи с чем, приобретенная снегоуборочная машина как основное средство имеет самостоятельное, не связанное с конкретным объектом недвижимости назначение, не является его принадлежностью, может быть использована в любом месте, вне связи с территорией Дворца спорта.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 5.3 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение, надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка; повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных); улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
Органом казначейства обоснованно установлено, что операция по приобретению снегоуборочной машины не изменяет параметров объекта капитального строительства или его частей; не улучшает (не восстанавливает) показатели элементов его конструкций (сетей). При этом, включение по предложению Администрации разработчиком проектно-сметной документации ИП ФИО3 снегоуборочной машины в качестве спортинвентаря в перечень необходимого оборудования по реконструкции объекта Дворец спорта, не является основанием для выводов о возможности приобретения указанной машины за счет субсидий, выделенных на реконструкцию Дворца спорта.
Согласно Национальному стандарту РФ «Оборудование и инвентарь спортивные. Термины и определения. ГОСТ Р 55789-2019», утвержденного Росстандартом от 29.11.2019 № 1294-ст, спортивное оборудование – стационарное устройство, приспособление или предмет, с заданными характеристиками, необходимое для оснащения объектов спорта и (или) для выполнения определенных действий при занятиях физической культурой и спортом в соответствии с установленными правилами и используемое только для спортивных целей. Спортивный инвентарь – нестационарное устройство или приспособление, предназначенное для осуществления человеком определенных действий при занятиях конкретным видом спорта или проведении спортивных мероприятий и имеющие индивидуальные характеристики, допустимые установленными правилами вида спорта, спортивной дисциплины.
В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов. ОК 013-2014 (СНС 2008)», утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, снегоуборочная машина относится к кодам ОКОФ 330.29.10.59.320 – 330.29.10.59.329 – снегоочистители, и не подпадает под коды ОКОФ 330.32.30.14 «Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах», 330.32.30.15 «Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, плавательные бассейны и бассейны для гребли».
Таким образом, снегоуборочная машина ни по своему назначению, ни по сущностным характеристикам, ни по коду ОКОФ не относится к спортивному оборудованию и инвентарю и может использоваться вне непосредственной связи с функционированием реконструированного Дворца спорта, как спортивного сооружения.
Поэтому вывод органа казначейства о том, что включение снегоуборочной машины в перечень оборудования, необходимого к включению в проектно-сметную документацию на реконструкцию Дворца спорта, и ее оплата за счет бюджетных субсидий, выделенных на такую реконструкцию, нарушает принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, признан арбитражным судом правильным и подтвержденным совокупностью доказательств. В результате нарушения Администрацией указанного принципа в затраты по реконструкции Дворца спорта включены и оплачены расходы в сумме 136 192 руб. 74 коп., непосредственно не связанные с увеличением стоимости, оснащением и функционированием реконструируемого объекта как спортивного сооружения.
Ссылка заявителя на формальное соблюдение целей расходования бюджетных средств, связанное с включением ИП ФИО3 по предложению Администрации снегоуборочной машины как спортивного инвентаря в перечень необходимого по проектно-сметной документации оборудования, не свидетельствует о выполнении заявителем требований статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 16.11.2006 № 467-О и от 21.04.2011 № 499-О-О, оценка фактических обстоятельств арбитражным судом не должна ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства, и в случае сомнений в правомерности действий проверяемого лица должна быть установлена, исследована и оценена вся совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Материалами дела подтверждено и органом казначейства доказано, что, исходя из существа и экономического содержания расходов на приобретение снегоуборочной машины, данные расходы не связаны с реконструкцией Дворца спорта и не должны были осуществляться за счет выделенного на указанные цели бюджетного финансирования. При проявлении разумности и осмотрительности в расходовании бюджетных средств у Администрации имелась возможность по соблюдению норм бюджетного законодательства, однако требуемых мер для этого принято не было.
Содержащееся в представлении предложение об устранении нарушения, причин и условий его совершения в виде обеспечения возврата в доход федерального бюджета суммы 136 192 руб. 74 коп. является законным и обоснованным. Положения статьи 270.2 БК РФ, Федерального стандарта № 1095 не содержат норм об ограничительном перечне предложений по устранению нарушения, его причин и условий в представлениях органа казначейства в зависимости от вида совершенного нарушения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, пришел к итоговому выводу о том, что представление органа казначейства от 27.03.2023 № 08-18-13/742 в оспариваемой части вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями органа казначейства, предусмотренными статьей 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, Федеральным стандартом № 1095.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Администрации городского округа «Город Волжск» о признании частично недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республики Марий Эл от 27.03.2023 № 08-18-13/742.
Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании арбитражным судом не рассматривался.
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2023 года. Полный текст решения изготовлен 25 августа 2023 года, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Администрации городского округа «Город Волжск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья /Ю.А. Вопиловский/