ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-168/06 от 10.04.2006 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«14» апреля 2006г. Дело № А-38-168-19/110-06 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   10 апреля 2006 г.

Полный текст решения изготовлен   14 апреля 2006 г.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Камаевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   гражданина ФИО1

к ответчику   МИФНС России № 2 по Республике Марий Эл

о   признании решения об отказе регистрации юридического лица незаконным

третье лицо   – Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район»

с участием представителей:

от заявителя –   ФИО1;

от ответчика –   ФИО2, представитель по дов. от 17.01.2006г.; ФИО3, представитель по дов. от 10.03.2006г. 

от третьего лица   – не  явились, извещены надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, гражданин ФИО1, действующий на основании решения общего организационного собрания граждан Исменецкого сельского совета, обратился в арбитражный суд с заявлением к ответчику Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Марий Эл о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 22.12.2005г. и об обязании ответчика произвести регистрацию сельскохозяйственного производственного кооператива «колхоз Элнет» (далее – СПК «колхоз Элнет»).

В заявлении и в судебном заседании заявитель указал, что решением руководителя Межрайонной ИФНС России № 2 по РМЭ от 22.12.2005г. отказано в государственной регистрации СПК «колхоз Элнет». С решением об отказе не согласен, так как при создании юридического лица, регистрирующему органу не предоставлено право отказывать в регистрации из-за формальных ошибок, допущенных в представленных документах. Решение о реорганизации представлено в виде протокола общего собрания от 20.04.2005г., что подтверждается распиской ответчика. Требование обосновано статьями 3, 12, 23, 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (л.д. 8-9, 63-64).

Ответчик требования заявителя не признал, в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и в судебном заседании сообщил, что для государственной регистрации создания юридического лица – СПК «колхоз Элнет» в регистрирующий орган представлено решение о создании юридического лица – протокол от 20.04.2005г. общего организационного собрания граждан Исменецкого сельского совета, в котором членами кооператива приняты решения с нарушением требований порядка создания сельскохозяйственного производственного кооператива, установленного ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Членами кооператива вместо добровольного объединения имущественных паевых взносов граждан и передачи их в паевой фонд кооператива передано имущество действующего совхоза им В.И. Ленина в неделимый фонд еще не образованного кооперативы. Таким образом, членами кооператива нарушена статья 3 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Наличие в представленном для государственной регистрации решении о создании юридического лица грубых нарушений действующего законодательства означает, что решение о создании отсутствует, а документы считаются не представленными (л.д.71-73, 123-125).

Третье лицо, Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», в судебное заседание не явилось, представило отзыв, в котором указало, что в соответствии с Положением контролирует движение основных средств при смене собственников и утверждает акты на имеющееся имущество. Создание неделимого фонда относится к правомочию членов кооператива и регулируется статьей 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (л.д. 113-114). При указанных обстоятельствах заявление подлежит рассмотрению без участия третьего лица по правилам части 5 статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 20.04.2005г. общее организационное собрание граждан Исменецкого сельского совета решило создать на территории сельского совета сельскохозяйственный производственный кооператив «колхоз Элнет». Решение оформлено в виде протокола. Кроме решения о создания общим собранием были решены также следующие вопросы: утвержден устав кооператива, установлен обязательный паевой взнос членов кооператива в виде доли в праве общей собственности на земельные участки долевого фонда совхоза им В.И. Ленина, сформирован паевой фонд кооператива в размере 290 000 рублей, состоящий из суммы обязательных паевых взносов, выбраны исполнительные органы кооператива. Пунктом 4 протокола установлено, что все члены кооператива, вышедшие из совхоза им. В.И. Ленина и владеющие на праве собственности имущественными паями, передают в неделимый фонд кооператива имущественные паи согласно выданных свидетельств, не выделяя при этом конкретного имущества на каждого работника (л.д. 14-16).

На основании п. 4 протокола собрания от 20.04.2005г. составлен и утвержден акт приема-передачи имущества совхоза им. В.И. Ленина СПК «колхоз Элнет» на общую сумму 11 019 401 руб. Акт утвержден приказом № 5 от 20.04.2005г. начальника Управления сельского хозяйства администрации Звениговского района (л.д. 99-103).

Кроме того, составлен список членов СПК «колхоз Элнет» вступивших в сельскохозяйственный производственный кооператив «колхоз Элнет» при его учреждении. Согласно указанному списку, граждане Исменецкого сельского совета, вступившие в СПК «колхоз Элнет», передали в паевой фонд кооператива право на земельные доли в соответствии с выданными свидетельствами, а также передали имущественные паи в размерах, указанных в списке, в неделимый фонд кооператива (л.д. 104-108).

22.12.2005г. в Межрайонную ИФНС России № 2 по РМЭ подано заявление о государственной регистрации юридического лица при создании. Кроме того, в регистрирующий орган направлены учредительные документы юридического лица, протокол о создании, акт приемки-передачи и указанные списки членов кооператива (л.д. 13, 17-50, 51-59).

22.12.2005г. руководителем МИФНС России № 2 по РМЭ вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральных законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов. Основанием для отказа послужило отсутствие решения о создании юридического лица. В направленных в регистрирующий орган документах порядок наделения кооператива имуществом не соответствует статье 3 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Документы, представленные для государственной регистрации, не соответствующие требованиям законодательства, считаются не представленными (л.д. 10-11).

Арбитражный суд считает, что решение регистрирующего органа является законным, не противоречит действующему законодательству и не нарушает гражданские права и интересы субъекта предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

С 01.07.2002г. вступил в действие ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно статье 2 которого государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 509, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В статье 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, а именно подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в регистрирующий орган представлены все документы в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (л.д. 14-59), о чем выдана расписка в приеме документов на регистрацию по форме Р 11001, входящий № 8451 (л.д. 13).

В силу пункта 4 статьи 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Однако кроме указанных в законе документов ФИО1 в регистрирующий орган также представлены акт приема-передачи № 1 от 20.04.2005г. и списки членов СПК «колхоз Элнет» (л.д. 99-108).

Порядок образования кооператива установлен статьей 8 ФЗ от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

В материалах дела имеется протокол общего организационного собрания граждан Исменецкого сельского совета от 20.04.2005г., из которого следует, что граждане приняли единогласное решение об учреждении на территории Исменецкого сельского совета Звениговского района РМЭ сельскохозяйственного производственного кооператива – «колхоз Элнет» и принятии в члены кооператива 29 человек, согласно списку.

Согласно статье 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» государственная регистрация кооператива осуществляется в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации.

В статье 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 107 Гражданского кодекса РФ правовое положение производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о производственных кооперативах.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственной артелью (колхозом) – видом сельскохозяйственного производственного кооператива – признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива.

В силу статьи 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» на стадии образования кооператива гражданами, решившими объединиться в кооператив, определяется размер паевого фонда кооператива и источники его образования.

В соответствии с протоколом от 20.04.2005г. граждане Исменецкого сельского совета определили, что паевой фонд вновь создаваемого кооператива в размере 290 000 рублей будет образован «путем внесения земельных долей членов СПК в праве общей собственности земельного участка долевого фонда совхоза им. В.И. Ленина», оцененных в сумме 10 000 рублей каждая (л.д. 15).

Вместе с тем протокол общего собрания граждан Исменецкого сельского совета от 20.04.2005г. содержит сведения о том, что во вновь создаваемом СПК «колхоз Элнет» создан неделимый фонд кооператива. Неделимый фонд вновь создаваемого кооператива сформирован за счет объектов имущества иного юридического лица – совхоза им. В.И. Ленина, которое передано еще не созданному СПК «колхоз Элнет», по акту приема-передачи. В пункте 4 протокола указано, что имущественные паи, которыми владеют на праве собственности лица, вышедшие из совхоза и принятые в колхоз на основании выданных свидетельств, переданы в неделимый фонд кооператива.

Таким образом, в неделимый фонд вновь создаваемого кооператива по акту передано имущество на общую сумму 11 019 401 рублей, а также стоимость имущественных паев 29 членов кооператива на общую сумму 545 579 рублей согласно спискам членов СПК «колхоз Элнет».

В пункте 5 статьи 34 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенную часть принадлежащего кооперативу имущества составляют неделимые фонды. Решение об образовании, о размере неделимых фондов и видах относимого к неделимым фондам имущества принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Однако на момент создания юридического лица кооператив еще не имеет имущества, находящегося в его собственности.

На стадии образования кооперативов неделимый фонд может быть образован только при реорганизации сельскохозяйственных организаций, что предусмотрено пунктом 2 статьи 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

На основании изложенного следует, что протокол от 20.04.2005г. в части образования неделимого фонда СПК «колхоз Элнет» изначально является недействительным в силу несоответствия положениям статей 3, 34 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в соответствии с законами, устанавливающими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

В силу статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

При принятии решения о государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган проверяет представленные документы на соответствие их действующему законодательству.

В связи с тем, что согласно статье 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в двух случаях - непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, а также представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, документы, представленные в регистрирующий орган и не соответствующие действующему законодательству, расцениваются налоговым органом как не представленные.

Следовательно, МИФНС России № 2 по Республике Марий Эл правомерно определила, что протокол от 20.04.2005г. нарушает правовые основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, и в свою очередь признала, что в противоречащем действующему законодательству протоколе не может содержаться решение о создании юридического лица. В связи с отсутствием решения о создании юридического лица в государственной регистрации СПК «колхоз Элнет» правомерно отказано.

Арбитражным судом отдельно исследованы доводы заявителя о том, что регистрирующий орган не должен был проверять на соответствие действующему законодательству РФ весь представленный протокол от 20.04.2005г. и в частности его пункт 4.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских фермерских хозяйств. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Таким образом, регистрирующий орган в пределах возложенных на него полномочий рассматривает все представленные на регистрацию документы на предмет их достаточности и соответствия действующему законодательству.

ФИО1 представил в МИФНС России № 2 по РМЭ кроме документов, установленных статьей 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», акт приемки-передачи основных средств от 20.04.2005г. и списки членов кооператива при его создании. Представленные акт и списки корреспондируют с пунктом 4 протокола от 20.04.2005г., следовательно, не могли не являться предметом правовой оценки регистрирующего органа.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При указанных обстоятельствах регистрирующий орган пришел к обоснованному выводу о том, что документы, представленные для государственной регистрации создания сельскохозяйственного производственного кооператива «колхоз Элнет», не соответствуют требованиям действующего законодательства, и обоснованно отказал в государственной регистрации юридического лица.

Судом в результате исследования доказательств и правовой оценки доводов спорящих сторон установлено, что решение руководителя МИФНС России № 2 по РМЭ об отказе в государственной регистрации юридического лица от 22.12.2005г. соответствует закону, и не нарушает права СПК «колхоз Элнет» в сфере предпринимательской деятельности, так как выявленные нарушения действующего законодательства носят устранимый характер.

Согласно частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании статей 102, 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции подлежит взысканию со стороны, не в пользу которой принят судебный акт. Учитывая, что заявителю при обращении в арбитражный суд с заявлением была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 100 рублей, исчисленная на основании статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, взыскивается арбитражным судом в федеральный бюджет с заявителя - ФИО1.

Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2006г. Полный текст решения изготовлен 14.04.2006г., что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований гражданина ФИО1 о признании незаконным отказа в государственной регистрации юридического лица – сельскохозяйственного производственного кооператива «колхоз Элнет», принятого 22.12.2005г. Межрайонной ИФНС № 2 по Республике Марий Эл, отказать полностью.

2. Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: д. Большая Шия Мамадышского района Татарской АССР, место жительства: РМЭ, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Камаева