ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1692/15 от 26.05.2015 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«26» мая 2015 года                    Дело № А38-1692/2015                   г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лежнина В.В.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело

по заявлению Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Холдинг Морки»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Марийская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – заявитель, прокурор, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Холдинг Морки» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление мотивировано тем, что общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению на принадлежащем ему на праве аренды полигоне отходов I-IV класса опасности при отсутствии у него соответствующей лицензии (л.д. 8-15).

Ответчик, надлежаще уведомленный о рассмотрении спора, письменный отзыв и документальные доказательства не представил (л.д. 97).

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора и привлечь общество к административной ответственности по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Холдинг Морки» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 77, 78, 79-81). В соответствии с уставом общества одним из видов его деятельности является удаление и обработка твердых отходов (л.д. 82-93).

На основании постановления администрации Моркинского муниципального района № 894 от 22.10.2014 между МУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» и ООО «Холдинг Морки» 22.10.2014 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 12:13:0110103:258 площадью 80035 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, юго-восточная часть кадастрового квартала, для размещения полигона ТБО сроком до 04.12.2018, собственником которого является муниципальное образование «Моркинский муниципальный район» (л.д. 17-18, 106, 107-108). Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в ЕГРП (л.д. 18, оборот, 99-100).

По результатам проведенного аукциона между МУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» и ООО «Холдинг Морки» 05.12.2013 заключен договор аренды сооружения - полигона ТБО, назначение: специальное, инвентарный номер 88:232:002:00003200, литер I, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 12:13:0110103:258 , общей площадью 80035 кв.м., для утилизации ТБО, собственником которого также является муниципальное образование «Моркинский муниципальный район» (л.д. 19-20, 105, 109-110, 111-116). Сооружение полигона передано по акту от 05.12.2013 (л.д. 20, оборот). Также произведен осмотр полигона 05.12.2013, о чем составлен акт (л.д. 21).

12.03.2015 старшим помощником Марийского межрайонного природоохранного прокурора составлен рапорт о поступлении информации от Управления Росприроднадзора по РМЭ об использовании ООО «Холдинг Морки» полигона ТБО, расположенного по адресу:Республика Марий Эл, Моркинский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 12:13:0110103:258 , общей площадью 80035 кв.м., для вывоза и размещения твердых бытовых отходов I-IV классов опасности без лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 55, 56).

Уведомлением от 13.03.2015 ООО «Холдинг Морки» извещено о начале проведении проверки (л.д. 57).

17.03.2015 старшим помощником Марийского природоохранного прокурора  в присутствии законного представителя общества и понятого проведен осмотр территории полигона ТБО, инв.№88:232:002:00003200, литер I, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 12:13:0110103:258 , общей площадью 80035 кв.м. Результаты осмотра зафиксированы в акте (л.д. 58).

В акте осмотра отмечено, что на данном полигоне ООО «Холдинг Морки» размещает мусор, вывезенный с предприятий района. На момент осмотра производился вывоз ТБО на полигон машиной ГАЗ 3309, арендуемой обществом для вывоза и захоронения бытовых отходов. Лицензия у общества на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности отсутствует (л.д. 58). К акту приложены фотоматериалы (л.д. 59-61).

В ходе проверки 17.03.2015 взяты объяснения у генерального директора ООО «Холдинг Морки», в которых он пояснил, что с 05.01.2014 ООО «Холдинг Морки» начало осуществлять деятельность по вывозу бытовых отходов бюджетных и коммерческих организаций, расположенных на территориях населенных пунктов Моркинского района, включая п. Морки. С этого времени общество начало осуществлять деятельность по утилизации (захоронению) ТБО на полигоне, расположенном по адресу:Республика Марий Эл, Моркинский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 12:13:0110103:258, общей площадью 80035 кв.м. За вывоз и размещение отходов общество получает денежные средства по тарифам, утвержденным Республиканской службой по тарифам. Также в письменных объяснениях законный представитель общества сообщил, что с 05.01.2015 у ООО «Холдинг Морки» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Обществом в настоящее время ведется сбор документов для получения такой лицензии (л.д. 54, 62).

Также 18.03.2015 старшим помощником Марийского природоохранного прокурора составлена справка о проведенной выездной проверки по факту эксплуатации обществом объекта размещения отходов - полигона ТБО, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 12:13:0110103:258 , общей площадью 80035 кв.м., без лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 63-64).

20.03.2015 законный представитель ООО «Холдинг Морки» извещен о времени и месте составления постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 69).

В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, заключающегося в осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности без необходимой на то лицензии, Марийским межрайонным природоохранным прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры 24.03.2015 в отношении ООО «Холдинг Морки» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 70-76). При составлении постановления присутствовал законный представитель общества, которому были разъяснены его права и обязанности (л.д. 75). В объяснениях генеральный директорООО «Холдинг Морки»  признал событие административного правонарушения (л.д 54, 65-68). Также в этот же день им была получена копия постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, о чем имеется соответствующая подпись (л.д. 76).

В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ административный орган просит привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Правомерность заявленного требования проверена арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.

Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Исходя из анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд делает вывод о том, что административным органом доказано наличие в действиях ООО «Холдинг Морки» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку ответчиком при ведении предпринимательской деятельности осуществлялся сбор и размещение опасных отходов без лицензии.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается при прекращении действия лицензии. В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен в статье 12 указанного Федерального закона. При этом в данный перечень включена, в том числе деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ).

В статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) также установлено, что деятельность по обезвреживанию и размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны следующие понятия:

отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

По правилам статьи 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В силу статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Во исполнение Федерального закона № 89-ФЗ постановлением Правительства РФ №712 от 16.08.2013 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности. В соответствии с пунктами 7 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности паспорта составляют и утверждают на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Код и наименование отхода указываются в паспорте по Федеральному классификационному каталогу отходов, который утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445. В соответствии с указанным каталогом мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный имеет код по ФККО 73310001724, что предполагает отнесение отходов этого вида к IV классу опасности. Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, имеют код по ФККО 47110101521, что предполагает отнесение отходов этого вида к I классу опасности.

Вместе с тем осуществление обществом деятельности по обезвреживанию и размещению на эксплуатируемом им полигоне ТБО отходов производства и потребления I-IV классов опасности, а именно, мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного, исключая крупногабаритный, ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, подтверждается актом осмотра от 17.03.2015 (л.д. 58), фотоматериалами (л.д. 59-61), письменными объяснениями генерального директора ООО «Холдинг Морки» (л.д. 62, 65-68), государственными и муниципальными контрактами на вывоз и утилизацию (захоронение) бытовых отходов (л.д. 22-23, 25, 38-40, 43, 44-45, 47, 49-51, 52-53), документами об исполнении этих контрактов (л.д. 24, 27, 28, 29, 39, оборот, 46, 48, 53, оборот), а также паспортами отходов I-IV классов опасности (л.д. 26, 41, 42).

Общество осуществляет деятельность по размещению и обезвреживанию опасных отходов в качестве предпринимательской с целью получения доходов, что признано ответчиком, а также подтверждается указанными государственными и муниципальными контрактами на вывоз и утилизацию (захоронение) бытовых отходов, документами об исполнении этих контрактов, приказом Республиканской службы по тарифам № 8 от 20.03.2014 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемых ООО «Холдинг Морки» на территории муниципального образования «Моркинский муниципальный район», приказами ООО «Холдинг Морки» об утверждении стоимости оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО №5 от 31.03.2014, №13 от 11.12.2014 (л.д. 30-33, 34-35, 36-37, 62, 65-68, 118-121).

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255, лицензирование деятельности в области обращения с отходами I - IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Полномочиями по лицензированию такой деятельности на территории Республики Марий Эл наделено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл.

Между тем в письме от 05.03.2015 Управление Росприроднадзора по РМЭ указало, что ООО «Холдинг Морки» не выдавалась лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, и оно не обращалось в Управление с заявлением о выдаче такой лицензии (л.д. 55). Кроме того, отсутствие у общества указанной лицензии признано законным представителем общества в письменных объяснениях (л.д. 62, 65-68).

Следовательно, общество не имело право осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом опасных отходов, в связи с неполучением в установленном порядке соответствующей лицензии.

Таким образом, арбитражный суд признает доказанным событие административного правонарушения, заключающегося в осуществлении ООО «Холдинг Морки» в коммерческих целях деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО без лицензии. Поэтому довод заявителя о необходимости получения ответчиком лицензии на осуществление такой деятельности является обоснованным.

Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает, что вина ООО «Холдинг Морки» в совершении вмененного ему административного правонарушения доказана представленными в материалы дела доказательствами. Сведения об объективных обстоятельствах, препятствовавших выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению законодательства, не представлены.

Проведя по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализ имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд делает вывод о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который выражается в осуществлении подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности без лицензии.

Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении принято уполномоченным лицом на основании статей 22, 25, 27 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 28.4 КоАП РФ в соответствии с компетенцией прокурора на возбуждение производства по делам об административных правонарушениях (л.д. 94). Постановление вынесено при участии законного представителя общества (л.д. 54, 70-76). Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание постановления не противоречат правилам статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, поскольку событие административного правонарушения обнаружено должностным лицом 17.03.2015 в день составления акта осмотра. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Рассмотрев заявление административного органа, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение о привлечении ООО «Холдинг Морки» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом характера совершенного правонарушения, положений статей 2.10, 3.1, 4.1. КоАП РФ, арбитражный суд считает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью «Холдинг Морки» наказание в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Холдинг Морки» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: Республика Марий Эл, пгт. Морки, ул. Пушкина, д. 21, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.12.2009) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Холдинг Морки» уплатить административный штраф в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК по Тверской области (Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура), лицевой счет <***>, расчетный счет  <***> в Отделении Тверь г. Тверь, БИК – 042809001, код ОКТМО – 28701000, ИНН получателя - 6905010905, КПП – 695001001, код бюджетной классификации – 41511690010016000140.

Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         В.В. Лежнин