ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-2026/2021 от 15.06.2021 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«22» июня 2021 г. Дело № А38-2026/2021 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2021 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (ОГРН 1021201050474, ИНН 1207000288)

к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл

о признании незаконным отказа в продлении срока исполнения представления органа казначейства

с участием представителей:

от заявителя – Мимеева Е.С. по доверенности от 30.04.2021,

от ответчика – Боев О.Л. по доверенности от 25.12.2019

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (далее – учреждение, колония) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным оформленного письмом Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 03.03.2021 № 08-18-18/831 отказа в продлении сроков исполнения пункта 1.1 представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, обязании продлить указанный срок до 31.12.2023 (л.д. 3,4, 53,54).

В заявлении, дополнении к нему изложены доводы о том, что на основании части 3.2 статьи 270.2 БК РФ учреждение вправе претендовать на продление срока исполнения представления органа внутреннего государственного финансового контроля, в чем ему было необоснованно отказано.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, УФК по РМЭ в отзыве на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Указал, что на основании части 3.2 статьи 270.2 БК РФ срок исполнения представления может быть продлен в порядке, предусмотренном федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Указанный федеральный стандарт утвержден постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, которое вступило в силу с 28.07.2020 и применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после этой даты. Поскольку проверка в отношении колонии начата и представление по ее итогам вынесено до 23.07.2020, порядок продления сроков его исполнения, предусмотренный частью 3.2 статьи 270.2 БК РФ, постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, в спорном случае не подлежит применению. Оснований для продления срока исполнения представления, в течение которого учреждение не приняло мер по его исполнению, и который на дату обращения с ходатайством о продлении истек, не имеется (л.д. 60-62).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с 11.02.2020 по 18.03.2020 органом казначейства проведена плановая выездная проверка по предоставлению и использованию колонией средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности за проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

По итогам проверки органом казначейства составлен акт выездной проверки от 18.03.2020 (л.д. 26-44), вынесено представление от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, в соответствии с которым колонии предложено:

1) устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий на сумму 30 312 369 руб. 14 коп., в том числе, принять меры по возмещению в доход федерального бюджета нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 15 550 466 руб. 07 коп. (пункт 1.1 резолютивной части представления); отразить по бюджетному учету операции по увеличению стоимости административного здания тарного цеха, функционирующего как исправительный центр (УФИЦ), на сумму затрат, произведенных в связи с реконструкцией, на счете 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения» на сумму 14 187 698 руб.; операции по увеличению затрат на возведение сооружения «Ограждение локального участка из профильного листа» на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы» и уменьшению данных по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 574 205 руб. 07 коп. (пункт 1.2 резолютивной части представления);

2) принимать меры по устранению причин и условий нарушений, отраженных в пунктах 5, 7 описательной части представления: разработать План мероприятий по устранению причин и условий совершения нарушений, с указанием срока исполнения и ответственных исполнителей (пункт 2.1 резолютивной части представления); принять меры по выполнению Плана мероприятий (пункт 2.2 резолютивной части представления).

О результатах исполнения представления колонии предложено проинформировать орган казначейства в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 15 июня 2020 г. (л.д. 23-25).

По результатам рассмотрения представления колония письмом от 09.06.2020 № 13/ТО/20/3-357 сообщила органу казначейства о подготовке документов для оспаривания представления в судебном порядке, указала срок исполнения представления - с момента вынесения судебного решения.

После этого колония обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07.05.2020 № 08-18-10/1335.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.11.2020 по делу № А38-3705/2020 отказано в удовлетворении заявления колонии о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07.05.2020 № 08-18-10/1335.

Постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.06.2021 по делу № А38-3705/2020 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.11.2020 оставлено без изменения, апелляционная, кассационная жалоба колонии – без удовлетворения.

Учреждение обратилось в орган казначейства с ходатайством от 02.03.2021 № 13/ТО/20/18-418 о продлении срока исполнения пункта 1.1 представления УФК по РМЭ от 07.05.2020 № 08-08-10/1335 на срок до 31.12.2023г. При этом, колония указала, что 15.01.2021 УФСИН России по РМЭ в адрес УКСНЭР ФСИН России направлено письмо, содержащее просьбу об оказании содействия в исполнении представления от 07.05.2020 № 08-08-10/1335. Ответ на это письмо не поступил (л.д. 65).

Письмом УФК по Республике Марий Эл от 03.03.2021 № 08-18-18/831 колонии сообщено, что срок исполнения представления оставлен без изменения. Положения постановления Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, предусматривающие возможность продления сроков исполнения представлений органов казначейства, вступили в силу 28.07.2020 и не распространяются на представление, вынесенное в отношении колонии по итогам проверки, завершенной до указанной даты (л.д. 66).

Учреждение обратилось в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконным решения и.о. руководителя УФК по Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. от 03.03.2021 № 08-18-18/831 об отказе в продлении сроков исполнения пункта 1.1 представления от 07.05.2020 № 08-08-10/1335; обязании продлить этот срок до 31.12.2023г.

Вступившим в законную силу определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 24.03.2021 административное исковое заявление колонии возвращено. Суд указал, что оспариваемое решение об отказе в продлении сроков исполнения представления затрагивает права учреждения в сфере экономической деятельности, в связи с чем, его заявление подсудно Арбитражному суду Республики Марий Эл.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным оформленного письмом УФК по Республике Марий Эл от 03.03.2021 № 08-18-18/831 отказа в продлении сроков исполнения пункта 1.1 представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, обязании продлить указанный срок до 31.12.2023г.

Законность и обоснованность оспариваемого решения (действия) органа казначейства проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между участниками спора имеются правовые разногласия по вопросу о наличии оснований для продления срока исполнения пункта 1.1 представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335 до 31.12.2023г.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ положения статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ дополнены пунктом 3.2, согласно которому по решению органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен в порядке, предусмотренном федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза по обращению объекта контроля.

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» (далее – Федеральный стандарт).

Разделом III указанного Федерального стандарта определены основания, форма и порядок принятия органом контроля решения по вопросу о продлении срока исполнения представления (предписания) (пункты 19-22 Федерального стандарта).

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.07.2020),оно вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления в силу указанного постановления, за исключением пункта 18 Федерального стандарта, который вступает в силу с 01.01.2021г.

Из изложенного следует, что Федеральный стандарт вступил в силу с 28.07.2020 и применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после указанной даты.

Таким образом, в отношении представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, вынесенного по итогам проверки, начатой и оконченной до 28.07.2020, положения Федерального стандарта не применяются. Основания, форма и порядок продления срока исполнения указанного представления нормативно не урегулированы.

По смыслу пункта 3.2 статьи 270.2 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ, вступившего в силу в части введения этого пункта с 06.08.2019) продление срока исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является правом указанного органа.

Как справедливо указал орган казначейства, в течение установленного в представлении от 07.05.2020 срока представления информации и документов о результатах исполнения представления (до 15.06.2020) заявителем никаких действий по его исполнению не предпринято; в письме колонии от 09.06.2020 № 13/ТО/20/3-357 органу казначейства сообщено о намерении обжаловать представление в судебном порядке и исполнять его с момента вынесения судебного решения. При этом, с заявлением о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия представления учреждение при рассмотрении арбитражным судом дела № А38-3705/2020 о его оспаривании не обращалось; действие представления судами не приостанавливалось.

В качестве мер, принятых по исполнению представления, заявитель ссылается на направление колонией в УФСИН России по РМЭ письма от 02.03.2021 № 13/ТО/20/18-419, УФСИН России по РМЭ в УКСНЭР ФСИН России писем от 15.01.2021 № исх-13/ТО/38-272, от 10.03.2021 № исх-13/ТО/38-2028, содержащих просьбу оказать содействие в исполнении представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335 (л.д. 46-49). Ответы на указанные письма на дату судебного заседания не получены; доказательств совершения действий, направленных на реальное поступление в федеральный бюджет хотя бы части суммы нецелевым образом израсходованных средств, заявителем в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, установил, что заявление о продлении срока исполнения представления (ходатайство от 02.03.2021 № 13/ТО/20/18-418) направлено учреждением в адрес органа казначейства после истечения срока исполнения представления (до 15.06.2020). В течение указанного срока, а также на дату оспариваемого отказа в продлении срока исполнения представления заявителем не принято всех зависящих от него мер по его своевременному исполнению. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем не представлено.

В связи с изложенным, орган казначейства пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для продления срока исполнения представления.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» о признании незаконным оформленного письмом УФК по Республике Марий Эл от 03.03.2021 № 08-18-18/831 отказа в продлении срока исполнения пункта 1.1 представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, обязании продлить указанный срок до 31.12.2023г.

Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании арбитражным судом не рассматривался.

Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2021. Полный текст решения изготовлен 22.06.2021, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (ОГРН 1021201050474, ИНН 1207000288) о признании незаконным оформленного письмом Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 03.03.2021 № 08-18-18/831 отказа в продлении срока исполнения пункта 1.1 представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, обязании продлить указанный срок до 31.12.2023г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья /Ю.А. Вопиловский/