АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«21» августа 2008г. Дело № А38-2258/2008-19-110 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 августа 2008 г.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Камаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Верхневолжского окружного управления геодезии и картографии
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Земля и право»
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
с участием представителей:
от заявителя – ФИО2, руководитель, приказ от 03.08.2005,
от ответчика – не явились, надлежаще извещены
УСТАНОВИЛ:
Верхневолжское окружное управление геодезии и картографии (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью «Земля и право» (далее - Общество), о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 рублей за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении геодезической деятельности (л.д. 4-8, 101-102).
В судебном заседании заявитель требования поддержал, просил привлечь Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной нормы. При этом заявитель обосновал вышеуказанные требования следующими доводами. При проведении проверки установлен факт осуществления ответчиком геодезической деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: геодезические работы выполнены инструментом не прошедшим метрологическую аттестацию; при обработке результатов измерений использованы нелицензионные программные продукты; не выполнено двойное координирование границ землепользования при полярном способе определения с точек планового основания; внутренний контроль и приемка работ осуществлены без результатов проведения полевых инструментальных измерений; при определении координат межевых знаков нарушено предельное количество погрешностей; руководитель и специалисты в штате юридического лица не имеют высшего или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы не менее 3-х лет; отсутствие геодезических приборов и оборудования, принадлежащих обществу на праве собственности или ином законном основании; не обеспечен контроль за качеством выполняемых геодезических работ. Тем самым общество с ограниченной ответственностью «Земля и право» осуществляло геодезическую деятельность с нарушением лицензионных условий, что является правонарушением, установленным частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменный отзыв на заявление не представил (л.д. 97-98, 100).
В соответствии с правилами статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя, арбитражный суд считает необходимым привлечь общество с ограниченной ответственностью «Земля и право» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Земля и право» зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 85).
В соответствии с подпунктом 42 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.12.1995 №209-ФЗ «О геодезии и картографии» государственный геодезический надзор за геодезической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. Основной задачей государственного геодезического надзора за геодезической деятельностью является надзор за всеми субъектами геодезической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.
Пунктом 2 Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 №705, установлено, что лицензирование геодезической деятельности осуществляется Федеральным агентством геодезии и картографии.
Пунктом 5.4. Положения о территориальных органах Федерального агентства геодезии и картографии, утвержденного приказом Федерального агентства геодезии и картографии от 13.05.2005 №84-пр, территориальные органы Федерального агентства геодезии и картографии, к которым отнесено Верхневолжское окружное управление геодезии и картографии, осуществляют в установленном порядке лицензирование геодезической деятельности. Лицензии предоставляют право юридическим лицам осуществлять указанные в ней виды и объемы геодезических работ, а также возлагает на них ответственность за качество выполняемых работ.
03.02.2004 ООО «Земля и право» выдана лицензия серии ГК №007780, регистрационный номер ВВГ- 00751Г на осуществление геодезической деятельности. В соответствии с приложением к лицензии Общество вправе выполнять построение и развитие плановых и высотных съемочных сетей при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ (л.д. 43).
На основании приказа руководителя Верхневолжского окружного управления геодезии и картографии от 03.07.2008 № 50 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Земля и право» проведена плановая проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении геодезической деятельности (л.д. 23).
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений действующего законодательства, допущенных юридическим лицом при осуществлении геодезический деятельности, которые зафиксированы в акте государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении геодезической деятельности и в акте камерального и полевого обследования качества геодезических работ (л.д. 28-40). При этом проверке подверглись 3 землеустроительных дела по установлению в натуре границ земельных участков, расположенных по следующим адресам: Республика Марий Эл, <...> Проверка была проведена и составлены указанные акты в присутствии законного представителя общества - директора ФИО3, который подписал акты без замечаний и возражений (л.д. 32, 40).
На основании проведенной проверки 09.07.2008 главным специалистом - экспертом Верхневолжского окружного управления геодезии и картографии ФИО4 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Земля и право» составлен протокол по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 18-22).
22.07.2008 Верхневолжское окружное управление геодезии и картографии обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Земля и право» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 4-8).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006 №705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» утверждено Положение о лицензировании геодезической деятельности (в дальнейшем – Положение). Пунктом 3 указанного Положения определены требования к субъектам, осуществляющим геодезическую деятельность. Условия осуществления указанного вида деятельности установлены пунктом 4 названного Положения.
Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 26.12.1995 №209-ФЗ «О геодезии и картографии» нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической деятельности влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арбитражным судом установлены следующие нарушения ООО «Земля и право» лицензионных требований и условий.
1) В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения общество обязано соблюдать порядок организации геодезических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения в соответствии со статьей 6 ФЗ «О геодезии и картографии».
Нормативно-технические документы в области геодезической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической деятельности и являются основой осуществления государственного геодезического надзора за геодезической деятельностью (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»).
Пунктом 1 статьи 8 Закона РФ от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 названного закона средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические лица, использующие средства измерения в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять их на поверку. Положительные результаты поверки средств измерений оформляются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.
Согласно акту государственного контроля от 09.07.2008 геодезические измерения выполнены электронным тахеометром 3ТА5Р заводской номер 220088, 2003 года выпуска, не прошедшим на момент проведения работ по созданию землеустроительных дел метрологической проверки (л.д. 29, 31).
В силу пункта 5.23 СП 11-104-97 «Инженерно - геодезические изыскания для строительства» при обработке результатов измерений в геодезических сетях следует использовать программные средства камеральной обработки, имеющие соответствующие паспорта, в соответствии с положением о Федеральном фонде программных средств массового применения в строительстве (утвержденным приказом Госстроя России от 18.09.1997 №17-78) или сертификаты.
Административным органом доказано и подтверждено материалами дела, то обстоятельство, что обработка результатов геодезических измерений выполнена на нелицензированных программах, при этом доказательства законности оснований их приобретения Обществом не представлены (л.д. 29).
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении содержится указание на следующие нарушения лицензионных требований подпункта «а» пункта 3 Положения, допущенных ответчиком (л.д. 18-22). Так, акты контроля качества геодезических работ не в полной мере отражают результаты полевой проверки, результаты внутреннего контроля и приемки оформляются без приложения к акту ведомости полевых инструментальных измерений. Также ответчиком не указан тип, марка, номер прибора которым выполнены контрольные измерения, что является нарушением требований пункта 13.4 Инструкции по межеванию земель, пункта 15.7 Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000 - 1:500 ГКИНП - 02-033-82. Ответчиком на всех четырех объектах не выполнено двойное координирование границ землепользования при полярном способе определения точек планового обследования, что, по мнению административного органа, является нарушением пункта 15.7 «Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5 000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» ГКИНП - 02-033-82.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, средние квадратические погрешности взаимного положения пунктов ОМС (ОМЗ) и положения межевых знаков не должны превышать величин, приведенных в таблице. Предельная погрешность положения точки не должна превышать удвоенной средней квадратической погрешности. Количество погрешностей, превышающих предельные, должно быть не более 5% от общего числа контрольных измерений.
Между тем, из материалов землеустроительного дела 07-11 №359 по установлению в натуре границ земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <...>, следует, что количество погрешностей от общего числа контрольных точек составило 20 %, что превышает допустимый процент предельных ошибок (5%) (л.д. 38, 59-60, 62). Тем самым, межевание земельного участка проведено ниже точности приведенной в таблице Инструкции по межеванию земель.
Таким образом, арбитражным судом в судебном заседании установлен факт нарушения ООО «Земля и право» лицензионных требований и условий при осуществлении геодезической деятельности, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Положения, что квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
2) В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 Положения, определяющих условия лицензирования геодезической деятельности, руководитель общества или его заместитель или руководитель структурного подразделения, а также работники в штате организации, осуществляя указанный вид деятельности, должны иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» со стажем работы не менее 3-х лет.
Материалами дела установлено, что в штате общества состоит один специалист, обладающий специальным геодезическим образованием, руководитель Общества имеет среднее специальное образование по специальности «лесное - лесопарковое хозяйство» (л.д.31), следовательно, Обществом нарушены указанные условия лицензирования, что также влечет привлечение ООО «Земля и право» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
3) На основании подпункта «в» пункта 4 Положения, лицензионным условием осуществления геодезической деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ.
Административным органом доказано и подтверждено материалами дела, что на момент проверки Общество не подтвердило права собственности или иное законное право на электронный тахеометр 3Та5Р заводской номер 220088, 2003 года выпуска (л.д.31).
Таким образом, Обществом при осуществлении геодезической деятельности не соблюдается подпункт «в» пункта 4 Положения, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
4) Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения, определяющих условия лицензирования геодезической деятельности, Общество обязано обеспечить контроль за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.
В соответствии с пунктом 5.5 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП 17-002-93, утвержденной Роскартографией 15.10.1993, приемка полевых работ от исполнителя должна сопровождаться их инструментальной проверкой. Приемка работ оформляется актом, в котором указывается объем исполненных работ, соответствие полученных результатов требованиям действующих технических инструкций и общая оценка качества работ.
Как следует из пунктов 13.1, 13.3 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, в процессе и по завершению межевания земельных участков производитель работ осуществляет текущий контроль и приемку законченной продукции. Текущий контроль и приемку результатов межевания земель производитель работ выполняет с целью установления их соответствия требованиям инструкции. Результаты контроля и приемки оформляют актами установленной формы.
В целях контроля производитель работ выполняет дополнительные контрольные измерения, осматривает в натуре межевые знаки и устанавливает соответствие их оформления требованиям указанной Инструкции. Количество дополнительных контрольных измерений обосновывается в техническом проекте (пункт 13.4 Инструкции по межеванию земель).
Между тем, как следует из акта государственного контроля от 09.07.2008 приказ о возложении обязанностей контроля и приемки работ отсутствует, контрольные измерения не выполняются, акты внутреннего контроля не составляются (л.д. 32). При таких обстоятельствах арбитражный суд признает доказанным нарушение, выразившееся в необеспечении Обществом надлежащего контроля за качеством выполняемых работ.
Таким образом, в ходе проверки установлено нарушение ответчиком подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании геодезической деятельности.
На основании вышеизложенного, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение ООО «Земля и право» правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и выражающегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление геодезической деятельности.
Каждого из указанных правонарушений достаточно для привлечения ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Поскольку ответчик осуществляет геодезическую деятельность с нарушением условий и требований лицензий, не приняв все зависящие от него меры для соблюдения всех предусмотренных действующим законодательством требований, вина в его действиях установлена. Объективных обстоятельств, препятствующих ответчику в соблюдении установленных законодательством лицензионных условий и требований, арбитражным судом не установлено.
Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и статьями 2.1 и 2.2 КоАП РФ, арбитражный суд признает общество с ограниченной ответственностью «Земля и право» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом не установлены нарушения прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 09.07.2008 составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, уполномоченным лицом, в присутствии директора Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, были разъяснены, возможность для ознакомления с протокол была предоставлена, о чем свидетельствует подпись законного представителя организации в протоколе (л.д. 21-22). Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 рублей до 40 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу арбитражный суд, учитывая совершение правонарушения впервые, считает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью «Земля и право» наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 30 000 руб.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Земля и право» (основной государственный регистрационный номер 1031200414552, место нахождения: <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Перечисление штрафа произвести в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Верхневолжское окружное управление геодезии и картографии), расчетный счет – <***> в ГРКЦ НБ Респ. Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН получателя – 5262034983, КПП получателя – 526201001, БИК банка – 048860001, КБК– 17311690040040000140, ОКАТО – 88401000000, наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в установленный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле платежного документа об уплате штрафа.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В. Камаева