АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«30» июля 2010 года Дело № А38-2268/2010 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лежнина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтиной М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Частное Охранное Предприятие «СЕКРЕЦИУМ»
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
с участием представителей:
от заявителя – Антипов Е.Г., по доверенности,
от ответчика –Пашков Е.Г., директор
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл (далее – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное Охранное Предприятие «СЕКРЕЦИУМ» (далее – ответчик, ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществлении деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением лицензионных требований (л.д. 5-6).
В судебном заседании заявитель поддержал требование о привлечении ответчика к административной ответственности в полном объеме и пояснил, что совершенное обществом правонарушение выражается в осуществлении деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением лицензионных требований (л.д. 72-73).
В судебном заседании и в отзыве на заявление ответчик требование административного органа не признал.
Дополнительно ответчик указал, что Лежнин С.В. работает в ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» в должности начальника технической службы. Однако он не осуществляет монтаж охранно-пожарной сигнализации и её обслуживание. Работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации и её обслуживанию фактически осуществляет другой работник – Шубенкин Д.В., который имеет документы о повышении квалификации. Кроме того, ответчик пояснил, что Лежнин С.В. имеет высшее образование по специальности «конструирование и технология радиоэлектронных средств», однако повышение квалификации указанный работник в течение последних 5 лет не проходил (л.д. 63, 72-73).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя и ответчика, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленное требование административного органа и привлечь ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» к административной ответственности по следующим правовым и процессуальным основаниям.
ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1071215010350, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 20, 50).
24.12.2008 ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» выдана лицензия № 2/28787 на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, сроком действия по 24.12.2013 (л.д. 19).
Подпунктом 10 пункта 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2004 № 458, предусмотрено, что региональный центр МЧС осуществляет лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России. В силу пунктов 3 и 15 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 625 от 25.10.2006, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориальным органом.
На основании распоряжения (приказа) заместителя начальника Главного управления МЧС России по РМЭ № 28 от 24.05.2010, с которым ознакомлен и.о. директора общества 03.06.2010, старшим инженером отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности проведена плановая проверка соблюдения ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» лицензионных требований и условий при осуществлении производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (л.д. 14-15, 52-55).
В ходе проверки было выявлено и зафиксировано в акте проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 18.06.2010 № 28 (л.д. 16-17), что у начальника технической службы Лежнина С.В. отсутствуют документы о повышении квалификации в области лицензируемой деятельности за последние 5 лет. Акт был составлен в присутствии исполняющего обязанности директора ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» Угольникова Ю.Р., начальника технической службы ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» Лежнина С.В. Должностным лицом отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности УГПН 18.06.2010 было составлено предписание № 28/1/1 об устранении нарушений лицензионных требований, выявленных в ходе проведения проверки (л.д. 18). Предписание получено исполняющим обязанности директора ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» 21.06.2010.
По итогам проверки 22.06.2010 государственным инспектором Республики Марий Эл по пожарному надзору был составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности № 31, в котором сделан вывод о том, что выявленное в ходе проверки нарушение образует событие административного правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 11-12). В протоколе отражены объяснения исполняющего обязанности директора ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» о том, что он признает факт совершения правонарушения и обязуется его устранить.
На основании правил части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 5-6).
Правомерность заявления административного органа проверена арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.
Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Представленные Главным управлением МЧС России по Республике Марий Эл доказательства соответствуют административному и процессуальному законодательству и подтверждают событие административного правонарушения.
Так, протокол об административном правонарушении составлен в предусмотренный законом срок уполномоченным лицом – государственным инспектором Республики Марий Эл по пожарному надзору, полномочия которого подтверждаются приказом МЧС РФ №68 от 6.02.2006 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (л.д. 8-9). Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. Лицензиат участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, при этом ему были разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. В протоколе обоснованно зафиксировано событие административного правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Поэтому протокол об административном правонарушении № 31 от 22.06.2010 признается арбитражным судом надлежащим основанием для привлечения ответчика к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием привлечения юридического лица к административной ответственности в соответствии с нормой части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является осуществление им предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (подпункт 39 пункта 1 статьи 17, статья 5) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к подлежащей лицензированию деятельности.
Факт осуществления ответчиком деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подтверждается материалами дела, в частности договором на техническое обслуживание № 120/202/9 от 01.07.2009 (л.д. 35-36), договором по оказанию услуг № 002/09 от 9.02.2009 (л.д. 40-41), справкой (л.д. 34), и не отрицается обществом. При этом в силу положения абзаца 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ данная деятельность является предпринимательской, так как осуществляется она юридическим лицом на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, что подтверждается платежными документами (л.д. 37-39, 42-43).
Лицензионные требования и условия осуществления производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определены в Положении о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства РФ № 625 от 25.10.2006 (далее - Положение).
В судебном заседании установлено, что ответчик нарушил лицензионные требования, установленные подпунктом «в» пункта 4 Положения.
В подпункте «в» содержится требование о необходимости прохождения всемиработниками, состоящими в штате соискателя лицензии (лицензиата) , повышения квалификации в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет.
При проведении проверки выявлено, что согласно трудовому договору от 8.12.2009 № 117, заключенному между работодателем - ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» и работником - Лежниным С.В., последний принят на работу в ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» на должность начальника технической службы с оплатой труда согласно штатному расписанию (л.д. 33). Указанный работник имеет высшее образование по специальности «конструирование и технология радиоэлектронных средств» (л.д. 57). Однако повышение квалификации Лежнин С.В. в течение последних 5 лет не проходил, что подтверждается объяснениями представителя общества, данными им при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 11-12, 31).
При этом арбитражный суд отклоняет довод ответчика об отсутствии необходимости прохождения Лежниным С.В. повышения квалификации. Позиция ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» основана на том, что Лежнин С.В. непосредственно в монтажной и обслуживающей деятельности не участвует, поэтому ему не обязательно проходить повышение квалификации каждые пять лет. Однако указанная позиция ответчика является ошибочной и не основана на нормативных актах. Так, согласно трудовому договору 8.12.2009 № 117 Лежнин С.В. принят на работу на штатную должность начальника технической службы. Вместе с тем лицензионные требования подпункта «б» пункта 4 Положения устанавливают необходимость наличия у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет . А лицензионные требования подпункта «в» пункта 4 Положения устанавливают необходимость повышения квалификации указанных в подпункте «б» лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет. Тем самым, поскольку Лежнин С.В. принят обществом на штатную должность начальника технической службы, связанную с лицензируемым видом деятельности, он был обязан пройти повышение квалификации в течение последних 5 лет. При этом нормативный акт не освобождает лицензиата от соблюдения им этого лицензионного требования при приеме на работу работника по совместительству.
Таким образом, при осуществлении производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обеспечено проведение мероприятий по прохождению работником повышения квалификации в области лицензируемой деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд признает доказанным наличие в действиях ответчика объективной стороны административного правонарушения, выраженной в форме осуществления предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 4 Положения.
Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд признает ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» виновным в совершении правонарушения, так как им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности. Сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд делает вывод о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, который выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с нарушением условий, предусмотренных соответствующей лицензией.
Рассмотрев заявление административного органа, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение о привлечении ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный суд считает обоснованным назначить ООО «ЧОП «СЕКРЕЦИУМ» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в сумме 30 000 рублей.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2010. Полный текст решения изготовлен 30.07.2010, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Частное Охранное Предприятие «СЕКРЕЦИУМ» (основной государственный регистрационный номер 1071215010350, место нахождения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 89) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Частное Охранное Предприятие «СЕКРЕЦИУМ» уплатить административный штраф в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл), счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН 1215098830, КПП получателя – 121501001, БИК – 048860001, код бюджетной классификации – 17711627000010000140, ОКАТО – 88401000000, наименование платежа – штраф за нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности РФ».
Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
3. Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле платежного документа об уплате штрафа.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья В.В. Лежнин