АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«04» сентября 2006 г. Дело № А-38-2339-12/274-2006 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть объявлена – 29.08.2006 г.
Полный текст решения изготовлен – 04.09.2006 г.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Вопиловским Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле
к ответчику МУП «Кинотеатр «Эрвий»
о взыскании налоговой санкции в сумме 175904 руб.
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, гл. специалист по доверенности от 18.08.2006 г. №03-06/27577,
от ответчика – ФИО2, председатель ликвидационной комиссии
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по г. Йошкар-Оле (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд РМЭ с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Кинотеатр «Эрвий» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Кинотеатр «Эрвий») о взыскании налоговых санкций в соответствии со статьей 123 НК РФ в сумме 194190 руб., в том числе в сумме 193815 руб. за не перечисление удержанного НДФЛ за 2003-2005 г.г., в сумме 375 руб. за неудержание НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г. (л.д.3-6).
В соответствии со ст.49 АПК РФ налоговый орган уменьшил размер требований, просил взыскать налоговые санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ в сумме 175904 руб., в том числе в сумме 175685 руб. за не перечисление удержанного НДФЛ за 2003-2005 г.г., в сумме 219 руб. за неудержание НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г.
Ответчик в отзыве на заявление признал требования налогового органа, в соответствии с п/п.3 п.1 ст.112, п.3 ст.114 НК РФ просил уменьшить размер взыскиваемых штрафов в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. В качестве таких обстоятельств ответчик просил учесть организационно-правовую форму предприятия, нахождение его в стадии ликвидации, тяжелое имущественное положение предприятия, полное перечисление в бюджет сумм НДФЛ, социально значимую деятельность предприятия.
В соответствии со ст.163 АПК РФ с 28.08.2006 по 29.08.2006 в судебном заседании объявлялся перерыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд признал требования налогового органа о взыскании налоговых санкций подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что МУП «Кинотеатр «Эрвий» зарегистрировано Государственной регистрационной палатой РМЭ в качестве юридического лица 15.04.2002 г., включено в Единый государственный реестр юридических лиц 27.12.2002 года, основной государственный регистрационный номер 1021200781128, состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле (л.д.8-10).
На основании решения заместителя руководителя Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле от 03.02.2006 г. №40 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка МУП «Кинотеатр «Эрвий» по вопросам правильности определения налоговой базы по НДФЛ за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., полноты и своевременности перечисления удержанных сумм НДФЛ в бюджет за период с 01.01.2003 г. по 01.01.2006 г. (л.д.24).
По окончании проверки составлена справка о проведенной выездной налоговой проверке от 22.03.2006 г. (л.д.25), акт выездной налоговой проверки МУП «Кинотеатр «Эрвий» от 28.03.2006 г. №3 (л.д.26-36).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле вынесено решение №6 от 17.04.2006 г. о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым на МУП «Кинотеатр «Эрвий» наложены штрафы по ст.123 НК РФ в размере 193815 руб. за не перечисление удержанного НДФЛ за 2003-2005 г.г., в размере 375 руб. за неудержание НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г. (л.д.15-21).
На основании ст.ст.69, 70, 104 НК РФ ответчику направлено требование №8336 от 21.04.2006 г. об уплате налоговой санкции в срок до 12.05.2006 года (л.д.13).
В установленный срок налоговая санкция не была уплачена, что послужило основанием для обращения налогового органа в соответствии со ст.ст.103.1, 104, 114 НК РФ в арбитражный суд за принудительным взысканием штрафа (л.д.3-6).
Установив неправомерность оспариваемого решения в части применения налоговых санкций по ст.123 НК РФ за не перечисление НДФЛ, наложенных с нарушением ст.113 НК РФ, за не удержание НДФЛ со сверхнормативных суточных, выплаченных ответчиком своим работникам, Инспекция ФНС России по г. Йошкар-Оле приняла решение от 24.08.2006 г. об изменении решения налогового органа №6 от 17.04.2006 г.
В соответствии со ст.49 АПК РФ заявитель уменьшил размер требований, просил взыскать налоговые санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ в размерах, указанных в решении от 24.08.2006 г. об изменении решения налогового органа №6 от 17.04.2006 г.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно п.1 ст.226 НК РФ российские организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса. Указанные организации и индивидуальные предприниматели являются в данном случае налоговыми агентами.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (пункты 4, 6 статьи 226 НК РФ).
В пункте 7 той же статьи установлено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ответчиком допущено не перечисление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных в период с 01.01.2003 г. по 01.01.2006 г. на сумму 969077 руб. (л.д.40-47). Сумма кредиторской задолженности по НДФЛ, исчисленная и удержанная за период с 01.01.2003 г. по 28.03.2003 г., в отношении которой истек срок давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренный ст.113 НК РФ, составила 90648 руб.
Материалами дела подтверждается, что сумма не перечисленного НДФЛ – 878429 руб. (969077-90648), исчислена и удержана в проверяемом периоде, без учета задолженности, образовавшейся до 01.01.2003 г. (даты начала проверяемого периода). Срок давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренный ст.113 НК РФ, за не перечисление указанной суммы НДФЛ не истек.
По состоянию на дату вынесения Инспекцией решения о привлечении МУП «Кинотеатр «Эрвий» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма не перечисленного в бюджет НДФЛ составила 878429 руб.
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Таким образом, арбитражный суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о взыскании с ответчика штрафа по статье 123 НК РФ в сумме 175685 руб. (878429х20%) за не перечисление удержанного НДФЛ за 2003-2005 г.г.
Согласно п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что в 2003, 2004 г.г. ответчиком не исчислен и не удержан НДФЛ с сумм, уплаченных МУП «Кинотеатр «Эрвий» за услуги такси, оказанные работникам предприятия. Ответчиком не представлено документов подтверждающих, что данные суммы являются компенсационными выплатами, связанными с исполнением работниками трудовых обязанностей или нахождением их в командировках. Сумма недобора по НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г. составила 1095 руб.
В соответствии со ст.123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, ответчик обоснованно привлечен налоговым органом к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 123 НК РФ в сумме 219 руб. (1095х20%) за неудержание НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г.
В соответствии с п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №41/9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
На основании пп.1,4 ст.112 и п.3 ст.114 НК РФ и определения Конституционного Суда РФ № 130-О от 05.07.2001 г., согласно которому санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности, при определении суммы штрафа, подлежащего взысканию, арбитражный суд, учитывает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств вид осуществляемой ответчиком деятельности – показ фильмов, организационно-правовую форму предприятия, нахождение его в стадии ликвидации, тяжелое имущественное положение предприятия, полное перечисление к моменту судебного заседания в бюджет сумм НДФЛ, и снижает размер подлежащих взысканию налоговых санкций.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд признает ответчика виновным в совершении правонарушения и принимает решение о взыскании с Муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Эрвий» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» налоговых санкций в соответствии со статьей 123 НК РФ в сумме 30000 руб. за не перечисление удержанного НДФЛ за 2003-2005 г.г., в сумме 100 руб. за неудержание НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании специальных правил законодательства РФ о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делу составляет 1204 руб.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу. В связи с этим исполнительный лист на взыскание государственной пошлины с ответчика должен быть выдан по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 91 от 25 мая 2005 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»).
Резолютивная часть решения объявлена 29.08.2006 г. Согласно ч.2 ст.176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме (04.09.2006 г.) считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
1. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Эрвий» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021200781128, место нахождения: <...>) в доход бюджета налоговые санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ в сумме 30000 руб. за не перечисление удержанного НДФЛ за 2003-2005 г.г., в сумме 100 руб. за неудержание НДФЛ с доходов физических лиц за 2003, 2004 г.г.
В остальной части заявленных требований отказать.
Обязанность по распределению взысканной суммы штрафа по бюджетам различных уровней возложить на Инспекцию ФНС России по г. Йошкар-Оле.
2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Эрвий» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021200781128, место нахождения: <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1204 руб.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья /Ю.А. Вопиловский /