АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«2» июля 2013 года Дело № А38-2494/2013 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 2 июля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Толмачева А.А.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Ахмадуллиной И.Ш.
рассмотрел в судебном заседании заявление и приложенные к нему документы закрытого акционерного общества «МАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Марий Эл
о признании бездействия налогового органа незаконным
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности,
от ответчика – ФИО2, по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, закрытое акционерное общество «МАРТ» (далее – ЗАО «МАРТ», акционерное общество), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, в котором изложены следующие требования: «1. Признать незаконными бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по РМЭ по оставлению документов ЗАО «МАРТ» без рассмотрения.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по РМЭ внести в ЕГРЮЛ сведения о прекращении процедуры реорганизации ЗАО «МАРТ» в форме присоединения к нему ЗАО «АГ и Стр», ЗАО «Импекс Дорс», ЗАО «Компри-М».
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по РМЭ в пользу ЗАО «МАРТ» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по РМЭ в пользу ЗАО «МАРТ» расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей».
В заявлении и дополнении к нему изложены доводы о неправомерности оставления без рассмотрения регистрирующим органом заявления об отмене реорганизации ЗАО «МАРТ». По мнению заявителя, противоправное бездействие ответчика влечет формирование недостоверных сведений в федеральном информационном ресурсе (8-10, 12-13, 19-20).
В судебном заседании заявитель полностью поддержал свои требования и просил их удовлетворить.
Ответчик, Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Республике Марий Эл, в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признал и указал, что Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) не предусмотрена возможность обращения юридического лица в регистрирующий орган с заявлением об отмене реорганизации, поэтому соответствующее заявление акционерного общества оставлено без рассмотрения (л.д.21-23).
В судебном заседании инспекция просила оставить заявление ЗАО «МАРТ» без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Закрытое акционерное общество «МАРТ» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>. Акционерное общество состоит на налоговом учете в МИФНС России № 4 по РМЭ.
Как следует из материалов дела, общим собранием юридических лиц ЗАО «МАРТ», ЗАО «Импекс Дорс», ЗАО «Компри – М», ЗАО «Аг и СТР» было принято решение о реорганизации в форме присоединения (протокол от 21.12.2012 (л.д. 41).
Директор закрытого акционерного общество «МАРТ» ФИО3 4.03.2013 направил в МИФНС № 4 по Республике Марий Эл заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации в форме присоединения (л.д. 46-51). Регистрирующий орган 7.03.2012 принял решение № 210 и внес в ЕГРЮЛ записи N 2131224006648, № 2131224006637, № 2131224006626, № 2131224006615 в отношении каждой реорганизуемой организации о нахождении их в процессе реорганизации (л.д. 36-39).
Затем, решениями общих собраний акционеров ЗАО «МАРТ», ЗАО «Импекс Дорс», ЗАО «Компри – М», ЗАО «Аг и СТР» от 3 .04.2013 были приняты решения о прекращении реорганизации (28-32)
В связи с отменой процедуры реорганизации ее участниками, руководитель ЗАО «МАРТ» 4.04.2013 обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р14001 об отмене ранее принятого решения о реорганизации и внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (л.д. 32-35).
Заявление о прекращении реорганизации оставлено инспекцией без рассмотрения, о чем ЗАО «МАРТ» направлено уведомление от 11.04.2013 (л.д. 26).
В судебном заседании Инспекция обосновала отказ в рассмотрении заявления ЗАО «МАРТ» тем, что действующим законодательством не определен порядок внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица.
ЗАО «МАРТ», полагая, что данный отказ нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия регистрирующего органа и об обязании внести в ЕГРЮЛ запись об отмене ранее принятого решения о реорганизации в Форме присоединения к ЗАО «МАРТ» юридических лиц, участвовавших в реорганизации.
Дело подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ об оспаривании бездействия государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании бездействия государственного органа арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого бездействия и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемое бездействие, а также устанавливает, нарушает ли бездействие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под бездействием государственного органа понимается неисполнение им в установленный законом или нормативными правовыми актами срок конкретной обязанности в пределах их полномочий.
В соответствии со 17 Федерального закона 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество может быть реорганизовано в форме присоединения на основании договора о присоединении и решений общих собраний реорганизуемых обществ по вопросу о реорганизации в форме присоединения.
По правилам абзаца 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» при реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
На основании статьи 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются главой VI Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 1.2 части 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Форма Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Таким образом, заявление ЗАО «МАРТ» о прекращении реорганизации соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит рассмотрению налоговым органом в установленном порядке.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ, согласно которой отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (пункт "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что представленное ЗАО «МАРТ» в регистрирующий орган 04.03.2013 заявление соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 1.2 части 1 статьи 9 и частью 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ. Следовательно, у Инспекции отсутствовали основания для оставления без рассмотрения заявления акционерного общества.
Заявителем приложены документы, подтверждающие намерение реорганизуемых акционерных обществ прекратить процедуру реорганизации в форме присоединения, достоверность сведений, содержащихся в заявлении ЗАО «МАРТ» регистрирующим органом не оспорена. При указанных обстоятельствах отказ в регистрации прекращения реорганизации и не внесение соответствующих изменений в ЕГЮЛ влечет формирование недостоверных сведений в федеральном информационном ресурсе.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает неправомерным оставление заявление ЗАО «МАРТ» о прекращении реорганизации в форме присоединения к нему ЗАО «Импекс Дорс», ЗАО «Компри – М», ЗАО «Аг и СТР».
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ признание бездействия незаконным влечет за собой обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Поэтому арбитражный суд своим решением обязывает Межрайонную инспекцию ФНС № 4 по Республике Марий Эл совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» по рассмотрению представленного ЗАР «МАПРТ» заявления и приложенных к нему документов и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Заявителем предъявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 12 000 рублей, в том числе расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентируется статьей 110 АПК РФ, в силу части первой которой, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В части 2 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Услуги представителя по настоящему делу акционерному обществу оказывал ФИО1 на основании договора оказания услуг от 11.04.2013 № 1 Вознаграждение сторонами согласовано в размере 10 000 рублей и выплачено исполнителю в соответствии с распиской последнего от 11.04.2013.
Таким образом, суд считает доказанным факт понесения ЗАО «МАРТ» судебных расходов в заявленной сумме вследствие оказания акционерному обществу юридических услуг в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде подтверждаются материалами дела.
Арбитражный суд признает расходы на оплату услуг представителя соразмерными объему и сложности выполненной представителем работы. Злоупотреблений процессуальным правом со стороны заявителя не установлено. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
При названных обстоятельствах судебные расходы, понесенные ЗАО «МАРТ» в связи с рассмотрением настоящего дела, подлежат возмещению в полном объеме за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 -170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и не соответствующим пункту 1.2 части 1 статьи 9 и частью 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» бездействие Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Республике Марий Эл, выразившееся в не рассмотрении заявления ЗАО «МАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, поступившие в МИФНС № 4 по Республике Марий Эл 4.04.2013 вх. № 361.
2. Обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл устранить допущенные нарушения, для чего рассмотреть в установленном законом порядке заявление ЗАО «МАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, поступившие в МИФНС № 4 по Республике Марий Эл 4.04.2013 вх. № 361.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***> место нахождения: <...>) в пользу ЗАО «МАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
4. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***> место нахождения: <...>) в пользу ЗАО «МАРТ» ИНН <***> (ОГРН <***>, место нахождения: <...>) расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл подлежит немедленному исполнению. Возложить на Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл обязанность сообщить суду об исполнении решения суда.
Судья А.А. Толмачев