ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-281/07 от 22.03.2007 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«22» марта 2007 г.Дело № А-38-281-15/68-2007г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2007 г.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Суслопаровой М.И.

при ведении протокола судебного заседания пом-ком судьи Лежниным В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Алексия»

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ

с участием представителей:

от заявителя – Щекотова Н.А., заместитель начальника отдела по доверенности №004 от 19.09.2006

от ответчика – Казаков А.Н., юрисконсульт по доверенности от 08.02.2006

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (в дальнейшем – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алексия» к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, с изъятием спиртосодержащей продукции с целью последующего уничтожения (л.д. 6-8, 42-44, 54-55, 77-79).

По мнению административного органа, правонарушение, совершенное ответчиком, выразилось в отсутствии сопроводительных документов утвержденной формы – товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным, на находящуюся в розничной продаже спиртосодержащую продукцию: одеколон «Шипр», производства ЗАО «Новая заря», Россия, г. Москва, ул. Павла Андреева, д.23, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 79,8%; одеколон «Для мужчин», производства ЗАО «Новая заря», Россия, г. Москва, ул. Павла Андреева, д.23, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 79,8%; одеколон «Авантюрист», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%; одеколон «Демон», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%; одеколон «Мистер Президент», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%; одеколон «Шериф», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%.

В судебном заседании административный орган заявленное требование поддержал и с учетом представленных дополнений пояснил, что форма справки к товарно-транспортной накладной на спиртосодержащую продукцию утверждена постановлением Правительства РФ №864 от 31.12.2005. Справки к товарно-транспортным накладным, представленные ответчиком, составлены ненадлежащим образом, т.к. в разделе «Б» справок на одеколоны «Шериф», «Мистер президент», «Авантюрист», «Демон», «Шипр» и «Для мужчин» отсутствует фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации-покупателя, а также его подпись и печать организации-покупателя.

Кроме того, в разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной №0439-ТД от 19.10.2006 на одеколоны «Шипр» и «Для мужчин» отсутствуют указания на количество отгруженной продукции; ИНН и КПП производителя спиртосодержащей продукции; номер товарно-транспортной накладной, ФИО и должность уполномоченного лица организации-отправителя; сведения о лицензии и органе её выдавшем, дата выдачи, ИНН, КПП, ФИО, должность уполномоченного лица организации-покупателя.

Административный орган полагает, что ненадлежащее оформление справки к товарно-транспортной накладной образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Ответчик в отзыве требование о его привлечении к административной ответственности не признал и пояснил, что правонарушения не совершал, поскольку документы, подтверждающие легальность оборота спиртосодержащей продукции, были представлены в административный орган на следующий день после проведения проверки.

В судебном заседании ответчик также указал, что справка к товарно-транспортной накладной № 0439-ТД от 19.10.2006 на одеколоны «Шипр» и «Для мужчин» имеет все необходимые реквизиты. Довод административного органа о её несоответствии требованиям, установленным постановлением Правительства РФ №864 от 31.12.2005, является необоснованным. Отсутствие в разделе «Б» справок к товарно-транспортным накладным фамилии, имени, отчества, должности и подписи уполномоченного лица организации-покупателя – ООО «Алексия», а также печати организации-покупателя, не означает недействительность такой справки.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя и ответчика, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования административного органа о привлечении ООО «Алексия» к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Алексия» внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021201650711 (л.д. 52-53).

Согласно распоряжению о проведении мероприятий по контролю от 29.12.2006 № 2696 сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл проведена внеплановая проверка соблюдения ООО «Алексия» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей (л.д. 9). При проведении проверки установлено, что в магазине «Любимый», расположенном по адресу: Республика Марий Эл, пос. Мари-Турек, ул. Комсомольская д. 28, ответчик осуществлял реализацию следующей спиртосодержащей продукции:

1) одеколон «Шипр», производства ЗАО «Новая заря», Россия, г. Москва, ул. Павла Андреева, д.23, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 79,8%;

2) одеколон «Для мужчин», производства ЗАО «Новая заря», Россия, г. Москва, ул. Павла Андреева, д.23, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 79,8%;

3) одеколон «Авантюрист», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%;

4) одеколон «Демон», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%;

5) одеколон «Мистер Президент», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%;

6) одеколон «Шериф», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37%.

На момент проведения проверки ООО «Алексия» представлены следующие сопроводительные документы на спиртосодержащую продукцию:

1) справка к товарно-транспортной накладной №0439-ТД от 19.10.2006 на одеколон «Для мужчин» и одеколон «Шипр»,

2) раздел «Б» справки к товарно-транспортной накладной №187 от 13.01.2007 на одеколон «Демон» и одеколон «Авантюрист».

При этом обществом не представлены товарно-транспортные накладные на указанную спиртосодержащую продукцию.

В ходе мероприятия по контролю составлены протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.01.2007 (л.д. 10-12) и протокол изъятия вещей и документов от 25.01.2007 (л.д. 13-14). Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.01.2007 № 2696 (л.д. 17-18).

30.01.2007 заместителем начальника отдела по надзору за условиями проживания и состояния среды обитания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Щекотовой Н.А. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ООО «Алексия» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и выразившееся в осуществлении розничной продажи спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов: товарно-транспортных накладных и справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным (л.д. 19-20). При этом административный орган зафиксировал, что сопроводительные документы на момент составления протокола об административном правонарушении ООО «Алексия» не представлены.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола (л.д.16).

Административный орган требует привлечь ответчика к административной ответственности по решению арбитражного суда. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Исходя из анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд делает вывод о том, что административным органом не доказано наличие в действиях ООО «Алексия» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.

Однако административный орган не подтвердил достоверными и убедительными доказательствами отсутствие у ответчика товаротранспортных документов на реализуемую им продукцию. Согласно статье 10.2. Федерального закона «О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Форма справки к товарно-транспортной накладной на спиртосодержащую продукцию утверждена постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

Арбитражным судом установлено, что ООО «Алексия» располагает необходимыми документами, удостоверяющими легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции.

26.01.2007, на следующий день после проведения проверки, ООО «Алексия» представило в административный орган товарные накладные на спиртосодержащую продукцию № 187 от 13.01.2007 и № 1747 от 27.12.2006, справки к ним с разделами «А» и «Б», а также удостоверения качества и безопасности (л.д. 62, 63-72, 84-90). Кроме того, в судебном заседании ответчиком представлены товарная накладная №2583 от 26.12.2006 и справки к ней (л.д. 82-83).

Таким образом, ООО «Алексия» имеет необходимые сопроводительные документы на спиртосодержащую продукцию:

1) на одеколон «Шипр», производства ЗАО «Новая заря», Россия, г. Москва, ул. Павла Андреева, д.23, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 79,8% - товарная накладная № 1747 от 27.11.2006, справка (раздел «Б») к товарно-транспортной накладной № 1747 от 27.11.2006 и справка (раздел «А») к товарно-транспортной накладной № 0439-ТД от 19.10.2006 (л.д. 63-64, 66, 85);

2) одеколон «Для мужчин», производства ЗАО «Новая заря», Россия, г. Москва, ул. Павла Андреева, д.23, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 79,8% - товарная накладная №1747 от 27.11.2006, справка (раздел «Б») к товарно-транспортной накладной № 1747 от 27.11.2006 и справка (раздел «А») к товарно-транспортной накладной № 0439-ТД от 19.10.2006 (л.д. 63-64, 66, 84-85);

3) одеколон «Авантюрист», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37% - товарная накладная №187 от 13.01.2007, справка (раздел «Б») к товарно-транспортной накладной № 187 от 13.01.2007 и справка (раздел «А») к товарно-транспортной накладной № 655955 от 12.10.2006 (л.д. 67, 68-70, 72);

4) одеколон «Демон», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37% - товарная накладная №187 от 13.01.2007, справка (раздел «Б») к товарно-транспортной накладной №187 от 13.01.2007 и справка (раздел «А») к товарно-транспортной накладной №655955 от 12.10.2006 (л.д. 67, 68-70, 72);

5) одеколон «Мистер Президент», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37% - товарная накладная №187 от 13.01.2007, справка (раздел «Б») к товарно-транспортной накладной №187 от 13.01.2007 и справка (раздел «А») к товарно-транспортной накладной №655955 от 12.10.2006 (л.д. 67, 68-70, 72);

6) одеколон «Шериф», производства ОАО Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.80, емкостью 85 мл, объемной долей этилового спирта 37% - товарная накладная №2583 от 26.12.2006, справка (раздел «Б») к товарно-транспортной накладной № 2583 от 26.12.2006 и справка (раздел «А») к товарно-транспортной накладной № 655955 от 12.10.2006 (л.д. 67, 82, 83).

Наличие сопроводительных документов на спиртосодержащую продукцию исключает привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

По утверждению административного органа, справки к товарно-транспортным накладным, представленные ответчиком, составлены ненадлежащим образом, так как в разделе «Б» справки к товарной накладной №2583 от 26.12.2006 на одеколон «Шериф»; в разделе «Б» справки к товарной накладной №187 от 13.01.2007 на одеколоны «Мистер президент», «Авантюрист», «Демон» и в раздел «Б» справки к товарной накладной №1747 от 27.11.2006 на одеколоны «Шипр» и «Для мужчин» отсутствуют фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации-покупателя, а также его подпись и печать организации-покупателя. Административный орган считает, что такое нарушение свидетельствует о ненадлежащем оформлении указанных справок к товарно-транспортным накладным и доказывает состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Между тем, по смыслу статьи 10.2 Федерального закона «О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» сопроводительные документы на спиртосодержащую продукцию необходимы для подтверждения легальности её производства и оборота. Только при полном или частичном отсутствии указанных документов, продукция считается находящейся в незаконном обороте.

Отсутствие в разделе «Б» к товарно-транспортным накладным указания на ФИО, должность, подпись уполномоченного лица организации- покупателя - ООО «Алексия» и отсутствие оттиска печати ООО «Алексия» не может свидетельствовать о незаконности производства спиртосодержащей продукции или о её нахождении в незаконном обороте, поскольку ответчик не является производителем и поставщиком продукции. Более того, справки к товарно-транспортным (раздел «Б») содержат необходимую информацию, подтверждающую легальность её производства и оборота. Так, в них содержатся сведения о наименовании, месте нахождении и реквизитах организаций поставщика и производителя, о наименовании и о количестве спиртосодержащей продукции, номере товарно-транспортной накладной, даты отгрузки, имеется подпись уполномоченного должностного лица и оттиск печати организации-продавца.

Следовательно, отсутствие в разделе «Б» справки к товарно-транспортной накладной указанной административным органом информации не может быть отнесено к такому их ненадлежащему оформлению, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Напротив, нахождение указанных сопроводительных документов у самого ответчика свидетельствует о том, что продукция, поименованная в справках к товарно-транспортным накладным, принята ООО «Алексия» от организации-поставщика для её последующей розничной продажи и находится в легальном обороте.

Кроме того, административный орган указывает на ненадлежащее оформление сопроводительных документов на спиртосодержащую продукцию и отмечает, что в разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной № 0439-ТД от 19.10.2006 на одеколоны «Шипр» и «Для мужчин» отсутствуют данные о количестве отгруженной продукции; ИНН и КПП производителя спиртосодержащей продукции; номер товарно-транспортной накладной, ФИО и должность уполномоченного лица организации-отправителя; сведения о лицензии и органе её выдавшем, дата выдачи, ИНН, КПП, ФИО, должность уполномоченного лица организации-покупателя.

Однако довод административного органа противоречит представленным в материалы дела доказательствам и является ошибочным. Так, раздел «А» справки к товарно-транспортной накладной № 0439-ТД от 19.10.2006 на одеколоны «Шипр» и «Для мужчин» содержит необходимые сведения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 (л.д. 84-85).

Помимо этого, арбитражный суд признает неверной и ссылку административного органа на отсутствие сопроводительных документов для реализации одеколона «Для мужчин», емкостью 85 мл., основанную на том, что в товарной накладной №1747 от 27.11.2006 емкость указанного одеколона определена – 100 мл. Тем самым по существу административный орган исходит из того, что общество при реализации одного вида товара использует документы на другой товар - одеколон «Для мужчин» иной емкости.

Между тем имеющиеся доказательства позволяют идентифицировать товар и предположение о реализации одеколона другой емкости является неосновательным. Неточные данные в указанной части внесены в товарную накладную № 1747 от 27.11.2006 не лицом, привлекаемым к административной ответственности, а поставщиком продукции – ООО «Бонус». Поэтому действия ООО «Бонус», повлекшие внесение неточных сведений в сопроводительные документы на спиртосодержащую продукцию, не могут рассматриваться в качестве доказательства совершения правонарушения покупателем продукции – ООО «Алексия».

Кроме того, приобретение ООО «Алексия» по товарной накладной одеколона «Для мужнин» емкостью 85 мл. прямо подтверждается приложением к товарной накладной № 1747 от 27.11.2006 и товарно-транспортной накладной № 1747 от 27.11.2006, представленной ответчиком при рассмотрении дела. В них емкость одеколона «Для мужчин» определена – 85 мл (л.д. 65, 89-90). Неверное описание поставщиком объема одеколона имеет явно формальный, несущественный характер. При таких обстоятельствах административным органом сделан ошибочный вывод об отсутствии сопроводительных документов на одеколон «Для мужчин», что не позволяет усмотреть в действиях общества розничную продажу спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.

Товарные накладные на спиртосодержащую продукцию № 1747 от 27.11.2006, № 187 от 13.01.2007 и № 2583 от 26.12.2006, составленные поставщиком - ООО «Бонус» по форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России №132 от 25.12.1998, также признаются арбитражным судом надлежащими документами, подтверждающими легальность приобретения спиртосодержащей продукции.

Федеральным законом «О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также иными нормативными правовыми актами не установлена форма товарно-транспортной накладной, применяемой при поставке такой продукции, поскольку товарно-транспортная накладная является документом, подтверждающим продажу (приобретение) товара.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной организации, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и личные подписи указанных лиц.

Пунктом 1.2. постановления Госкомстата РФ от 25.12.1998 N132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» были утверждены и введены в действие с 1 января 1999 года согласованные с Минфином России и Минэкономики России общие унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Этим постановлением была утверждена форма N ТОРГ-12 «Товарная накладная», применяемая для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Данный первичный учетный документ составляется поставщиком в двух экземплярах, первый из которых остается у поставщика и является основанием для их списания, второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей.

ООО «Бонус», являясь торговой организацией, при поставке ООО «Алексия» товара – спиртосодержащей продукции, оформило товарные накладные №1747 от 27.11.2006, №187 от 13.01.2007 и №2583 от 26.12.2006, которые имеют все необходимые реквизиты первичного учетного документа. Ими подтверждается законность передачи и получения товара самим обществом, что не отрицается административным органом.

При отсутствии в действующем законодательстве специально разработанной формы товарно - транспортной накладной на алкогольную и спиртосодержащую продукцию любой письменный документ, имеющий реквизиты: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной организации, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и личные подписи указанных лиц, и позволяющий определить, где, когда, у кого, в каком количестве и по какой цене приобретена алкогольная или спиртосодержащая продукция, должен расцениваться как товарно-транспортная накладная и приемопередаточный акт на такую продукцию.

Изложенное позволяет заключить, что ООО «Алексия» располагает необходимыми документами, подтверждающими легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции, чем исключается наличие события административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за розничную продажу спиртосодержащей продукцией без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.

В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Поэтому требование Управления Роспотребнадзора по РМЭ о привлечении ООО «Алексия» к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе отсутствие документов непосредственно в месте торговли и непредъявление их представителю проверяющего органа, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

Однако представленные административным органом материалы не содержат достаточных и достоверных доказательств, позволяющих арбитражному суду переквалифицировать деяние ООО «Алексия» на часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Такая переквалификация влечет отнесение рассмотрения заявления административного органа к компетенции суда общей юрисдикции, что также исключает необходимость исследования по делу дополнительных доказательств для привлечения юридического лица к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. При таких обстоятельствах арбитражным судом принимается решение только в пределах и по существу заявленного требования о привлечении ООО «Алексия» к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Основания для применения к ответчику административного наказания отсутствуют.

Также в соответствии с протоколом от 25.01.2007 административным органом произведено изъятие спиртосодержащей продукции - одеколона «Шипр» в количестве 3 единиц продукции, одеколона «Для мужчин» в количестве 2 единиц продукции, одеколона «Авантюрист» в количестве 15 единиц продукции, одеколона «Демон» в количестве 1 единицы продукции, одеколона «Мистер Президент» в количестве 16 единиц продукции, одеколона «Шериф» в количестве 15 единиц продукции (л.д. 13-14).

По правилам части 3 статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении решения по делу об административном правонарушении арбитражный суд должен решить вопрос об изъятых вещах и документах независимо от привлечения лица к административной ответственности. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Поскольку ООО «Алексия» имеет необходимые документы, подтверждающие легальность производства и оборота изъятой спиртосодержащей продукции, то не имеется правовых причин, установленных пунктом 1 статьи 25 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», для признания такой продукции находящейся в незаконном обороте.

Поэтому изъятая административным органом спиртосодержащая продукция подлежит возврату ее законному владельцу, ООО «Алексия», по правилам пункта 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 206 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алексия» (основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021201650711, место нахождения: Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Аимково) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Алексия» (основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021201650711, место нахождения: Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Аимково) спиртосодержащую продукцию, изъятую Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл согласно протоколу изъятия вещей и документов от 25.01.2007 г., а именно:

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.И. Суслопарова