АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«26» октября 2023 года Дело № А38-2873/2023 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 26 октября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи ВопиловскогоЮ.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Автотест» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 07.10.2023
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью «Автотест», о взыскании штрафа в размере 7500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2022 года.
Требование заявителя обосновано привлечением страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) и неисполнением в добровольном порядке требований об уплате штрафа (л.д. 6).
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик в судебном заседании и в отзыве на заявление возражал против удовлетворения требования заявителя, пояснил, что сведения о застрахованных лицах не могли быть представлены в установленный законом срок в связи с отсутствием в соответствующих периодах единоличного исполнительного органа общества в результате смерти директора и участника общества, указал на пропуск заявителем предусмотренных законом сроков взыскания, неправильный расчет размера штрафных санкций, подлежавший определению, по мнению ответчика, вне зависимости от количества застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М. Кроме того, ответчик заявил о необходимости применения смягчающих обстоятельств при определении размера штрафа.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требование заявителя частично по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что 19.05.2022 страхователь направилпо телекоммуникационным каналам связи в орган пенсионного страхования сведения по форме СЗВ-М за март и апрель 2022 года, в отношении 3 застрахованных лиц с типом формы «исходная» (л.д. 15, 22).
По результатам проверок должностными лицами органа пенсионного страхования составлены акты от 30.05.2022, в которых зафиксированы факты несвоевременного представления страхователем в орган пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за март и апрель 2022 года. Указанные акты получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 02.06.2022 (л.д. 16, 17, 23).
22.07.2022 заместителем управляющего государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл вынесены решения № 010S19220002213, № 010S19220002214о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафов в общей сумме 3000 руб.Указанные решения получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 22.07.2022 (л.д. 18, 19, 24).
Ответчику направлены требования от 12.08.2022 № 010S01220002110 и № 010S01220002111, в которых предложено добровольно уплатить штрафы в сумме 3000 руб. в срок до 30.08.2022.Указанные требования получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 15.08.2022 (л.д. 20, 21, 25).
14.12.2022 страховательнаправил по телекоммуникационным каналам связи в орган пенсионного страхования сведения по форме СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь 2022 года, в отношении 3 застрахованных лиц с типом формы «исходная» (л.д. 26, 33, 37).
По результатам проверок должностными лицами органа пенсионного страхования составлены акты от 22.12.2022, в которых зафиксированы факты несвоевременного представления страхователем в орган пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь 2022 года.Указанные акты получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 26.12.2022 (л.д. 27, 28, 34, 38).
26.01.2023 заместителем управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл вынесены решения № 010S19230000124, № 010S19230000125,№ 010S19230000126 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафов в общей сумме 4500 руб.Указанные решения получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 30.01.2023 (л.д. 29, 30, 35, 39).
Ответчику направлены требования от 16.02.2023 № 010S01230000283, № 010S01230000292,№ 010S01230000291 в которых предложено добровольно уплатить штрафы в сумме 4500 руб. в течение 20 календарных дней со дня получения требований.Указанные требования получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 16.02.2023 (л.д. 31, 32, 36, 40).
Ответчик штрафы в общей сумме 7500 руб.за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2022 года не уплатил, что послужило основанием для обращения ответчика (после превышения суммы штрафов 3000 руб.) 19.06.2023 в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика указанных штрафов. 27.06.2023 от ответчика поступили возражения относительно заявления о выдаче судебного приказа, в связи с чем определением от 28.06.2023 в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано ввиду наличия спора о праве (л.д. 41).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 18.07.2023 с рассматриваемым в настоящем деле заявлением о взыскании финансовых санкций.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, было установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) также была предусмотрена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, действовавшего в рассматриваемом периоде, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения (форма СЗВ-М): страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Поскольку факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2022 года подтверждается представленными в дело доказательствами, ответчик был правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ в указанной части.
При этом арбитражным судом отклоняется ссылка ответчика на невозможность представления сведений в установленный срок, поскольку смерть директора 12.01.2022 и вступление в должность нового директора лишь 30.11.2022 не являются обстоятельствами, освобождающим страхователя от исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 27-ФЗ. Другой участник общества мог обратиться к нотариусу по последнему месту жительства умершего участника для учреждения доверительного управления долей по правилам статьи 1173 ГК РФ, чего не было сделано.
Также отклоняется ссылка ответчика на пропуск срока взыскания ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Тем самым вопреки утверждению ответчика законом предусмотрено исчисление размера штрафа в зависимости от количества застрахованных лиц, сведения о которых представлены с нарушением установленного срока.
Порядок и сроки взыскания предусмотренных указанным законом финансовых санкций в судебном порядке были установлены Федеральным законом от 20.07.2020 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», вступившим в силу 31.07.2020.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в судебном порядке (часть 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
Территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (часть 18 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (часть 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
Самыми ранними требованиями, учитываемыми заявителем при обращении 19.06.2023 с заявлением о выдаче судебного приказа, были требования от 12.08.2022 № 010S01220002110 и № 010S01220002111, в которых ответчику предложено добровольно уплатить штрафы в общей сумме 3000 руб. в срок до 30.08.2022. Поскольку на момент истечения указанного в данных требованиях срока общая сумма финансовых санкций не превысила 3000 руб., заявитель в силу частей 18-20 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ вопреки утверждению ответчика не имел права на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев после истечения указанного в названных требованиях срока. Такое право, в случае если общий размер финансовых санкций не превысил 3000 рублей, могло возникнуть у заявителя не ранее истечения трех лет с указанного момента.
Поскольку после того, как общая сумма финансовых санкций, подлежащих взысканию с ответчика, превысила 3000 рублей (после вынесения решений от 26.01.2023 и истечения срока исполнения соответствующих им требований об уплате штрафов от 16.02.2023 в сумме 4500 руб.), заявитель 19.06.2023 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика штрафов в общей сумме 7500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2022 года, то есть в течение шести месяцев с момента, указанного в части 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, срок взыскания заявителем не пропущен.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и применительно к пункту 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям органов пенсионного и социального страхования о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 № 306-КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
При этом довод ответчика о неприменимости указанной правовой позиции к рассматриваемому случаю в связи с тем, что судебный приказ не выдавался, а в принятии заявления о его выдаче было отказано ввиду наличия спора о праве, основан на неправильном толковании норм процессуального права, по смыслу которых правовые последствия отмены судебного приказа и отказа в принятии заявления о его выдаче равны для взыскателя, который в любом из указанных случаев вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (часть 4 статьи 229.5 АПК РФ, пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).
Более того, по состоянию на 18.07.2023 – момент обращения заявителя с рассматриваемым в настоящем деле заявлением, шестимесячный срок с момента превышения общего размера финансовых санкций значения в 3000 руб. не истек.
Вместе с тем, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер финансовых санкций.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно с этим, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений с учетом особой роли суда как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти допускается принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Право оценки доказательств и установления фактических обстоятельств дела в силу статьи 71 АПК РФ принадлежит суду, рассматривающему дело.
Оценив размер штрафов, назначенных органом пенсионного фонда ответчику, а также обстоятельства правонарушений, арбитражный суд приходит к выводу о несоразмерности штрафных санкций совершенным деяниям.
Арбитражный суд учитывает в качестве исключительных смягчающих обстоятельств, влияющих на размер финансовой санкции: отсутствие ущерба, несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения. В связи с изложенным арбитражный суд, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, индивидуализации и дифференциации наказания, считает возможным снизить общий размер штрафов до 2500 руб.
На основании изложенного, арбитражный суд удовлетворяет требование заявителя в части взыскания с ответчика финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2022 года в размере 2500 руб.
Согласно статье 110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном статьей 333.21 НК РФ. Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ.
Согласно статье 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые выступают ответчиками в арбитражных судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, в связи с частичным удовлетворением заявления государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.
Между тем согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, вправе уменьшить размер государственной пошлины. Принимая во внимание обстоятельства дела, арбитражный суд уменьшает размер государственной пошлины до 500 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автотест» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации штраф за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2022 года в уменьшенном размере 2500 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автотест» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в уменьшенном размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Ю.А. Вопиловский