ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-2886/14 от 30.07.2014 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«30» июля 2014 года Дело № А38-2886/2014 г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Камаевой А.В.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело

по заявлению   прокурора Параньгинского района Республики Марий Эл

к ответчику   обществу с ограниченной ответственностью «Алсу» (ИНН 1211003404, ОГРН 1031203400359)

о   привлечении к административной ответственности

третье лицо   администрация муниципального образования «Параньгинский муниципальный район»

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Параньгинского района Республики Марий Эл (далее – прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алсу» (далее – ООО «Алсу», общество) к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

В заявлении указано, что совершенное обществом правонарушение выразилось в эксплуатации здания магазина, являющегося объектом капитального строительства, после реконструкции без разрешения на ввод его в эксплуатацию (л.д. 4-6).

Информация о принятии заявления к производству размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети «Интернет».

Ответчик, надлежащим образом извещенный о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства по зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу (л.д. 92-93), в установленный арбитражным судом срок письменный отзыв на заявление и документальные доказательства не представил.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Параньгинский муниципальный район».

Третье лицо в отзыве на заявление сообщило, что 05.06.2014 директор ООО «Алсу» обратился с заявлением на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое было в этот же день выдано (л.д. 96).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование и привлечь ответчика к административной ответственности по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Алсу» на праве собственности принадлежит магазин, общей площадью – 120,3 кв. м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, пгт Параньга, ул. Гагарина, д. 7 (л.д. 46).

05.11.2013 ООО «Алсу» выдано разрешение на строительство № RU12511/01-083-13, согласно которому обществу разрешена реконструкция магазина, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, п. Параньга, ул. Гагарина, д. 7. Срок действия разрешения до 31.12.2013 (л.д. 45).

В ходе проверки исполнения градостроительного законодательства, было установлено, что общество эксплуатирует здание магазина для осуществления предпринимательской деятельности, без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

23.05.2014 заместителем прокурора Параньгинского района с участием директора ООО «Алсу» и двух понятых был проведен осмотр здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, п. Параньга, ул. Гагарина, д. 7, с использованием фотосъемки. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. К протоколу осмотра приложена фототаблица (л.д. 38-43).

В протоколе осмотра отмечено, что по указанному адресу, расположен объект капитального строительства: одноэтажное кирпичное здание, которое имеет 2 входа. Левый вход ведет в торговый зал аптеки ООО «Алсу». Правый вход в здание ведет в торговый зал магазина «Лунтик» ООО «Алсу», в котором выставлены к продаже предметы детской одежды, детские игрушки, постельное белье.

26.05.2014 прокурором Параньгинского района в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алсу» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ, в котором зафиксировано событие административного правонарушения, выразившееся в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию (л.д. 35-36).

Постановление вынесено в присутствии директора ООО «Алсу» Вафина Р.Н. В письменных объяснениях директор общества указал, что в декабре 2013 года была проведена реконструкция магазина, в результате которой здание стало иметь два входа. Реконструкция магазина осуществлялась на основании разрешения на строительство, выданного администрацией муниципального образования «Параньгинский муниципальный район». По завершению реконструкции магазина за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию общество не обращалось (л.д. 37).

В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и параграфа 1 главы 25 АПК РФ прокурор Параньгинского района Республики Марий Эл просит привлечь общество с ограниченной ответственностью «Алсу» к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Правомерность заявления административного органа проверена арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами глав 25, 29 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.

Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом пункт 10 статьи 1 ГрК РФ определяет объект капитального строительства как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К заявлению прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; документы, подтверждающие соответствие параметров, технических условий, технических регламентов реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; заключение органа государственного строительного надзора.

Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Арбитражный суд признает доказанным событие административного правонарушения, заключающегося в эксплуатации здания магазина без разрешения на ввод в эксплуатацию.

Прокурор обоснованно сделал вывод о необходимости получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию, поскольку реконструкция здания магазина не относится к перечисленным в части 17 статьи 51 ГрК РФ случаям, при которых не требуется выдача разрешения на строительство, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Пунктом 2.1 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, к работам которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относятся разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей.

Из материалов дела следует, что при проведении реконструкции здания магазина, принадлежащего ООО «Алсу», осуществлялась разборка (демонтаж) стен (л.д. 37, 47-71). Администрацией муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» обществу выдано разрешение на строительство от 05.11.2013 № RU12511/01-083-13. Следовательно, при проведении реконструкции магазина, ответчик обязан был соблюдать требования градостроительного законодательства при вводе здания в эксплуатацию.

В соответствии со статьей 55 ГрК РФ по окончании строительства объекта общество обязано было обратиться в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимые документы.

Таким образом, ООО «Алсу», получив разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, должно было по окончании реконструкции также получить разрешение на ввод его в эксплуатацию до начала использования здания для осуществления предпринимательской деятельности.

Невыполнение этого требования ГрК РФ и пользование объектом без разрешения на ввод его в эксплуатацию образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» привлечению к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

Согласно разрешению на строительство ООО «Алсу» является застройщиком объекта капитального строительства и именно на нем в силу статьи 55 ГрК РФ лежит обязанность по вводу объекта в эксплуатацию и получению соответствующей разрешительной документации.

Однако разрешение на ввод здания в эксплуатацию обществом получено не было. При этом здание эксплуатируется, в нем располагается магазин, в котором общество осуществляет торговлю (л.д. 38-43). Данный факт ответчиком не оспаривается.

Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа представленных доказательств, арбитражный суд считает установленным и доказанным событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, выражающегося в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд признает ООО «Алсу» виновным в совершении правонарушения, поскольку, эксплуатируя объект капитального строительства, оно должно был знать о необходимости получения им разрешения на ввод его в эксплуатацию. Общество не приняло все зависящие от него меры по недопущению эксплуатации здания без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ответчиком указанной обязанности, в ходе рассмотрения дела не установлено. Тем самым ответчик признается виновным в совершении административного правонарушения по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Арбитражным судом не установлены нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановление вынесено прокурором в рамках его компетенции на основании статей 22, 25, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 28.4 КоАП РФ. Административное дело возбуждено при участии законного представителя организации. Права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, ему были разъяснены. Форма и содержание постановления не противоречат правилам статьи 28.2 и 28.4 КоАП РФ.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, поскольку событие административного правонарушения было установлено в ходе осмотра здания 23.05.2014. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

На основании части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алсу» к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая получение обществом 05.06.2014, после принятия арбитражным судом дела к производству, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, считает обоснованным наложить на него административный штраф в сумме 10 000 рублей.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Алсу» (ИНН 1211003404, ОГРН 1031203400359, место нахождения: 425570, Республика Марий Эл, Параньгинский район, пгт Параньга, ул. Гагарина, д. 7) к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Алсу» уплатить штраф в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК МФ РФ по Республике Марий Эл (Прокуратура Республики Марий Эл), ИНН получателя – 1215037348, КПП получателя – 121501001, расчетный счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, БИК банка – 048860001, ОКТМО – 88644151, код бюджетной классификации – 41511690010016000140.

Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья А.В. Камаева