ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3129/13 от 28.10.2013 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«01» ноября 2013 г. Дело № А38-3129/2013 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   28 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен   01 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы «Детская школа искусств и ремесел «Гармония» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику   Финансовому управлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о   признании частично недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

третье лицо   Управление культуры администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

с участием представителей:

от заявителя   – ФИО1, директор учреждения, ФИО2 по доверенности от 17.05.2013,

от ответчика   – ФИО3 по доверенности от 25.01.2013, ФИО4 по доверенности от 26.08.2013,

от третьего лица   – ФИО5 по доверенности от 16.09.2013

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы «Детская школа искусств и ремесел «Гармония» (далее – МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония», учреждение), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Финансовому управлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Финансовое управление) о признании недействительным представления от 11.03.2012 № 96 в части установления нецелевого использования бюджетных средств (субсидий) в сумме 8 455 руб. 23 коп., предложения изъять бюджетные средства в соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса РФ в сумме 8 455 руб. 23 коп. (т.1, л.д. 9-12, 42, т.2, л.д. 90).

В заявлении и дополнениях к нему изложены доводы о том, что с 01.01.2012 бюджетные учреждения, которым выделяются бюджетные средства в форме субсидий на выполнение муниципального задания, не относятся к участникам бюджетного процесса и получателям бюджетных средств. Поэтому к ним не могут применяться нормы бюджетного законодательства о нецелевом использовании бюджетных средств и предусмотренные статьей 282 Бюджетного кодекса РФ меры принуждения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятия бюджетных средств. Бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в муниципальном задании, на выполнение которого выделена субсидия. Нарушений, связанных с недостижением указанных показателей, нарушением условий выполнения задания, в акте ревизии и оспариваемом представлении не установлено, ответчиком не доказано.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, Финансовое управление в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления от 11.03.2012 № 96. Пояснил, что в соответствии с соглашением от 10.01.2012 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), заключенным между учреждением и Управлением культуры администрации ГО «Город Йошкар-Ола», заявитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных соглашением. Денежные средства в сумме 8 455 руб. 23 коп., выделенные в виде субсидии на выполнение муниципального задания, израсходованы на выплату доплаты руководителю учреждения, подлежащей финансированию за счет приносящей доход деятельности. Данное нарушение подпадает под признаки нецелевого использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 289 БК РФ; является основанием для применения определенных статьей 282 БК РФ мер принуждения: предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятия бюджетных средств. Справкой от 14.03.2013 об изменении сводной росписи и расходов на 2013 уменьшены на 8 455 руб. 23 коп. бюджетные ассигнования главного распорядителя бюджетных ассигнований (т.1, л.д. 54-56, т.2, л.д. 100,101).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление культуры администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - Управление культуры) (т.1, л.д. 163-165).

Третье лицо, Управление культуры в отзыве, дополнении к отзыву на заявление поддержало требования заявителя, просило их удовлетворить. Пояснило, что в связи с тем, что учреждение не является участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в муниципальное задание на выполнение муниципального заказа изменения не вносились, выполнить представление в части изъятия у учреждения бюджетных средств невозможно. При этом, с Управления культуры сняты лимиты на спорную сумму, несмотря на то, что третье лицо ответчиком не проверялось, нарушения бюджетного законодательства главного распорядителя бюджетных ассигнований не устанавливались, меры принуждения к нему не применялись. Муниципальное задание выполнено заявителем надлежащим образом без нарушения условий, определенных соглашением от 10.01.2012, заключенным между Управлением культуры и учреждением (т.2, л.д. 81, 137-140).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Финансового управления от 24.01.2013 № 30/д сотрудниками контрольно-ревизионным отделом Финансового управления проведена ревизия МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» за 2012 год (т.1, л.д. 134,135). В результате ревизии установлена выплата директору учреждения ФИО1 за июль 2012 заработной платы в сумме 3 160 руб., за август 2012 компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 5 295 руб. 23 коп. за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которые следовало выплатить за счет поступлений от приносящей доход деятельности. Данное нарушение квалифицировано проверяющими как нецелевое использование бюджетных средств (субсидий), предусмотренное статьей 289 БК РФ.

Результаты проверки оформлены актом ревизии МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» за 2012 год от 22.02.2013, от подписи в котором учреждение отказалось (т.1, л.д. 21-36, 136-143).

По итогам проверки Финансовым управлением в соответствии со статьей 282 БК РФ вынесено представление от 11.03.2013 № 96 по результатам ревизии, в котором надзорный орган предупредил МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, предложил изъять средства 8 455 руб. 23 коп., в отношении которых установлено нецелевое использование бюджетных средств; информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений представить в контрольно-ревизионный отдел Финансового управления до 08.04.2013 (т.1, л.д. 19,20, 150).

В соответствии со справкой № 65 от 14.03.2013 об изменении сводной росписи расходов на 2013 год ответчиком произведено уменьшение на сумму 8 455 руб. 23 коп. бюджетных ассигнований главного распорядителя бюджетных ассигнований (Управления культуры) (т.2, л.д. 102).

При этом, по пояснению Управления культуры уменьшение заявителю объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не производилось в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ), пунктом 2.2 соглашения от 10.01.2012 (т.2, л.д. 137-140).

Не согласившись с представлением Финансового управления от 11.03.2013 № 96 МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его частично недействительным.

Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого заявителем ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление Финансового управления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса принято уполномоченным органом в качестве адресованного заявителю окончательного акта по результатам проведенной проверки и меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о наличии оснований для применения к учреждению, не являющемуся участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, предусмотренных статьей 282 БК РФ мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) (далее – Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (пункт 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса, в частности, относятся получатели бюджетных средств.

В силу статьи 6 БК РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

На основании статьи 69.1 Кодекса к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии со статьей 78.1 БК РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункты 3, 4 статьи 69.2 Кодекса).

Из изложенных норм следует, что Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ в бюджетное законодательство внесены изменения, исключающие бюджетные учреждения, которым предоставлены субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг, связанных с выполнением государственного (муниципального) заказа, из числа получателей бюджетных средств и участников бюджетного процесса. Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, получаемые бюджетными учреждениями, не относятся к бюджетным средствам, выделяемым получателям бюджетных средств с доведением лимитов бюджетных обязательств по целевым статьям бюджетной классификации.

Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств   с указанием цели их использования.

В силу статьи 289 Кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств   в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Согласно приведенных норм, субъектом ответственности за бюджетное правонарушение, связанное с нецелевым использованием бюджетных средств, являются получатели бюджетных средств, которые с даты вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (01.11.2011) исчерпывающим образом определены статьей 6 БК РФ. При этом, как указано в письме Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 26.09.2012 №№ 02-13-07/3919, 42-7.4-05/5.1-545, учитывая, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств  . Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном (муниципальном) задании, на выполнение которого предоставляется субсидия (т.2, л.д. 68,69).

На основании части 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012.

В силу пункта 1 части 19 статьи 33 Закона № 83-ФЗ в переходный период бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств (за исключением бюджетных учреждений, которым в соответствии с указанными в части 15 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ решениями федеральных органов исполнительной власти или указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ законами субъектов Российской Федерации (нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления) предоставляются из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ, и иные цели).

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с постановлением Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 31.12.2010 № 3791 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными учреждениями городского округа «Город Йошкар-Ола» (т.1, л.д. 130-133) Управлением культуры 30.12.2011 утверждено муниципальное задание МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов (т.2, л.д. 91-95).

Согласно пункту 2 статьи 8 «Положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25.12.2007 № 518-IV, муниципальное задание формируется для бюджетных учреждений городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (т.1, л.д. 68-103).

10.01.2012 между Управлением культуры и учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). По условиям данного соглашения, Управление культуры обязалось определять размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, определенных в соответствии с порядком определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, а также затрат на выполнение работ; не изменять утвержденный размер субсидий без соответствующего изменения муниципального задания. Учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания муниципальных услуг (выполнения работ), определенными в муниципальном задании. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных настоящим соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.2, л.д. 96-99).

29.12.2012 Управлением культуры утвержден уточненный План финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2012 год, в котором отражено поступление и расходование субсидии на выполнение муниципального задания, в том числе на возмещение связанных с выполнением этого задания нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (т.2, л.д. 63-67).

МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» в Управление культуры представлен отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2013 (т.2, л.д. 75-80, 143-157).

Для осуществления операций, связанных с получением и расходованием субсидий, учреждению в органе федерального казначейства открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося в соответствии с Бюджетным кодексом РФ получателем средств бюджета (т.1, л.д. 37,38).

Арбитражный суд, оценив по правилам части 1 статьи 65, статей 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, а также каждое в отдельности, установил, что при расходовании субсидии в июле, августе 2012 на оплату труда директора ФИО1 в сумме 8 455 руб. 23 коп. заявитель выступал как бюджетное учреждение, которому на основании нормативного правового акта уполномоченного органа местного самоуправления предоставлена субсидия на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг, то есть не являлся получателем бюджетных средств   в соответствии со статьей 6 БК РФ, статьей 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. При таких обстоятельствах, ответчиком в отношении заявителя неправомерно установлено бюджетное правонарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 289 БК РФ, а также в порядке статей 282, 283 БК РФ в связи с нецелевым использованием бюджетных средств применены меры принуждения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятия бюджетных средств.

По мнению ответчика, то обстоятельство, что выделенные учреждению субсидии относятся к бюджетным ассигнованиям, предусмотренным статьей 78.1 БК РФ, что по условиям соглашения от 10.01.2012 учреждение обязалось использовать субсидии в целях оказания муниципальных услуг, определенных в муниципальном задании, свидетельствуют о возможности применения к заявителю правил статей 282, 283, 289 БК РФ даже несмотря на то, что учреждение формально не отнесено к получателям бюджетных средств.

Данный довод отклонен арбитражным судом как необоснованный и юридически ошибочный.

Исходя из содержания статей 38, 289 БК РФ состав бюджетного правонарушения, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств, охватывает действия юридических лиц, отнесенных законом к получателям бюджетных средств, или их руководителей. Получение и расходование субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, выделение которой обусловлено выполнением бюджетным учреждением работ (оказанием услуг) в соответствии с требованиями к их качеству и (или) объему (содержанию), порядку выполнения (оказания), определенными этим заданием, осуществляется в ином правовом режиме, чем бюджетные ассигнования лицам, перечисленным в статьях 6, 152 БК РФ.

Поэтому, нарушения, связанные с использованием бюджетным учреждением, не отнесенным законом к получателям бюджетных средств, субсидий, предусмотренных статьей 78.1 БК РФ, не являются нецелевым использованием бюджетных средств, предусмотренным статьей 289 БК РФ.

Наличие в статье 73 Положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Йошкар-Ола» указания на то, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления, рассмотрения, утверждения проекта бюджета ГО «Город Йошкар-Ола», исполнения и контроля за исполнением данного бюджета признается нарушением бюджетного законодательства и влечет применение к нарушителю мер принуждения по основаниям и в порядке, установленном статьями 282, 283, 289 – 306 БК РФ, не исключает необходимости определения состава бюджетного правонарушения, заключающегося в нецелевом использовании бюджетных средств, исходя из анализа содержания статей 6, 38, 289 БК РФ.

Однако, в акте ревизии от 22.02.2013 (стр.4 акта – т.1, л.д. 24), оспариваемом представлении от 11.03.2013 № 96 (т.1, л.д. 19,20, 150) расходование бюджетным учреждением субсидии, предусмотренной статьей 78.1 БК РФ, на оплату труда директора учреждения ФИО1 в сумме 8 455 руб. 23 коп. неправомерно квалифицировано Финансовым управлением как нецелевое использование бюджетных средств согласно статье 289 БК РФ. К заявителю, не являвшемуся в проверяемый период получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса, на основании статьи 282 БК РФ неправомерно применены меры принуждения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятия бюджетных средств.

При этом, поскольку по правилам пункта 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях, пункта 2.2 соглашения от 10.01.2012, заключенного между Управлением культуры и учреждением, изменение размера субсидии возможно только в случае изменения в муниципальном задании показателей, характеризующих объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), то размер субсидии МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» на 2013 год в соответствии с указанием об изъятии средств, содержащимся в оспариваемом представлении, не уменьшался, что подтверждено дополнением к отзыву третьего лица (т.2, л.д. 137-140). Бюджетные ассигнования на сумму 8 455 руб. 23 коп. уменьшены главному распорядителю бюджетных средств Управлению культуры (т.2, л.д. 102), которое Финансовым управлением не проверялось, нарушителем бюджетного законодательства не признавалось, адресатом применения предусмотренных статьей 282 Кодекса мер принуждения не являлось.

В дополнении к отзыву на заявление от 03.10.2013 Финансовое управление ссылалось на то, что МБОУДОД г. Йошкар-Олы «ДШИ «Гармония» в нарушение пункта 2.3.1 соглашения от 10.01.2012, заключенного между Управлением культуры и учреждением, в части суммы 8 455 руб. 23 коп. использовала субсидии не на выполнение муниципального задания, осуществив руководителю учреждения ФИО1 доплаты, подлежащие возмещению за счет приносящей доход деятельности, что в соответствии со статьей 281 БК РФ является нарушением бюджетного законодательства (т.2, л.д. 100, 101).

Вместе с тем, указанное ответчиком нарушение, связанное с использованием бюджетных средств не на выполнение муниципального задания, имеет иные признаки и правовую природу, чем описанное в акте ревизии и оспариваемом представлении нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренное статьей 289 БК РФ. Делая в дополнении к отзыву вывод о наличии этого нарушения, ответчик не установил в ходе проверки и не описал в акте выполнено ли заявителем утвержденное 30.12.2011 муниципальное задание исходя из предусмотренных в нем объемов, качества и порядка оказания услуг; были ли связаны трудовые функции директора ФИО1, за которые произведена спорная доплата, с выполнением указанного задания; соответствовала ли произведенная выплата трудовому законодательству и характеру услуг, предусмотренных заданием; в акте и представлении отсутствуют ссылки на соглашение от 10.01.2012, муниципальное задание и их условия, нарушенные заявителем.

Ответчиком вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано нарушение заявителем условий соглашения от 10.01.2012; доказательно не опровергнуты пояснения главного распорядителя бюджетных ассигнований Управления культуры о том, что муниципальное задание было выполнено учреждением надлежащим образом; стимулирующая надбавка за качество выполнения работ в размере 20 % от должностного оклада, установленная приказом Управления культуры от 11.04.2012 № 63 за счет внебюджетных средств школы (т.2, л.д. 142), связана с достижением целевых показателей по объему и качеству образовательных услуг, установленных муниципальным заданием, и соответствует трудовому законодательству.

Кроме того, Финансовым управлением не обоснована квалификация в качестве нарушения бюджетного законодательства (статья 281 БК РФ), влекущего применение предусмотренных статьей 282 Кодекса мер принуждения, действий организации, не являющейся получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса; не обоснована возможность изъятия средств у заявителя без изменения показателей муниципального задания.

В связи с недоказанностью надзорным органом описанного в акте ревизии и оспариваемом представлении бюджетного правонарушения, за которое предусмотрены меры принуждения, отсутствуют основания для применения мер принуждения, предусмотренных, в том числе и положениями статьи 282 БК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении требований муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы «Детская школа искусств и ремесел «Гармония»; признает недействительным представление Финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 11.03.2013 № 96 в части установления нецелевого использования бюджетных средств (субсидий) в сумме 8 455 руб. 23 коп., предложения изъять бюджетные средства в сумме 8 455 руб. 23 коп., как не соответствующее бюджетному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22, статьей 333.41 НК РФ заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 2 000 руб. (т.1, л.д. 1-3).

Поскольку ответчик, не в пользу которого разрешен спор, по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании не рассматривался.

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2013 года, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы «Детская школа искусств и ремесел «Гармония» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным представление Финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 11.03.2013 № 96 в части установления нецелевого использования бюджетных средств (субсидий) в сумме 8 455 руб. 23 коп., предложения изъять бюджетные средства в сумме 8 455 руб. 23 коп., как не соответствующее бюджетному законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья /Ю.А. Вопиловский/