ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3234/2022 от 20.10.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«20» октября 2022 года                 Дело № А38-3234/2022           г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лабжания Л.Д.

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи

помощником судьи Домрачевой А.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сантехпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа

третье лицо Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

с участием представителей:

от заявителя:ФИО1 по доверенности,

от ответчика: ФИО2 по доверенности,

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Сантехпром», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения УФНС России по Республике Марий Эл о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2022 № 2626 в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы в сумме 1662353руб.92коп., пени за их неуплату – 935162руб.77коп. и штраф по статье 122 НК РФ в размере 92424руб.  (л.д. 3-9, 123-125).

Мотивируя заявленное требование, налогоплательщик указал, что ненормативный акт налогового органа не соответствует закону и является необоснованным, поскольку вынесен без учета фактических обстоятельств. По мнению общества, при проверке наличия условий для использования льготного порядка исчисления страховых взносов, установленного статьей 427 НК РФ, налоговый орган неверно истолковал положения пункта 6 статьи 427 НК РФ. Не оспаривая выводы налогового органа об утрате организацией в 4 квартале 2017 и в 4 квартале 2018 года права на применение льготных тарифов при исчислении страховых взносов, заявитель указал, что взносы не могут быть начислены за весь расчетный период. Взносы подлежат доначислению только за отчетные периоды (4 кварталы 2017 и 2018 гг.), в которых имело место превышение дохода.

Также заявитель указывает, что налоговым органом пропущен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушение, что повлекло незаконное наложение штрафа в размере 92424руб., а также сроки для доначисления и взыскания взносов и пеней за 2017 и 2018гг. Кроме того, ООО «Сантехпром» полагает, что налоговый орган не применил должным образом смягчающие обстоятельства при исчислении штрафа по статье 122 НК РФ.

В судебном заседании представитель ООО «Сантехпром» поддержал требования, изложенные в заявлении, просил признать ненормативный акт налогового органа недействительным в части.

Ответчик, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление требования не признал, указал на законность принятого ненормативного акта. Налоговый орган сослался на то, что при вынесении решения им исследованы и оценены все собранные доказательства. В ходе проверки было установлено нарушение организацией порядка учета доходов для целей исчисления и уплаты страховых взносов, повлекшее за собой необоснованное применение пониженных тарифов по статье 427 НК РФ. Выявление данного обстоятельства послужило основанием для доначисления взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (л.д. 102-109, 133-137, 186-188).

В судебном заседании ответчик просил отказать в удовлетворении требований ООО «Сантехпром».

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу в судебные заседания не направила представителей, отзыв не представила.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «Сантехпром» включено в Единый государственный реестр юридических лиц 06.05.2011, основной государственный регистрационный №<***>, состоит на налоговом учете в УФНС России по Республике Марий Эл (л.д. 13-18).

На основании решения заместителя начальника ИФНС России по г. Йошкар-Оле от 30.12.2020 № 7 в отношении ООО «Сантехпром»проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2017 по 31.12.2019. По материалам проверки составлен актот 25.10.2021 №5113, который получен директором общества лично 09.11.2021, о чем свидетельствует запись на странице 58 акта (файл № 9, CD-диск, л.д. 113).

В акте проверки зафиксировано занижение налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 и за 2018 годы. Увеличение суммы дохода, подлежащего учету для исчисления налога по УСН, повлекло также перерасчет страховых взносов, которые исчислялись по пониженным тарифам, в связи с нарушением условий о предельной величине суммы дохода, установленных подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ.

Налогоплательщиком на акт налоговой проверки представлены возражения, где общество указало на неправомерное доначисление страховых взносов, заявило о применении смягчающих обстоятельств при расчете штрафа (файл № 10, CD-диск, л.д. 113). Материалы проверки и возражения рассмотрены заместителем руководителя налогового органа в присутствии представителя общества, что подтверждается протоколом от 17.12.2021 (файл № 23, CD-диск, л.д. 113).

На основании решения заместителя руководителя Управления от 17.12.2021 № 14 проведены дополнительные мероприятия налогового контроля в срок до 17.01.2022. По итогам составлено дополнение к акту налоговой проверки от 07.02.2022 № 6, которое получено директором общества лично 14.02.2022 (файл № 13, CD-диск, л.д. 113). Налогоплательщиком 01.03.2022 на дополнение к акту налоговой проверки также представлены возражения (файл № 11, CD-диск, л.д. 113).

Материалы проверки и возражения рассмотрены заместителем руководителя налогового органа в присутствии представителя общества, что подтверждается протоколом от 16.03.2022 (файл № 22, CD-диск, л.д. 113). По результатам рассмотрения вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2022 № 2626, согласно которому обществу, помимо прочего, доначислены и предложены к уплате страховые взносы в общей сумме 1662353руб.92коп., пени в размере 935162руб.77коп., начислен штраф в размере 92424руб. (л.д. 19-84).

Не согласившись с решением Управления, ООО «Сантехпром»обратилось с жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу, заявив о незаконности решения Управления. Решением МИ ФНС России по ПФО от 15.06.2022 №07-07/1094@ в удовлетворении жалобы налогоплательщику отказано (л.д. 86-88).

Полагая выводы налоговых органов незаконными, ООО «Сантехпром» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2022 № 2626 в части доначисления страховых взносов пеней и штрафа за их неуплату.

Обосновывая заявленные требования, налогоплательщик указал, что выводы налогового органа, изложенные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в оспариваемой части являются необоснованными, решение – принятым с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению ООО «Сантехпром», налоговым органом не учтено, что превышение предельно допусти­мого дохода для применения пониженного тарифа по уплате страховых взносов имело место только в 4 квартале 2017 и в 4 квартале 2018. Именно с этого отчетного периода по правилам пункта 6 статьи 427 НК РФ не подлежит применению льготная система исчисления взносов, взносы, начисленные по пониженным тарифам за 1-3 кварталы 2017 года и 1-3 кварталы 2018 года, перерасчету не подлежат.  

Кроме того, заявитель полагает, что налоговым органом пропущен срок составления акта выездной налоговой проверки и, как следствие, решения, вынесенного по материалам этой проверки, что в свою очередь влечет незаконность данного ненормативного акта. Факт неправильного исчисления взносов был установлен налоговым органом в ходе камеральных проверок представленных налогоплательщиком расчетов по УСН и по страховым взносам за 2017 и 2018гг. Оспариваемое решение вынесено 16.03.2022, то есть с пропуском срока, установленного статьями 46-47 НК РФ, для взыскания начисленных сумм.  

Также заявитель указывает, что налоговым органом пропущен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушение, установленный статьей 113 НК РФ, что повлекло незаконное наложение штрафа в размере 92424руб., а также пеней за несвоевременную уплату взносов. При этом, по мнению ООО «Сантехпром», налоговый орган не применил должным образом смягчающие обстоятельства при исчислении штрафа по статье 122 НК РФ.

Законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия о порядке применения пониженных тарифов при исчислении и уплате страховых взносов.

В соответствии со статьей 419 НК РФ ООО «Сантехпром» является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии со статьей 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

 На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 431 НК РФ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 7 статьи 431 НК РФ установлено, что плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

 В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2017-2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 20,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%, на обязательное медицинское страхование - 0%.

В соответствии с пунктом 6 статьи 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ.В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

При этом, согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками на УСН при осуществлении указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ видов экономической деятельности, если их доходы за налоговый период не превышают 79млн.руб.

Как усматривается из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО «Сантехпром» в 2017-2018 годах  применяло упрощенную систему налогообложения. Основным видом деятельности ООО «Сантехпром» является производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), что соответствует видам деятельности, предусмотренным подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ. Тем самым, общество, при соблюдении требований о предельном размере дохода, установленных подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, имело право на применение пониженных тарифов при исчислении страховых взносов.

Вместе с тем, в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что доход ООО «Сантехпром», учитываемый для целей налогообложения по УСН за 2017 год составил 99075532руб., за 2018 год – 97915388руб., то есть превысил минимум, позволяющий в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 427 НК РФ применять пониженные тарифы при исчислении страховых взносов. Превышение размера дохода, установленного подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, имело место в 4 квартале 2017 года и в 4 квартале 2018 года. Указанные обстоятельства сторонами признаны и не оспариваются.

Таким образом, ООО «Сантехпром» в силу пункта 6 статьи 427 НК РФ утратило право на применение пониженных тарифов по страховым взносам и в соответствие с НК РФ и обязано было исчислить суммы страховых взносов за 2017 и 2018 годы с применением тарифов страховых взносов, установленных статьей 426 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Поскольку налогоплательщиком указанный перерасчет произведен не был, налоговый орган в рамках контрольных мероприятий доначислил за 2017-2018гг. и предложил к уплате страховые взносы по общеустановленным тарифам. При этом перерасчет произведен за весь расчетный период.

Оспаривая доначисленную сумму ООО «Сантехпром» сослалось на то, что право на применение пониженных тарифов утрачено только с 4 квартала 2017 года и с 4 квартала 2018 года, то есть, с отчетного периода, в котором произошло превышение доходов. До данного периода, полагает заявитель, он имел право на применение льготного порядка исчисления взносов.

Как было указано выше, в силу пункта 6 статьи 427 НК РФ, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация превысила за налоговый период ограничение по доходам, такая организация лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными - 1 квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Из системного анализа приведенных норм следует, что налогоплательщик лишается права на применение льготного тарифа в тот период, когда получаемый им доход превысил установленный минимум. Именно с этого момента у него возникает обязанность произвести перерасчет взносов, и, в случае продолжения расчета и уплаты взносов по пониженным тарифам, плательщик может быть привлечен к ответственности за неуплату взносов, ему могут быть начислены пени. При этом «сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке», то есть в порядке, установленном налоговым законодательством, а именно пункт 1 статьи 421 НК РФ и пунктом 1 статьи 431 НК РФ, согласно которым плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно; база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Таким образом, утратив право на применение льготного тарифа в 4 квартале (отчетный период) плательщик должен применить к выплатам работников общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный 425 НК РФ, с начала расчетного периода - календарного года, то есть с 01.01.2017 и с 01.01.2018, в общем порядке по правилам статей 421, 431 НК РФ. При этом произвести перерасчет он может только в 4 квартале без начисления пеней за предыдущие периоды. 

Следовательно, ООО «Сантехпром», законно в течение 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года применявшее пониженные тарифы, в связи с утратой такого права в 4 квартале, было обязано, в силу императивных положений пункта 6 статьи 427 НК РФ, восстановить страховые взносы за весь 2017 и 2018 годы и уплатить их в установленном порядке.

Принимая во внимание, что налогоплательщиком не были совершены действия по перерасчету взносов, налоговый орган обоснованно в ходе выездной налоговой проверки доначислил неуплаченную сумму взносов за 2017-2018гг. Расчет взносов судом проверен и признан правильным. 

Неуплата взносов, явившаяся следствием неправомерного использования пониженных тарифов, обоснованно расценена как налоговое правонарушение, что повлекло ответственность в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

При вынесении решения налоговым органом учтены положения пункта 1 статьи 113 НК РФ, согласно которому лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). На основании пункта 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

Деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Неуплата обществом страховых взносов за 2017 год совершена в 2018 году, соответственно, срок привлечения начинается с 01.01.2019 и заканчивается 01.01.2022. Так как решение № 2626 вынесено 16.03.2022, налоговым органом обоснованно не начислен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату страховых взносов в 2017 году.

За неуплату взносов за 2018 года по статье 122 НК РФ рассчитан штраф в размере 184849руб. Однако с учетом заявления организации о применении смягчающие ответственность обстоятельства штрафные санкции были снижены в два раза, штраф предложенный к уплате составил 92424руб.

Довод общества о снижении штрафных санкций более чем в два раза суд признает несостоятельным, так как при вынесении решения налоговым органом рассмотрены возражения общества на акт проверки, дополнение к акту, дана оценка заявленным в возражениях смягчающим обстоятельствам. Дополнительных обстоятельств, влияющих на размер санкции, заявителем не названо, арбитражным судом не установлено.

Арбитражный суд также отклоняет довод налогоплательщика о применении положений статьи 113 НК РФ к сумме исчисленных пеней за неуплату взносов.

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов), в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пени не являются санкцией, а служат компенсацией потерь бюджета из-за несвоевременной уплаты налогов (взносов).

Следовательно, положения статьи 113 НК РФ, устанавливающей ограничения в применении мер ответственности (наказания), в случае взыскания пеней не применяются.

Судом проверен расчет пеней, которые начислены по обязательствам 2017 года с 16.01.2018, по обязательствам 2018 года – с 16.01.2019. Нарушений в расчете пеней не установлено (л.д. 80-84).

Арбитражный суд отклоняет как не относимый к рассматриваемому спору довод ООО «Сантехпром» о нарушении налоговым органом сроков проведения проверки и сроков на взыскание доначисленных сумм взносов.

Порядок и сроки проведения проверки и принятия решения установлены статьями 100 и 101 НК РФ. Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ  основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Нарушение указанных заявителем сроков само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Из материалов дела не усматривается, что налогоплательщик был лишен возможности на представление возражений, установленных пунктом 6 статьи 100 НК РФ, или на участие в процессе рассмотрения материалов проверки. В процессе судебного разбирательства заявителем не названо, каким образом нарушение сроков проверки повлияло на защиту законных интересов налогоплательщика.

Доводы о не соблюдении или нарушении сроков на взыскание доначисленных сумм налогов (сборов, взносов) также не являются основанием для признания незаконным начисления этих налогов. Вопрос о соблюдении сроков взыскания подлежит оценке при рассмотрении требований о принудительном взыскании доначисленных сумм, которые в рамках настоящего дела не оцениваются.

Таким образом, указанные заявителем обстоятельства не свидетельствуют о существенном нарушении инспекцией процедуры принятия оспариваемого ненормативного акта и, как следствие, не являются безусловным основанием для признания решений налогового органа недействительными в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому требования ООО «Сантехпром» о признании недействительным решения УФНС России по Республике Марий Эл о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2022 № 2626 в части доначисления страховых взносов удовлетворению не подлежит.

По правилам статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела относится на заявителя, не в пользу которого принято решение. При обращении в суд обществом с ограниченной ответственностью «Сантехпром»  уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб. (л.д. 12).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина, уплачиваемая организациями, составляет 3000руб.

Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю за счет средств федерального бюджета.

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2022. Полный текст решения изготовлен 27.10.2022, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Сантехпром» о признании недействительным в части решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 16.03.2022 № 2626 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сантехпром» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000руб.

На возврат государственной пошлины выдать справку.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                Л.Д. Лабжания