ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3284/14 от 06.11.2014 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«06» ноября 2014 г. Дело № А38-3284/2014 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   06 ноября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен   06 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания   секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   Министерства образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН 1021200779313, ИНН 1200001363)

к ответчику   Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл

о   признании недействительным ненормативного акта органа бюджетного надзора

с участием представителей:

от заявителя   – Ахмадгазизова Р.К. по доверенности от 17.09.2014, Крупин И.В. по доверенности 16.09.2014, Короткова М.П. по доверенности от 20.05.2014, Волжанин А.С. по доверенности от 17.09.2014,

от ответчика   – Боев О.Л. по доверенности от 01.10.2014, Мосунова Е.В. по доверенности от 27.06.2014, Михайлова А.Н. по доверенности от 04.08.2014

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее – Минобрнауки РМЭ, Министерство), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 06.06.2014 № 18 об устранении нарушения бюджетного законодательства.

В заявлении изложены доводы о том, что расходование средств бюджетного кредита в сумме 290 000 руб. на реконструкцию части школьных помещений под детский сад в МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» соответствует цели выделения кредита; согласовано с Министерством образования и науки РФ. Работы, оплаченные за счет кредита, выполнены, приняты заказчиком, на базе реконструированного объекта организованы занятия группы для детей ясельного и дошкольного возраста. Объект включен в поэтапную программу («дорожную карту») по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях Республики Марий Эл на 2012-2014, утвержденную и.о. Председателя Правительства РМЭ 13.06.2012; республиканскую адресную инвестиционную программу (т.1, л.д. 5-8, 28,29, 51-53, т.2, л.д. 43-46).

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, ТУ Росфиннадзора в РМЭ (далее – орган бюджетного надзора) в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Министерства, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления органа бюджетного надзора от 06.06.2014 № 18. По утверждению ответчика, заявителем допущено нецелевое использование бюджетного кредита, поскольку за счет него оплачены работы по объекту, принадлежащему основной общеобразовательной школе, а не дошкольному образовательному учреждению. Данный объект не включен в Республиканскую целевую программу «Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009-2015 годах», утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2008 № 324. Наличие его в республиканской адресной инвестиционной программе не свидетельствует о соблюдении установленных целей выделения бюджетного кредита (т.1, л.д. 140-142, т.2, л.д. 108-110).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании централизованного задания Росфиннадзора от 17.01.2014 № 01-05-25/310@, программой проверки, утвержденной Росфиннадзором 25.03.2014, приказа ТУ Росфиннадзора в РМЭ от 14.05.2014 № 36, удостоверения от 14.05.2014 № 32, специалистами ТУ Росфиннадзора в РМЭ проведена выездная проверка соблюдения Министерством целевого использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета в 2012-2013 годах на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений (т.1, л.д. 145-150, т.2, л.д. 1-18).

Проверкой установлено, что в нарушение статей 38, 158 БК РФ, подпункта «г» пункта 4 «Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2013», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2010 № 1062 (далее – Правила), «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2011 № 180н, в июле 2012 года по коду 874-0701-5224800-522-251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» допущено нецелевое направление средств субсидий бюджетам муниципальных районов в сумме 290 000 руб. на реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, источником образования которых является бюджетный кредит, предоставленный из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, на финансирование расходов по реконструкции МБОУ «Пижменская основная общеобразовательная школа», не относящегося к дошкольной образовательной организации и не включенного в Республиканскую целевую программу «Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009-2015 годы». По окончании проверки составлена справка от 23.05.2014 о завершении контрольных действий (т.2, л.д. 18).

Результаты проверки оформлены актом проверки от 28.05.2014 (т.1, л.д. 76-89, т.2, л.д. 19-32).

По результатам проверки ТУ Росфиннадзора в РМЭ в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ вынесено представление от 06.06.2014 № 18 об устранении нарушения бюджетного законодательства, в котором орган бюджетного надзора предложил Министерству рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанного в представлении нарушения бюджетного законодательства РФ; проинформировать ТУ Росфиннадзора в РМЭ о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения (т.1, л.д. 18,19, 74,75, т.2, л.д. 33).

Не согласившись с представлением органа бюджетного надзора, Минобрнауки РМЭ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого Министерством ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление ТУ Росфиннадзора в РМЭ об устранении нарушения бюджетного законодательства принято уполномоченным органом в качестве окончательного акта по результатам проведенной проверки; в нем установлено совершение заявителем нарушения бюджетного законодательства, влекущего применение бюджетных мер принуждения; содержится требование об устранении указанного нарушения, а также его причин и условий; неисполнение представления влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении Министерством нарушения бюджетного законодательства, связанного с нецелевым использованием средств федерального бюджета, выданных в качестве бюджетного кредита.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

На основании подпункта «г» пункта 2 Правил (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) бюджетные кредиты предоставляются на цели реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.

В случае, если обращение о предоставлении бюджетного кредита на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации содержит предложения по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста, то указанное обращение также должно содержать перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений по форме, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 3 Правил).

Кредиты, выделяемые на эти цели, могут предоставляться, в том числе на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста в соответствии с предусмотренным абзацем 3 пункта 3 Правил перечнем объектов, согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации (подпункт «г» пункта 4 Правил).

В соответствии с пунктами 3, 10 Правил, форма Перечня объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации (приложение № 1) утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 18.05.2012 № 423 (т.1, л.д. 128-133).

Согласно пункту 9 Правил, предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Министерством финансов РФ и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 11 Правил).

Материалами дела подтверждается, что письмом Министерства образования и науки РФ от 23.05.2012 № МД-548/18 в целях предоставления бюджетного кредита Минобрнауки РМЭ предложено в срок до 01.06.2012 направить в адрес Минобрнауки РФ перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету предполагаемого субъекта РФ в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений (т.1, л.д. 126,127).

В соответствии с указанным письмом Минобрнауки РМЭ по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2012 № 423, составлен и представлен в Минобрнауки РФ Перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений. В данный перечень включен объект «Реконструкция МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» - объем финансирования 500 тыс. руб.: из федерального бюджета – 290 тыс. руб., из республиканского бюджета РМЭ – 210 тыс. руб. Перечень с включением названного объекта согласован заместителем министра образования и науки РФ Биленкиной И.П. (т.1, л.д. 134-136, т.2, л.д. 48-50).

Письмами Минобрнауки РМЭ от 05.03.2012 № 1785, от 22.03.2012 № 2198, адресованными Минобрнауки РФ, сообщено о мерах по увеличению мест в учреждениях, осуществляющих дошкольное образование: в 2012 – в количестве 1 420 мест, в том числе, путем строительства 2 пристроев к существующим дошкольным образовательным учреждениям (140 мест), реконструкции 22 объектов образования (1 280 мест); в 2013 – в количестве 2 640 мест, в том числе, путем строительства 6 новых ДОУ (1 290 мест), строительства 7 пристроев (470 мест), строительства 4 мансард (280 мест), реконструкции 6 объектов образования (600 мест); в 2014 – в количестве 1 580 мест, в том числе, путем строительства 3 новых ДОУ (615 мест), строительства 7 пристроев (500 мест), строительства 1 мансарды (40 мест), реконструкции 6 объектов образования (425 мест); о численности детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения (т.2, л.д. 83-90).

Письмом Минобрнауки РМЭ от 28.06.2012 № 5027, адресованным Минобрнауки РФ, сообщено об утверждении и.о. Председателя Правительства Республики Марий Эл от 13.06.2012 Поэтапной программы («дорожной карты») по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл, в которую включена реконструкция МОБУ «Пижменская ООШ» (т.2, л.д. 52-65).

20.07.2012 между Министерством финансов РФ (кредитор) и Правительством Республики Марий Эл (заемщик) заключено соглашение № 01-01-06/06-132, по условиям которого кредитор предоставляет заемщику из средств федерального бюджета бюджетный кредит в размере 66 016 000 руб. на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений Республики Марий Эл. Согласно подпункту «д» пункта 3.2 соглашения заемщик обязался обеспечить создание в 2012 – 2014 годах не менее 5 462 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях с целью снижения показателя численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации (т.1, л.д. 122-125).

02.12.2011 между МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» (заказчик) и Яковлевым Е.Н. (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 1/2011, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по реконструкции части школьных помещений под детский сад в МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа». Стоимость работ определена в размере 301 000 руб. (т.2, л.д. 102-107). Работы по муниципальному контракту выполнены и переданы заказчику, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 16.03.2012.

Письмами Министерства финансов РМЭ от 28.02.2013 № 15-09/57, № 15-19/95, адресованными Министерству финансов РФ, сообщено об исполнении соглашения № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 в части введения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (в том числе, 20 дополнительных мест в результате реконструкции МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа») (т.2, л.д. 93-101). Создание 20 дополнительных мест дошкольного образования в реконструированных помещениях МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» осуществлено посредством открытия на основании приказов Отдела образования и по делам молодежи Администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 24.02.2011 № 48/1/О, от 23.05.2012 № 128/0 в указанном образовательном учреждении дополнительной группы для детей ясельного и дошкольного возраста (1 группа) (т.2, л.д. 47).

При этом, в соответствии с уставом МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа», учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования; организует дошкольную группу, в которую принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; осуществляет дошкольное воспитание и образование (воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в детском саду в возрасте от 2 месяцев до 7 лет) (пункты 1.5, 2.3.1, 2.9.1 устава). Согласно выписке из ЕГРЮЛ учреждение в качестве дополнительного вида деятельности вправе осуществлять дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОКВЭД 80.10.1). В приложении к лицензии школы от 29.05.2014 № 121 на осуществление образовательной деятельности включено дошкольное образование.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив по правилам части 1 статьи 65, части 3.1 статьи 70, статей 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, установил, что в рамках Поэтапной программы («дорожной карты») по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл, утвержденной и.о. Председателя Правительства Республики Марий Эл от 13.06.2012, Министерством запланировано создание 20 дополнительных мест дошкольного образования посредством реконструкции помещений МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» и создания в школе дополнительной группы дошкольного образования для детей ясельного и дошкольного возраста; в порядке абзаца 3 пункта 3, подпункта «г» пункта 4 Правил данное мероприятие согласовано с Минобрнауки РФ посредством включения указанного объекта в Перечень объектов по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2012 № 423; для реализации мероприятий, обеспечивающих создание в 2012-2014 годах не менее 5 462 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (включая 20 мест в МОБУ «Пижменская ООШ») заключено соглашение № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 о предоставлении из средств федерального бюджета бюджетного кредита. Работы по реконструкции под детский сад части школьных помещений в МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» выполнены в сроки, определенные в согласованном с Минобрнауки РФ Перечне объектов. На базе указанного образовательного учреждения создана и функционирует дополнительная группа дошкольного образования для детей ясельного и дошкольного возраста на 20 дополнительных мест дошкольного образования, как это предусмотрено Поэтапной программой («дорожной картой»), утвержденной Правительством РМЭ от 13.06.2012. Данные обстоятельства ответчиком доказательно не опровергнуты.

Поскольку средства кредита, выделенные из федерального бюджета, в сумме 290 000 руб. израсходованы для создания 20 дополнительных мест дошкольного образования в соответствии с Поэтапной программой («дорожной картой»), утвержденной Правительством РМЭ от 13.06.2012, Перечнем объектов, согласованным с Минобрнауки РМЭ, соглашением № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012; запланированный результат достигнут в установленные сроки, оснований для выводов о нецелевом использовании средств бюджетного кредита не имеется.

Ссылка органа бюджетного надзора на то, что создание группы дошкольного образования в МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа», не свидетельствует о реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений, и не соответствует условиям выделения бюджетного кредита, отклонена арбитражным судом, как необоснованная и юридически ошибочная.

Объект «Реконструкция части школьных помещений под детский сад в МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» действительно не включен в «Систему программных мероприятий» (приложение № 2), утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2008 № 324 «О республиканской целевой программе «Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009 – 2015 годы».

Однако, положениями подпункта «г» пункта 2 Правил, пунктом 1.3 соглашения № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 не предусмотрено конкретного наименования и реквизитов программ поддержки дошкольных образовательных учреждений, утверждаемых субъектом РФ, на реализацию которых могут выделяться бюджетные кредиты. Данные программы должны определяться соответствующим субъектом РФ и согласовываются с Минобрнауки РФ.

В соответствии с подпунктами 1, 3, 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся, в частности, разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять мероприятия программ развития и поддержки дошкольного образования, включая создание условий для осуществления дошкольного образования общеобразовательными организациями.

Утвержденная Правительством РМЭ 13.06.2012 «Поэтапная программа («дорожная карта») по устранению дефицитных мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл», предусматривающая реконструкцию части школьных помещений МОБУ «Пижменская ООШ», издана во исполнение названных норм Закона № 273-ФЗ. Указанная программа направлена в Минобрнауки РФ в качестве программы, предусмотренной подпунктом «г» пункта 2 Правил; одобрена Минобрнауки РФ путем согласования предусмотренного абзацем 3 пункта 3, подпунктом «г» пункта 4 Правил Перечня объектов, составленного по форме, утвержденной Минобрнауки РФ от 18.05.2012 № 423.

Создание дополнительных мест дошкольного образования в общеобразовательной организации, а не в детском дошкольном учреждении, в чем ответчик усматривает формальное не соответствие подпункту «г» пункта 4, соглашению № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012, при осуществлении спорных расходов на основании согласованных с Минобрнауки РФ программой мероприятий и перечнем объектов, не свидетельствует о нецелевом использовании кредита.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее образование.

При этом, общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения (подпункт 2 пункта 4 статьи 23 Закона № 273-ФЗ).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (пункты 1, 2 статьи 64 Закона № 273-ФЗ).

Содержание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в дошкольной группе МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» полностью соответствует требованиям к дошкольному образованию, предусмотренным Законом № 273-ФЗ; осуществляется общеобразовательным учреждением в рамках разрешенной образовательной деятельности, предусмотренной его уставом и лицензией. В связи с чем, создание 20 дополнительных мест в указанной дошкольной группе, что определено в Поэтапной программой («дорожной картой»), утвержденной Правительством РМЭ от 13.06.2012, свидетельствует о надлежащем выполнении обязанности заемщика, предусмотренной подпунктом «д» пункта 3.2 соглашения № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012.

Нарушений, связанных с невыполнением показателя по дополнительным местам в дошкольных образовательных учреждениях, определенного подпунктом «д» пункта 3.2 соглашения № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012; неправильным отражением расходов, произведенных за счет кредита, по видам расходов, подстатьям и статьям, определенным «Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2012 год и на 2013 и 2014 годов», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2011 № 180н, органом бюджетного надзора не установлено; в оспариваемом представлении, акте проверки данные нарушения не описаны, в вину Министерству не вменяются.

Отражение объекта «Реконструкция части школьных помещений под детский сад в МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» в «Республиканской адресной инвестиционной программе на 2012», утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12.01.2012 № 4-р, само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании кредита.

В качестве программы, предусмотренной подпунктом «г» пункта 2 Правил, с Минобрнауки РФ согласована Поэтапная программа («дорожная карта») по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл утвержденная Правительством РМЭ от 13.06.2012. Перечень объектов составлен и бюджетный кредит выделен именно на основании данной Поэтапной программы («дорожной карты»). При этом, финансирование субъектом РФ дополнительных мест дошкольного образования не по одной, а по нескольким программам, утвержденным субъектом РФ, не предусмотрено Правилами и соглашением № 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 в качестве обстоятельства, препятствующего выделению и использованию кредита. Финансирование по «Республиканской адресной инвестиционной программе на 2012» осуществлялось за счет средств республиканского бюджета РМЭ и местных бюджетов, выделение средств федерального бюджета именно по этой программе органом бюджетного надзора не доказано.

На основании изложенного, арбитражный суд пришел к итоговому выводу о недоказанности наличия в действиях Минобрнауки Республики Марий Эл нарушения бюджетного законодательства, связанного с нецелевым использованием средств в размере 290 000 руб. субсидий, источником которых является бюджетный кредит на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъекте РФ.

Учитывая изложенное, арбитражный суд по правилам части 2 статьи 201 АПК РФ принимает решение об удовлетворении требований Министерства образования и науки Республики Марий Эл; признает недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 06.06.2014 № 18 об устранении нарушения бюджетного законодательства.

При обращении в арбитражный суд Министерство образования и науки Республики Марий Эл уплатило государственную пошлину в размере, определенном пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ, за рассмотрение дела арбитражным судом в сумме 2 000 руб. (т.1, л.д. 9).

Поскольку в данном случае Министерство образования и науки Республики Марий Эл выступает в суде в защиту государственных и (или) общественных интересов, то есть в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, а ответчик освобожден от ее уплаты по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ, заявителю подлежит возврату из бюджета уплаченная государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  1.  Заявление Министерства образования и науки Республики Марий Эл удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 06.06.2014 № 18 об устранении нарушения бюджетного законодательства, как не соответствующее действующему законодательству.

2. Возвратить Министерству образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН 1021200779313, ИНН 1200001363) за счет средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья /Ю.А. Вопиловский/