АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«29» октября 2015 г. Дело № А38-3341/2015 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2015 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Министерства образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
о признании незаконным представления органа бюджетного надзора
третье лицо Министерство финансов Республики Марий Эл
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности 30.04.2014, ФИО2 по доверенности от 01.09.2015, ФИО3 по доверенности от 22.10.2015,
от ответчика – ФИО4 по доверенности от 01.10.2015,
от третьего лица – ФИО5 по доверенности от 25.09.2015
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее – Минобрнауки РМЭ, Министерство), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 11.03.2015 № 2 об устранении нарушений бюджетного законодательства.
В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы об ошибочности вывода органа бюджетного надзора о необеспечении Республикой Марий Эл определенного соглашением № 08.ТО7.24.0678 от 29.07.2014 объема софинансирования расходов на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования». По утверждению заявителя, согласно выпискам из решений представительных органов местного самоуправления объем софинансирования из местных бюджетов на указанные цели на 2014 составил 49 968 770 руб. Законом РМЭ от 29.11.2013 № 50-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Закон о республиканском бюджете РМЭ на 2014) предусмотрены средства в размере 20 000 тыс. руб. по целевой статье 0214938 «Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных организаций Республики Марий Эл». Минобрнауки РМЭ, как главный распорядитель бюджетных средств, распределило местным бюджетам субсидии из федерального бюджета на модернизацию системы дошкольного образования Республики Марий Эл в 2014 году на вид расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» средства, которые планировалось использовать на объекты капитального строительства в размере 224 674 200 руб. Оставшаяся сумма 42 807 200 руб. отнесена на вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», а именно на объекты дошкольного образования, в которых проводился капитальный или текущий ремонт с целью создания дополнительных дошкольных мест. Главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно назначает коды бюджетной классификации выделенной субсидии, в связи с чем, нарушений приказа Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н не допущено (т.1, л.д. 3-8, 68,69, 115-121).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик, ТУ Росфиннадзора в РМЭ (далее – орган бюджетного надзора) в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Министерства, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления органа бюджетного надзора от 11.03.2015 № 2. По условиям соглашения от 29.07.2014 № 08.Т07.24.0678, объем бюджетных ассигнований в бюджете Республики Марий Эл на проведение мероприятий по модернизации муниципальных систем дошкольного образования следовало предусмотреть в размере 66 870,4 тыс. руб. По данным отчета об осуществлении расходов бюджета (местных бюджетов) за 4 квартал 2014 за счет консолидированного бюджета Республики Марий Эл в 2014 году произведено расходов на модернизацию региональных систем дошкольного образования в размере 22 863,80 тыс. руб. (местный бюджет – 21 761,425 тыс. руб.; внебюджетные средства – 1 102,38 тыс. руб.), что не соответствует должному объему софинансирования. Размер излишне предоставленной субсидии из федерального бюджета составляет 176 026,19 тыс. руб. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий соответственно бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности , а также расходы федерального бюджета по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности подлежат отражению по виду расходов 522 «Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности». На основании уведомления от 15.08.2014 № 08-13/2 Минобрнауки РФ заявителю по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» доведены средства в сумме 224 674,20 тыс. руб., которые распределены Минобрнауки РМЭ для расходования на капитальное строительство объектов недвижимости, что следовало относить по виду расходов 522 «Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Доказательств принятия мер по уточнению вида расходов Министерством не представлено (т.1, л.д. 71-74, т.3, л.д. 72,73, 90,91).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Марий Эл (т.3, л.д. 85).
Третье лицо, Министерство финансов Республики Марий Эл в отзыве, дополнении к отзыву на заявление указало, что Законом о республиканском бюджете РМЭ на 2014 по целевой статье 0227059 предусмотрено 16 229,9 тыс. руб. Сумма в размере 49 968,77 тыс. руб. обеспечена за счет местных бюджетов. Субъектам РФ при расходовании федеральных субсидий предоставлено право применения кода вида расходов 521 или 522 исходя из видов бюджетных ассигнований. Применение на федеральном уровне кода вида расходов 521 Минобрнауки РФ при расходовании средств федерального бюджета не является необходимым требованием и условием для соблюдения данного вида расходов на региональном уровне и не нарушает приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (т.3, л.д. 93-97, 133-135).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании централизованного задания Росфиннадзора от 11.03.2015 № ЭИ-05-25а/597@-ТУ, приказа ТУ Росфиннадзора в РМЭ от 20.01.2015 № 4, удостоверения № 4 от 20.01.2015 специалистами ТУ Росфиннадзора в РМЭ проведена проверка использования Министерством субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» в части модернизации региональных систем дошкольного образования (т.1, л.д. 75-79).
Проверкой установлено, что Министерством в 2014 году совершены следующие нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:
- в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пунктов 4, 8, 10, 18 Правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2014 № 289 (далее - Правила № 289), соглашения от 29.07.2014 № 08.Т07.24.0678, не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, в части софинансирования расходов по средствам бюджета Республики Марий Эл, по причине того, что Законом о республиканском бюджете РМЭ на 2014 и бюджетами девяти муниципальных образований бюджетные ассигнования на софинансирование не предусмотрены, в результате излишне предоставлено субсидий из федерального бюджета в сумме 176 026,19 тыс. руб. и допущено их использование на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (с учетом фактически израсходованных средств консолидированного бюджета Республики Марий Эл (местный бюджет и внебюджетные средства) (пункт 1 представления);
- в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, предусмотрены межбюджетные трансферты ФИО6 РМЭ и перечислены средства субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ в сумме 267 481,4 тыс. руб. по коду 074-0701-0225059 виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», следовало предусмотреть межбюджетные трансферты и перечислить средства субсидии в сумме 224 674,20 тыс. руб. по виду расходов 522 «Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» и виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» в сумме 42 807,2 тыс. руб. согласно заявкам о перечислении субсидии, представленным Минобрнауки РМЭ (пункт 2 представления).
Результаты проверки оформлены актом проверки от 17.02.2015 (т.1, л.д. 27-41, 80-94). Министерством в орган бюджетного надзора представлен протокол разногласий от 05.03.2015 к акту проверки (т.1, л.д. 103-105).
По результатам проверки ТУ Росфиннадзора в РМЭ в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ вынесено представление от 11.03.2015 № 2, в котором орган бюджетного надзора обязал Министерство в срок 20 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в нем нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления проинформировать орган бюджетного надзора не позднее 5 рабочих дней с даты исполнения представления (т.1, л.д. 23-26, 95,96).
Не согласившись с представлением органа бюджетного надзора, Минобрнауки РМЭ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого Министерством ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 3.1 статьи 70, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление ТУ Росфиннадзора в РМЭ об устранении нарушений бюджетного законодательства принято уполномоченным органом в качестве окончательного акта по результатам проведенной проверки; в нем установлено совершение заявителем нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение бюджетных мер принуждения; содержится требование об устранении указанных нарушений, а также их причин и условий; неисполнение представления влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении Министерством нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных актов, связанных с соблюдением условий получения и использования субсидии федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования.
1. Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в приложениях № 6 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2014», № 12 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2014 год» Минобрнауки РФ по целевой статье 07 01 02 2 5059 500 предусмотрено финансирование для выделения субсидий на модернизацию систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (межбюджетные трансферты).
Согласно пункту 2 Правил № 289, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий («дорожных карт») структурных изменений в сфере образования). Условиями предоставления субсидии, в частности, являются: наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации комплекса дополнительных мероприятий; наличие в субъекте Российской Федерации утвержденного комплекса дополнительных мероприятий (пункт 4 Правил № 289).
В силу пункта 6 Правил № 289 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству образования и науки РФ на цели, указанные в пункте 2 Правил (но не более 3 процентов общего объема субсидии, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил), на основании соглашения, форма которого утверждается указанным Министерством. Данное соглашение должно содержать положения о размере субсидии, сроках и условиях ее предоставления и расходования (подпункт «б» пункта 7 Правил № 289). При этом, уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 20 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пункт 8 Правил № 289).
На основании пункта 10 Правил № 289 в случае, если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на финансовое обеспечение реализации комплекса дополнительных мероприятий не соответствует установленному для субъекта Российской Федерации уровню софинансирования из федерального бюджета, то размер субсидии подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования.
Согласно пункту 21 Правил № 289, контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством образования и науки РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
29.07.2014 между Минобрнауки РФ и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение № 08.Т07.24.0678 (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 16.12.2014), по условиям которого из федерального бюджета в 2014 году выделяется субсидия бюджету Республики Марий Эл на модернизацию региональной системы дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования субъекта РФ (регионального плана мероприятий («дорожной карты» структурных изменений в сфере образования), предусмотренной по разделу 07 «Образование» подразделу 01 «Дошкольное образование» целевой статье 02 2 5059 «Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», коду главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетной классификации РФ на основании Закона РМЭ от 28.11.2013 № 50-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», постановления Правительства РМЭ от 19.05.2014 № 243 «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Республике Марий Эл», постановления Правительства РМЭ от 03.06.2014 № 283 «Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий, характеризующих развитие дошкольного образования в Республике Марий Эл в 2014 году» (пункт 1.1 соглашения).
Согласно подпункту «а» пункта 1.2, пункту 1.3 названного соглашения, одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл, по настоящему соглашению составляет 267 481 400 руб. Общий объем бюджетных ассигнований, который должен быть предусмотрен в бюджете Республики Марий Эл, по данному соглашению составляет 66 870 400 руб.
В силу пункта 2.3.1 соглашения, получатель обязался соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в пункте 1.1 соглашения (т.1, л.д. 42-51).
В соответствии с приложением № 5 к Закону о республиканском бюджете РМЭ на 2014 (в редакции Закона РМЭ от 29.12.2014 № 58-З) главным администратором доходов республиканского бюджета РМЭ по коду 874 2 02 02204 02 0000 151 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования» определено Минобрнауки РМЭ.
Согласно пункту 3 «Порядка предоставления и распределения в 2014 году субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования», утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.08.2014 № 426, главным распорядителем средств, предусмотренных для предоставления субсидий, является Минобрнауки РМЭ.
Письмом Минобрнауки РМЭ от 14.04.2014 № 2793, адресованным Минобрнауки РФ, сообщено, что на софинансирование расходов по модернизации региональной системы дошкольного образования в консолидированном бюджете РМЭ на 2014 предусмотрено 66 870,4 тыс. руб. При этом, в качестве подтверждающих документов представлены: выписка из уточненной сводной бюджетной росписи (расходы) по Минобрнауки РМЭ на 2014 на основании Закона о республиканском бюджете РМЭ на 2014, в которой по государственной программе Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013 – 2020 годы подпрограмме «Государственное обеспечение функционирования системы образования и реализации молодежной политики» предусмотрено 52 870 400 руб.; выписка из приложения № 5 к решению Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола» о бюджете ГО «Город Йошкар-Ола» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 05.12.2013 № 671-V, в которой в виде бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности предусмотрено 14 000 000 руб. (т.1, л.д. 128-130).
На основании распоряжения Правительства РФ от 14.04.2014 № 583-р в 2014 году республиканскому бюджету РМЭ из федерального бюджета выделены субсидии в сумме 267 481,4 тыс. руб. (т.1, л.д. 131,132).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.04.2014 № 211 «О распределении субсидии из федерального бюджета на модернизацию системы дошкольного образования Республики Марий Эл в 2014 году в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» (в редакции постановлений Правительства РМЭ от 03.06.2014 № 282, от 21.10.2014 № 549) полученные из федерального бюджета субсидии распределены между муниципальными образованиями Республики Марий Эл. При этом, за счет федеральных субсидий местным бюджетам выделено: Город «Йошкар-Ола» - 15 241,5 тыс. руб.; Город «Козъмодемьянск» - 27 261,68 тыс. руб.; Город «Волжск» - 1 953 тыс. руб.; Волжский муниципальный район – 58 871,21 тыс. руб.; Килемарский муниципальный район – 54 017,86 тыс. руб.; Медведевский муниципальный район – 62 238,15 тыс. руб.; Моркинский муниципальный район – 1 248 тыс. руб.; Советский муниципальный район – 45 985 тыс. руб.; Юринский муниципальный район – 665 тыс. руб. (т.1, л.д. 138-147).
Согласно пункту 17 Правил № 289, пункту 2.3.8 соглашения № 08.Т07.24.0678 от 29.07.2014, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обязан ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минобрнауки РФ отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии по форме, утвержденной Минобрнауки РФ.
Согласно представленному заявителем в Минобрнауки РФ отчету об осуществлении расходов бюджета Республики Марий Эл (местных бюджетов) на модернизацию региональных систем дошкольного образования, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления этой субсидии за 4 квартал 2014, объем произведенных расходов на модернизацию региональных систем дошкольного образования отражен: из средств федерального бюджета – 267 481,4 тыс. руб.; из средств регионального бюджета РМЭ – 0 руб.; из средств местных бюджетов – 21 761,42 тыс. руб.; из внебюджетных средств – 1 102,38 тыс. руб. (т.2, л.д. 13, т.3, л.д. 80-83).
На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявителя органом бюджетного надзора установлено, что на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по модернизации муниципальной системы дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» в 2014 году из консолидированного бюджета Республики Марий Эл выделено 22 863 800 руб. (21 761 420 + 1 102 380), что не соответствует размеру софинансирования, определенному пунктом 10 Правил № 289, пунктом 1.3 соглашения № 08.Т07.24.0678 от 29.07.2014. Ответчиком произведен расчет уровня софинансирования из федерального бюджета соответствующего объему средств, выделенных из консолидированного республиканского бюджета РМЭ, согласно которому размер федерального софинансирования составляет 91 455 210 руб. (т.3, л.д. 72,73). Размер использованных в 2014 году с нарушением показателя по региональному софинансированию средств федерального бюджета составляет 176 026 190 руб. (267 481 400 – 91 455 210).
Таким образом, бюджетное нарушение, связанное с использованием в 2014 году субсидий из федерального бюджета в сумме 176 026,19 тыс. руб. с нарушением условия по софинансированию из консолидированного республиканского бюджета РМЭ мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы», подтверждено материалами дела и правильно включено в представление органа бюджетного надзора об устранении нарушений бюджетного законодательства.
По утверждению заявителя, на момент заключения соглашения № 08.Т07.24.0678 от 29.07.2014 объем софинансирования расходных обязательств муниципалитетов за счет местных бюджетов составил 49 968 770 руб., в том числе Волжский муниципальный район – 6 237 220 руб., Килемарский муниципальный район – 2 804 300 руб., Медведевский муниципальный район – 12 322 450 руб., Моркинский муниципальный район – 312 000 руб., Советский муниципальный район – 10 000 000 руб., Юринский муниципальный район – 50 000 руб., ГО «Город Йошкар-Ола» - 14 000 000 руб., ГО «Город Козьмодемьянск» - 4 000 000 руб., ГО «Город Волжск» - 242 800 руб. Кроме того, Законом о республиканском бюджете РМЭ на 2014 по целевой статье 0214938 «Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных организаций Республики Марий Эл» предусмотрено 20 000 000 руб. Заявитель указал, что изложенные суммы свидетельствуют об обеспечении республикой размера софинансирования, предусмотренного соглашением (т.1, л.д. 115-121).
Однако, как установлено проверкой, Законом о республиканском бюджете РМЭ на 2014 (в редакции Закона РМЭ от 29.12.2014 № 58-З) средства по подразделу 0701 «Дошкольное образование» на модернизацию региональных систем дошкольного образования, софинансирование из республиканского бюджета Республики Марий Эл по целевой статье 0225059 «Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» на 2014 год ФИО6 РМЭ не предусмотрены (стр.11 акта проверки – т.1, л.д. 32).
Согласно дополнению к отзыву Минфина РМЭ, в ведомственной структуре расходов республиканского бюджета РМЭ на 2014 год (приложение № 9) профинансировано Минобрнауки РМЭ на субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования по целевой статье 0227059 в сумме 16 229,9 тыс. руб. (т.3, л.д. 133-135). При этом, в таблице 43 приложения № 15 к указанному Закону распределение субсидий бюджетам муниципальных районов на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования, выделенных за счет средств республиканского бюджета РМЭ, предусмотрено в сумме 16 229 872 руб. по обязательствам 2013 года. В таблице 44 приложения № 15 распределение субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования (строительство объектов дошкольного образования) на 2014 выделение субсидий из республиканского бюджета РМЭ не предусмотрено.
Как указано а акте проверки от 17.02.2015, по данным выписок из решений районных (городских) Собраний депутатов об объеме бюджетных ассигнований на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, предоставленных девятью финансовыми органами администраций муниципальных образований (городских округов), в бюджетах девяти муниципальных образований Республики Марий Эл по подразделу 0701 «Дошкольное образование», целевой статье 0225059 «Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий по модернизации муниципальных систем дошкольного образования только за счет субсидий, выделенных в 2014 году из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл. Согласно представленной по запросу информации расходы на софинансирование мероприятий по модернизации муниципальных систем дошкольного образования на 2014 год заложены в сумме 42 047,492 тыс. руб., из них по обязательствам 2013 года – 8 738 тыс. руб., в том числе:
по ГО «Город Йошкар-Ола» - по целевой статье 9992840 «Расходы на обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций» - 13 451,7 тыс. руб., из которых 3 206,5 тыс. руб. по обязательствам 2013 года (выписка из решения Собрания депутатов от 26.12.2014 № 80-VI);
по ГО «Город Волжск» - по целевой статье 0112920 «Расходы на обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций» - 242,8 тыс. руб. (выписка из решения Собрания депутатов от 25.12.2013, действующего в редакции от 25.12.2014);
по ГО «Город Козъмодемьянск» - расходы по приспособлению помещений пяти детских садов – 525 712 руб. без указания целевой статьи; по целевой статье 0114928 на строительство пристроя к зданию МДОУ № 1 «Росинка» - 445 900 руб. (выписка из решения Собрания депутатов от 30.12.2014);
по Медведевскому муниципальному району – по целевым статьям 0414914 и 0142974 на строительство детского сада в п. Шойбулак на 110 мест – 8 544,88 тыс. руб.; по обязательствам 2013 года на строительство детского сада в пгт. Медведево на 280 мест – 5 086,3 тыс. руб.; по целевой статье 0112984 на капитальный ремонт и оснащение трех детских садиков – 176,2 тыс. руб.; на капитальный ремонт и оснащение дошкольной группы на 20 мест при МОБУ «Куярская средняя общеобразовательная школа» - 447,7 тыс. руб.;
по Юринскому муниципальному району – по целевой статье 0112984 «Объем средств местных бюджетов» на дошкольное образование – 50 тыс. руб. (выписка из решения Собрания депутатов от 18.12.2013);
по Килемарскому муниципальному району – по целевой статье 9992950 на расходы по модернизации региональных систем дошкольного образования на покупку детского сада в п. Килемары на 25 мест – 1 115,5 тыс. руб.; по целевой статье 0112922 на капитальный ремонт группы дошкольного образования на 50 мест при МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» - 288,7 тыс. руб.; на строительство пристроя под детский сад на 50 мест в с. Арда к зданию МБОУ «Ардинская средняя общеобразовательная школа» - 268 тыс. руб. (выписка из решения Собрания депутатов от 31.12.2014);
по Советскому муниципальному району – по целевой статье 0514975 на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования на детский сад в п. Советский на 100 мест – 10 000 тыс. руб. (выписка из решения Собрания депутатов в редакции от 29.12.2014);
по Моркинскому муниципальному району – 312 тыс. руб. без указания целевой статьи (стр. 11-13 акта проверки – т.1, л.д. 27-41, 80-94).
Таким образом, только часть приведенных сумм относится к целевым статьям местных бюджетов, предусматривающим расходы по модернизации муниципальных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования в 2013 – 2020 годы». Отдельные суммы расходовались без указания целевых статей; отдельные суммы относились к обязательствам 2013 года. Кроме того, как установил орган бюджетного надзора, расходы местных бюджетов на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования в основном формировались за счет субсидий республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделенных за счет субсидий федерального бюджета.
В отчете Минобрнауки РМЭ об осуществлении расходов бюджета РМЭ (местных бюджетов) на модернизацию региональных систем дошкольного образования за 4 квартал 2014, расходы за счет республиканского бюджета РМЭ отсутствуют; за счет местных бюджетов и внебюджетных средств составляют сумму 22 863 800 руб., принятую органом бюджетного надзора.
Согласно дополнению Минобрнауки РМЭ к заявлению от 13.08.2015, объем отраженных в отчете предполагаемых к расходованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 22 164,33 тыс. руб. предусмотрено профинансировать в 2015 году (т.1, л.д. 115-121). В отчете в качестве остатка неиспользованных средств консолидированного бюджета Республики Марий Эл отражено 45 023,95 тыс. руб. Средства федерального бюджета 267 481,4 тыс. руб. использованы полностью (т.2, л.д. 13, т.3, л.д. 80-83).
При таких обстоятельствах, Министерством доказательно не опровергнут подтвержденный доказательствами и собственным отчетом заявителя вывод органа бюджетного надзора о том, что реально предусмотренный и израсходованный в 2014 году объем софинансирования из консолидированного бюджета Республики Марий Эл расходов по модернизации муниципальных систем дошкольного образования составляет 22 863 800 руб. Доказательств обратного заявителем не представлено. Ссылка заявителя на наличие на дату заключения соглашения от 29.07.2014 в бюджетной росписи и выписках из актов о местных бюджетах требуемого финансирования не признана арбитражным судом доказательством отсутствия бюджетного правонарушения. По итогам 2014 года реальный размер софинансирования составил сумму 22 863 800 руб., что отражено в отчете, представленном в Минобрнауки РФ. При этом суммы финансирования по обязательствам 2013 года и финансирования, перенесенного на 2015 год, правомерно не приняты ответчиком, поскольку по условиям соглашения № 08.Т07.24.0678 от 29.07.2014, софинансирование и расходование средств консолидированного бюджета Республики Марий Эл должно быть обеспечено Минобрнауки РМЭ в 2014 году. Доказательств одобрения Минобрнауки РФ действий заявителя по обеспечению софинансирования за 2014 год в меньшем объеме с переносом региональных ассигнований на другие плановые бюджетные периоды Минобрнауки РМЭ не представлено. Ссылка на получение Минобрнауки РФ отчета Министерства за 4 квартал 2014 без заявления возражений по этому отчету доказательством такого одобрения не является. Проверка и выявление бюджетного правонарушения, связанного с нарушением условий использования субсидий, выделенных из федерального бюджета, проведены органом бюджетного надзора в соответствии в установленными нормативными правовыми актами полномочиями, на основании централизованного задания Росфиннадзора от 11.03.2015 № ЭИ-05-25а/597@-ТУ.
Кроме того, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19.05.2015 по делу № 12-459/2015 признано законным постановление ТУФСФБН в Республике Марий Эл от 02.04.2015 № 08-06-08/15-12 о привлечении министра образования и науки РМЭ ФИО7 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ. Судебным решением установлено, что Законом о республиканском бюджете РМЭ на 2014 и муниципальными правовыми актами девяти муниципальных образований Республики Марий Эл, с которыми Минобрнауки РМЭ заключены соглашения о предоставлении субсидии на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования на 2014 год, не были предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходов по модернизации муниципальных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» на 2014 год. Минобрнауки РМЭ, являющимся главным распорядителем средств, которому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2014 № 289, соглашением от 29.07.2014 № 08.Т07.24.0678 предоставлены в 2014 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплату субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, не соблюдены условия их предоставления (т.1, л.д. 106-108). Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 03.07.2015 по делу № 7р-353/2015 решение Йошкар-Олинского городского суда от 19.05.2015 оставлено без изменения; жалоба ФИО7 – без удовлетворения (т.3, л.д. 75-77).
В связи с изложенным, в части установления нарушения, описанного в пункте 1, представление органа бюджетного надзора от 11.03.2015 № 2 соответствует требованиям законодательства и нормативных правовых актов; в указанной части требование заявителя не подлежит удовлетворению.
2. Согласно «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65н, по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы РФ, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. По виду расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» подлежат отражению расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий соответственно бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также расходы федерального бюджета по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности. Поступление в доход бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на указанные цели отражается по соответствующим кодам вида доходов 000 2 02 02077 00 0000 151 «Субсидии бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» классификации доходов бюджетов (т.3, л.д. 78).
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 29.07.2014 № 08.Т07.24.0678 субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на модернизацию региональной системы дошкольного образования, предусмотренной по коду 074-0701-0225059 виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».
Согласно заявок о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на модернизацию региональных систем дошкольного образования сумма 224 674,2 тыс. руб. предназначена на финансирование из федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, в том числе, на строительство детского сада на 110 мест в п. Приволжский; на строительство пристроя МБОУ «Ардинская средняя общеобразовательная школа»; на строительство детского сада на 110 мест в с. Шойбулак; на строительство детского сада на 100 мест в пос. Советский; на строительство пристроя МДОУ «Детский сад № 1 «Росинка» (т.3, л.д. 37-46).
В Перечень объектов к заявкам о перечислении субсидии из федерального бюджета, подписанным Председателем Правительства Республики Марий Эл 29.07.2014, направленным в Минобрнауки РФ во исполнение пункта 2.3.4 соглашения от 29.07.2014 № 08.Т07.24.0678, включено 40 объектов с финансовым обеспечением за счет средств федерального бюджета – 267 481,4 тыс. руб., и регионального бюджета – 67 887,73 тыс. руб., из них пять объектов капитальных вложений, с привлечением средств федерального бюджета – 224 674,2 тыс. руб., регионального бюджета – 50 041,62 тыс. руб. (стр.18 акта проверки – т.1, л.д. 27-41). В Перечне объектов, в части, финансируемой за счет федерального бюджета, отражены объекты строительства: детский сад в п. Приволжский Волжского муниципального района на 110 мест (58 415,71 тыс. руб.); детский сад в п. Шойбулак Медведевского муниципального района на 110 мест (58 173,25 тыс. руб.); детский сад в п. Советский Советского муниципального района на 100 мест (45 985 тыс. руб.); два пристроя к зданиям МБОУ «Ардинская общеобразовательная школа» Килемарского муниципального района для открытия дополнительных групп для детей дошкольного возраста на 50 мест (34 838,56 тыс.руб.), МБОУ «Детский сад № 1 «Росинка» г. Козьмодемьянска на 75 мест (27 261,68 тыс. руб.).
Расходы, произведенные за счет федерального бюджета, в размере 224 674,2 тыс. руб., связанные с оплатой строительства зданий детских садов, пристроев к зданиям образовательного учреждения и детского сада, представляют собой финансирование капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается и доказательно не опровергнуто.
Исходя из характера расходов, положений приказа Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, предоставление субсидий в размере 224 674,2 тыс. руб. на указанные цели следовало отражать по виду расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности». Наименование и содержание видов расходов 521, 522 не содержат положений, позволяющих с равным основанием отнести спорную сумму на обе статьи; напротив, по виду расходов 521 определенно указано, что по данному элементу отражается предоставление субсидий, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений.
Поэтому, вывод органа бюджетного надзора о необходимости отражения субсидий федерального бюджета на финансирование капитального строительства в размере 224 674,20 тыс. руб. по виду расходов 522, субсидий на сумму 42 807,2 тыс. руб. по виду расходов 521, является правильным и соответствующим положениям приказа Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
По утверждению Минобрнауки РМЭ, отражение федеральных субсидий на модернизацию региональной системы дошкольного образования на полную сумму 267 481,4 тыс. руб. по виду расходов 521 предусмотрено соглашением № 08.Т07.24.0678 от 29.07.2014, уведомлением Минобрнауки РФ по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 15.08.2014 № 08-13/2, что освобождает заявителя от ответственности за правильность применения кодов и статей бюджетной классификации.
Однако, будучи осведомленным о положениях Приказа № 65н о необходимости отражения предоставления субсидий на капитальные вложения по виду расходов 522, заявитель не принял зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований бюджетного законодательства; не довел до сведения Минобрнауки РФ информацию о необходимости изменения документов по предоставлению финансирования. Доказательств, свидетельствующих о том, что в период совершения бюджетного нарушения такие меры Министерством принимались, в материалы дела не представлено.
По мнению заявителя, Минфина РМЭ, при расходовании федеральных субсидий органы власти субъекта РФ вправе самостоятельно определять коды видов расходов и применение на федеральном уровне вида расходов 521 не является необходимым требованием и условием для его соблюдения на региональном уровне. Заявитель указал, что получение средств федерального бюджета по неправильному виду расходов связано с действиями Минобрнауки РФ. Минобрнауки РМЭ, как главный распорядитель бюджетных средств, при доведении средств до местных бюджетов вправе было само определять виды и коды расходов; определяло их с учетом разграничения кодов 521 и 522.
Вместе в тем, при определении кода вида расходов при получении главным распорядителем бюджетных средств, распределении и доведении ассигнований последующим их распорядителям и получателям, органы государственной власти должны руководствоваться положениями Приказа № 65н.
Из материалов дела усматривается, что уведомлениями по расчетам между бюджетами Минобрнауки РФ от 24.01.2014 № 074-08-874-7, от 15.08.2014 № 08-13/2 предусмотрено предоставление Минобрнауки РМЭ субсидий из федерального бюджета по виду расходов 521 на общую сумму 298 746 448,09 руб. Средства в сумме 267 481 400 руб. по платежному поручению № 694 от 05.08.2014 поступили на лицевой счет администратора доходов бюджета Минобрнауки РМЭ в органе федерального казначейства. Неиспользованные остатки целевых средств субсидии в сумме 31 265 048,09 руб. перечислены по платежному поручению № 1746706 от 31.01.2014. Названные операции по расчетам между заявителем и Минобрнауки РФ проводились по виду расходов 521, что опровергает утверждение Министерства, что его действиями не допущено нарушений Приказа № 65н (ст. 18,19 акта проверки – т.1, л.д. 36). Доказательства обращения в Минобрнауки РФ с предложением об уточнении неверного вида расходов отсутствуют.
В связи с изложенным, в части установления нарушения, описанного в пункте 2, представление органа бюджетного надзора от 11.03.2015 № 2 соответствует требованиям законодательства и нормативных правовых актов; в указанной части требование заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд по правилам части 3 статьи 201 АПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Министерства образования и науки Республики Марий Эл о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 11.03.2015 № 2.
При обращении в арбитражный суд Министерство образования и науки Республики Марий Эл уплатило государственную пошлину в размере, определенном пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ, за рассмотрение дела арбитражным судом в сумме 3 000 руб. (т.1, л.д. 9).
Поскольку в данном случае Министерство образования и науки Республики Марий Эл выступает в суде в защиту государственных и (или) общественных интересов, то есть в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, а ответчик освобожден от ее уплаты по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ, заявителю подлежит возврату из бюджета уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Отказать в удовлетворении заявления Министерства образования и науки Республики Марий Эл о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 11.03.2015 № 2.
2. Возвратить Министерству образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья /Ю.А. Вопиловский/