ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3342/15 от 23.11.2015 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«26» ноября 2015 г.               Дело № А38-3342/2015                      г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Министерства образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл

о признании незаконным представления органа бюджетного надзора

третье лицо Министерство финансов Республики Марий Эл

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности 30.04.2014, ФИО2 по доверенности от 01.09.2015,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 01.10.2015,

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 25.09.2015, ФИО5 по доверенности от 23.10.2015, ФИО6 по доверенности от 23.10.2015

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее – Минобрнауки РМЭ, Министерство), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 12.03.2015 № 3 об устранении нарушений бюджетного законодательства.

В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы об ошибочности вывода органа бюджетного надзора о необеспечении Республикой Марий Эл определенного соглашениями № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012, №  07.G65.24.0123 от 07.10.2014 объема софинансирования в 2012, 2014 годах расходов на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, а также соответствующих условиям для инклюзивного образования детей - инвалидов. По утверждению заявителя, при определении объема расходов республиканского бюджета РМЭ необоснованно не учтены средства целевой субсидии на иные цели в размере 1 600 000 руб., выделенной в 2012 году ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на проведение капитального ремонта; средства 5 018 000 руб., выделенные в 2014 году через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл по Республиканской адресной инвестиционной программе на 2014 год на строительство здания средней общеобразовательной школы в с. Русские Шои Куженерского муниципального района. По мнению заявителя, возврат в 2012 году Финансовым отделом МО «Куженерский муниципальный район» неиспользованных средств 245 169 руб., выделенных из республиканского бюджета РМЭ на реализацию Государственной программы РФ «Доступная среда», осуществлен без ведома и согласия Министерства, что исключает его неправомерное поведение (т.1, л.д. 3-6, 50,51, 101-103).

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, ТУ Росфиннадзора в РМЭ (далее – орган бюджетного надзора) в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Министерства, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления органа бюджетного надзора от 12.03.2015 № 3. Пояснил, что по условиям соглашения № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012 объем бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусмотрен из федерального бюджета – 7 005 500 руб., из республиканского бюджета РМЭ – 7 005 500 руб. При этом, в соответствии с Законом РМЭ от 19.12.2011 № 73-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – Закон о республиканском бюджете РМЭ на 2012 год) средства по целевой статье 1 009 000 на Государственную программу «Доступная среда» на 2011 – 2013 годы предусмотрены в размере 12 592 000 руб. (по обязательствам 2011 – 6 987 600 руб.; по обязательствам 2012 – 5 604 400 руб.). Исходя из размера обеспеченного из республиканского бюджета РМЭ софинансирования на 2012 год – 5 604 400 руб., размер излишне использованных в связи с нарушением условий предоставления субсидий федерального бюджета составляет 1 401 100 руб. По условиям соглашения №  07.G65.24.0123 от 07.10.2014 объем бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей – инвалидов, предусмотрен из федерального бюджета – 6 794 600 руб., из республиканского бюджета РМЭ – 2 912 000 руб. В Законе РМЭ от 23.11.2013 № 50-З «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» средства по целевой статье 0225027 на Государственную программу «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы предусмотрены только в размере полученных из федерального бюджета ассигнований 6 794 600 руб.; средств регионального софинансирования по данной целевой статье не выделено. В связи с чем, размер излишне использованных в связи с нарушением условий предоставления субсидий федерального бюджета составляет 6 794 600 руб. Наличие расходов средств регионального финансирования по обязательствам 2012 года в размере 5 359 231 руб., за 2014 год в размере 0 руб. отражено в отчетах, представленных заявителем в Минобрнауки РФ. Финансирование расходов по другим целевым статьям и видам расходов, а в 2014 году еще и по другому главному распорядителю бюджетных средств Минсельхозпроду РМЭ не может считаться предоставлением софинансирования, удовлетворяющего условиям соглашений № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012, №  07.G65.24.0123 от 07.10.2014. Неиспользованные средства регионального финансирования 245 169 руб., возвращенные Финансовым отделом МО «Куженерский муниципальный район» в 2012 году, приняты Минобрнауки РМЭ, как главным распорядителем бюджетных средств. Доказательств их распределения на указанные цели другим получателям не имеется. При этом, федеральное финансирование израсходовано полностью (т.1, л.д. 53-56, т.2, л.д. 81-83).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Марий Эл (т.2, л.д. 86).

Третье лицо, Министерство финансов Республики Марий Эл в отзыве, дополнении к отзыву на заявление указало, что предоставление по целевой статье 4229900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» субсидии 1 600 000 руб. ГОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на проведение капитального ремонта; по целевой статье 1774974 через бюджетного распорядителя Минсельхозпрод РМЭ субсидии в сумме 5 000 000 руб. на реализацию дизайн проекта здания средней общеобразовательной школы в с. Русские Шои Куженерского района, соответствуют условиям соглашений с Минобрнауки РФ. Третье лицо полностью поддержало требования заявителя (т.2, л.д. 133-137).

 Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании централизованного задания Росфиннадзора от 11.03.2015 № ЭИ-05-25а/596@-ТУ, приказа ТУ Росфиннадзора в РМЭ от 20.01.2015 № 5, удостоверения № 5 от 20.01.2015 специалистами ТУ Росфиннадзора в РМЭ проведена проверка использования Министерством в 2012-2014 годах субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджету субъекта РФ на реализацию Государственной программы «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию в Республике Марий Эл сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей - инвалидов (т.1, л.д. 58-62).

Проверкой установлено, что Министерством в 2012, 2014 году совершены следующие нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:

- в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 5, 8 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 (далее – Правила № 175), пункта 1.3 соглашения № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012, не соблюдено условие предоставления субсидии на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, а именно в Законе Республики Марий Эл от 19.12.2011 № 73-З (с изменениями от 29.12.2012) объем софинансирования расходного обязательства Республики Марий Эл предусмотрен в сумме 5 604 400 руб., вместо 7 005 500 руб., или меньше на 1 401 100 руб., в результате излишне предоставлено субсидий из федерального бюджета и допущено их использование (пункт 1 представления);

- в нарушение пункта 3 статьи 132, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, в результате несоблюдения размера софинансирования расходов на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, по средствам бюджета Республики Марий Эл, излишне использовано средств субсидии из федерального бюджета в размере 245 169 руб. (пункт 2 представления);

- в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 6, 9 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей – инвалидов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.11.2012 № 1225, пункта 1.3 соглашения №  07.G65.24.0123 от 07.10.2014, не соблюдено условие предоставления субсидии на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей - инвалидов, а именно в Законе Республики Марий Эл от 29.11.2013 № 50-З объем софинансирования расходного обязательства субъекта РФ в определенной соглашением сумме 2 912 000 руб. не предусмотрен, в результате излишне предоставлено субсидий из федерального бюджета и допущено их использование в сумме 6 794 600 руб. (пункт 3 представления).

Результаты проверки оформлены актом проверки от 17.02.2015 (т.1, л.д. 25-39, 63-76). Министерством в орган бюджетного надзора представлен протокол разногласий от 05.03.2015 к акту проверки (т.1, л.д. 78,79).

По результатам проверки ТУ Росфиннадзора в РМЭ в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, вынесено представление от 12.03.2015 № 3, в котором орган бюджетного надзора обязал Министерство в срок 20 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в нем нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления проинформировать орган бюджетного надзора не позднее 5 рабочих дней с даты исполнения представления (т.1, л.д. 21-24).

Не согласившись с представлением органа бюджетного надзора, Минобрнауки РМЭ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого Министерством ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 3.1 статьи 70, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление ТУ Росфиннадзора в РМЭ об устранении нарушений бюджетного законодательства принято уполномоченным органом в качестве окончательного акта по результатам проведенной проверки; в нем установлено совершение заявителем нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение бюджетных мер принуждения; содержится требование об устранении указанных нарушений, а также их причин и условий; неисполнение представления влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении Министерством нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных актов, связанных с соблюдением условий получения и использования субсидии федерального бюджета на на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, а также в которых созданы условия для инклюзивного образования детей - инвалидов.

Федеральными законами от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Минобрнауки РФ по целевым статьям 1009000 и 0400000 предусмотрено финансирование для выделения субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы.

Согласно пунктам 1, 3 Правил № 175, действовавших в 2012 году, субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Субсидии предоставляются на следующих условиях: а) наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, на исполнение которого предоставляется субсидия; б) наличие соглашения, предусмотренного пунктами 2, 4 Правил № 175, которое, в числе прочего, должно содержать сведения о наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия, и об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на его обеспечение; в) наличие программы (плана), предусматривающей осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, указанных в пункте 1 Правил, а также внесение в нее изменений в части уточнения мероприятий этой программы (плана) при изменении объемов финансирования и (или) показателей результативности предоставления субсидии; г) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых программой (планом), предусматривающей осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, указанных в пункте 1 Правил, значению показателя результативности, установленному соглашением, предусмотренным пунктом 2 Правил.

Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии определяется в порядке пункта 5 Правил № 175. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 50 процентов расходного обязательства.

Аналогичные положения содержатся в Правилах № 1225, действовавших в 2014 году, которые регламентируют предоставление  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 4, подпункта «г» пункта 5 Правил № 1225 условиями предоставления субсидий, в числе прочего, являются: наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на финансирование которого предоставляется субсидия; наличие соглашения, содержащего сведения о наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия, и об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на его обеспечение.

Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии определяется в порядке пункта 6 Правил № 1225. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 70 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил № 1225).

В силу пункта 8 Правил № 175, пункта 9 Правил № 1225, в случае если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, указанных в пункте 1 Правил, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, размер субсидии подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства перераспределяются Министерством образования и науки РФ между бюджетами других субъектов РФ, имеющих право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями (пункт 15 Правил № 175, пункт 17 Правил № 1225).

03.05.2012 между Минобрнауки РФ и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение № 06.G65.24.0011, по условиям которого из федерального бюджета в 2012 году выделяется субсидия республиканскому бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в целях: создания в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей – инвалидов; оснащения образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компъютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушением опорно-двигательного аппарата на условиях софинансирования (пункт 1.1 соглашения).

Согласно пункту 1.3 названного соглашения, одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, по настоящему соглашению составляет 7 005 500 руб. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на проведение мероприятий, составляет 7 005 500 руб.

По пункту 1.4 соглашения, ассигнования бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является федеральная субсидия, используются на реализацию мероприятий в базовых образовательных учреждениях, в том числе, ГОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 1 401,1 тыс. руб.

В силу пункта 2.2 соглашения, получатель обязался производить софинансирование расходных обязательств на основании нормативного правового акта, указанного в пункте 1.1 соглашения (т.2, л.д. 31-39).

В соответствии с приложением № 9 к Закону о республиканском бюджете РМЭ на 2012 (в редакции Закона РМЭ от 27.12.2012 № 82-З) главному распорядителю средств Минобрнауки РМЭ предусмотрены бюджетные ассигнования на Государственную программу «Доступная среда» на 2011-2013 годы по целевой статье 1 009 000 – 19 597 500 руб., в том числе, сформированные за счет средств федерального бюджета, - 7 005 500 руб.; за счет средств республиканского бюджета РМЭ – 12 592 000 руб. (по обязательствам 2011 – 6 987 600 руб., по обязательствам 2012 – 5 604 400 руб.)

Письмом Минобрнауки РМЭ от 24.08.2011 № 6325 направлена заявка в Минобрнауки РФ о перечислении субсидии федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий в 2012 году со сроком возникновения денежного обязательства по финансовому обеспечению мероприятий 17.09.2012. По уведомлению по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 25.09.2012 Минобрнауки РФ довело Минобрнауки РМЭ федеральные субсидии на мероприятия государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 по коду бюджетной классификации 074-0702-1009000-521-251 в сумме 7 005 500 руб. Данные средства поступили в доход бюджета Республики Марий Эл по платежному поручению от 15.05.2012 № 775.

Средства федеральной субсидии 7 005 500 руб. полностью израсходованы на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, что подтверждается отчетом Минобрнауки РМЭ за 4 квартал 2012 (т.2, л.д. 41-43).

Распоряжением Главы Республики Марий Эл от 29.09.2012 № 278-рг «Вопросы финансов» предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов на проведение мероприятий по формированию в Республике Марий Эл сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в размере 5 604,4 тыс. руб. Данные ассигнования распределены между местными бюджетами муниципальных образований республики: г. Йошкар-Ола – 1 401,1 тыс. руб., Куженерский муниципальный район – 1 401,1 тыс. руб., Мари-Турекский муниципальный район – 1 401,1 тыс. руб., Советский муниципальный район – 1 401,1 тыс. руб. (т.1, л.д. 106-108).

Согласно уведомлению от 27.12.2012 № 12 по расчетам между бюджетами Финансовый отдел МО «Куженерский муниципальный район» возвратил Минобрнауки РМЭ средства межбюджетных трансфертов, выделенные за счет республиканского бюджета РМЭ на проведение мероприятий по программе «Доступная среда», в размере 245 169 руб. в связи с отсутствием потребности.  Данные средства перечислены на лицевой счет <***> Минобрнауки РМЭ  по платежному поручению от 28.12.2012 № 211 (т.2, л.д. 40). Доказательств их распределения иным получателям и использования на цели, определенные Правилами № 175, соглашением от 03.05.2012, заявителем не представлено. С учетом произведенного возврата, расход средств регионального бюджета на реализацию Государственной программы «Доступная среда» отражен в отчете Отдела образования и по делам молодежи Администрации Куженерского муниципального района за 4 квартал 2012 в размере 1 155 931 руб. (1 401 100 – 245 169) (т.2, л.д. 44).

На основании пункта 11 Правил № 175, пункта 2.2.6 соглашения № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012, уполномоченный орган исполнительной власти республики ежеквартально предоставляет Минобрнауки РФ, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия на проведение мероприятий.

Согласно представленному заявителем в Минобрнауки РФ отчету об осуществлении расходов бюджета Республики Марий Эл (местных бюджетов) на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за 4 квартал 2012, объем произведенных расходов на проведение указанных мероприятий отражен: из средств федерального бюджета –7 005 500 руб.; из средств регионального бюджета РМЭ – 12 346 831 руб. (в том числе, согласно Закону о бюджете по обязательствам 2011 – 6 987 600 руб., по обязательствам 2012 – 5 359 231 руб.); из средств местных бюджетов – 0 руб. (т.2, л.д. 41-43).

На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявителя органом бюджетного надзора установлено, что на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году из консолидированного бюджета Республики Марий Эл выделено 5 604 400 руб., что не соответствует размеру софинансирования, определенному пунктом 5 Правил № 175, пунктом 1.3 соглашения № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012. Ответчиком произведен расчет размера недофинансирования из республиканского бюджета РМЭ, который составил 1 401 100 руб. (7 005 500 – 5 604 400).

Кроме того, поскольку из выделенных из бюджета субъекта РФ 5 604 400 руб. в 2012 году было израсходовано только  5 359 231 руб. в связи с возвратом Финансовым отделом МО «Куженерский муниципальный район» по причине отсутствия потребности 245 169 руб., органом бюджетного надзора правомерно признано, что использование федеральной субсидии в размере указанной суммы не соответствует условию ее предоставления, связанному с обеспечением равного федеральным средствам софинансирования.

Таким образом, бюджетные нарушения, связанные с несоблюдением условия предоставления субсидии на проведение мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в виде недофинансирования на суммы 1 401 100 руб., 245 169 руб., подтверждены материалами дела и правильно включены в пункты 1, 2 представления органа бюджетного надзора об устранении нарушений бюджетного законодательства.

По утверждению заявителя, отсутствующее финансирование на мероприятия Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы предоставлено в виде субсидии ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в сумме 1 600 000 руб. на проведение капитального ремонта.

Однако, как следует из материалов дела и дополнения к отзыву Минфина РМЭ, бюджетные ассигнования в размере 1 600 000 руб. выделены не местному бюджету на реализацию муниципальных программ (планов), предусматривающих осуществление мероприятий программы «Доступная среда», а конкретному государственному бюджетному образовательному учреждению в качестве субсидии на иные цели. Данные средства выделены по целевой статье 4229900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» виду расходов 612 «Субсидия бюджетным учреждениям на иные цели», то есть по иной статье, чем Законом о бюджете предусмотрено для ассигнований на Государственную программу «Доступная среда». В отчете Минобрнауки РМЭ об осуществлении расходов бюджета РМЭ (местных бюджетов) на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за 4 квартал 2012, расходы за счет республиканского бюджета РМЭ отражены в сумме 12 346 831 руб. (12 592 000 – 245 169), составляющей сумму финансирования по целевой статье 1 009 000, предусмотренной Законом о республиканском бюджете РМЭ на 2012, за вычетом суммы, возвращенной Финансовым отделом МО «Куженерский муниципальный район». В связи с чем, ассигнования в размере 1 600 000 руб. в качестве соответствующих условиям соглашения № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012 в отчете не отражены.

По соглашению № 441 от 26.12.2011 (с учетом дополнительного соглашения № 3 от 01.11.2012), заключенному между Минобрнауки РМЭ (учредителем) и ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (учреждением), последнему предоставляются субсидии на иные цели, в том числе, по целевой статье 4229900 – 1 600 000 руб. на проведение капитального ремонта зданий, в сумме 100 000 руб. на приобретение основных средств (т.1, л.д. 79-81, 104,105).

В подтверждение расходования субсидии в размере 1 600 000 руб. заявителем в материалы дела представлены договоры, заключенные ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: государственный контракт № 1-ОА от 26.06.2012 с ООО «РемМастер» - на капитальный ремонт системы пожарного водопровода, канализации, холодного водопровода и устройство системы горячего водопровода в учебном корпусе  Волжской школы-интернат;  договор подряда № 1 от 12.11.2012 с ООО «РемЭкс» - на капитальный ремонт гаража по адресу: <...>; договоры подряда № 35 от 11.07.2012, № 37 от 30.07.2012 с ОАО «Марспецмонтаж» в лице филиала Волжская ПМК – на капитальный ремонт санузлов на первом этаже учебного корпуса, кровли гаража  (т.2, л.д. 91-113)

Из содержания соглашения № 441 от 26.12.2011 о предоставлении учредителем субсидии бюджетному учреждению, договоров подряда, заключенным этим учреждением, не усматривается, что работы по капитальному ремонту были направлены на создание безбаръерной среды для детей инвалидов; заявителем доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не предоставлено.

При таких обстоятельствах, Министерством доказательно не опровергнут подтвержденный доказательствами и собственным отчетом заявителя вывод органа бюджетного надзора о том, что реально предусмотренный и израсходованный в 2012 году объем софинансирования из консолидированного бюджета Республики Марий Эл расходов по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, составляет по обязательствам 2012 года 5 359 231 руб. Доказательств обратного, а равно одобрения Минобрнауки РФ расходов, произведенных по другой целевой статье, в размере 1 600 000 руб. в качестве соответствующих условиям соглашения  № 06.G65.24.0011 от 03.05.2012 заявителем не представлено. Проверка и выявление бюджетного правонарушения, связанного с нарушением условий использования субсидий, выделенных из федерального бюджета, проведены органом бюджетного надзора в соответствии с установленными нормативными правовыми актами полномочиями, на основании централизованного задания Росфиннадзора от 11.03.2015 № ЭИ-05-25а/596@-ТУ.

07.10.2014 между Минобрнауки РФ и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение № 07.G65.24.0123, по условиям которого из федерального бюджета в 2014 году выделяется субсидия республиканскому бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в целях создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компъютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов (пункт 1.1 соглашения).

Согласно пункту 1.3 названного соглашения, одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, по настоящему соглашению составляет 6 794 600 руб. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на проведение мероприятий, составляет 2 912 000 руб.

По пункту 1.4 соглашения, ассигнования бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является федеральная субсидия, используются на реализацию мероприятий в базовых образовательных учреждениях, в том числе, МБОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа» - 2 912 тыс. руб.

В силу пункта 2.3.1 соглашения, получатель обязался соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в пункте 1.1 соглашения (т.1, л.д. 40-43).

В соответствии с приложением № 9 к Закону о республиканском бюджете РМЭ на 2014 (в редакции Закона РМЭ от 29.12.2014 № 58-З) главному распорядителю средств Минобрнауки РМЭ предусмотрены бюджетные ассигнования на Государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы по целевой статье 0225027 – 6 794 600 руб., в том числе, сформированные за счет средств федерального бюджета, - 6 794 600 руб.

Письмом Минобрнауки РМЭ от 28.09.2014 № 6343 направлена заявка в Минобрнауки РФ о перечислении субсидии федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий в 2014 году со сроком возникновения денежного обязательства по финансовому обеспечению мероприятий 17.02.2014. По уведомлению по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 30.10.2014 Минобрнауки РФ довело Минобрнауки РМЭ федеральные субсидии на мероприятия Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 по коду бюджетной классификации 074-0702-0415027-521-251 в сумме 6 794 600 руб. Данные средства поступили в доход бюджета Республики Марий Эл по платежному поручению от 16.10.2014 № 35.

Средства федеральной субсидии 6 794 600 руб. полностью израсходованы на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, что подтверждается отчетом Минобрнауки РМЭ за 4 квартал 2014. При этом, в этом отчете отражено, что объем произведенных расходов на проведение указанных мероприятий составляет: из регионального бюджета РМЭ – 0 руб., из средств местных бюджетов – 0 руб. (т.1, л.д. 45,46, т.2, л.д. 67,68).

На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявителя органом бюджетного надзора установлено, что на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в 2014 году средств в консолидированном бюджете Республики Марий Эл не предусмотрено, что не соответствует условиям предоставления федеральных субсидий, определенным пунктами 6, 9 Правил № 1225, пунктом 1.3 соглашения № 07.G65.24.0123 от 07.10.2014. Ответчиком правомерно определен размер федеральной субсидии, использованной с нарушением условия по софинансированию расходов, в размере 6 794 600 руб.

Таким образом, бюджетное нарушение, связанное с несоблюдением в 2014 году условия предоставления субсидии на проведение мероприятий по формированию сети образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в виде недофинансирования на сумму 2 912 000 руб., подтверждено материалами дела и правильно включено в пункт 3 представления органа бюджетного надзора об устранении нарушений бюджетного законодательства.

По утверждению заявителя, средства 2 912 000 руб. профинансированы посредством предоставления субсидии МО «Куженерский муниципальный район» в размере 5 000 000 руб. по объекту «Реализация дизайн проекта здания средней общеобразовательной школы на 180 мест в с. Русские Шои»

Однако, как следует из материалов дела и дополнения к отзыву Минфина РМЭ, указанные бюджетные ассигнования выделены главному распорядителю средств Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл по целевой статье 1774974 видам расходов 522, 251, то есть по иной статье, иному главному распорядителю средств, чем Законом о бюджете предусмотрено для ассигнований на Государственную программу «Доступная среда». В отчете Минобрнауки РМЭ об осуществлении расходов бюджета РМЭ (местных бюджетов) на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, за 4 квартал 2014, расходы за счет республиканского бюджета РМЭ, местных бюджетов отражены в размере 0 руб.

В пояснительной записке к отчету заявитель просил Минобрнауки РФ зачесть 2 912 000 руб. из объема бюджетных ассигнований, профинансированных на строительство здания средней общеобразовательной школы в с. Русские Шои МО «Куженерский муниципальный район», в счет исполнения обязанностей по соглашению № 07.G65.24.0123 от 07.10.2014 (т.1, лд. 47, т.2, л.д. 65,66). Но никаких доказательств одобрения Минобрнауки РФ такого зачета и подтверждения федеральным министерством соответствия ассигнований на школу в с. Русские Шои, выделенных по иной статье, иному распорядителю средств, условиям соглашения от 07.10.2014, заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах, Министерством доказательно не опровергнут подтвержденный доказательствами и собственным отчетом заявителя вывод органа бюджетного надзора о том, что в 2014 году из консолидированного бюджета Республики Марий Эл в нарушение пунктов 6, 9 Правил № 1225, пункта 1.3 соглашения № 07.G65.24.0123 от 07.10.2014 не профинансированы расходы на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Доказательств обратного, а равно одобрения Минобрнауки РФ расходов на общеобразовательную школу в с. Русские Шои. в качестве соответствующих условиям соглашения  № 07.G65.24.0123 от 07.10.2014 заявителем не представлено. Проверка и выявление бюджетного правонарушения, связанного с нарушением условий использования субсидий, выделенных из федерального бюджета, проведены органом бюджетного надзора в соответствии с установленными нормативными правовыми актами полномочиями, на основании централизованного задания Росфиннадзора от 11.03.2015 № ЭИ-05-25а/596@-ТУ.

Кроме того, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19.05.2015 по делу № 12-458/2015 признано законным постановление ТУФСФБН в Республике Марий Эл от 02.04.2015 № 08-06-08/15-13 о привлечении министра образования и науки РМЭ ФИО7 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ. Судебным решением установлено, что вопреки требованиям пункта 5 Правил № 1225, пункта 1.3 соглашения  № 07.G65.24.0123 от 07.10.2014 средства республиканского бюджета Республики Марий Эл на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, по Минобрнауки РМЭ на 2014 год в Законе о республиканском бюджете РМЭ на 2014 год не предусмотрены. Минобрнауки РМЭ, как главным распорядителем средств бюджета, нарушены условия предоставления и использования федеральных межбюджетных трансфертов (т.1, л.д. 88-90). Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.06.2015 по делу № 7р-345/2015 решение Йошкар-Олинского городского суда от 19.05.2015 оставлено без изменения; жалоба ФИО7 – без удовлетворения (т.1, л.д. 92,93). В связи с изложенным, в части установления нарушения, описанного в пункте 3, представление органа бюджетного надзора от 12.03.2015 № 3 соответствует требованиям законодательства и нормативных правовых актов; в указанной части требование заявителя не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд по правилам части 3 статьи 201 АПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Министерства образования и науки Республики Марий Эл о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 12.03.2015 № 3.

При обращении в арбитражный суд Министерство образования и науки Республики Марий Эл уплатило государственную пошлину в размере, определенном пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ, за рассмотрение дела арбитражным судом в сумме 3 000 руб. (т.1, л.д. 7).

Поскольку в данном случае Министерство образования и науки Республики Марий Эл выступает в суде в защиту государственных и (или) общественных интересов, то есть в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, а ответчик освобожден от ее уплаты по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ, заявителю подлежит возврату из бюджета уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении заявления Министерства образования и науки Республики Марий Эл о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 12.03.2015 № 3.

2. Возвратить Министерству образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                         /Ю.А. Вопиловский/