АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«11» апреля 2008 г. Дело № А38-358/2008-1-56 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2008 г.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Фроловой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Отдела вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола»
к ответчику Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления
третье лицо Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл
с участием представителей:
от заявителя – Саратов Д.О., по доверенности от 03.03.2008
от ответчика – Шевцова Е.В., по доверенности от 27.12.2007
от третьего лица – Коморин А.Л., по доверенности от 18.05.2005
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Отдел вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола», обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением к ответчику, Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл, о признании незаконным отказа № 01/134/2007-073 от 10.12.2007 в государственной регистрации права оперативного управления на стоянку для хранения служебного автотранспорта подразделения вневедомственной охраны при МВД РМЭ на 117 автомашин, площадью 3110 кв.м., расположенную по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, примерно в 30 м от дома 35 по направлению на северо-восток, а также об обязании произвести государственную регистрацию права оперативного управления на указанный объект недвижимости.
В заявлении указано, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл за Отделом вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» (далее – ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола») закреплено право оперативного управления на автостоянку для хранения служебного автотранспорта. Объект недвижимости по акту от 15.05.2007 передан заявителю, после чего ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола» обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на стоянку.
Решением от 10.12.2007 ответчик отказал в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости в связи с отсутствием документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на стоянку.
По мнению заявителя, отказ в государственной регистрации является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ № 648 от 31.08.2000 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» при государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества. Заявителем отмечено, что при подаче документов для регистрации права оперативного управления им представлялась выписка из реестра федерального имущества в отношении автостоянки, поэтому у ответчика не имелось оснований для отказа в совершении регистрационных действий (т. 1, л.д. 3-4, 70).
Ответчик, Управление Федеральной регистрационной службы по РМЭ, в письменном отзыве, дополнении к нему и в судебном заседании заявил о законности принятого им решения об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости.
По его объяснению, в силу статьи 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Поскольку автостоянка возведена в 2006 году, то государственная регистрация права собственности Российской Федерации на объект недвижимости является обязательной. Однако заявление о государственной регистрации права федеральной собственности и документы, подтверждающие факт возведения стоянки, в регистрирующий орган не представлялись. Выписка из реестра федерального имущества, содержащая только наименование объекта и его местонахождение, правоустанавливающим документом не признана.
Кроме того, в силу статей 333.33, 333.35 НК РФ за государственную регистрацию права федеральной собственности на объекты недвижимого имущества, закрепленные за государственными учреждениями, необходимо уплатить государственную пошлину в сумме 100 рублей (л.д. 55-59).
Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл (далее – ТУФАУФИ по Республике Марий Эл), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержало заявленные требования ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола» как обоснованные (л.д. 72).
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением Территориального Управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл № 237 от 15.05.2007 за Отделом вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» закреплено право оперативного управления на стоянку для хранения служебного автотранспорта подразделения вневедомственной охраны при МВД РМЭ на 117 автомашин, площадью 3110 кв.м., расположенную по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, примерно в 30 м от дома 35 по направлению на северо-восток (далее – автостоянка). Объект недвижимости по акту от 15.05.2007 передан заявителю (л.д. 9, 10).
08.10.2007 ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола» обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на автостоянку. К заявлению были приложены акт передачи от 15.05.2007, распоряжение № 237 от 15.05.2007, выписка из реестра федерального имущества от 12.09.2007, справка от 08.12.2006 Йошкар-Олинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» по РМЭ, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ (л.д. 27).
Письмом от 07.11.2007 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации и предложено представить план стоянки, удостоверенный организацией по учету объектов недвижимого имущества, заявление ТУФАУФИ по РМЭ и необходимые документы для государственной регистрации права собственности Российской Федерации (л.д. 33-34). 14.11.1007 заявителем представлен технический паспорт на стоянку (л.д. 28, 32).
Однако решением № 01/134/2007-073 от 10.12.2007 Управление Федеральной регистрационной службы по РМЭ отказало в государственной регистрации объекта недвижимости и сослалось на непредставление необходимых документов для государственной регистрации права собственности Российской Федерации (л.д.7).
В силу части 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По утверждению ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола», отказ в государственной регистрации является незаконным, и ответчик обязан осуществить государственную регистрацию исходя из представленных ему документов.
Предметом разногласий между заявителем и регистрирующим органом является вопрос о необходимости государственной регистрации права федеральной собственности на объект недвижимости. Арбитражным судом признается правильной и соответствующей гражданскому законодательству позиция ответчика о недопустимости государственной регистрации права оперативного управления без предварительной государственной регистрации права собственности РФ на этот же объект недвижимого имущества.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Анализ приведенных норм позволяет заключить, что на автостоянку как на объект недвижимости подлежат обязательной государственной регистрации как право собственности, так и право оперативного управления, которое может возникнуть с момента такой регистрации.
Также по смыслу статей 216 и 296 ГК РФ право оперативного управления признается ограниченным вещным правом, существование которого определяется правом собственности и установленными собственником ограничениями. Поэтому право оперативного управления может быть зарегистрировано только на то недвижимое имущество, в отношении которого произведена государственная регистрация права собственности. Таких действий федеральный собственник не совершил, что препятствовало обособленной государственной регистрации ограниченного вещного права.
Как следует из карты учета объекта недвижимости, представленной ТУФАУФИ по РМЭ в судебное заседание, спорная автостоянка возведена в 2006 году (л.д. 77).
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (после 31.01.1998). Следовательно, право федеральной собственности на объект недвижимости в силу закона подлежит обязательной государственной регистрации, и наличие в реестре федерального имущества записи об автостоянке не освобождает федерального собственника в лице уполномоченного государственного органа от обязанности осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на автостоянку до ее передачи в оперативное управление учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Однако Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл не обращалось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на автостоянку. Документы, подтверждающие факт ее возведения, также в регистрирующий орган не представлены. Тем самым ответчик законно отказал в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
При этом основана на неправильном толковании ссылка ТУФАУФИ по РМЭ и заявителя на пункт 2 постановления Правительства РФ № 648 от 31.08.2000 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности», согласно которому при государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества. Между тем нормативный акт лишь определяет документ, подтверждающий отнесение имущества к федеральной собственности, но не содержит указания на возможность государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о регистрации, при отсутствии государственной регистрации права федеральной собственности и без предоставления необходимых документов, подтверждающих факт создания объекта. Более того, выписка из реестра федерального имущества по правовому значению не может заменить данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, отказ регистрирующего органа соответствует статье 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу изложенных правовых выводов арбитражный суд полностью отклоняет требования ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным отказа № 01/134/2007-073 от 10.12.2007 в государственной регистрации права оперативного управления на стоянку для хранения служебного автотранспорта подразделения вневедомственной охраны при МВД РМЭ на 117 автомашин, площадью 3110 кв.м., расположенную по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, примерно в 30 м. от дома 35 по направлению на северо-восток и об обязании произвести государственную регистрацию права оперативного управления на указанный объект недвижимости.
Государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная ОВО при Заводском ОМ УВД по ГО «Город Йошкар-Ола» при подаче заявления, по результатам рассмотрения спора относится на основании статьи 112 АПК РФ на заявителя, не в пользу которого принят судебный акт.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в полном объеме Отделу вневедомственной охраны при Заводском отделе милиции Управления внутренних дел по городскому округу «Город Йошкар-Ола» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа № 01/134/2007-073 от 10.12.2007 в государственной регистрации права оперативного управления на стоянку для хранения служебного автотранспорта подразделения вневедомственной охраны при МВД РМЭ на 117 автомашин, площадью 3110 кв.м., расположенную по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, примерно в 30 м. от дома 35 по направлению на северо-восток и об обязании произвести государственную регистрацию права оперативного управления на указанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Фролова