ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3631/2021 от 06.10.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«13» октября 2022 года         Дело № А38-3631/2021                    г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 6 октября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2022 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьиЛежнина В.В.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Васильевой О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области

к ответчику муниципальному образованию «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в лице администрации

о признании права собственности на объект недвижимого имущества

третьи лица акционерное общество «Почта России», муниципальное образование «Медведевский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФИО1, ФИО2, АО Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ отделение по Республике Марий Эл

с участием представителей:

от прокурора – Новоселов А.С. по доверенности,

от истца– ФИО3 по доверенности,

от ответчикане явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица АО «Почта России» – ФИО4 по доверенности,

от иных третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, уточненным по правилам статьи 49 АПК РФ, в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к ответчику, муниципальному образованию «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в лице администрации, о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение позиции 3, 4 первого этажа административного здания общей площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:492, расположенное в административном здании площадью 508,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:59 и на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0510105:21 по адресу: Республика Марий Эл, <...>.

В исковом заявлении, в дополнениях к нему и в судебном заседании прокурор и истец указали, что право собственности Российской Федерации на спорное помещение возникло в результате разграничения постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, так как до и после принятия этого постановления в помещении располагалось отделение почтовой связи. Следовательно, здание, в котором расположено спорное помещение, не может иметь правовой режим самостоятельного объекта недвижимости, поэтому регистрация права собственности за муниципальным образованием на такое здание является незаконной.

Также прокурор и истец в обоснование заявленного требования сослались на Федеральный закон от 29.06.2018 №171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как на основание возникновения права собственности акционерного общества на спорный объект недвижимости.

При этом нахождение в аренде спорных помещений у ФГУП «Почта России» связано лишь с передачей здания в собственность Знаменского сельского поселения (т.1, л.д. 6-10, 63-67, 79-80, т.2, л.д. 104-105, 116-117, т.3, л.д. 1-2, 33-37, 87-88).

Ответчик в отзыве на исковое заявление и в судебных заседаниях требование прокурора и истца не признал, просил отказать в его удовлетворении. Муниципалитет пояснил, что его право муниципальной собственности на административное здание, в котором расположено спорное помещение, зарегистрировано в установленном законом порядке за муниципальным образованием «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл и передано в оперативное управление администрации муниципалитета.

При этом здание построено изначально в 1980 году СПК «Колхоз Нива». Земельный участок под зданием был предоставлен  Знаменской сельской администрации в постоянное бессрочное пользование землей, что подтверждается свидетельством №147 от 16.07.1992.

На первом этаже здания расположены 3 жилые квартиры, помещения, занимаемые АО «Почта России», тамбур и кладовая. На втором этаже расположены 6 кабинетов, занимаемых МФЦ, полицией, санитарный узел, депутатский зал (т.1, л.д. 110-111).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общества «Почта России», муниципальное образование «Медведевский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФИО1, ФИО2, АО Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ отделение по Республике Марий Эл.

Третье лицо, АО «Почта России», в отзыве на исковое заявление, в дополнении к нему и в судебных заседаниях полностью поддержало заявленное прокурором и истцом требование и подтвердило, что до и после законодательного разграничения государственной собственности в спорном помещении располагалось отделение почтовой связи (т.2, л.д. 28-29).

Третье лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, представило письменный отзыв, в котором указало, что государственная регистрация права муниципальной собственности на административное здание с кадастровым номером 12:04:0510105:59, в котором расположено спорное помещение, осуществлена в ЕГРН 13.04.2016 на основании акта от 31.01.2007 приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в порядке разграничения муниципальной собственности, от муниципального образования «Медведевский муниципальный район». При этом право оперативного управления Знаменской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл зарегистрировано в ЕГРН 28.05.2020 на основании решения Собрания депутатов Знаменского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл №55-IV от 5.03.2020, которым здание передано из казны Знаменского сельского поселения в оперативное управление администрации сельского поселения. Согласно сведениям ЕГРН в данном здании расположены помещения позиции 3, 4 первого этажа площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:492 (т.2, л.д. 44-47).

Третье лицо, муниципальное образование «Медведевский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района, в отзыве на исковое заявление просило отказать прокурору и истцу в удовлетворении иска и полностью поддержало доводы ответчика (т.2, л.д. 143).

Третье лицо, АО Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ отделение по Республике Марий Эл, в отзыве на исковое заявление не выразило правовой позиции по спору (т.3, л.д. 128, 152).

Ответчик и третьи лица, муниципальное образование «Медведевский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФИО1, ФИО2, АО Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ отделение по Республике Марий Эл, в судебное заседание не явились, однако о времени и месте судебного процесса они извещены надлежащим образом. Поэтому в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить исковое требование по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости 13.04.2016 осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл на административное здание с кадастровым номером 12:04:0510105:59 площадью 508,9 кв.м., 1980 год строительства, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0510105:21 по адресу: Республика Марий Эл, <...>, на основании акта от 31.01.2007 приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в порядке разграничения муниципальной собственности, от муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (т.1, л.д. 22-24, 75-77, 128-130, т.2, л.д. 1-4, 12, 25-27). Также 28.05.2020 в ЕГРН зарегистрировано право оперативного управления Знаменской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл на указанное здание на основании решения Собрания депутатов Знаменского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл №55-IV от 5.03.2020, которым здание передано из казны Знаменского сельского поселения в оперативное управление администрации сельского поселения (т.1, л.д. 75-77, 117-118, 135-136).

28.06.2021 на кадастровый учет поставлены помещения поз. 3, 4 1-го этажа административного здания площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:492, расположенные в здании с кадастровым номером 12:04:0510105:59 по адресу: Республика Марий Эл, <...> (т.2, л.д. 5-6).

Между участниками дела имеются разногласия относительно определения правового режима указанного нежилого помещения. Истец считает, что помещение является самостоятельным объектом недвижимости, собственником которого является Российская Федерация с момента разграничения государственной собственности, так как в нем находилось и находится в настоящее время отделение почтовой связи. Ответчик указывает на законность государственной регистрации за ним права собственности на здание, в котором находится спорное помещение, так как оно приобретено им на законных основаниях.

Доводы истца соответствуют гражданскому законодательству и подтверждаются документальными доказательствами.

Так, в соответствии со статьей 95 ГК РСФСР объектами государственной собственности являлись основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства связи и т.д. В силу статьи 21 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 № 443-1 предприятия связи отнесены к государственной собственности РСФСР и субъектов Федерации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 осуществлено разграничение государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность. В пункте 1 названного Постановления указано, что объекты государственной собственности, перечисленные в приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. К таким объектам отнесены предприятия связи (пункт 6 раздела IV приложения 1). Порядок разграничения государственной собственности не распространялся только на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц (пункт 16 Постановления № 3020-1).

Здание с кадастровым номером 12:04:0510105:59 строилось, в том числе в целях размещения органа почтовой связи.

Так, согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Знаменского сельского Совета депутатов трудящихся Медведевского района Марийской АССР от 20.03.1974 №4 исполкомом сельского Совета принято решение об участии в строительстве на долевых началах с совхозом «Большевик» административного здания сельского Совета и библиотеки (т.2, л.д. 123, т.3, л.д. 118). При этом в соответствии с архивной выпиской из протокола заседания Медведевского районного Совета депутатов трудящихся Медведевского района Марийской АССР от 17.03.1977 №4 Знаменскому сельскому Совету разрешено строительство хозяйственным способом административного здания сельского совета с отделением связи в п. ФИО7 (т.2, л.д. 125, т.3, л.д. 120).

По информации, содержащейся в выписках из протоколов заседаний Медведевского районного Совета народных депутатов Марийской АССР от 23.11.1977 №15 и от 19.02.1977 №2, Знаменскому сельскому совету выделялись денежные средства на строительство административного здания (т.2, л.д. 126-127, т.3, л.д. 121-122).

Строительство и ввод в эксплуатацию административного здания Знаменского сельского совета с отделением почты подтверждается также сведениями, содержащимися в газете «Путь к коммунизму» за 1978 год (т.3, л.д. 145).

Приказом производственно-технического управления связи Марийской АССР от 11.01.1979 №8 принято решение об открытии отделения связи на центральной усадьбе совхоза «Большевик» в 1 квартале 1979 года для обслуживания населенных пунктов, принадлежащих Медведевскому исполкому Совета народных депутатов (т.2, л.д. 147, т.3, л.д. 124). Также приказом производственно-технического управления связи Марийской АССР от 10.06.1980 №8 назначено ответственное лицо за осуществлением технического контроля за ходом строительства объекта связи в совхозе «Большевик» Медведевского района (т.3, л.д. 146).

Кроме того, как следует из архивной выписки протокола Президиума Знаменского сельского Совета народных депутатов Медведевского района Марийской АССР от 14.02.1991 №2, за коллективом Знаменского сельского совета, почты, сберкассы, КПП закреплены для уборки территории, прилегающие к сельскому совету (т.2, л.д. 124, т.3, л.д. 119).

Также приказом №23 от 27.03.1990 Медведевского районного узла связи Министерства связи РСФСР принят на работу почтальон в отделение связи «ФИО7» (т.3, л.д. 148).

Расположение почты в спорном здании также подтверждается и телефонными справочниками за 1988 и 1993 годы (т.3, л.д. 149-151).

Помимо этого, по ходатайству прокурора на основании статей 56, 88 АПК РФ арбитражным судом допрошен свидетель ФИО5, которая подтвердила, что в 1991 году в здании по адресу: Республика Марий Эл, <...>, располагалось отделение почты (т.3, л.д. 64-65).

При этом в материалы дела представлены личное дело ФИО6, её заявление о приеме на работу начальником в Знаменское отделение связи, а также приказ Медведевского районного узла связи Министерства связи РФ от 4.01.1984, в соответствии с которыми ФИО6 принята на работу на должность начальника связи «ФИО7» с 3.01.1984 (т.3, л.д .46-48).

Арбитражный суд признает представленные истцом документы надлежащими доказательствами использования спорного помещения отделением почтовой связи на момент законодательного разграничения государственной собственности.

Напротив, вопреки правилам статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания ответчик не подтвердил надлежащими документальными доказательствами заявленное им возражение о том, что до законодательного разграничения государственной собственности административное здание, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <...>, как единый объект недвижимости находилось во владении ответчика. Сведения об отчуждении кому-либо, а также об использовании отдельно спорного помещения на момент вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 в целях, не связанных с оказанием услуг связи, в деле также отсутствуют. При этом ответчиком не оспаривается, что в настоящее время в нежилом помещении с кадастровым номером 12:04:0510105:492 располагается отделение федеральной почтовой связи.

Таким образом, нежилое помещение с кадастровым номером 12:04:0510105:492, использовавшееся для размещения отделения почтовой связи, считается собственностью Российской Федерации с 21 января 1992 года.

После указанной даты помещение из федеральной собственности не выбывало. Более того, Федеральный закон от 09.08.1995 № 129-ФЗ «О почтовой связи» установил запрет на приватизацию являющегося федеральной собственностью имущества организаций федеральной почтовой связи. Аналогичный запрет содержится и в Федеральном законе Российской Федерации от 17.07.1999 № 176 «О почтовой связи».

Согласно техническому паспорту, а также акту осмотра здания помещение ограничено строительными конструкциями (стенами), имеет самостоятельное назначение, что свидетельствует об обособленности и изолированности помещения, а значит, применительно к положениям статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о правомерности постановки его на кадастровый учет как недвижимой вещи, способной выступать в качестве объекта гражданских прав, в том числе вещных (т.1, л.д. 25-30, 142-147, т.2, л.д. 66-71, 91-98, т.3, л.д. 76-81).

Следовательно, в силу пункта 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Российская Федерация, считающая себя собственником находящегося в её владении помещения, право на которое в составе здания зарегистрировано за муниципальным образованием «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, обоснованно обратилась в суд с иском о признании права собственности на такое помещение.

Учитывая доказанность возникновения у истца права собственности на помещение площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:492, имеющее правовой режим недвижимой вещи, иск подлежит удовлетворению, причём даже несмотря на то, что право Российской Федерации на помещение никогда не было зарегистрировано, так как по правилам статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Признание права собственности истца на занимаемое отделением связи помещение в административном здании означает незаконность государственной регистрации права собственности ответчика на здание в целом.

В силу части 3 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», при выделении из состава здания одного или нескольких помещений и внесении записи в ЕГРН об образовании самостоятельных объектов недвижимости право собственности на здание в целом прекращается, о чем делается соответствующая запись в ЕГРН.

При этом арбитражный суд отклоняет ссылку прокурора и истца на Федеральный закон от 29.06.2018 №171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как на основание приобретения права собственности Российской Федерации на спорное имущество.

Между тем Гражданский кодекс РФ не содержит такого основания приобретения и прекращения права собственности.

Исходя из буквального содержания положений пунктов 24 и 25 статьи 19 Закона №171-ФЗ в состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего передаче АО «Почта России» в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества, подлежат включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только Российской Федерации и предоставленные Российской Федерацией предприятию на праве аренды.

В отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования, такая норма в Законе №171-ФЗ отсутствует.

Закон №171-ФЗ не содержит норм права о прекращении права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, переданное в аренду предприятию или обществу, не устанавливает оснований приобретения права собственности Российской Федерации на данное имущество, также не содержит положений о принудительной безвозмездной передаче муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167–170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение позиции 3, 4 первого этажа административного здания общей площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:492, расположенное в административном здании площадью 508,9 кв.м. с кадастровым номером 12:04:0510105:59 и на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0510105:21 по адресу: Республика Марий Эл, <...>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         В.В. Лежнин