ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3709/20 от 16.10.2020 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«16» октября 2020 года             Дело № А38-3709/2020                г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лабжания Л.Д.

рассмотрев по правилам упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центрофинанс Групп» (ИНН 2902076410, ОГРН 1132932001674)

к ответчикуТерриториальному органу Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центрофинанс Групп», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл от 15.05.2020 №12 о привлечении ООО МКК «Центрофинанс Групп» к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.

Мотивируя заявленное требование, общество указало, что необоснованно привлечено к ответственности за непредставление первичных статистических данных за февраль 2020 года. Заявитель считает, что обязанность по предоставлению форм статистического учета возникает с момента информирования субъектом официального статистического учета респондента о проведении в отношении него статистического наблюдения. Поскольку ООО МКК «Центрофинанс Групп» фактически было уведомлено территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл с присвоением кодов Общероссийского классификатора  предприятий и организаций обособленным  подразделениям, находящимся на территории Республики Марии Эл 13.04.2020, то обязанность по предоставлению отчетности по форме П-4 в отношении обособленных подразделений, возникла у общества только с апреля 2020 года.

Общество также полагает, что совершенное правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, заявитель указывает на то, что дело об административном правонарушении было рассмотрено ненадлежащим должностным лицом, в связи с чем вынесенное постановление подлежит отмене (л.д 9-12, 25-26).

Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл  в письменном отзыве на заявление требования организации не признал. Ответчик указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку обязанность по предоставлению статистической отчетности по форме П-4 возникла у общества со дня начала осуществления деятельности обособленным подразделением, а не с момента информирования респондента. Орган статистики также считает необоснованным довод заявителя о вынесении постановления ненадлежащим должностным лицом, так как предоставление форм статистической отчетности, связанной с деятельностью обособленного подразделения, возникает в территориальный орган статистики по месту соответствующего обособленного подразделения.

Кроме того, ответчик считает факт непредставления отчета значительным правонарушением, что исключает возможность применения норм о малозначительности (л.д. 34-37).

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным сторонами доказательствам и иным документам, поступившим в арбитражный суд.

Решение арбитражного суда принято 05.10.2020 путем подписания судьей резолютивной части решения, которая размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 89).

09.10.2020 ответчик, Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл, обратился с ходатайством о составлении мотивированного решения. Аналогичное ходатайство 12.10.2020 поступило от заявителя -  ООО МКК «Центрофинанс Групп» (л.д. 92-93).

При принятии решения арбитражный суд руководствовался следующими правовыми и процессуальными основаниями.

Из материалов дела следует, что ООО МКК «Центрофинанс Групп»  зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1132932000178, о чем 24.01.2013 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Общество зарегистрировано по месту нахождения – г.Северодвинск, ул.К.Маркса, д. 46, офис 500.

01.07.2018 обществом для осуществления уставной деятельности открыто обособленное подразделение на территории Республики Марий Эл в г. Козьмодемьянск (л.д. 74-78).

17.03.2020 должностным лицом административного органа составлена докладная записка об обнаружении факта нарушения ООО МКК «Центрофинанс Групп» законодательства о статистической отчетности, выразившегося в непредставлении обособленным подразделением общества федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «сведения о численности и заработной плате работников» за февраль 2020 (л.д. 43). Кроме того, 23.03.2020 для решения вопроса о возбуждении административного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, из Горномарийской межрайонной прокуратуры в  Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл поступили материалы проверки в отношении обособленного подразделения  ООО МКК «Центрофинанс Групп» (л.д. 44).

Уведомлением от 03.04.2020 общество приглашено в  Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (л.д. 48).

В ответ на уведомление от 03.04.2020, обществом представлены пояснения, согласно которым, общество не признает совершение административного правонарушения. По мнению общества, обязанность по предоставлению форм статистического учета возникает с момента информирования субъектом официального статистического учета респондента о проведении в отношении него статистического наблюдения. Поскольку ООО МКК «Центрофинанс Групп»  фактически было уведомлено территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл с присвоением кодов Общероссийского классификатора  предприятий и организаций обособленным  подразделениям, находящимся на территории Республики Марии Эл 13.04.2020 , то обязанность по предоставлению отчетности по форме П-4 в отношении обособленных подразделений, возникла у общества с апреля 2020 года. Кроме того, в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» рабочие дни с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлены нерабочими днями, в связи с чем приняты дополнительные меры по поддержке предприятий, включая перенос сроков сдачи отчетности, уплате налоговых сборов и привлечения к административной ответственности. ООО МКК «Центрофинанс Групп» также извещал о невозможности явки  для составления протокола (л.д. 49).

06.05.2020  начальником отдела статистики труда, уровня жизни и обследований домашних хозяйств Чиликовой С.В. составлен протокол, в котором установлено, что ООО МКК «Центрофинанс Групп» в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации»,  не представлен отчет по форме федерального статистического наблюдения №4-П «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 15.07.19 №404 за февраль 2020. Нарушение квалифицировано по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51).

06.05.2020 административным органом вынесено определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2020  в 10 часов 00 минут, в помещении по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Кремлевская, д.31, кабинет 407-а (л.д. 53).

Определение с протоколом об административном правонарушении от 06.05.2020 направлены в адрес общества с сопроводительным письмом от 06.05.2020 № ИП-12-09/280-ДР заказным письмом и получены обществом 12.05.2020 (л.д. 56).

В ответ на определение от 06.05.2020  о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении ООО МКК «Центрофинанс Групп» в адрес Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл направлено письмо, в котором вновь было указано на отсутствие факта административного правонарушения со стороны общества, а также сообщалось о невозможности участия представителей общества при рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 58).

По результатам рассмотрения протокола от 06.05.2020 и других материалов в отношении ООО МКК «Центрофинанс Групп» 15.05.2020 заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл вынесено постановление №12 о признании виновным ООО МКК «Центрофинанс Групп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФс назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 16).

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО МКК «Центрофинанс Групп» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Правомерность заявления лица, привлеченного к административной ответственности, и возражений административного органа проверены арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.

Предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определен законом. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 23.53 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов статистического учета вправе, в том числе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл, то есть уполномоченным лицом. Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности арбитражным судом не установлено, заявителем не названо. Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек. Административным органом права заявителя на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального

статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 282-ФЗ).

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 282-ФЗ).

По правилам статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром – образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).

В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620

утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи (пункт 10 Положения № 620).

Пунктом 11 Положения № 620 предусмотрено, что датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.

В силу пункта 14 Положения № 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 15.07.2019 №404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы» утверждена и введена в действие форма федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (Приложение №15).

В соответствии с Приказом Росстата от 27.11.2019 №711 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», форму федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее - форма №П-4) предоставляют юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства), а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности:

ежемесячно - юридические лица, кроме организаций, у которых средняя численность работников в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей;

ежеквартально - юридические лица, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей.

 Юридические лица предоставляют указанные формы федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма №П-4 заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки (пункт 2 приказа Росстата 27.11.2019 №711).

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Горномарийской межрайонной прокуратурой установлено ведение с июля 2018 года деятельности на территории г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл обособленным подразделением ООО МКК «Центрофинанс Групп».

Факт ведения деятельности через обособленное подразделение заявителем не опровергается. В представленном в материалы дела объяснении, направленном ООО МКК «Центрофинанс Групп» в Горномарийскую межрайонную прокуратуру, ООО МКК «Центрофинанс Групп» подтвердил факт осуществления хозяйственной деятельности на территории Республики Марий Эл через обособленные подразделения с 01.07.2018, в т.ч. в г.Козьмодемьянск с присвоением КПП 122345001. На обособленном подразделении приняты сотрудники по внешнему совместительству (л.д. 45).

Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО МКК «Центрофинанс Групп» к таким субъектами не относится.

Следовательно, ООО МКК «Центрофинанс Групп» обязано было представлять в территориальный орган Росстата сведения по форме №П-4. В том числе за февраль 2020 указанные сведения должны быть представлены не позднее 16.03.2020. Однако данную обязанность общество не исполнило.

Указанное деяние образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что обязанность по представлению форм статистического учета возникает непосредственно с момента информирования субъектом официального статистического учета респондента о проведении в отношении его статистического наблюдения, отклоняется судом, как не основанный на нормах права.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 620 формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения № 420).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения № 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения №620.

В пункте 4 Положения № 620 установлено, что субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

Таким образом, Приказ Росстата об утверждении форм статистического наблюдения, указаний по их заполнению и перечня респондентов является техническим информационным документом, изданным полномочным государственным органом, для обеспечения получения статистических данных в целях реализации требований Федерального закона № 282-ФЗ.

Способ доведения до заинтересованных лиц, утвержденных данным Приказом форм и порядка их заполнения, информационный ресурс их размещения установлены нормативно Постановлением № 620: формы, порядок их заполнения, сроки представления, перечень респондентов по кодам видов деятельности подлежат размещению на сайте субъекта официального статистического учета.

Так на сайте Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл https://maristat.gks.ru размещен перечень статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения с перечнем видов экономической деятельности для заполнения раздела II формы № П-4. Размещение такой информации, согласно установленным нормативным правилам, свидетельствует о надлежащем информировании респондентов. 

Таким образом, законодательство, регулирующее правоотношения в сфере официального статистического учета, не содержит положений о личном информировании каждого хозяйствующего субъекта о проведении в отношении его статистического наблюдения, зависимость представления статистической отчетности от момента такого информирования также не установлена.

Арбитражный суд также отклоняет как юридически неверный довод заявителя о рассмотрении административного дела ненадлежащим лицом.

В соответствии счастью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

В подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Действующее законодательство предусматривает представление соответствующих статистических отчетных данных лицами, имеющими обособленные подразделения, по месту нахождения таких подразделений (пункт 6 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ, пункт 2 приказа Росстата 27.11.2019 №711). Следовательно, ООО МКК «Центрофинанс Групп» должно было представить сведения по форме №П-4 в отношении обособленного подразделения, осуществляющего деятельность на территории г.Козьмодемьянск Республики Марий Эл, в Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл (г.Йошкар-Ола, ул.Кремлевская, д.31). То есть местом, где должно быть совершено действие (выполнена обязанность по представлению отчетности) является местонахождение ответчика (Республика Марий Эл).   

Тем самым, местом совершения административного правонарушения признается местонахождение указанного административного органа. Именно к полномочиям Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл относится рассмотрение административных правонарушений, совершенных на его территории. Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено надлежащим лицом, оспариваемое постановление принято в рамках полномочий административного органа.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у административного органа законных оснований для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ и вынесения постановления о назначении административного наказания.

Отдельно судом оценен довод заявителя о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения общества от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем

определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с

характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок формирования статистической информации, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера действий заявителя, учитывая признание обществом  факта осуществления деятельности обособленного подразделения на территории г.Козьмодемьянск без направления статистической отчетности с 01.07.2018, суд не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Несвоевременное представление соответствующих данных приводит к нарушению организации деятельности Территориального орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл, в частности по своевременной обработке полученной информации и формированию официальных статистических данных, что в свою очередь, является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Кроме того, ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

На основании изложенного, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований ООО МКК «Центрофинанс Групп».

Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 201, 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центрофинанс Групп» (ИНН 2902076410, ОГРН 1132932001674) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении о наложении административного штрафа от 15.05.2020 №12отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                          Л.Д. Лабжания