ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3844/05 от 18.10.2005 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

  424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

25 октября 2005г. Дело №А-38-3844-12/207-2005 г.Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2005 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2005 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи  Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания   судьей Вопиловским Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению   НОУ «ЛИК»

к ответчику    Инспекции ФНС РФ по г. Йошкар-Оле

о   признании недействительным письма Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле от 02.08.2005 №18-08/17020

с участием представителей:

от заявителя   – Кондратьева О.В., директор учреждения,

от ответчика   – Чепурной В.В., зам. начальника юридического отдела по доверенности от 01.08.2005 №04/02.

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное образовательное учреждение «Личность. Интеллект. Культура» (далее по тексту решения – НОУ «ЛИК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле от 02.08.2005 №18-08/17020, содержащего отказ в регистрации на заявителя ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф.

В заявлении и уточненном заявлении НОУ «ЛИК» ссылалось на то, что в соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации. С момента ввода в эксплуатацию ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф нормативный срок амортизации не истек, ее стоимость полностью не погашена начислением амортизации, поэтому ККТ может использоваться при осуществлении наличных денежных расчетов с населением. Отказ налогового органа в регистрации ККТ на заявителя не соответствует положениям п.5 ст.3 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», необоснованно препятствует использованию ККТ, применение которой допускается законом, в хозяйственной деятельности организации. Кроме того, по мнению НОУ «ЛИК», в связи с принятием постановлений Правительства РФ от 16.06.2004 №285, от 26.07.2004 №380 решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (далее по тексту решения – ГМЭК) от 12.03.2004 об исключении с 01.10.2004 из Государственного реестра ККМ ряда моделей контрольно-кассовых машин не оснащенных криптографической защитой фискальных данных является незаконным (л.д.7-9, л.д.39,40).

В судебном заседании заявитель требования поддержал полностью.

Ответчик, Инспекция ФНС РФ по г. Йошкар-Оле, в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. По мнению налогового органа, после 01.10.2004 ККТ, в отношении которых ГМЭК принято решение об исключении из Государственного реестра ККМ, не могут регистрироваться на других лиц. Указанные ККТ до окончания срока их эксплуатации должны числиться за лицами, являющимися их владельцами по состоянию на 01.10.2004. Поскольку на момент исключения ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф из реестра она была зарегистрирована на индивидуального предпринимателя Кондратьеву О.В., то, по мнению налогового органа, правом эксплуатации ККТ до истечения нормативного срока амортизации может воспользоваться только Кондратьева О.В. (л.д.71,72).

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что НОУ «ЛИК» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1021200755840 (л.д.17).

ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф принадлежит НОУ «ЛИК» на праве собственности, поставлен на баланс организации в качестве основного средства 12.07.2001 (л.д.54,55).

03.07.2001 Инспекцией МНС РФ по г. Йошкар-Оле произведена регистрация ККТ на НОУ «ЛИК» (л.д.86).

27.01.2003 между НОУ «ЛИК» и индивидуальным предпринимателем Даниловой М.Е. заключен договор аренды имущества, в соответствии с которым ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф передана предпринимателю во временное пользование (л.д.46,47).

На основании заявления НОУ «ЛИК» о снятии ККТ с учета (л.д.84), заявления индивидуального предпринимателя Даниловой М.Е. о регистрации ККТ (л.д.79), ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф была зарегистрирована на индивидуального предпринимателя Данилову М.Е. (л.д.77).

01.07.2003 между НОУ «ЛИК» и индивидуальным предпринимателем Кондратьевой О.В. заключен договор аренды имущества, в соответствии с которым ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф передана предпринимателю во временное пользование (л.д.50,51).

На основании заявления индивидуального предпринимателя Даниловой М.Е. о снятии ККТ с учета (л.д.78), заявления индивидуального предпринимателя Кондратьевой О.В. о регистрации ККТ, ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф была зарегистрирована на индивидуального предпринимателя Кондратьеву О.В. (л.д.76).

22.06.2005 арендатор, индивидуальный предприниматель Кондратьева О.В., возвратил ККТ арендодателю, НОУ «ЛИК» (л.д.52,53).

23.06.2005 индивидуальным предпринимателем Кондратьевой О.В. в налоговый органа представлено заявление о снятии с учета ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф (л.д.75), на основании которого Инспекцией ФНС РФ по г. Йошкар-Оле ККТ снят с учета (л.д.70).

27.06.2005 НОУ «ЛИК» обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации на организацию ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф (л.д.25). В связи с неосуществлением налоговым органом регистрации ККТ на организацию в пятидневный срок, установленный п.5 «Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах», утвержденного приказом ГНС РФ от 22.06.1995 №ВГ-3-14/36, НОУ «ЛИК» 18.07.2005 повторно обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации ККТ.

Письмом от 02.08.2005 №18-08/17020 Инспекция ФНС РФ по г. Йошкар-Оле проинформировала организацию о невозможности регистрации на нее ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф в связи с тем, что решением ГМЭК от 12.03.2004 №1/77-2004 ККТ указанной модели исключена с 01.10.2004 из Государственного реестра ККТ (л.д.31).

Письмо Инспекции ФНС РФ по г. Йошкар-Оле от 02.08.2005 №18-08/17020, содержащее отказ в регистрации на организацию ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф, обжаловано НОУ «ЛИК» в арбитражный суд (л.д.7-9, 39,40).

В соответствии с п.1 ст.4, ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее по тексту решения – Закон) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны осуществлять ее регистрацию в налоговых органах.

Согласно ст.7 Закона РФ от 27.03.1991 №943-1 «О налоговых органах РФ», п.5.1.6, 5.4.2 «Положения о Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, налоговые органы регистрируют в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, осуществляют контроль и надзор за порядком и условиями ее регистрации и применения.

В силу п.1 ст.4 Закона порядок и условия регистрации и применения ККТ определяются Правительством РФ.

В соответствии с п.1 «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденного Правительством РФ от 30.07.1993 №745, денежные расчеты с населением осуществляются с обязательным применением ККМ, допущенных к использованию ГМЭК и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.

Контрольно-кассовые машины, исключенные из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Комиссией. По истечении установленных сроков ККМ, исключенные из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации в налоговых органах (п.2 Положения).

Протоколом заседания ГМЭК от 12.03.2004 №1/77-2004 в целях внедрения электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) принято решение об исключении с 01.10.2004 из Государственного реестра контрольно-кассовых машин ряда моделей автономных ККМ, в том числе Электроника-92-Аквариус-Ф.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 №215 «Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством РФ» ГМЭК была упразднена.

Согласно п.5.5. «Положения о Федеральном агентстве по промышленности», утвержденного Правительством РФ от 16.06.2004 №285, функции по осуществлению ведения государственного реестра контрольно-кассовой техники возложены на Федеральное агентство по промышленности.

Учитывая, что решение об исключении ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф из Государственного реестра контрольно-кассовых машин принималось ГМЭК до своего упразднения и возложения соответствующих функций на Федеральное агентство по промышленности, на основании норм п.п.1,2 «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденного Правительством РФ от 30.07.1993 №745, предоставляющих ГМЭК такие полномочия, арбитражный суд отклоняет довод заявителя о том, что указанное решение принято неуполномоченным органом. До отмены или принятия иного решения Федеральным агентством по промышленности решение, оформленное протоколом заседания ГМЭК от 12.03.2004 №1/77-2004, является действующим и подлежит исполнению.

Вместе с тем, арбитражный суд считает правильным и основанным на нормах Закона, довод НОУ «ЛИК» о том, что при признании допустимости использования ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, а также при регистрации ККТ должны учитываться положения п.5 ст.3 Закона.

В соответствии с п.5 ст.3 Закона в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Правило п.2 «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденного Правительством РФ от 30.07.1993 №745, о том, что ККМ, исключенные из Государственного реестра, могут применяться в соответствии со сроками, установленными ГМЭК, и по истечении данных сроков должны быть сняты с регистрации в налоговых органах, применяется с учетом указанной нормы Закона.

Таким образом, до истечения нормативного срока амортизации ККТ, исключенной из Государственного реестра, налоговый орган не вправе снять ее с регистрации по тому основанию, что она исключена из Государственного реестра. Единственное исключение из данного правила установлено п.2 ст.10 Закона для ККТ без фискальной памяти, использование которых запрещено через шесть месяцев со дня вступления в силу Закона.

Однако, как следует из протокола заседания ГМЭК от 12.03.2004 №1/77-2004, исключение из Государственного реестра ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф произведено в целях внедрения электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ), а не в связи с отсутствием фискальной памяти. Поэтому, положения п.2 ст.10 Закона в данном случае не применяются.

Налоговый орган не отрицает того обстоятельства, что нормативный срок амортизации в отношении ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф не истек. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела (л.д.56). После 01.10.2004 данная ККТ налоговым органом по основанию истечения сроков использования с учета не снималась, снята с учета 23.06.2005 на основании заявления индивидуального предпринимателя Кондратьевой О.В. в связи с прекращением договора аренды.

По мнению налогового органа, поскольку ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф исключена из Государственного реестра, она до истечения нормативного срока амортизации может регистрироваться и использоваться только тем лицом, на которое была зарегистрирована по состоянию на 01.10.2004. Данный вывод ответчика основан на неправильном толковании действующего законодательства.

Из положений п.5 ст.3 Закона не следует, что дальнейшая эксплуатация ККТ до истечения нормативных сроков амортизации должна осуществляться строго определенным лицом.

Более того, предметом регулирования Закона является установление требований к ККТ, условиям ее эксплуатации и применения в наличных денежных расчетах, но не определение отношений владения, пользования и распоряжения ККТ, как объектом гражданских прав, которые являются предметом регулирования гражданского законодательства.

Поэтому налоговый орган не вправе отказывать в регистрации ККТ, исключенной из Государственного реестра, но допускаемой Законом к использованию до истечения нормативных сроков амортизации, на собственника или иное лицо, которому данная ККТ передана во владение и пользование на законном основании.

В силу п.1 ст.4 Закона порядок и условия регистрации и применения ККТ определяются Правительством РФ. До утверждения указанного порядка применяется «Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах», утвержденный приказом ГНС РФ от 22.06.1995 №ВГ-3-14/36 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 03.07.1995 №894).

Согласно п.3 Порядка налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее пяти дней с момента подачи заявления производит регистрацию контрольно-кассовых машин. Регистрация производится путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом.

Согласно п.8 Порядка по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.

Учитывая изложенное, «Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах», утвержденный приказом ГНС РФ от 22.06.1995 №ВГ-3-14/36, устанавливает добровольный и принудительный порядок снятия ККТ с учета.

В оспариваемом письме налоговый орган ссылается на то, что ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф исключена из Государственного реестра. При этом, ответчиком не доказано соблюдение п.8 Порядка, установленного для случаев окончания срока применения ККТ. Ни до, ни после 01.10.2004 уведомлений о снятии ККТ с учета лицу, на которое ККТ была зарегистрирована, не направлялось, ККТ с учета без волеизъявления лица, на которое она была зарегистрирована, не снималась.

Снятие ККТ с учета в добровольном порядке индивидуальным предпринимателем Кондратьевой О.В. не означает соблюдение налоговым органом п.8 Порядка, поскольку оно осуществлено не в связи с невозможностью использования ККТ, а по волеизъявлению ее прежнего владельца.

Арбитражный суд считает, что поскольку п.8 Порядка установлено специальное основание для снятия с учета ККТ в связи с истечением срока их применения, указанного в Государственном реестре, налоговые органы не вправе использовать для этого добровольный порядок.

Учитывая изложенное, письмо Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле от 02.08.2005 №18-08/17020, содержащее отказ в регистрации на НОУ «ЛИК» ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф, не соответствует требованиям п.5 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с изложенным, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении требований НОУ «ЛИК» и признает недействительным письмо Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле от 02.08.2005 №18-08/17020, содержащее отказ в регистрации на НОУ «ЛИК» ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф.

В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьей 333.21 НК РФ ее размер составляет 2000 руб.

Государственная пошлина взыскивается арбитражным судом в доход федерального бюджета с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с налогового органа по делу судом не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы от ее уплаты освобождены.

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2005. Текст решения в полном объеме изготовлен 25.10.2005, указанная дата в соответствии со статьей 176 АПК РФ является днем принятия решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд РМЭ

РЕШИЛ:

Признать недействительным и несоответствующим требованиям п.5 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» письмо Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле от 02.08.2005 №18-08/17020, содержащее отказ в регистрации на НОУ «ЛИК» ККТ Электроника-92-Аквариус-Ф.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Ю.А. Вопиловский