АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«30» сентября 2014 года Дело № А38-4038/2014 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел по правилам упрощенного производства дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» (ИНН 1212004922, ОГРН 1081226000195)
к ответчику МежрайоннойИнспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Марий Эл
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, МежрайоннойИнспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Марий Эл, о признании незаконным и отмене постановления № 15 от 22.07.2014 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В заявлении и дополнении к нему общество не оспаривало, что на специальный банковский счет не были перечислены денежные средства от платежей за коммунальные услуги от населения в сумме 339 701 рубль 97 копеек. Однако, по мнению заявителя, управляющая компания производит прием платежей от населения не только за коммунальные услуги, но и за жилищные услуги (платежи по найму, содержанию и текущему ремонту). При этом денежные средства за коммунальные услуги перечислялись на специальный счет в полном объеме для последующих расчетов с поставщиками коммунальных услуг.
Оставшиеся денежные средства, причитающиеся обществу в качестве вознаграждения за оказанные услуги, ООО «Служба заказчика ЖКУ» было вынуждено не перечислять на специальный счет с целью выплаты заработной платы работникам, поскольку Марийский региональный филиал ОАО «Россельхозбанка» указал на невозможность перечисления денежных средств со специального счета на иные счета, кроме счетов поставщиков.
Ссылаясь на отсутствие вины, общество просит признать оспариваемое постановление незаконным и отменить (т. 1, л.д. 4-11, 31-34).
Ответчик в отзыве на заявление сослался на законность постановления.
Налоговый орган указал, что ООО «Служба заказчика ЖКУ» является платежным агентом. Все принятые от плательщиков наличные денежные средства должны быть сданы для зачисления на специальный банковский счет.
По мнению ответчика, договоры управления МКД не содержат условия о выплате обществу вознаграждения. Кроме того, платежный агент мог производить списание денежных средств со специального счета на любой из банковских счетов. В связи с этим налоговый орган полагает, что доводы общества о вычете из перечисляемых на специальный счет сумм денежных средств на выплату заработной платы работникам не подтверждают отсутствия вины в совершении правонарушения.
Ответчик просил оставить заявление без удовлетворения (т. 1, л.д. 75-80).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании поручения № 75 от 16.06.2014 МИФНС России № 3 по Республике Марий Эл проведена плановая проверка соблюдения ООО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» законодательства о применении ККТ, о порядке ведения кассовых операций, о порядке приема платежей от физических лиц платежными агентами, о национальной платежной системе и об учете выручки наличных средств (т. 1, л.д. 85).
По итогам проверки составлен акт № 1 от 30.06.2014, в котором зафиксировано нарушение обществом Федерального закона № 103-ФЗ. Так, за период с 16.04.2014 по 11.06.2014 общество не перечислило на специальный банковский счет денежные средства от платежей за коммунальные услуги от населения в сумме 339 701 рубль 97 копеек (т. 3, л.д. 97-101).
Извещением от 30.06.2014 № 08-20/04076 законный представитель общества уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т. 3, л.д. 102).
01.07.2014 государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок МИФНС России № 3 по Республике Марий Эл в отношении ООО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» составлен протокол № АП 08/11 об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ (т. 3, л.д. 104-108).
22.07.2014 начальником МИФНС России № 3 по Республике Марий Эл вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 15 с назначением обществу административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1, л.д. 24-27). Постановление получено заявителем 22.07.2014 (т. 1, л.д. 27).
Общество требует признать оспариваемое постановление незаконным и ссылается на отсутствие вины в совершении вмененного правонарушения.
Правомерность заявления лица, привлеченного к административной ответственности, и возражений административного органа проверены арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.
Предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определен законом. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что под плательщиком следует понимать физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
Платежным агентом считается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается (часть 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ).
Таким образом, платежный агент обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
ООО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирного дома по адресу: Республика Марий Эл, п. Сернур, ул. Микрорайон, д. 50 (т. 1, л.д. 35-36).
Согласно условиям договора № 1 от 22.03.2008 общество по заданию собственников помещений за плату обязуется осуществлять управление домом, путем привлечения третьих лиц выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги, ежемесячно производить расчеты по платежам собственников помещений, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в доме, предоставлением коммунальных услуг в соответствии с жилищным законодательством, осуществляет сбор денежных средств за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг.
Платежи вносятся собственниками в кассу или на расчетный счет управляющей компании (пункт 6.4 договора).
Управляющая компания заключила договоры на предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту жилых домов, на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, на теплоснабжение, на энергоснабжение, на водоснабжение и водоотведение, на техническое обслуживание газопроводов (т. 1, л.д. 46-65). Данные соглашения заключены исключительно в интересах собственников МКД. По условиям договоров ООО «СЗ ЖКУ» оплачивает оказанные услуги и поставленные энергоресурсы за счет поступивших от собственников помещений МКД денежных средств.
Тем самым заявитель является платежным агентом, поскольку осуществляет прием платежей за содержание и ремонт дома и коммунальные услуги от физических лиц. Следовательно, общество обязано соблюдать требования Федерального закона № 103-ФЗ.
Между обществом и ОАО «Россельхозбанк» в лице Марийского регионального филиала заключен договор № 1515 специального банковского счета от 05.06.2013, согласно которому банк открыл клиенту специальный банковский счет для учета операций, совершаемых в соответствии с требованиями Закона № 103-ФЗ (т. 1, л.д. 41-45).
В ходе анализа движения денежных средств по указанному счету выявлено, что в период с 16.04.2014 по 11.06.2014 в кассу общества поступили денежные средства от населения в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг в общей сумме 13 384 591 рубля 97 копеек. Однако на специальный банковский счет перечислено 13 044 890 рублей.
Так, 17.04.2014 по приходному кассовому ордеру № 125 в кассу общества поступили денежные средства от кассира Черкасовой Н.А. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 433 534 рубля 39 копеек. Согласно расходному ордеру № 83 от 17.04.2014 денежные средства в сумме 400 000 рублей выданы Половниковой М.А. (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества перечислены денежные средства в сумме 400 000 рублей (ордер № 382701 от 17.04.2014, источник поступления «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым на свой специальный счет общество не сдало денежные средства в сумме 33 534 рубля 39 копеек (т. 1, л.д. 104-106).
18.04.2014 по приходному кассовому ордеру № 127 поступили денежные средства с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 529 302 рубля 80 копеек. Денежные средства в сумме 509 000 рублей выданы Половниковой М.А. (расходный ордер № 84 от 18.04.2014, основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 509 000 рублей (ордер № 364681 от 18.04.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Таким образом, общество не сдало денежные средства в сумме 20 302 рубля 80 копеек (т. 1, л.д. 107-110).
22.04.2014 по приходному кассовому ордеру № 132 поступили денежные средства от кассира общества Черкасовой Н.А. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 447 760 рублей 40 копеек. 435 000 рублей выданы Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 84 от 22.04.2014 с указанием основания – сдача платежей за коммунальные услуги. На специальный банковский счет зачислены денежные средства в сумме 435 000 рублей (ордер № 382701 от 21.04.2014, источник поступления «Платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 12 760 рублей 40 копеек (т. 1, л.д. 113-116).
25.04.2014 по приходному кассовому ордеру № 138 поступили денежные средства от кассира общества Черкасовой Н.А. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 223 027 рублей 13 копеек. Денежные средства в сумме 215 000 рублей выданы Половниковой М.А. (расходный ордер № 90 от 25.04.2014, основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 215 000 рублей (ордер № 403192 от 25.04.2014, источник поступления «платежи за коммунальные услуги»). Таким образом, общество не сдало денежные средства в сумме 8 027 рублей 13 копеек (т. 1, л.д. 122).
29.04.2014 по приходному кассовому ордеру № 141 поступили денежные средства с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 74 760 рублей 82 копейки. Сумма 70 000 рублей выдана Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 92 от 29.04.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 70 000 рублей (ордер № 417138 от 29.04.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 4 760 рублей 82 копейки (т. 1, л.д. 126-129).
30.04.2014 по приходному кассовому ордеру № 143 поступили денежные средства от кассира общества Черкасовой Н.А. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 306 053 рубля 67 копеек. 300 000 рублей выданы Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 95 от 30.04.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 300 000 рублей (ордер № 424721 от 30.04.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 6 053 рубля 67 копеек (т. 1, л.д. 130-133).
05.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 145 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 83 332 рубля 23 копейки. На специальный банковский счет общества денежные средства не перечислены (т. 1, л.д. 136-137).
06.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 147 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 36 305 рублей 86 копеек. На специальный банковский счет общества денежные средства не перечислены (т. 1, л.д. 138-139).
07.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 149 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 152 657 рублей 03 копейки. На специальный банковский счет общества денежные средства не перечислены (т. 1, л.д. 136-137).
12.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 152 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 480 338 рублей 38 копеек. Сумма 450 000 рублей выдана Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 103 от 12.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 450 000 рублей согласно ордеру № 527954 от 12.05.2014 (источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 30 338 рублей 38 копеек (т. 1, л.д. 140-143).
15.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 157 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 647 139 рублей 64 копейки. 600 000 рублей выданы Половниковой М.А. по расходному ордеру № 107 от 15.05.2014 (основание - «сдача платежей за коммунальное услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 600 000 рублей согласно ордеру № 564263 от 15.05.2014 (источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 47 139 рублей 64 копейки (т. 2, л.д. 5-7).
16.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 159 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 817 210 рублей 07 копеек. 790 000 рублей выданы Половниковой М.А. по расходному ордеру № 108 от 16.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 790 000 рублей (ордер № 576995 от 16.05.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 27 210 рублей 07 копеек (т. 2, л.д. 7-10).
19.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 161 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 871 712 рублей 64 копейки. Сумма 840 000 рублей выдана Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 109 от 19.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 840 000 рублей (ордер № 589814 от 19.05.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 31 712 рублей 64 копейки (т. 2, л.д. 10-13).
20.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 163 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 524 501 рубль 03 копейки. 520 000 рублей выданы Половниковой М.А. по расходному ордеру № 110 от 20.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 520 000 рублей согласно ордеру № 600275 от 20.05.2014 (источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 4 501 рубль 03 копейки (т. 2, л.д. 13-16).
23.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 168 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 415 940 рублей 60 копеек. 410 000 рублей выданы Половниковой М.А. по расходному ордеру № 115 от 23.05.2014 (основание - «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 410 000 рублей (ордер № 624978 от 23.05.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 5 940 рублей 60 копеек (т. 2, л.д. 21-23).
26.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 169 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 221 713 рублей 30 копеек. 210 000 выданы Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 116 от 26.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 210 000 рублей (ордер № 633032 от 26.05.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 11 713 рублей 30 копеек (т. 2, л.д. 24-26).
27.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 171 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 388 995 рублей 56 копеек. 241 720 рублей выданы Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 117 от 27.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 241 720 рублей (ордер № 642668 от 27.05.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 147 275 рублей 56 копеек (т. 2, л.д. 26-30).
28.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 173 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 324 082 рубля 21 копейка. 92 170 рублей выданы Половниковой М.А. по расходному ордеру № 121 от 28.05.2014 (основание – «сдача платежей «за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 92 170 рублей по ордеру № 647412 от 28.05.2014 (источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 231 912 рублей 21 копейка (т. 2, л.д. 30-33).
29.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 175 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 364 160 рублей 33 копейки. 360 000 рублей выданы Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 122 от 29.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 360 000 рублей (ордер № 652499 от 29.05.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 4 160 рублей 33 копейки (т. 2, л.д. 34-36).
30.05.2014 по приходному кассовому ордеру № 177 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 128 988 рублей 65 копеек. 100 000 рублей выданы Половниковой М.А. согласно расходному ордеру № 124 от 30.05.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 100 000 рублей согласно ордеру № 659187 от 30.05.2014 (источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 28 988 рублей 65 копеек (т. 2, л.д. 37-39).
02.06.2014 по приходному кассовому ордеру № 179 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 64 552 рубля 22 копейки. На специальный банковский счет общества денежные средства не перечислены (т. 2, л.д. 41).
03.06.2014 по приходному кассовому ордеру № 180 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 24 164 рубля 27 копеек. На специальный банковский счет общества денежные средства не перечислены (т. 2, л.д. 43-44).
06.06.2014 по приходному кассовому ордеру № 185 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 108 077 рублей 98 копеек. 105 000 рублей выданы Половниковой М.А. по расходному ордеру № 128 от 06.06.2014 (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 105 000 рублей (ордер № 748967 от 06.06.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 3 077 рублей 98 копеек копейка (т. 2, л.д. 50-52).
09.06.2014 по приходному кассовому ордеру № 187 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 171 996 рублей 35 копеек. Согласно расходному ордеру № 130 от 06.06.2014 160 000 рублей выданы Половниковой М.А. (основание – «сдача платежей за коммунальное услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 160 000 рублей (ордер № 758710 от 09.06.2014, источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 11 996 рублей 35 копеек (т. 2, л.д. 53-55).
11.06.2014 по приходному кассовому ордеру № 190 поступили денежные средства от кассира общества Гориновой Л.Л. с основанием платежа «за коммунальные услуги» в сумме 359 072 рубля 11 копеек. Согласно расходному ордеру № 132 от 11.06.2014 350 000 рублей выданы Половниковой М.А. (основание – «сдача платежей за коммунальные услуги»). На специальный банковский счет общества денежные средства зачислены в сумме 350 000 рублей (источник поступления - «платежи за коммунальные услуги»). Тем самым обществом не сданы для зачисления на специальный банковский счет денежные средства в сумме 9072 рубля 11 копеек (т. 2, л.д. 58-59).
Таким образом, за период с 16.04.2014 по 11.06.2014 на специальный банковский счет не поступили денежные средства в сумме 339 701 рубль 97 копеек.
Относительно довода общества об удержании из поступающих от плательщиков наличных денежных средств вознаграждения арбитражный суд приходит к следующему выводу.
По смыслу пункта 15 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на специальный банковский счет денежные средства, полученные от плательщиков.
При этом под внесением платы понимается, в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, денежные средства, уплачиваемые физическими лицами, за услуги ООО «СЗ ЖКУ» по управлению многоквартирным домом (которые, по мнению заявителя, являются его вознаграждением) входят в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги и подлежат сдаче в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на специальный банковский счет.
При этом денежные средства, относимые заявителем к вознаграждению, не являются таковыми по смыслу Федерального закона № 103-ФЗ. Договор управления многоквартирным домом предусматривает внесение собственниками жилых помещений платы за управление. В приложении в договору утвержден тариф 1,66 за кв.м (т. 1, л.д. 35-36, 40). Тем самым в указанной части отношения сторон регулируются нормами ГК РФ о возмездном оказании услуг, а также нормами жилищного законодательства об управлении общим имуществом МКД.
Поэтому в случае, если по условиям договора платежный агент имеет право получить оплату из средств, полученных от плательщиков, то после зачисления последних на специальный банковский счет он может удержать такую сумму путем перечисления со специального банковского счета суммы оплаты на свой расчетный счет.
Тем самым признается несостоятельным довод заявителя о правомерности зачисления на специальный банковский счет платежей физических лиц за вычетом сумм, причитающихся ООО «СЗ ЖКУ» за оказанные услуги с целью выплаты заработной платы работникам управляющей компании.
Кроме того, в случае признания возможности платежного агента сдавать поступившие денежные средства произвольно, по усмотрению самого агента (учитывая позицию общества о том, что срок сдачи денег на специальный счет не установлен), значительно возрастет риск неперечисления денежных средств поставщикам, для оплаты услуг которых денежные средства вносятся.
Также отклоняется довод о том, что денежные средства сдавались не в полном объеме из-за распорядка обслуживания банком юридических лиц. Однако доказательств последующей сдачи денег в кредитную организацию не имеется. Более того, как указало само общество, из несданных денежных средств выплачивалась заработная плата, а остаток зачислялся на расчетный счет ООО «СЗ ЖКУ» (т. 1, л.д. 33).
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что МИФНС России № 3 по Республике Марий Эл доказано событие вмененного обществу административного правонарушения, выразившегося в нарушении платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Арбитражный суд, принимая во внимание положения части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, признает ООО «СЗ ЖКУ» виновным в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь лицом, обязанным в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ сдавать в кредитную организацию полученные денежные средства в полном объеме, должно было предвидеть возможность нарушения закона своими действиями.
Заявитель настаивает на том, что общество было вынуждено сдавать поступающие денежные средства не в полном объеме, поскольку банк, в котором открыт специальный счет, отказал в перечислении денежных средств на расчетный счет управляющей компании (т. 1, л.д. 30, 70).
Между тем Федеральный закон № 103-ФЗ не содержит условий, по которым отказ кредитной организации в перечислении денежных средств может являться основанием для удержания наличных в кассе общества.
Разногласия об обоснованности действий банка образует состав самостоятельного спора, который судом не рассматривается.
При этом по специальному банковскому счету платежного агента может осуществляться ограниченный круг операций. Согласно пункту 16 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ к ним относится:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
Согласно пункту 2.1, 2.3 и 2.10 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, могут быть открыты следующие виды банковских счетов: расчетные счета, специальные банковские счета и счета по вкладам (депозитам).
Кроме того, договором № 1515 специального банковского счета от 05.06.2013, заключенным между обществом и ОАО «Россельхозбанк», предусмотрено, что счет предназначен помимо прочего для зачисления наличных денег, принятых от физических лиц, на другие банковские счета в соответствии с Законом № 103-ФЗ (т. 1, л.д. 41).
Денежные средства в сумме 339 701 рубль 97 копеек поступили в кассу общества от граждан в составе платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, тем самым ООО «СЗ ЖКУ» было вправе производить списание денежных средств со специального банковского счета на расчетный счет организации после их предварительного полного зачисления на специальный счет.
Таким образом, сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению заявителем своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в арбитражный суд не представлены.
Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в отношении заявителя составлен уполномоченным лицом в присутствии директора общества (т. 3, л.д. 104-108). Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. Законный представитель ООО «СЗ ЖКУ» был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов административного дела (т. 3, л.д 115).
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа представленных доказательств, арбитражный суд делает вывод о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поэтому арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования ООО «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» о признании незаконным и отмене постановления МежрайоннойИнспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Марий Эл от 22.07.2014 по делу об административном правонарушении № 15 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг» (ИНН 1212004922, ОГРН 1081226000195) о признании незаконным и отмене постановления МежрайоннойИнспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Марий Эл от 22.07.2014 по делу об административном правонарушении № 15 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья И.М. Коновалов