АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«9» июня 2018 года Дело № А38-4125/2018 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 4 июня 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 9 июня 2018 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лежнина В.В.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания
секретарем Рыбаковой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлениюМарийской межрайонной природоохранной прокуратуры
к ответчику муниципальному унитарному предприятию «Оршанский жилкомсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности
с участием представителей:
от прокурора – Разумов А.В. по доверенности,
от ответчика – начальник ФИО1, ФИО2 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Марийская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Оршанский жилкомсервис» (далее – предприятие) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В заявлении указано, что предприятие осуществляет лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (л.д. 4-9). В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержал (л.д. 123).
Ответчик в отзыве на заявление и в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленного требования в связи с недоказанностью вины предприятия в совершении правонарушения. Кроме того, ответчик указал, что допуск к деятельности в области обращения с отходами IV – V классов опасности работников предприятия, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности, не имело существенной угрозы причинения имущественного вреда или вреда здоровью и жизни граждан, так как отходы IV класса опасности являются малоопасными (л.д. 111-113, 123).
Исследовав доказательства, выслушав объяснения участников дела, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора по следующим правовым и процессуальным основаниям.
МУП «Оршанский жилкомсервис» имеет бессрочную лицензию № 12-00052 от 03.02.2016, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В рамках указанной деятельности предприятие вправе осуществлять следующие виды работ (услуг): сбор отходов III - IV классов опасности, транспортирование отходов I - IV классов опасности и размещение отходов III - IV классов опасности (л.д. 31-33). В целях осуществления лицензируемой деятельности предприятие эксплуатирует на праве хозяйственного ведения полигон бытовых отходов, кадастровый номер 12:06:0601003:152, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Кучка (л.д. 34, 35, 36-37).
Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 07.02.2018 № 07-25-2018 проведения проверка в отношении МУП «Оршанский жилкомсервис» на предмет соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления (л.д. 94-109).
В рамках проверки было установлено, что трудовую деятельность в МУП «Оршанский жилкомсервис» осуществляют ФИО3, принятый на работу 13.12.2016 в порядке перевода в качестве рабочего по благоустройству и размещению твердых бытовых отходов на полигоне, и ФИО4, принятый на работу 02.05.2017 в порядке перевода в качестве водителя мусоровоза (л.д. 50-58). При этом указанные работники на момент проведения проверки не имели сертификаты на право работы с отходами I - IV классов опасности.
По результатам проверки 19 апреля 2018 года Марийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении МУП «Оршанский жилкомсервис» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в котором указано, что допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 19-24). Законным представителем при возбуждении дела об административном правонарушении даны письменные объяснения (л.д. 25-26).
В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Оршанский жилкомсервис» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Правомерность заявленного требования проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.
Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Основанием привлечения к административной ответственности является административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4.05.2011 № 99-ФЗ (подпункт 30 пункта 1 статьи 12) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности относится к подлежащей лицензированию деятельности.
Факт осуществления лицензиатом деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов III - IV класса опасности и наличия у неё закрепленных в абзаце 3 части 1 статьи 2 признаков предпринимательской деятельности подтверждается отчетом предприятия по форме № 2-ТП за 2017 года и справкой предприятия об оплате оказанных в рамках лицензированной деятельности услуг (л.д. 38-46, 47).
Лицензионные требования, предъявляемые лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1062 от 03.10.2015 (далее – Положение). При этом указанную деятельность составляют различные работы и услуги, в том числе по сбору, транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В подпункте «г» пункта 3 Положения закреплено лицензионное требование о наличии у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. При этом согласно подпункту «а» пункта 4 Положения допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности, является грубым нарушением лицензионных требований.
Материалами дела, в том числе письменными объяснениями законного представителя предприятия от 19.04.2018, подтверждается, что к деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов III - IV класса опасности МУП «Оршанский жилкомсервис» были непосредственно допущены рабочий по благоустройству и размещению твердых бытовых отходов на полигоне ФИО3 и водитель мусоровоза ФИО4, которые на момент проведения проверки и вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении не имели свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
С учетом изложенного арбитражный суд признает доказанным нарушение предприятием лицензионного требования при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности. При этом такое нарушение является грубым.
Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Принимая во внимание часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд признает доказанной вину МУП «Оршанский жилкомсервис» в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения лицензионных требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для их выполнения. При этом отсутствие денежных средств у предприятия на оплату обучения работников не свидетельствует об отсутствии его вины.
Проведя по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализ имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд делает итоговый вывод о наличии в действиях МУП «Оршанский жилкомсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении принято на основании статей 22, 25, 27 Федерального закона РФ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 28.4 КоАП РФ в соответствии с компетенцией прокурора на возбуждение производства по делам об административных правонарушениях. Постановление вынесено при участии законного представителя предприятия. Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание постановления не противоречат правилам статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ответчика к административной ответственности, равный трем месяцам и исчисляемый со дня обнаружения совершенного им длящегося правонарушения, на момент принятия арбитражным судом данного решения не истек.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено. Также не усматривается возможности применения в рассматриваемом деле статьи 2.9 КоАП РФ в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оснований для признания совершенного ответчиком правонарушения малозначительным не имеется, так как общество вело деятельность в области обращения с опасными отходами лицами, не обладающими специальными знаниями в указанной сфере.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение о привлечении МУП «Оршанский жилкомсервис» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В то же время арбитражный суд считает возможным назначить наказание, не предусмотренное указанной санкцией.
Так, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
МУП «Оршанский жилкомсервис» является субъектом малого предпринимательства, сведения о его привлечении за совершение аналогичного правонарушения отсутствуют. Причинение вреда жизни и здоровью людей или окружающей среде в результате совершенного правонарушения прокуратурой не доказано. Кроме того, ответчиком в ходе рассмотрения дела представлены доказательства профессиональной подготовки работников предприятия по обращению с отходами I - IV классов опасности (л.д. 118-119).
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде предупреждения.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Оршанский жилкомсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 425250 Республика Марий Эл, Оршанский район, пгт. Оршанка, ул. Пушкина, д.1А, дата государственной регистрации юридического лица 19.10.2006) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья В.В. Лежнин