АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«27» декабря 2016 года Дело № А38-4311/2015 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лежнина В.В.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания
секретарем Рыбаковой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Старый мастер»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия
третье лицо Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, ФИО2 по доверенности,
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица – ФИО3 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Старый мастер» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным, не соответствующим статьям 39.2, 39.20 Земельного кодекса РФ решения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – ответчик, администрация, орган местного самоуправления), изложенного в письме от 09.06.2015 № 023-33/1477, об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701005:21 общей площадью 112 кв.м., расположенного по адресу: <...> примерно в 20,5 метрах восточнее дома №5, и обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение о предоставлении в собственность общества указанного земельного участка, а также подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его обществу с предложением о заключении в месячный срок со дня принятия решения Арбитражным судом Республики Марий Эл.
В заявлении и в дополнениях к нему требование мотивировано тем, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости - магазин. При этом земельный участок был сформирован для эксплуатации указанного объекта. Общество утверждает, что все предусмотренные законом документы к заявлению были приложены. Поэтому, по мнению заявителя, отказ в предоставлении земельного участка является необоснованным и незаконным. Так, земельный участок не ограничен в обороте и не находится в пределах красных линий, наличие которых также не является безусловным основанием для отказа в приватизации земельного участка. Также, по мнению заявителя, ответчик не доказал расположение участка в границах территории общего пользования – улицы Петрова (т.1, л.д. 9-15, т.2, л.д. 21-24, т.4, л.д. 85-86).
В судебных заседаниях заявитель полностью поддержал требования и доводы в их обоснование (т.2, л.д. 14-15, 40, т.3, л.д. 23-24, 49, 146-147, т.4, л.д. 91-92).
Ответчик в отзыве на заявление, в дополнении к нему и в судебных заседаниях требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Так, пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков, отнесенных к землям ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые улицами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Спорный участок расположен в пределах красных линий территории общего пользования – улицы Петрова, поэтому он не подлежит приватизации (т.1 л.д. 70-72, т.2, л.д. 14-15, 40, т.3, л.д. 23-24, 49, 146-147, т.4, л.д. 87, 91-92).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (т.1, л.д. 1-6).
Третье лицо в отзыве на заявление, в дополнениях к нему и в судебных заседаниях поддержало позицию ответчика и просило отказать заявителю в удовлетворении требования, пояснив, что красные линии установлены Генеральным планом городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» №745-IV от 14.07.2009, который был разработан на основе ранее существующего Генерального плана, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР №114 от 30.03.1987, а также ранее действующей градостроительной документацией «Проект детальной планировки прибрежной части реки М.Кокшага и общегородского центра. Поперечные профили улиц», разработанной проектным институтом «Марийскгражданпроект» по заказу Совета министров Марийской АССР в 1985 году. Согласно указанной градостроительной документации ширина улицы Петрова составляет 60 метров. При этом решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» №745-IV от 14.07.2009 опубликовано в газете «Йошкар-Ола» 15.07.2009.
Согласно Нормативам градостроительного проектирования городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19.02.2013 № 343, границы улично-дорожной сети населенных пунктов обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети запрещено. Улица Петрова согласно постановлению мэра г. Йошкар-Ола от 30.01.2007 № 113 отнесена к магистральным улицам с регулируемым движением. Также эта улица нанесена в Схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана как магистральная улица.
В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30, подлинные чертежи планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий хранятся в органах архитектуры и градостроительства вместе с соответствующей градостроительной документацией. Следовательно, только третье лицо владеет достоверной подлинной информацией о координатах красных линий.
Доводы ответчика о нахождении спорного участка в пределах красных линий подтверждается также фрагментом Основного чертежа Генерального плана города Йошкар-Олы, на котором отображены границы элемента улично-дорожной сети с нанесением границ спорного земельного участка, ГПЗУ спорного участка (т.2, л.д. 1-3, 14-15, 28-32, 40, т.3, л.д. 23-24, 146-147, т.4, л.д. 32-33, 91-92).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований по следующим правовым основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением мэра города Йошкар-Олы от 24.04.2003 № 890 по заявлению ООО «Старый мастер» утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства № 56 от 19.09.2003, а также проект границ земельного участка на период проектирования и строительства (т.1, л.д. 27, 110, 111, 116, т.3, л.д. 135-137). Постановлением предварительно согласовано место размещения временного торгового павильона на земельном участке площадью 116 кв.м., расположенном по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, перекресток улицы Петрова – бульвара Чавайна. Постановлением мэра г. Йошкар-Олы №248 от 06.02.2004 внесено изменение в постановление от 24.04.2003 № 890 в части наименования объекта на место временного размещения объекта торговли - магазина (т.1, л.д. 28).
29.04.2003 обществу выдано разрешение на строительство торгового павильона (т.3, л.д. 127). При этом ранее постановлением мэра г. Йошкар-Олы №3358 от 03.09.2002 ООО «Старый мастер» разрешена разработка ПСД на установку торгового павильона (т.3, л.д. 128). Обществом согласованы и получены различные технические условия, фасады и генплан строительства (т.3, л.д. 129-132, 134). При этом генплан содержал в себе сведения о нахождении объекта строительства в пределах красных линий ул. Петрова (т.3, л.д. 133). 20.10.2003 по заданию общества изготовлен технический паспорт на магазин (т.1, л.д. 53-62, 117-124, т.3, л.д. 1-5). Впоследствии с присвоением адреса 18.02.2013 изготовлен новый технический паспорт на магазин, расположенный по адресу: <...> (т.1, л.д. 125-138).
Распоряжением мэра г. Йошкар-Олы №436 от 26.02.2004 утвержден акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию временного размещаемого объекта торговли – магазина ООО «Старый мастер» по ул. Петрова (т.1, л.д. 19-21, т.3, л.д. 6-8, 118-119).
25.06.2004 Управлением Росреестра по РМЭ в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности общества на магазин, литер А, площадью 96,4 кв.м., расположенный по адресу: <...> в 20,5 метрах от дома №5 по направлению на восток (т.1, л.д. 18, 48-49, т.3, л.д. 9).
Согласно кадастровому паспорту здания оно расположено на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701005:21 (т.1, л.д. 63-65).
Участок с кадастровым номером 12:05:0701005:21, общей площадью 112 кв.м., расположенный по адресу: <...> примерно в 20,5 метрах восточнее дома №5, сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.05.2003 (т.1, л.д. 22-24, 84-88, 102).
16.06.2003 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от имени муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и ООО «Старый мастер» заключен договор аренды № 0734/2003н названного земельного участка для установки торгового павильона на неопределенный срок (т.1, л.д. 26, т.2, л.д. 147-148, 149, т.3, л.д. 115, 116-117). Однако соглашением от 09.08.2004 указанный договор расторгнут (т.3, л.д. 120).
При этом в тот же день 09.08.2004 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от имени муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и ООО «Старый мастер» заключен договор аренды № 1672/2004н названного земельного участка для размещения магазина на неопределенный срок (т.1, л.д. 25, 29-30, 66-67, т.2, л.д. 88, 89-90, т.3, л.д. 121).
01.06.2015 общество обратилось к заместителю мэра г. Йошкар-Ола и к председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о предоставлении в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701005:21 (т.1, л.д. 17, 73).
Решением, оформленным в виде письма от 09.06.2015 № 023-33/1477, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» отказала ООО «Старый мастер» в приобретении права собственности на земельный участок как собственником расположенного на нем недвижимого имущества. Решение со ссылкой на пункт 12 статьи 85 ЗК РФ мотивировано тем, что земельный участок расположен на территории общего пользования за красной линией улицы Петрова (т.1, л.д. 33, 74). В решении содержится ссылка на письмо третьего лица №028/1307 от 05.06.2015 (т.1, л.д. 31).
Не согласившись с решением об отказе в приватизации земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Избранные им способы защиты и восстановления нарушенного права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, соответствуют земельному законодательству и судебной практике.
Так, согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Существо возникшего спора составляют доводы, указанные администрацией в оспариваемом решении об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка. При этом арбитражный суд оценил оспариваемое решение на предмет соответствия нормам главы V.I Земельного кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступившим в силу с 1 марта 2015 года.
Согласно статьям 11 и 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, обладающими правом управления и распоряжения такими земельными участками.
На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа указанных земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений осуществляется без проведения торгов. Порядок такой продажи урегулирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с правилами названных норм права для приватизации поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка гражданин или юридическое лицо подают в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, в котором указывают сведения, перечисленные в пункте 1 статьи 39.17 ЗК РФ. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.01.2015 № 1. Согласно названному нормативному акту непосредственно заявителем предоставляются: документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП, документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений; выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить проект такого договора для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Факт представления обществом администрации всех документов из указанного перечня, необходимых для приватизации земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701005:21, подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
Однако администрация считает, что земельный участок расположен на территории общего пользования за красной линией улицы Петрова.
Заявитель, в свою очередь, настаивал на предоставлении ему земельного участка, так как, по его мнению, красные линии не установлены в необходимом порядке, поэтому ответчик не доказал расположение участка в границах территории общего пользования.
Для разрешения разногласий относительно вопроса о нахождении спорного участка в пределах территории общего пользования определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.12.2015 по ходатайству ответчика на основании статьи 82 АПК РФ назначена судебная экспертиза (т.2, л.д. 25, т.3, л.д. 52-53). Проведение экспертизы поручено ФИО4, имеющей квалификационный аттестат кадастрового инженера, стаж работы в области землеустройства 16 лет.
Согласно заключению эксперта земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701005:21 находится за границей красной линии в 7,5 метрах по нечетной стороне ул. Петрова, что отображено на схеме спорного земельного участка относительно прохождения границ красных линий (т.3, л.д. 65-93).
Также определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.05.2016 по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза с целью получения ответов на следующие вопросы: 1) располагался ли земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701005:21 в пределах границ красных линий по состоянию на 16.06.2003; 2) обозначали ли эти красные линии по состоянию на 16.06.2003 существующие границы территорий общего пользования; 3) обозначали ли эти красные линии по состоянию на 16.06.2003 планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; 4) обозначают ли эти красные линии по состоянию на день проведения судебной экспертизы существующие границы территорий общего пользования; 5) обозначают ли эти красные линии по состоянию на день проведения судебной экспертизы планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (т.3, л.д. 111, 185-186). Проведение экспертизы поручено ФИО5, имеющему высшее образование, квалификацию инженера-землеустроителя, специальность-землеустройство, являющемуся членом некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертов», стаж работы по специальности 34 года.
В заключении эксперта указано, что согласно фрагменту проекта, содержащему поперечный профиль ул. Петрова, территория, на которой в последующем сформирован земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701005:21, расположена в границах красных линий ул. Петрова. Аналогичные сведения имеются в ГПЗУ и в копии разбивочного плана красных линий. Однако ввиду отсутствия сведений о дате утверждения проекта красных линий он не может пояснить, имелись ли красные линии по состоянию на 16.06.2003, и что они обозначают – существующие или планируемые территории общего пользования (т.4, л.д. 49-70).
Судебные экспертизы проведены в соответствии с требованиями АПК РФ. Оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется. Заключение судебной экспертизы по форме соответствует законодательству и содержит полные данные о результатах исследования, с указанием примененных методов и нормативных актов, а также оценку результатов исследований, обоснованные выводы по поставленным вопросам. Поэтому, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ заключения экспертов, арбитражный суд принимает их в качестве доказательств по спору.
Исследовав и оценив по правилам статей 71 и 162 АПК РФ доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что спорный участок расположен в границах территории общего пользования – улицы Петрова, которая обозначена красными линиями, имеющимися как на момент формирования спорного земельного участка, так и на момент подачи заявления о приватизации участка.
Выводы экспертов подтверждены также документами о формировании земельного участка и получении разрешительных документов на строительство магазина. Так, генплан строительства содержал в себе сведения о нахождении объекта строительства в пределах красных линий ул. Петрова (т.3, л.д. 133). Также постановлением мэра города Йошкар-Олы от 24.04.2003 № 890 по заявлению ООО «Старый мастер» утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства № 56 от 19.09.2003, а также проект границ земельного участка на период проектирования и строительства (т.1, л.д. 27, 110, 111, 116, т.3, л.д. 135-137). Согласно проекту границ земельного участка на период проектирования и строительства, являющемуся приложением к акту выбора земельного участка, выделяемый для строительства участок расположен в границах ул. Петрова, обозначенной красными линиями. Как следует из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701005:21 участок расположен на территории общего пользования (т.2, л.д. 33-38).
По мнению заявителя, установление красных линий осуществлено незаконно, поэтому основания для отказа в приватизации земельного участка отсутствуют.
Между тем в соответствии с главой 5 «Планировка территории» Градостроительного кодекса РФ красные линии входят в состав документов планировки территории и отображаются на содержащихся в генеральных планах картах существующих и планируемых границ зон территорий города. Генеральный план городского округа «Город Йошкар-Ола» утвержден решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14.07.2009 № 745-IV и опубликован в газете «Йошкар-Ола» № 27 от 15.07.2009, на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» www.gor-sobry-ola.ru в разделе «Градостроительство», а также на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» http://i-ola.ru/regulatory/grad/index.php в разделе «Градостроительство». Правила землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» утверждены решением III сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.12.2009 № 30-V, опубликованы в газете «Йошкар-Ола» № 51 от 29.12.2009, на указанных выше официальных сайтах Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на карте планируемого размещения объектов местного значения отражаются, в том числе, автомобильные дороги местного значения. По смыслу пункта 12 части 1 статьи 85 ЗК РФ и пунктов 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которая обозначена красными линиями.
В состав генерального плана входит Основной чертеж, на котором отражена улично-дорожная сеть города Йошкар-Олы. В соответствии с пунктами 1.4.29, 6.3.1 Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19.02.2013 № 343 (далее – Нормативы проектирования), улично-дорожная сеть входит в состав всех функциональных зон и представляет собой часть территории, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
В соответствии с Перечнем муниципальных автомобильных дорог городского округа «Город Йошкар-Ола», установленным постановлением мэра города Йошкар-Олы от 30.01.2007 № 113, улица Петрова является магистральной улицей регулируемого движения. Таблицей № 90 Нормативов проектирования установлено, что ширина в красных линиях магистральной улицы регулируемого движения составляет 37-75 метров. В соответствии с «Проектом детальной планировки прибрежной части реки М.Кокшага и общегородского центра. Поперечные профили улиц», разработанным проектным институтом «Марийскгражданпроект» по заказу Совета министров Марийской АССР в 1985 году, ширина улицы Петрова в красных линиях составляет 60 метров (т.2, л.д. 4-5). Спорный участок целиком располагается в границах территории общего пользования улицы Петрова, что следует из градостроительного плана земельного участка, заключений экспертиз, а также подтверждено в отзыве и в судебном заседании Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (т.1, л.д. 32, т.2, л.д. 7-9, т.4, л.д. 34).
По смыслу статей 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Тем самым красные линии улицы Петрова установлены в соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Йошкар-Ола», который в этой части не оспаривался и недействительным не признан. Несогласие общества с установлением красных линий может стать предметом самостоятельного судебного спора с иным составом участников.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 ЗК РФ, согласно пункту 6 которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка . Также в соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается .
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами , проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Тем самым оспариваемое решение соответствует статье 39.16 ЗК РФ и не нарушает прав и охраняемых законом интересов общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поэтому арбитражный суд принимает решение отклонить заявление ООО «Старый мастер».
По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В рамках рассмотренного дела проведены судебные экспертизы. На депозитный счет арбитражного суда ответчиком внесены денежные средства по платежному поручению № 852636 от 15.10.2015 для выплаты вознаграждения эксперту в сумме 10 000 руб. (т.2, л.д. 26). Следовательно, учитывая, что в силу статей 101 и 106 АПК РФ расходы по проведению экспертизы относятся к судебным расходам, они подлежат возмещению заявителем как стороной, не в пользу которой принят судебный акт.
При этом расходы заявителя по выплате вознаграждения эксперту в сумме 40000 руб., перечисленных по платежному поручению № 333 от 16.05.2016 (т.4, л.д. 72), а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. (т.1, л.д. 16), возмещению заявителю по правилам статьи 110 АПК РФ не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Старый мастер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», изложенного в письме № 023-33/1477 от 09 июня 2015 года, об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701005:21 общей площадью 112 кв.м., расположенного по адресу: <...> в 20,5 метрах восточнее дома №5, и обязании принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Старый мастер» земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701005:21, а также подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его обществу с ограниченной ответственностью «Старый мастер» с предложением о заключении.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Старый мастер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» расходы по выплате вознаграждения эксперту в сумме 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья В.В. Лежнин