ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-4337/15 от 24.09.2015 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«24» сентября 2015 года         Дело № А38-4337/2015                   г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Камаевой А.В.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» (ИНН 1202004240, ОГРН 1021201050221)

к ответчику Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» (далее – ООО МУК «Жилкомсервис», общество), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России, антимонопольный орган) от 13.07.2015 о наложении штрафа по делу № 03-07/143-2015 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

В заявлении и дополнении к нему общество просило признать незаконным и отменить оспариваемое постановление административного органа, поскольку не признает событие административного правонарушения, и имеются процессуальные нарушения при вынесении решения о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО МУК «Жилкомсервис» утверждает, что антиконкурентное соглашение не заключало, вина во вменяемом нарушении отсутствует. Общество стало осуществлять деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора, а также предъявлять плату за оказанные услуги после получения письма органа местного самоуправления, которое было воспринято как обязательное для исполнения.

Кроме того, общество сослалось на малозначительность совершенного правонарушения (т.1, л.д. 7-9, 63-65).

Ответчик, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление требования не признал и указал, что считает доказанным событие административного правонарушения по части 1 статье 14.32 КоАП РФ, выразившееся в разделе товарного рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Медведевское городское поселение» по территориальному принципу. Событие административного правонарушения подтверждено вступившим в законную силу решением Марийского УФАС России от 14.11.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/03-2014.

Марийское УФАС России полагает, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным (т.1, л.д. 67-72).

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным сторонами доказательствам и иным документам, поступившим в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что в Марийское УФАС России 08.11.2013 поступило заявление Битель В.И. о нарушении порядка вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево Республики Марий Эл (т.1, л.д. 149-150, т.2, л.д. 1-2).

По результатам рассмотрения заявления 05.02.2014 Марийским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Медведевское городское поселение» (далее – администрация) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), администрацией, обществом с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания «ЭксЖилФонд» (далее – ООО МУК «ЭксЖилФонд»), обществом с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» пункта 3 статьи 16 Закон о защите конкуренции (т.1, л.д. 138-141).

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 14.11.2014 по делу № 03-28/03-2014 в действиях администрации признан факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов и выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Медведевское городское поселение». В действиях администрации, ООО МУК «ЭксЖилФонд», ООО МУК «Жилкомсервис» установлен факт нарушения пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившийся в разделе товарного рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Медведевское городское поселение» по территориальному принципу (пункты 1 и 2).

Пунктом 3 принято решение выдать администрации, ООО МУК «ЭксЖилФонд», ООО МУК «Жилкомсервис» обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3) (т.1, л.д. 44-56).

Решение антимонопольного органа вступило в законную силу, в судебном порядке не обжаловалось, поэтому оно имеет доказательственное значение для подтверждения факта совершения ООО МУК «Жилкомсервис» нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Тем самым антимонопольный орган правомерно возбудил дело об административном правонарушении, руководствуясь решением Марийского УФАС России от 14.11.2014 по делу № 03-28/03-2014.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО МУК «Жилкомсервис» протокола от 02.07.2015 № 03-07/143-2015 об административном правонарушении по части 1 статье 14.32 КоАП РФ (т.1, л.д. 33-43). Законный представитель общества присутствовал при составлении протокола (т.1, л.д. 10, 12, 20, 42-43). Протокол им подписан, его форма и содержание не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ.

13.07.2015 заместителем руководителя Марийского УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа по делу № 03-07/143-2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.32 КоАП РФ (т.1, л.д. 20-32). Согласно постановлению ООО МУК «Жилкомсервис» привлечено к административной ответственности за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения. Законный представитель общества присутствовал при рассмотрении дела об административном правонарушении (т.1, л.д. 20, 76).

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО МУК «Жилкомсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об отмене.

Правомерность заявления общества и возражений антимонопольного органа проверены арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.

Предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определен законом. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

При этом согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3).

Тем самым для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ административному органу необходимо доказать какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли они привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Антимонопольный орган обоснованно признал антиконкурентным соглашение, заключенное муниципальным органом и хозяйствующими субъектами.

Так, соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это, в частности, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 03.02.2012 № 125 утверждено Положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Медведевское городское поселение» (далее - Положение о вывозе отходов), которое устанавливает порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.2).

Месторасположение контейнеров коллективного пользования определяется администрацией муниципального образования «Медведевское городское поселение» с соблюдением санитарных и иных норм, установленных действующим законодательством. Контейнер коллективного пользования должен быть установлен на специальной контейнерной площадке (пункт 2.8 Положения о вывозе отходов).

В силу пункта 3.1 Положения о вывозе отходов администрация муниципального образования «Медведевское городское поселение» организует сбор и вывоз отходов и мусора (т.2, л.д. 72-78).

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево осуществляют две организации: ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис», которые обслуживают многоквартирные жилые дома поселка Медведево.

29.02.2012 администрация направила письма ООО МУК «ЭксЖилФонд», ООО МУК «Жилкомсервис» и ООО «Чистый город» о возможности заключения договора о вывозе бытовых отходов и мусора с жителями частного сектора поселка Медведево, а также указала, что граждане частного сектора выносят твердые бытовые отходы на контейнерные площадки, расположенные вблизи многоквартирных домов по причине плотной жилищной застройки (т.5, л.д. 74-76).

В ответ на письмо от 29.02.2012 № 493 ООО МУК «Жилкомсервис» сообщило администрации, что письмо принято к рассмотрению, работа по заключению договоров будет проведена в ближайшее время (т.5, л.д. 72).

Постановлением администрации от 28.12.2012 № 247 «О закреплении специальных мест для размещения контейнерных площадок» установлены места расположения контейнерных площадок: ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 8, 45, ул. Мира, д. 2, 6, 22, ул. Медведево, д. 5, 13, 52, 84, ул. Терешковой, д. 9, 12, ул. Комсомольская, д. 32, ул. Мосолова (мини-зоопарк), ул. Полевая, д. 5, 9а, ул. Горького, д. 3, ул. Ленина, д. 16, ул. Коммунистическая, д. 22, ул. Медведево (около ИК-3), ул. Лермонтова, д. 8, ул. Ленина, д. 1а, ул. Чехова, д. 1, 9, 15, ул. Чавайна, ул. Некрасова, ул. Исупова (т.6, л.д. 23-24).

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация муниципального образования «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами в пределах муниципального образования, в том числе с территории частного сектора.

Марийским УФАС России установлено, что администрация не исследовала состав хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево, а, напротив, последовательно своими действиями определила две организации - ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис», обслуживающие многоквартирные жилые дома поселка Медведево, которые будут осуществлять вывоз твердых бытовых отходов.

Письма администрации приняты ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис» к исполнению, в связи с чем обществами стала осуществляться деятельность по вывозу отходов с территории частного сектора поселка Медведево.

Иные хозяйствующие субъекты были лишены возможности без соответствующих материальных и временных затрат осуществлять деятельность по вывозу отходов в том объеме и порядке, который предоставлен ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис», поскольку другие места сбора мусора для жителей частного сектора, чем контейнерные площадки многоквартирных домов, не установлены.

В результате действий администрации ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис» получили возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке с использованием контейнерных площадок в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

Антиконкурентное соглашение между администрацией и управляющими компаниями привело к разделу рынка оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора в зависимости от места расположения контейнерных площадок многоквартирных жилых домов, которые обслуживаются ООО МУК «ЭксЖилФонд» или ООО МУК «Жилкомсервис».

Из материалов дела следует, что на обслуживании ООО МУК «Жилкомсервис» находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по следующим адресам: ул. Терешковой, д.1, 1а, 2, 3, 4, 4а, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, ул. Мира, д. 2, 4, 4а, 6, 8, 10, 14, 16, 18, ул. Советская, д. 8, 9, 45, ул. Кооперативная, д. 5, ул. Комсомольская, д. 32, 36, 38, ул. Медведево, д. 5, 13, ул. Шумелева, д. 7, ул. Лермонтова, д. 6, ул. Логинова, д. 2, ул. Пушкина, д. 22. ул. Коммунистическая, д. 26.

ООО МУК «Жилкомсервис» собирает и вывозит мусор от следующих частных жилых домов поселка Медведево: Комсомольская, д. 1, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 24, 26, 26а; ул. Шумелева, д. 2, 3, 15, 17; ул. Мосолова, д. 2, 4, 6, 8. 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17; ул. Железнодорожная, д. 6, 10, 12а, 126, 16, 18.

Для сбора мусора и твердых бытовых отходов частного сектора используются контейнерные площадки, установленные у многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО МУК «Жилкомсервис» по следующим адресам: ул. Советская, д. 8 (частные жилые дома по улицам Шумелева, Мосолова); ул. Советская, д. 9 (частные жилые дома по улице Железнодорожная); ул. Комсомольская, д. 32 (частные жилые дома по улице Комсомольская).

В свою очередь ООО МУК «ЭксЖилФонд» собирает и вывозит мусор от частных жилых домов поселка Медведево, расположенных по следующим адресам: п. Медведево, ул. Медведево, д. 18, 20, 22, 24, 26, 28, 35, 37, 37а, 39, 39а, 43, 45, 45а, 47, 49, 51, 53, 53а, 54, 55, 56, 57, 59, 60, 62, 64, 65, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79а, 79б, 80, 81, 82, 83, 85, 87, 88, 89, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126, 128, 130. 132, 132а, 134, 136, 136а; ул. Некрасова, д. 23; ул. Исупова, 3, 4, 6 - 16, 18, 20, 22; ул. Кирова, д. 3 - 8; ул. Лермонтова, д. 3, 5; ул. Пушкина, д. 3, 4, 5, 7, 21а, 21б, 23, 25; ул. Советская, д. 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; ул. Строительная, д. 5, 6, 7, 21; ул. Школьная, 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20.

ООО МУК «ЭксЖилФонд» обслуживает более 80 многоквартирных домов на территории поселка Медведево, а именно: ул. Строительная, д. 8; ул. Полевая, д. 1а, 3, 5, 9а, 11, 11а, 13, 13а, 17, 19; ул. Гагарина, 3, 5, 7, 11, 13; ул. Горького, 3, 4, 5, 6; ул. Коммунистическая, д. 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 24, 28; ул. Ленина, д. 1, 1а, 3, 3а, 4, 7, 9, 11, 5, 6, 7а, 16, 18; ул. Медведево, д. 52, 84, 102; ул. Некрасова, д. 1, 3, 21; ул. Пушкина, д. 26; ул. Строительная, д. 25; ул. Чавайна, д. 2, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 27; ул. Чехова, д. 1, 4б, 9, 11, 15, 25; ул. Исупова, д. 18; ул. Кооперативная, д. 6, 8, 13; ул. Лермонтова, д. 8, 10; ул. Советская, д. 18, 24, 47, 49, ул. Юбилейная, д. 5, 10.

В соответствии со схемой расположения контейнерных площадок п. Медведево, договорами на оказание услуг по транспортированию отходов контейнерные площадки, обслуживаемые ООО МУК «ЭксЖилФонд», расположены в поселке Медведево по адресам: ул. Полевая, д. 5, 9а, 13, 13а, ул. Горького, д. 3, ул. Ленина, д. 16, ул. Коммунистическая, д. 22, ул. Медведево (зона), ул. Лермонтова, д. 8, ул. Медведево, д. 52, ул. Ленина, д. 1а, ул. Медведево, д. 85, 91, ул. Чавайна, ул. Некрасова, ул. Юсупова, ул. Чехова, д. 1, ул. Чехова, д. 9, 15, 4б.

Для сбора мусора и твердых бытовых отходов жилых домов частного сектора используются контейнерные площадки многоквартирных домов, обслуживаемых ООО МУК «ЭксЖилФонд» по улицам Медведево, Лермонтова, Полевая, Гагарина, которые находятся рядом с частными жилыми домами.

Разделение рынка услуг по вывозу твердых бытовых отходов по территориальному признаку и распределение отдельных улиц частного сектора за определенной организацией, оказывающей услуги по вывозу твердых бытовых отходов, создало необоснованное препятствие деятельности иным лицам, осуществляющим аналогичный вид деятельности, в том числе препятствие в виде доступа на рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселения, что ограничило выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Соглашение, достигнутое администрацией и обществами, носит антиконкурентный характер, поскольку привело к преимущественному положению конкретных хозяйствующих субъектов - ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис» при оказании услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора с территории частного сектора поселка Медведево.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса -производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Тем самым услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной. Ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с заказчиком.

Вместе с тем ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис» была установлена различная стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для жителей частного сектора.

Согласно приказу ООО «ЭксЖилФонд» «О начислении платы за сбор и вывоз ТБО» от 29.05.2012 и от 30.08.2012 № 124/13, а также расчетам стоимости сбора и вывоза твердых бытовых отходов по частному сектору по состоянию на 01.05.2012, размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов с одного человека составляет 25 рублей, а с 01.09.2013 - 35 рублей (т.2, л.д. 6-7, 9, 11).

Размер платы за транспортировку бытовых отходов ООО МУК «Жилкомсервис» на 2012 год составлял с одного человека 32 руб., на 2013 год - 40 руб., что подтверждается себестоимостью услуг по транспортировке бытовых отходов на 2012 и 2013 годы (т.3, л.д. 82-83).

При наличии антиконкурентного соглашения, разделяющего товарный рынок по территориальному принципу, разный размер платы за аналогичные виды услуг ущемил права граждан, проживающих в частных жилых домах поселка Медведево.

Таким образом, антимонопольным органом доказано наличие между органом местного самоуправления и хозяйствующими субъектами - ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ООО МУК «Жилкомсервис», соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, которое привело к разделу товарного рынка вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево по территориальному принципу и по составу продавцов.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14.11.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/03-2014 вступило в законную силу (т.1, л.д. 44-56). Им подтвержден факт заключения ООО МУК «Жилкомсервис» антиконкурентного соглашения.

В силу изложенного, арбитражный суд признает доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в действиях ООО МУК «Жилкомсервис» в виде нарушения им пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражный суд считает, что общество не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от участника правоотношений по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению обществом возложенной на него публичной обязанности, не установлено.

В связи с чем довод заявителя об отсутствии вины в совершении административного правонарушения отклоняется как юридически необоснованный.

Таким образом, административный орган законно признал юридическое лицо – ООО МУК «Жилкомсервис» виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Арбитражным судом не установлены нарушения процессуальных прав общества при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах полномочий антимонопольного органа. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 4 и пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 23.48 КоАП РФ, рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. Полномочия на составление протокола об административном правонарушении заместителем руководителя - начальником отдела определены пунктом 4 статьи 28.3 КоАП РФ, приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС, управомоченных составлять протокол об административных правонарушениях».

Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии законного представителя общества – директора Ходырева Ю.Л.

Срок давности привлечения к административной ответственности за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения не пропущен.

Согласно частям 1 и 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации и составляет один год.

Исходя из положений КоАП РФ и Закона о защите конкуренции, дело об административном правонарушении по статье 14.32 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия решения комиссией антимонопольного органа (изготовления решения в полном объеме). С этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ вне зависимости от того, было ли оно обжаловано в судебном порядке.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14.11.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/03-2014 вступило в законную силу 14.11.2014. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 13.07.2015. Таким образом, срок давности антимонопольным органом соблюден.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Антимонопольным органом правомерно назначено наказание за совершенное административное правонарушение.

Санкция части 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Из оспариваемого постановления следует, что при исчислении размера штрафа в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.32 КоАП РФ административный орган исходил из размера выручки от вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Медведевское городское поселение» за 2013 год.

Однако арбитражный суд считает возможным уменьшить размер назначенного обществу в качестве административного наказания штрафа на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд РФ придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ и положений КоАП РФ, и учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а именно добровольное прекращение осуществления антиконкурентной деятельности, добровольное исполнение предписания (т.1, л.д. 136-137), арбитражный суд приходит к выводу о том, что административный штраф в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения и влечет избыточное ограничение прав заявителя, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

При этом арбитражный суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку юридическое лицо продолжает, несмотря на вступление в законную силу решения антимонопольного органа, настаивать на отсутствии противоправных действий и вины общества в совершении административного правонарушения.

Доводы заявителя о нарушении срока направления лицам, участвующим в деле, копии решения о нарушении антимонопольного законодательства, а также о рассмотрении дела в максимальный срок, установленный Законом о защите конкуренции, не являются основаниями для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, так как связаны с процессом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не с административным производством.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 АПК РФ).

Таким образом, арбитражный суд признает постановление Марийского УФАС России от 13.07.2015 о наложении штрафа по делу № 03-07/143-2015 о привлечении ООО МУК «Жилкомсервис» по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ незаконным в части размера административного наказания и считает достаточным назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать частично незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 13.07.2015 о наложении штрафа по делу № 03-07/143-2015 об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания «Жилищно-коммунальный сервис» (ИНН 1202004240, ОГРН 1021201050221) к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в части размера административного наказания.

Изменить постановление и назначить обществу с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания «Жилищно-коммунальный сервис» (ИНН 1202004240, ОГРН 1021201050221, место нахождения: 425200, Республика Марий Эл, поселок городского типа Медведево, ул. Кооперативная, д. 5) административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                                А.В. Камаева